Военно-историческая миниатюра солдатики

Фото солдатика из коллекции сына автора



(отрывок из статьи, составленной из разных публикаций на эту тему из WWW)



- Ты собираешь солдатиков, - спросили меня как-то коллеги когда увидели на моем рабочем столе миниатюры из черного металла.

- Это купил для сына, - соврал я, думая как бы еще оправдать появление солдатиков, расставленных в ряд, будто принимают некий боевой порядок перед боем.

Больше у меня ничего не спрашивали на эту тему. Не знаю, поверили или нет, но от части это было правдой. Покупал солдатиков для себя, именно то что нравилось самому. Наверное, это была не реализованная детская мечта, которая именно сейчас воплощалась в этих маленьких фигурках.



СОЛДАТИКИ



Называть солдатиков военно-исторической миниатюрой обывателю не совсем привычно. Но коллекционеры и художники называют эти предметы своего увлечения и даже вожделения именно так – «по-взрослому». И это оправдано тем, что некоторые образцы имеют действительно художественную ценность. Есть, поистине, уникальные вещи, сделанные настоящими мастерами своего дела.

Мне самому с детства нравилось играть в солдатиков. Их дарили, покупал на карманные деньги или делал их сам из пластилина и проволоки. В своих играх воспроизводил увиденный фильм про войну на экране телевизора. Такие художественные эпопеи, где воспроизводились батальные сцены, как «Война и мир» (где тоже не обошлось без солдатиков, но об этом позже), фильмы про гражданскую войну, Великую Отечественную войну возбуждали фантазию ребенка, что выражалось в рисунках и играх. Книжки с иллюстрациями тоже завораживали детское воображение, но, опять же, с солдатиками было намного нагляднее и зрелищнее. Многих элементов и техники не хватало физически. Хотелось иметь в распоряжении большие  армии разных эпох.


В СССР они производились, но качества исполнения были не столь хорошего, как хотелось бы. Теперь, в нашем двадцать первом веке все обстоит иначе. Из-за границы привозили чаще всего пластиковых солдатиков, но не для продажи, а в подарок детям, которые вырастая их или выбрасывали или передаривали другим. Эти экземпляры были редкостью. В середине восьмидесятых купил таких по пятьдесят копеек за штуку. Довольно дорого на тот момент. Но они до сих пор присутствуют в моей коллекции. Тогда это было нечто сверхъестественное. Уже студентом в середине девяностых, когда появились свободно в продаже солдатики, покупал похожих на тех иностранных. Но не был этим так увлечен, как потом. Увидев металлических солдатиков размером 35-40 мм разных эпох из "киндер сюрпризов", которых можно было смело назвать военно-исторической миниатюрой.


В архиологических экспедициях находят множество миниатюр - фигурок, выполненных из дерева, кости, камня, металла. Это мужчины и женщины, животные и некие амулеты (к сожалению формат данного сайта не дает возможности продемонстрировать читателю наглядно иллюстрации). Для чего все это было нужно нашим далеким предкам можно только гадать. Поэтому, рассмотрим известные нам факты.

 
Солдатик, игрушечный солдат — миниатюрная фигурка,  обычно выполненная из металла, пластмассы, которая представляет собой солдата или воина. Термин применяется для любых фигурок военных из всех эпох, например рыцарей, солдат наполионовских войн, ковбоев, пиратов и другие предметы, связанные с ними, это пушки, пулеметы, бронемашины, танки другая метательная техника разных эпох. Солдатики варьируются от простой игрушки до весьма реалистичных и детализированных моделей. Обычный размер солдатиков от 20 до 54 мм. Более большие фигурки и куклы могут также быть одеты в военную форму, но коллекционерами они не считаются солдатиками.

Чем больше проработано мелочей на модели, тем лучше она выглядит – нужно сымитировать и подшлемник каски, и вентиляционные отверстия в ней, и подбородочный ремень, не забыть знаки различия на погонах, геральдика на пуговицах. Конечно, степень проработки зависит от масштаба фигурки – одно дело миниатюра высотой 120 мм, совсем другое – 54 или 30 мм. Такими солдатиками можно и играть, и просто ими любоваться, а слишком серьезные мужи могут изучать с их помощью историю военного костюма.   

В магазинах продаются колекционные солдатики. Их раскрашивают самостоятельно акриловыми красками или покупают уже "в цвете". Собрать свою армию в миниатюре не такое дешевое удовольствие. Поэтому, многие приходят к тому, что нужно заниматься собственным ("гаражным") производством военно-исторической миниатюры. Авторские работы пользуются спросом во всем мире. Наиболее удачные экземпляры продают с аукционов за большие деньги. Но создать настоящий шедевр не так просто. Но об этом позже.



