Герра Жункейру и позитивистские течения

Герра Жункейру и позитивистские течения в португальской литературе

       Реалистическая школа в португальской литературе XIX в., в отличие от романтической, оказалась небогатой даровитыми поэтами. Лишь двоих поэтов этого направления португальцы считают своими национальными классиками: Антеру ди Кентала (1842 — 1891) и Герру Жункейру (1850 — 1923). Благодаря разнообразию тем, богатству версификации, таланту полемиста в сочетании с тонким лиризмом, особенно ощутимым в строках, посвященных несчастным и обездоленным (книга стихов «Простые люди»), при жизни Жункейру стяжал себе заслуженную славу, а после кончины занял виднейшее место в ряду португальских поэтов.
     Юношеские стихи Жункейру написаны в духе эпигонствующего романтизма. Все они изобилуют общими местами романтизма — такими, как бледные призраки, могильные черви, ночные кладбищенские птицы и пр. Поэтому в художественном отношении они мало значительны. Но в начале 1870-х гг. Жункейру задумал поэтическую трилогию — «Смерть Дон-Жуана», «Старость Вечного Отца» и «Освобожденный Прометей». Впредисловии к первой ее части поэт подробно излагает свои философские и истирические взгляды. Недостатки эпигонствующего романтизма Жункейру стал видеть преждевсего в оторванности от науки и современности. Поэзии такогго рода он противопоставляет творчество, связанное со своим временем, идеологией и научными достижениями своей эпохи. Кроме того, он считал преступным отделять искусство от нравственности.
     Поэт, утверждает Жункейру, обязан быть человеком своего времени. Во времена, когда поэт работал над этой книгой, в идеологии доминировали материализм и позитивизм — оба эти направления претендовали на «научность» мировоззрения. Фетишизировал науку и Жункейру, который в тот период считал, что научной должна быть не только философия и идеология, но и искусство, и литература — в том числе поэзия. Другим расхожим суждением той эпохи была безоглядная вера в однолинейный прогресс, выводимая из упрощенного понимания гегелевской диалектики в сочетании с дарвиновским эволюционизмом. Поэзию Жункейру понимал как отражение научного прогресса, считая, что поэтичская мысль должна идти строго параллельно научным достижениям.   
     Наряду с довольно интересным замыслом и несомненными художественными достоинствами «Смерть Дон-Жуана» отличается и очевидными недостатками — неуравновешенностью композиции, длиннотами, ходульностью образов и откровенным дидактизмом. Более совершенна в художественном отношении вторая часть трилогии — «Старость Вечного Отца». Этот стихотворный сборник неистово обличает католическое духовенство — в тот период Жункейру был ярым антиклерикалом. Яркий образец антиклерикальной сатиры — сонет «Паразиты». В обоих катрена и двух первых строчках первого терцета описано, как бродячие шуты за деньги показывают несчастного уродца, безрукого и безногого, посаженного на осла и таращащего ничего не выражающие глаза. С ними автор сравнивает священников, выставляющих напоказ Христово Распятие. Комментарии, как говорится, излишни.
     Решительное неприятие вызывает у поэта принудительный целибат римско-католического духовенства (сонет «Эйрих», герой которого — главный персонаж знаменитого исторического романа А. Эркулану «Эйрих, вестготский священник»). Некоторые стихотворения из сборника «Старость Вечного Отца» выходят за рамки антиклерикализма, как это видно, например, из небольшого стихотворения «Крещение», пропитанного сарказмом и начинающегося словами «Крестите: изгоните из ангела сатану». Богословскими познаниями Жункейру, по его же признанию, обременен не был (хоть и учился какое-то время на богословском факультете Коимбрского университета), а то бы знал, что эта точка зрения, отстаиваемая в V в. еретиком Пелагием, была последовательно опровергнута блаженным Августином и осуждена Церковью.
     «Вечный Отец» у Жункейру — это Иегова, которого в поэме «Смерть Дон-Жуана» явившийся герою диавол называет своим родным братом. В предисловии ко второму изданию «Смерти Дон-Жуана» поэт заявляет, что Иегова олицетворяет для него «божественную тиранию», т. е. тиранию духа. Таким образом, Жункейру противопоставляет ветхозаветного Бога Христу, которого в ту пору старался лишить божественного ореола и очеловечить. В этом он следовал за Д. Штраусом, Э. Ренаном и другими мыслителями, исповедовавшими подобные взгляды.
     С течением времени воинствующий антиклерикализм Жункейру значительно смягчился. Незадолго до смерти поэт писал: «Должен признаться, что я был очень несправедлив к Церкви. “Старость Вечного Отца” — это книга моей молодости. В сорок лет я бы уже такого не написал. Книгу вдохновило и продиктовало мое христианское мировоззрение, но еще полное безумия рационализма — узкого и поверхностного, происходящего от невежества. В этой книге попадаются хорошие вещи, но в целом она плоха, а местами отвратительна».
     Действительно, творческую эволюцию Жункейру завершает стихотворение «Молитва к свету», где уже нет и следа ни антиклерикализма, ни религиозного вольнодумства. Поэт успешно переболел и позитивизмом, и вольнодумством. Очевидно, что годы приносят человеку и мудрость, и всепонимание.

Опубликовано: Компаративистика: история и современность. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Вып. 12. СПб., 2008.


Рецензии