Даманский

             
 Пятого сентября 1969 года в газете «Пограничник на Тихом океане» была опубликована заметка «Его наградила Родина», в которой сообщалось о том, что наш земляк  Михаил Устюгов отличился в бою на острове Даманском. Он смело действовал, метко стрелял, несколько раз ходил в атаку, помогал выносить раненых, сам был ранен.

  Сослуживец Михаила Илья Симчук в беседе с корреспондентом тогда сказал:

   - Рядом с  Мишей мне было  не страшно в бою. Знаю, что он не струсит, не повернёт вспять и не бросит товарища на поле боя. Он отважный и очень надёжный…

  Выяснилось, что  Михаил Сергеевич Устюгов – единственный в Тюмени непосредственный и, к счастью, живой участник событий на Даманском.

 Отлично помню то время, когда мы с замиранием сердца слушали по радио сообщения о настоящих сражениях, развернувшихся на рубеже с сопредельным государством, ранее  считавшимся абсолютно братским. 
  Вроде бы совсем недавно  мы распевали :«Москва-Пекин, Москва-Пекин ! Идут, идут вперёд народы за светлый путь, за прочный мир под знаменем свободы!». И по ту, и по другую сторону  границы скандировали: «Русский с китайцем – братья навек!» И вдруг – война!

  Конфликт стал назревать в начале 60-х годов, после того, как китайский лидер Мао Дзэдун на встрече с японской делегацией заявил: «Мест, оккупированных Советским Союзом, слишком много!». И вскоре предъявил претензии СССР, желая получить в свои владения не только реку Уссури со всеми островами, но и Хабаровский край, Приморье, Сахалин, часть Восточной Сибири и Средней Азии.

   В 1963 году состоялись советско-китайские переговоры, в которых первые лица государств участия не принимали. Нашу страну представлял начальник пограничных войск генерал-полковник П.Зырянов. Военные историки утверждают, что сделано это было специально для того, чтобы показать китайской стороне незначительность спора. Итогом переговоров стало решение передать во владения Поднебесной некоторые приграничные территории, в том числе и остров Даманский. Однако, китайская сторона договорённость
не ратифицировала. Тем не менее, мирное сосуществование прекратилось, и в последующем году  маоисты совершили множество провокаций, вызывая наших пограничников на вооружённые столкновения.

 К 1967 году вылазки китайцев на чужую территорию приняли крупномасштабный характер.

   Поэт и журналист Константин Симонов тогда сказал: « Я не хочу считать могилы на той, китайской, стороне Уссури. В конце концов – на земле нет ни чужих слёз, ни чужих вдов. Все слёзы на земле – человеческие».

 Всё правильно. Но стоит только представить, что чувствовали наши парни, охранявшие границу, когда прямо на них шла тысячная толпа с антисоветскими лозунгами и цитатниками Мао Дзэдуна. Пограничники вынуждены были выполнять сразу два приказа, противоречащие друг другу: «Держать границу на замке. Не допускать проникновения китайских граждан на советскую территорию!» и «Вооружённого столкновения не допускать! Огонь не открывать!».

  Какое-то время, выполняя эти приказы, они  действовали кулаками, демонстрируя мастерство рукопашного боя. Потом в ход пошли отобранные у китайцев дубинки и рогатины, оружейные приклады. Однако, нарушители границы становились ещё более наглыми и многочисленными.Второго марта 1969 года к  «мирным демонстрантам»  присоединились китайские спецназовцы, вооружённые карабинами и автоматами,
изготовленными по советским лицензиям. За две недели от рук нарушителей границы погибли 58 пограничников, 94 были ранены. 

 Старшина запаса Михаил Сергеевич Устюгов вспоминает:

 - Меня призвали в армию осенью 1968 года. Вместе со мной на службу в пограничные войска, на Дальний Восток, отправились 14 моих ровесников-земляков. Конечным пунктом нашего долгого следования стал Камень-Рыболов. Нам доверили служить там, где уже неоднократно случались провокации с китайской стороны. И мы должны были быть готовыми к отражению очередной. Этому делу нас учили основательно. До сих пор
помню свой первый наряд: я, автомат и отрезок Государственной границы длиной в 10 километров. Я отвечаю за неприкосновенность этого участка!