Колекционеры


В СССР было три крупных коллекционера солдатиков — Александр Иванович Любимов, Михаил Викторович Люшковский и Раков Лев Львович. В 1968 году коллекции были приобретены Государственным Музеем им. А.В. Суворова. Коллекция считается одной из крупнейших в Восточной Европе и насчитывает более 60 тысяч солдатиков.


Коллекции Люшковского и Любимова были лакомым кусочком для многих мировых коллекционеров и они готовы были выложить за них огромные деньги. Свои услуги предлагали аукционы.

Для Михаила Викторовича Люшковского и Александра Ивановича Любимова солдатик был не просто игрушкой, а прежде всего средством реконструкции исторических событий. Выступая с докладами по русской и мировой военной истории, они использовали для воссоздания сражений фигурки из своих коллекций. По свидетельству присутствующих, это было наглядно и доступно. Не все же могут образно представить себе масштабное сражение. А миниатюры помогают это воссоздать в воображении любого человека.


Так, когда великий режиссер двадцатого века Сергей Бондарчук приступил к съемкам батальных сцен в фильме "Война и мир", то столкнулся с неимоверными трудностями. Перво-наперво он не мог себе представить их. Репетиции затянулись бы до бесконечности. Все баталии могли бы превратиться в свалку. Что было делать?

Выручили маленькте оловянные солдатики. На помощь пришел Михаил Викторович Люшковский со своей коллекцией. На огромном столе рождался рисунок битв, как сейчас сказали бы в "три дэ" после чего все переносилось на натуру, на поле. Выдающийся режиссер уже после съемки фильма признался, что если бы не солдатики, вряд ли бы удалось так четко и ясно снять огромную массу войск.


Полковник Советской Армии Михаил Люшковский – личность легендарная. Его имя сегодня с трепетом и уважением произносится, пожалуй, всеми любителями военно-исторической миниатюры. Сегодняшние коллекционеры преклоняются перед его подвигом – за годы своей жизни Люшковский собрал более 65 тысяч оловянных (преимущественно плоских нюренбергских) фигурок.


В его громадной оловянной армии были представлены воины всех времен и народов. Отдельные коллекции из собрания Михаила Васильевича Люшковского моделировали армии Древнего Рима, Греции, средневековых королевств и княжеств. На столах в квартире коллекционера маршировали крохотные гренадерские полки Фридриха Великого и генералиссимуса Суворова. В уменьшенном масштабе, скрупулезно были представлены практически все части Великой Армии императора Наполеона Бонапарта. Вот пехота разных наций – французы, итальянцы, немцы, кроаты, испанцы. Вот кавалерия – кирасиры, драгуны, гусары. За ними - артиллерия, обозы, штабы. А вот и сам Наполеон в окружении пестрой свиты, всех маршалов и адъютантов. Армии французов противостояла армия Кутузова. Она тоже была собрана из «полков» и «дивизий» по штатному расписанию, заимствованному неутомимым коллекционером из трудов русских историков 1812 года.

Часть фигурок Люшковский отливал самостоятельно, копируя фигуры известных зарубежных фирм. А часть покупал. Основу его коллекции составляли фигуры, приобретенные еще до 1917 года. Со временем собрание Люшковского пополнилось коллекциями других питерских (в то время ленинградских) энтузиастов нюренбергской миниатюры. Оловянные солдатики без дела у полковника не простаивали. Михаил Васильевич вел секцию военной миниатюры при Артиллерийском музее в Ленинграде, читал доклады по истории военного искусства разных народов. Сообщения иллюстрировал показом фигур. Он использовал свою коллекцию и для создания диорам. Сегодня часть фигур из собрания М.В.Люшковского можно увидеть в залах Артиллерийского музея, а также Петербургского музея им. А.В.Суворова. В суворовский музей коллекция перешла в полном составе после кончины знаменитого собирателя оловянных миниатюр.


Трудолюбие, упорство, настойчивость коллекционеров оловянной миниатюры достойно преклонения. Один британский коллекционер собрал 20 тысяч оловянных солдатиков для того, чтобы соорудить для королевской резиденции панораму «Битва при Ватерлоо». На громадном пространстве он представил все полки британской и французской армии, участвовавших в гигантском судьбоносном сражении. Коллекционер получил полнейшее одобрение Ее величества. Это была высочайшая оценка. Ведь британская королева знает толк в оловянных солдатиках. Она сама является владелицей крупнейшего в мире собрания оловянных фигурок воинов. Это собрание оценивается сегодня в баснословную сумму. На протяжении последних двух веков пополняли коллекцию королевы Англии лучшие работы миниатюристов-солдатистов.

Одну из самых знаменитых коллекций сегодня можно увидеть недалеко от Оксфорда — во дворце Бленхайм, родовом "гнезде" герцогов Мальборо, где появился на свет один из великих англичан Уинстон Черчилль. В книге "Мое детство" он вспоминает, что у них с братом была в распоряжении огромное собрание солдатиков. Он командовал британскими войсками, а его брат — силами противника.

Уже тогда молодой Уинстон демонстрировал выдающиеся политические способности. Он так "запудривал" мозги брату и склонял его принимать такие решения, что тот оказывался вовсе без артиллерии и конницы. Причем брат даже не подозревал, что в витиеватых словах устного соглашения содержится факт его поражения.

"Английская эпидемия" пристрастия к оловянным солдатикам в 30-е годы охватила всю Европу. Было создано "Общество коллекционирования исторических фигурок" во Франции, подобное общество появилось в Бельгии, затем в Австрии, Швейцарии.


Дети в своих играх не особо церемонились с солдатиками. Сколько их погибло в кострах, удовлетворяя мальчишеское любопытство: из чего же они сделаны? Или навечно были захоронены в песке на пустырях, где проходили баталии.

Ремесленники германского города Нюрнберга первыми почувствовали нехватку этих игрушек и узаконили их массовое изготовление на заседании городского совета в 1578 году.


В 1760 году начинают свою деятельность братья Хилперты - Иоганн Гот-фрид и Иоганн Георг, а также сын последнего Иоганн Вольфганг. За 50 лет они превратили прежде грубо исполненную фигурку в настоящее произведение искусства. Эта семья изготовила много примечательных фигур, среди них серии "Катание на коньках", композиция "Охота на медведя" и, наконец, изображение рождественской ярмарки.

    В 1839 году в Нюрнберге начинает работать Эрнст Хайнрихссен - основатель одной из самых известных фирм, производящих солдатиков. В 1848-м он ввел для фигурок масштаб 30 мм (высота пешей фигуры без головного убора), прозванный "нюрнбергским" и получивший в 1924 году международное признание.

    В это время стремительно растет производство оловянных фигур. Наконец производительность становится такой, что пять нюрнбергских фирм могут за один день изготовить "армию" в полмиллиона солдатиков. Окончательно установилась и численность выпускаемых воинских частей. Обычно в пехотном полку было около 20 фигурок солдат, в кавалерийском - 10.

Петр III играл в детстве простыми оловянными солдатиками. Он каждое утро строил их на подъем государственного стяга, по часам менял караул и занимался с ними строевой муштрой.

Монаршим отпрыскам совершенно необходимо было знать военное дело, так как рождались они уже полководцами. Для начала предстояло им двигать оловянные легионы по скользкому паркету дворцов.


Увлечению фигурками и игре с ними отдали дань многие известные исторические деятели. В России большими поклонниками солдатиков были великие князья Николай Павлович (будущий император Николай I) и его брат Михаил.

В 1854 году император Николай I заказал Вильгельму Хайрихссену - сыну основателя известной нюрнбергской фирмы - изготовить изображения солдат Российской императорской гвардии. Серия фигур высотой 60 мм включала изображения гвардейских кирасир, гусар, конногренадер, драгун, казаков, конной артиллерией и гвардейской пехоты. Для каждого конного полка делалось по 6 фигур - полковой командир, офицер, штандарт, трубач, унтер-офицер и рядовой. Исключением были гвардейские кирасиры - добавлялись литаврщик и рядовой первой шеренги (с пикой вместо палаша). Гвардейская пехота состояла из конного полкового командира, офицера, двух музыкантов и рядового. Некоторые солдатики, например конная артиллерия и драгуны, в целях экономии повторялись и отличались лишь росписью. Весь заказ оценивался в 15 000 гульденов, но заказчик оплатил его в десятикратном размере. Сам Николай I не успел увидеть своих солдатиков: фирме потребовалось на их изготовление три года, и в Россию они прибыли лишь при Александре II. Дальнейшая судьба царской оловянной армии, к сожалению, неизвестна.