  …Второго марта пограничники  Нижне-Михайловской заставы Иманского отряда отбили первый натиск вооружённых нарушителей. Вечером к ним на помощь пришли курсанты сержантской школы Комиссаровского погранотряда, среди которых был и Михаил Устюгов. По сигналу тревоги будущие сержанты на четырёх БТР-60 совершили марш-бросок и заняли
огневые рубежи. Похоже, китайцы угомонились. Но тишина на противоположной стороне оказалась обманчивой…   

 Михаил Сергеевич рассказывает:

  -  Двенадцать дней мы мёрзли в окопах. Март в том году выдался очень холодный. В 9 часов вечера 14 марта  китайцы начали собираться в группы по 100-150 человек. В 8 утра следующего дня они с крутого берега вновь полезли на остров. Мы заняли окопы и приготовились к встрече «гостей». Пулемёт Калашникова на сошках придавал мне уверенности… Вот китайцы с визгом и воем кинулись в атаку. Мы ударили по ним из автоматов, пулемётов и гранатомётов РПГ. Первую атаку отбили. Затишье длилось недолго, всего минут 15. Отбили и вторую атаку. Кусты тальника  словно бритвой «стригло»…Китайцы полезли снова. Их прикрывал миномётный огонь с противоположного
берега. Лейтенант Губарев приказал нам погрузиться в БТР и покинуть остров… Моего друга из Омска Петра Шалупова ранило в ногу… Я стал перевязывать его,и в это время осколок мины  попал мне в шею…Нам  удалось вырваться из-под обстрела… Уже в Иманском госпитале, куда нас с Петей доставили товарищи,я  узнал о гибели моего друга Толи Яковлева. Он сгорел в подбитом китайцами БТРе… В тот день из нашего Комиссаровского отряда погибло 15 ребят. Тюменец Юра Ахметшин умер от ран и обморожения уже на госпитальной койке…

 Там же, в госпитале, Михаил  и другие раненые бойцы узнали, что Даманский удалось отстоять. Подошли армейцы из 135-й мотострелковой дивизии, ударили по врагу из пушек. Танкисты буквально «смели» китайцев с острова.
 
 После излечения Устюгов вернулся в погранотряд, ставший ему родным. А 9 мая 1970 года ему вручили медаль «За боевые заслуги». И сейчас, спустя 40 лет,  Михаил Сергеевич считает, что эта награда – свидетельство стойкости и мужества сибиряков-пограничников:  и тех, кто выжил в этом суровом испытании, и тех, кто не вернулся из боя. В его памяти живы все друзья-однополчане. На встречи с призывниками  и на торжества в День пограничника он приходит с чистой совестью и открытым сердцем. Свой воинский долг он выполнил с честью.
На снимке: Михаил Устюгов с внуком.


Рецензии
Тамара, я с огромной симпатией отношусь к пограничникам, почему-то так получилось что большинство моих друзей служили на границе. Вот задумал к этому Дню Пограничника песенку записать про пограничников... Она уже в работе, прикольная получилась. Если вы не против - я использую фотографию Михаила Устюгова для слайд-шоу к песне? А ссылку Вам потом скину. Хорошо?

Михаил Бурляш   07.05.2011 08:49     Заявить о нарушении
Михаил, извините, что задержалась с ответом, долго не заходила на этот сайт. Конечно, я не против того, чтобы "мой " герой побывал в Вашем клипе. Хотелось бы, конечно, посмотреть.

Тамара Пригорницкая   10.07.2011 15:02   Заявить о нарушении
Эх Тамара, где ж Вы пропадали так долго??? Песня давно спета и день ограничника прошел...
http://www.youtube.com/watch?v=Okfqt5DOW3E
Вот ссылка, только без Вашего разрешения не рискнул я Устюгова "светить"... :-(

Михаил Бурляш   10.07.2011 20:10   Заявить о нарушении