Образцы российского производства (плоские и полуобъемные) размером 40 мм изображали марширующую пехоту и кавалерию - как правило, русскую, французскую и турецкую. Они делались из свинца и были довольно безвкусно расписаны. Кавалеристы имели пики из проволоки, при изготовлении вставлявшиеся в литейные формы до отливки фигурок, при слабом прикосновении они гнулись. Фигурки, представляющие турецкие подразделения, весьма неточно передавали форму одежды, были грубо сделаны, а металл был таким хрупким и ломким, что непременно повреждался при игре.

К началу XX века индустрия по выпуску солдатиков (или, правильнее — военных миниатюр) выросла настолько, что купить коробку оловянных воинов можно было в любом крупном магазине Лондона, Берлина, Парижа, Санкт-Петербурга или Нью-Йорка. Но правил для игры в солдатиков не существовало, по крайней мере, в том виде, в каком они существуют сейчас.

Большой популярностью пользовались листы для вырезания с типами военных фигур. Начало бумажным фигурам было положено в 1744 году в связи с визитом Людовика XV в Страсбург, где в его честь устраивали военные парады. Страсбургскому печатнику Зайфриду пришла в голову мысль перенести все это великолепие на бумагу и распространить в народе. Другой печатник, Инсар, изготовил первые эстампы с изображением фигурок солдат. Пик популярности бумажных фигур в России приходится на период между русско-японской и Первой мировой войной. Как правило, наибольшим спросом пользовались изображения пехоты. Обычно в набор входило два листа для вырезания с пехотой, а также листы с полевой артиллерией в действии и один-два листа кавалерии (6 фигур на лист). Кроме всего прочего, эти миниатюры солдат печатались цветными, уже штампованными на бристольском картоне. Для их устойчивости продавались круглые оловянные подставки с прорезями посередине, по 100 штук в коробке. В центральную прорезь оловянной подставки вставлялся фланец вырезанной фигурки, что придавало ему устойчивость (правда, при этом фигурки могли гнуться).

    Выпускались в России в конце XIX - начале XX века и листы с бумажными фигурами, из которых можно было составлять исторические сцены. Фигуры делались разной величины, так что соблюдалась перспектива.

    И все-таки оловянная фигурка была самым вожделенным подарком для большинства мальчишек. Правда, "элитой" среди солдатиков считались объемные пехотинцы и кавалеристы, стоившие дороже.

Родиной военно-тактических настольных игр традиционно принято считать Англию. Несмотря на то, что многие великие люди играли в солдатиков — Наполеон, Александр I, Вальтер Скотт, Артур Конан-Дойл, Роберт Льюис Стивенсон, Александр Суворов, Уинстон Черчилль, Иоганн Вольфганг Гете, Ганс Христиан Андерсен.

Наверное все помнят его сказку о стойком оловянном солдатике, он всю жизнь собирал оловянных солдатиков. Они стояли у него на столе среди бумаг, на книжных полках. Они молча смотрели как он водит пером по бумаге. Великий сказочник знал их язык и легко по ночам разговаривал с ними. 

Но именно англичанин подвел теоретическую базу и в начале 1900-х гг. опубликовал две книги, посвященные настольным баталиям: «Война на полу» и «Битвы солдатиков». К тому времени уже был богатый опыт wargame.

Звали этого англичанина Герберт Уэллс и мы хорошо его знаем по эпохальным фантастическим романам «Война миров», «Человек-невидимка» и «Машина времени». Именно Герберт Уэллс применил обыкновенный шестигранный кубик для подсчетов попаданий-промахов, брони и психологических тестов оловянных армий.

Будучи пацифистом, он надеялся, что наигравшись в солдатиков, будущие дети не будут столь охотно участвовать в настоящих войнах, выплеснув свою агрессию в исцинировках с участием фигурок воинов.

Огромный пласт варгеймерского хобби составляет работа по созданию собственной армии из солдатиков, которые называют военно-историческими миниатюрами. В коллекционных «варгеймах» используются пластиковые или металлические миниатюры. Фигурки могут быть разных масштабов: 1/72, 1/300, но наибольшее распространение получили миниатюры высотой 25-32 мм. Именно металлические, а не пластиковые солдатики ценятся выше за богатство деталировки и тонкую проработку. Играть фигурами можно на макетах местности или на столе, используя поле, поделенное на сектора, на шестиугольники – гексы и т.д. Применяют различные варианты правил, линейки для перемещения фигурок и определения дальности орудийного и стрелкового огня и т.д.

Солдатиков не всегда делали из олова,  да и сейчас в чистом виде этот металл используют редко - обычно речь идет о его сплавах (добавляют свинец). Но уж очень памятна всем с детства сказка Ганса Христиана Андерсена. Помните: «У старой оловянной ложки было двадцать пять сыновей » ?  Самые первые маленькие солдатики были и вовсе деревянными или глиняными.  В древности египтяне, римляне и греки изготавливали небольшие глиняные фигурки и с их помощью проверяли успешность плана предстоящего сражения.  Во всяком случае, именно из дерева была сделана найденная в гробнице сына фараона Емсы миниатюрная армия, мастерски вырезанная и раскрашенная более сорока веков назад. Принцы и короли играли солдатиками из драгоценных металлов - например, в 1610 году Людовик XIII получил в подарок 300 серебряных фигурок работы немецкого ювелира Н. Рогера.

Наполеон пошел дальше и подарил своему чаду 117 золотых воинов. Другой подарок своему сыну император состоял из 120 фигур, имитирующих корсиканских добровольцев, прославившихся в 1800 году в битве при Маренго. Королева Гортензия хранила их до 1821 года. Затем они были перекрашены в соответствии с расцветкой формы солдат австрийской армии, и собрание попало в Вену, откуда в 1832-м было возвращено во Францию.

Но что же олово? Этот материал стал применяться для игрушек публики попроще. Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешевая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: в начале XIX века уже не только в Нюрнберге и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майсене, Дрездене и других германских городах стали возникать «фабрики оловянных фигур».

После появления германской империи рынок наводнили фигуры солдат и полководцев прусской армии всех эпох. Как только их не изображали: и на парадах, и в походе, и на бивуаках. В начале двадцатого века, ближе к  Первой  мировой войне появились и всевозможные аксессуары: артиллерийские орудия, грузовики, военные корабли и даже цеппелины. Впрочем, армией дело не ограничивалось: так, дрезденская фирма Георга Хайде предлагала на зарубежные рынки фигуры короля Великобритании с парадным конвоем, Робинзона Крузо, персонажей библейской сцены рождения Христа и даже целую антарктическую экспедицию!

Практически все сферы человеческой деятельности так или иначе представлены в миниатюре. Фигурки изображают актеров и торговцев, придворных и ремесленников, сцены охоты и религиозных обрядов, свадьбы и цирковые представления, историю моды и даже животный мир. Поэтому оловянная игрушка давно стала не столько средством развлечения, сколько познания. А исполнение фигурок, зачастую являющихся подлинными произведениями искусства, сделало миниатюру предметом серьезного коллекционирования.


Залы многих музеев мира украшают макеты и реконструкции из оловянных солдатиков, иллюстрирующие различные события. Например, Египетский музей в Берлине, где в оловянной миниатюре представлена история Древнего Египта, или Государственный мемориальный музей А. В. Суворова и Артиллерийский исторический музей в Санкт-Петербурге, где экспонируются макеты-реконструкции сражений разных эпох.
 
Задачи музеев и принципы построения экспозиций, как правило, отводят оловянной миниатюре вспомогательную роль. Поэтому лишь в специальном музее можно показать собственно оловянную фигурку, которая своей многовековой историей получила на это право, будучи не только игрушкой, но и художественным произведением рук человеческих. В Германии, например, имеется около тридцати таких музеев. Наиболее значительный из них находится в городе Кульмбахе. В России же - ни одного. Хотя только в музее Суворова находится коллекция мирового значения, насчитывающая более 60 тысяч фигурок, одна из которых даже побывала в космосе.

Эта уникальная коллекция, как уже отмечалось ранее, обязана своим возникновением двум ленинградским коллекционерам - М.В.Люшковскому и А.И.Любимову, многолетним членам Военно-исторической секции Дома ученых и Ученого совета Музея А.В.Суворова. После их кончины коллекции поступили в музей, а из инициативной группы, собранной ими при Артиллерийском историческом музее, в 1968 г. был создан военно-исторический кружок. Заседания кружка проходили как в Артиллерийском, так и в Музее А.В.Суворова. Первыми руководителями кружка стали Р.Ш.Сот - главный библиограф Артиллерийкого исторического музея и О.В.Харитонов - сотрудник Музея А.В.Суворова. В 1975 г. кружок окончательно перешел в Музей А.В.Суворова, в котором впоследствии преобразовался в Клуб любителей военно-исторической миниатюры.

 
Сегодня, когда Санкт-Петербург признан ведущим центром, где создаются лучшие современные произведения в жанре оловянной миниатюры, они достойны претендовать на отдельный показ и быть представлены в специальном Музее солдатиков.



По мнению школьного учителя истории Александра Трапера (С.-Петербург, командор "Форпоста культуры", многолетний участник и организатор военно-исторических игр, сборов и праздников, проводимых этой организацией) игра в солдатиков полезна для детей:

"Полезна ли современным мальчикам игра в солдатики? Я думаю, да. Но только если это не вариант тира, а игра, которая расширяет внутренний мир, когда одушевляются фигурки и живут в собственной Швамбрании (помните повесть Льва Кассиля?). Многие знаменитые люди коллекционировали и играли в солдатиков, и не только Суворов и Наполеон (что не вызывает удивления), но и несколько поколений семьи Бенуа, писатель Роберт Стивенсон, великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Конечно, игра в солдатиков - это милитаристская игра. Сейчас есть тенденция в педагогических кругах к запрещению военных игр. Но я глубоко убеждён, что дело не в том во что играть, а как играть. Я думаю, что игра, которую создаешь сам, учит творчеству и обогащает духовный мир."


Мир детей и взрослых, занимающихся производством военно-исторической миниатюры и игрой гораздо богаче, чем без этого действа: они вживаются в разные исторические эпохи, расширялся кругозор и развивая интелект с других позиций, чем общепринятое образование.


В девятнадцатом веке солдатиков обычно продавали в бакалейных лавках наравне с чаем, мылом и пряностями. Упакованы они были обычно в плетеные из соломы коробочки.
Художник Александр Бенуа, чья коллекция солдатиков сегодня хранится в Эрмитаже, вспоминал, как отец покупал ему очередной набор и это был для него праздник. Он открывал соломенную коробочку и погружался в мир далекий от реальности.



Игры, достойные легенд



Александр Васильевич Суворов вдоволь навоевавшись и насмотревшись величайших баталий вдруг понял, уйдя в отставку, что не может жить без войска. И в старости он окружил себя солдатиками, в которых узнавал тех, с кем делил радость побед. Он расставлял их на столе и подолгу говорил с ними. Наверное, им было о чем поговорить.


Немцы называют солдатиков культурно-историческими фигурами. Потому что они могут изображать не только воинов, но и мирных жителей, сцены балов, охоты, сюжеты из литературы, - все что угодно. Игра в солдатики - прежде всего культурно-историческое явление. И само их возникновение очень интересно. И то, какую роль они играли в жизни многих людей.


Но все же, в XVIII веке в Европе приобретает популярность так называемый "кригшпиль" - игра в войну. Вначале играли синими и красными фишками, затем - солдатиками, а позже они стали расставляться на топографических картах. Известно, что испанский король Альфонсо XIII и кайзер Вильгельм II играли в кригшпиль десятками тысяч фигур. Использовался кригшпиль и начальником германского Генерального штаба А. фон Шлиффеном при "репетиции" захвата Бельгии.


Игра - понятие очень старая, даже древняя практика в нашем мире. Люди давно заметили, что гораздо легче и наименее затратно искать решение вопросов с помощью отождествления реальных объектов и явлений с их игровыми представительствами.

В солдатиков разных размеров играли в древнем Китае. Так го-пословица гласит: «Го учит человека жить».

Мышление процессами - главная отличительная особенность стратегии игры Го, но только этого было бы недостаточно для того, чтобы рассматривать Го в качестве лучшего из инструментов воспитания стратега. Идеальная визуализируемость этих процессов, наглядное отображение процессов в виде конфигураций камней - вот что делает Го уникальной практикой для Стратега.

В Японии существует легенда, согласно которой го была привезена в числе наиболее впечатляющих творений китайской культуры, достойных императора и его приближённых и военачальников.

Расцвет го в Японии пришёлся на XVII—XIX века, во многом это связано с тем, что наиболее известные военачальники и правители XVI века — Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, — серьёзно увлекались го, полагая игру не только времяпровождением, но и прекрасной тренировкой, помогающей правильно управлять войсками. Они держали учителей го, как для себя, так и для своих воинов.

С 1603 года Годокоро — высшее официальное лицо в японском го, одновременно — учитель сёгуна. Им мог стать только лучший игрок.

Стратегия, по определению Всемирной энциклопедии, (греч. «искусство полководца») - способ достижения сложных целей. В качестве науки стратегия дает знания стратегического поведения в тех или иных ситуациях. Но реализация знаний требует наличия стратега (полководца, политического деятеля, бизнесмена) обладающего помимо знаний о стратегии личностными качествами стратега. Невозможно стать стратегом просто прочитав книжки о стратегии и нельзя заниматься стратегией академично. Стратегия относится к области практической деятельности и проявляется только в практической деятельности. Поэтому о стратегии говорят как об искусстве, в котором стратегия, как знание, является в роли инструмента, а стратег в роли творца. Личность и искусство стратега являются важными, порой, главными, элементами стратегии.

Стратегия, как способ действий, становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии.

Наверное, так устроено мышление человека, что ему необходима помощь посторонних предметов. Так появлялись и другие, известные нам игры.

История шашек, как и многих других игр, уходит в далёкую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Во времена Рамзеса II эта игра считалась фараонской. В современном виде игра в шашки появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы. Проведя параллель между пехотой в боевых действиях с шашками на игровом поле, они отбросили возможность делать шаги к отступлению.

Предшественница шахмат - древняя индийская тактическая игра чатуранга, в которую сражались индийские раджи. Каждая фишка обозначала определенный отряд — и была на него похожа. Кавалерию изображала фигурка всадника, боевых слонов — фигурка слоника; колесницу, пехоту — аналогичные фигурки. Самой слабой фигуркой была одинокая фигурка раджи, а самой сильной — фигурка его гвардии, конных ветеранов, закованных в броню и лихо носящихся по полю боя.

Игра появилась около V в. н.э. и отображала встречное сражение за провинцию. В нее играли четыре человека с четырьмя армиями, каждый начинал со своей стороны доски. Собственно, потому ее так и назвали — «чатур» по-индийски — четыре, «анга» — часть.

Шахматы — настольная логическая игра, сочетающая в себе элементы искусства и науки. Одна из древнейших игр на Земле, сохранившихся до нашего времени; долгое время считалась игрой королей и аристократов. Широко распространено мнение, что шахматы способствуют развитию умственных способностей, памяти, творческого мышления. Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. И сложность правил, и уровень стратегии здесь высокий, а требования к игроку все те же – тактика, стратегия. Небольшая шахматная доска является необъятным полем для бесчисленных комбинаций. Достаточно сказать, что в самом начале партии игрок имеет 20 вариантов для первого хода; его партнер может ответить 20 ходами на каждый ход, то есть в распоряжении последнего уже 400 вариантов только для первого хода!

Из Индии шахматы проникли в страны Ближнего Востока.

Эта игра носила ярко выраженный военный характер, поэтому ее хорошо встретили в странах средневековой Европы. Здесь шахматы стали известны в X-XI веках, после того как арабы завоевали Испанию и Сицилию. В XI–XII вв. шахматы входили в программу рыцарского воспитания.

«В жизни, как на шахматной доске, – проповедовал Цессолес, последователь философа Иоанна Солсберийского – каждая фигура имеет не только свои права, но и обязанности». В целом же он представлял расстановку фигур и пешек на доске как модель феодального государства.
В книге «Быт русского народа» А.В.Терещенко отмечает: «При воспитании великокняжеских детей учили, между прочим, шахматной игре, без сомнения, по той причине, что она изощряла умственные способности».

Петр I, отправляясь в походы, брал с собой не только шахматы, но и двух постоянных партнеров. Увлекалась шахматами и Екатерина II.

Существует еще Сёги (японские шахматы) - логическая игра, чрезвычайно увлекательная и азартная, развивающая логическое и абстрактное мышление.

В мемуарах многих и многих исторических деятелей немалая дань отдается воспоминаниям о любимой игрушке — оловянным солдатикам.

Обычно с помощью солдатиков играют в боевые действия (войны),  поэтому солдатиков для игры должно быть много и играют в них в основном мальчики. Но есть и взрослые поклонники этого действа, реконструирующие известные исторические сражения. Этому дали свое название – wargame  (варгейм ) – военная игра.

Прообразом современных настольных wargame (варгеймов) послужили штабные тактические учения. Впервые они стали проводиться в 1860-70 годах. В это время численность средней европейской армии превышала двести тысяч человек, поэтому осуществлять реальные учения армий, было дорого, кроме того,  равносильно настоящей войне сроком до месяца. Ни одна страна не была готова к таким большим расходам. Военные игры, были хорошим выходом, позволяющим прорабатывать различные варианты вторжения, контрнаступления и взаимодействия фронтов, потому что без подобных исследований нельзя изучать стратегические методы ведения войны.

Выход был очевиден. Штаб армии, который в ответе за военное планирование, разбивали на две группы. Эти группы изолировались друг от друга на неделю-другую и принимали участие в командных военно-тактических играх. Одна группа думала за противника, вторая — за «свою страну». Функции третейского судьи взяли на себя посредники — самые опытные боевые офицеры. Посредники разъясняли вводную ситуацию, следили за принимаемыми решениями, отвечали на вопросы участников игры. Они описывали развитие воображаемой ситуации, исходя из таблиц передвижения армий, корпусов и дивизий, таблиц снабжения и вооружения. Посредники учитывали даже вероятную погоду, разлив рек или засуху, отслеживали по реальной карте воображаемые передвижения полков и дивизий, прикидывали возможные нестыковки. За ними всегда оставалось последнее решение — кто победил в каждом конкретном случае.





К сожалению, в России нет музея оловянных солдатиков. Между тем в мире подобных музеев немало. "Меккой" всех коллекционеров считается музей в Кульмбахе, чье собрание насчитывает сотни тысяч фигур, в Германии же находится музей солдатиков в Госляре. В экспозиции Египетского музея в Берлине представлено 38 диорам, реконструирующих с помощью фигурок жизнь и быт Древнего Египта.



Уникальная коллекция пластилиновых солдатиков


Дочь скульптора-любителя Екатерина Киселева показала РИА Новости уникальную коллекцию солдатиков, над которой ее отец работал более 30 лет. Около 2000 тысяч фигурок из пластилина вылеплены с "точностью до пуговки" и в соответствии с историческими документами. Летом 2010 года автор миниатюрной армии Сергей Киселев умер в возрасте 46 лет. Его наследница считает, что работы ее отца должны увидеть как можно больше людей.

"Если его коллекция будет лежать мертвым грузом, то в конечном итоге все придется выбросить, потому что игрушки под своей тяжестью ломаются. А если их выставить в музее, может быть, это кому-то принесет радость или нужную информацию, например, тем же военным историкам", - рассказала РИА Новости Екатерина.

По словам девушки, военной историей ее отец увлекся еще в 15 лет. Сначала создавал фигурки для игр с друзьями.

"Начинал с индейцев, лепил простенькие фигурки. Нашел товарищей в клубе военной истории, они начали привозить туда чемоданы пластилиновых человечков, по определенным правилам расстреливали их пульками из пушек. Со временем в коллекции стали появляться разные подразделения царской армии, начиная с 18-го века, французы, англичане. Так родилось несколько исторических периодов", - рассказала девушка.

Прежде чем создать очередного солдатика, Сергей Киселев изучал историческую литературу, редкие документы, которые находил в интернете или в библиотеках.


"Пожалуй, самое уникальное в его деятельности - это то, что он относился с большим трепетом к исторической достоверности. Прежде чем слепить фигурку, изучал все до последней пуговички - сколько их должно быть на обмундировании, какого они должны быть цвета. Зачастую находил ошибки в более ранних своих фигурках, делал пометки и со временем исправлял", - сказала Киселева.

Для создания фигурок Сергей Киселев использовал обычный пластилин, веревочки, нитки, фольгу, проволоку и даже волосы. По словам Екатерины Киселевой, в целом миниатюрное войско хорошо сохранилось, но пластилин со временем портится. Фигурки нужно покрыть специальным лаком, чтобы укрепить материал. Поэтому девушка надеется, что коллекция ее отца попадет в руки специалистов, которые сохранят необычную пластилиновую армию на долгие годы.


Продолжение следует


Рецензии
С удовольствием прочитал статью. И дело не в том, что почерпнул что-то новое...
Главное - увлечение солдатиками.
У меня есть фантазии на эту тему:
http://www.proza.ru/2014/05/08/503
http://www.proza.ru/2014/05/08/522
http://www.proza.ru/2015/01/27/344

С уважением
Евгений

Евгений Валерьевич Петров   01.09.2015 07:17     Заявить о нарушении
Кстати, у Вас в статье досадная опечатка: не Нюрембергская миниатюра а Нюрмбергская...
С уважением
Евгений

Евгений Валерьевич Петров   07.10.2015 06:30   Заявить о нарушении
Спасибо! Дело и игра "солдатиков" будет жить вечно,если конечно будут такие хорошие дяди. Спасибо!

Александр Владимирович Емельянов   11.10.2015 08:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.