Олег Воронин Масонские мифы продолжение

    ГЛАВА I  «Рыцарские романы и действительность»
   
    Если же обратиться к истории «тайных организаций» в Европе и России, то в отличие от религиозных ересей, мы будем вынуждены начать с т.н. «Духовно-рыцарских  орденов» в Западной Европе. Т.е. военно-монашеских организаций  рыцарей, создававшихся в период крестовых походов в XII – XIII вв. под руководством католической церкви главным образом с целью защиты, расширения владений крестоносцев на Востоке и для территориальных захватов в Европе под предлогом борьбы с «неверными» (мусульманами, язычниками).

   Их появление тесно связано с серьезнейшими политическими изменениями на Ближнем Востоке. Появившиеся здесь после первого крестового похода феодальные государства (Королевство Иерусалимское и его вассалы: графство Эдесское, графство Триполийское и герцогство Антиохийское) были исключительно непрочными государственными образованиями. Они распологались вдоль узкой прибережной полосы восточного берега Средиземного моря и полностью зависели от помощи папства и европейских монархов. Закрепощенное местное крестьянство никогда не смирялось с новыми сеньорами, полностью чуждыми ему и по вере, и по языку, и по культуре. Спасти вновь образованные феодальные владения мог лишь постоянный приток военной силы с Запада. Что бы упрочить положение новых властителей были созданы военно-монашеские, иначе духовно – рыцарские ордена. Члены их принимали монашеский обет, но оставались воинами-рыцарями. Чем объяснить их очень быстрое развитие в начале XII века?

   Совеременный историк так излагает свою точку зрения на этот вопрос: "Дело в том, что монархи и крупные феодалы того времени были хорошими воинами, зачастую неплохими военачальниками, но вовсе никакими администраторами. Можно сказать, что все они были просто разбойниками в королевских мантиях. Завоевывать территории и крепости они умели, грабить их тоже. Но XII век был веком становления государственности. Общественное развитие требовало стабильных границ, законов, стабильности страны. И только военно-монашеские Ордена с их  тщательно разработанными уставами и членами, научившимися их исполнять, связанными единой целью, не имеющими своих собственных своекорыстных интересов, скрепленных дисциплиной и имеющие в руках постоянное обученное и сплоченное войско могли быть и были на деле очагами, зародышами возникновения государств. Именно это привлекало к Орденам и королей, видевших в этих организациях свою опору, и состоятельных людей, ищущих прочной защиты от произвола крупных феодалов, и католическую церковь, видящую в Орденах средство укрепления власти папского престола".

   Из двенадцати Орденов наиболее заметный след в истории оставили три - госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют и по настоящее время, хотя и не играют теперь сколько-нибудь заметной политической и военно-политической роли. Они выродились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались. Но в течение своей почти тысячелетней истории были периоды, когда духовно-рыцарские ордены играли крайне важную, а в некоторые моменты решающую роль в европейской, а шире в средиземноморской и евразийской политике. Поэтому целесообразно привести краткие исторические сведения об этих политических институтах Средневековья и Нового Времени.

    Пожалуй, старейшим из известных монашеско-рыцарских Орденов возникших в Средневековье является Орден Госпитальеров (Иоаннитов) (Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem). Этот Орден известен под рядом названий и к тому же с течением времени его названия менялись. В России чаще всего употребляется название Мальтийский Орден, а его Руководители именовались «Гроссмейстер» или «Великий магистр». Это филологическое разночтение  принципиального значения не имеет. Среди имен его Гроссмейстеров для России особенное значение имеет Павел Петрович Романов (1798-1801), он же Российский император Павел I .

    Краткая история Ордена. Часть I.: «Нормальные» герои…никому не нужны…» 

    К началу средневековья, Иерусалим стал главным местом паломничества христиан, хотя трудности, с которыми сталкивались путешественники, шедшие через страну постоянно  разделенyю войнами и ссорящимися местными вождями, в сочетании с долгим путешествием через море, переполненное пиратами и мародерами, делал это предприятие чрезвычайно опасным. А на «Святой Земле» почти не было христианских организаций, способных обеспечить ночлег, медицинскую помощь, питание пилигримам, которых, к тому же часто захватывали местные жители с целью получения выкупа. Относительно точного времени рождения Ордена в разных исторических источниках приводятся разные даты. По некоторым источникам в 1070 году (за 25 лет до Первого Крестового Похода ) знатный рыцарь Герард (Джерард?) основал при уже существовавшем Странноприимном Доме в Иерусалиме священное братство, взявшее на себя заботы о христианских паломниках. По другой версии это произошло в 1080 году и основатель не был рыцарем.(?)
   
   Большинство историков сходятся на том, что некий  Джерард Благословенный родом из  французской провинции Прованс в момент взятия крестоносцами Иерусалима 15 июля 1099 года  уже являлся ректором (Rector) или мастером (Master) Госпиталя в Иерусалиме.  Термин «госпиталь», который понимается сегодня всеми как военная больница или больница для раненных на войне, и понимается только как чисто медицинское учреждение, в те времена означал значительно более широкое понятие. Латинское слово «gospital» переводится, как «гость». Можно сказать, что Госпиталь того времени -это гостиница или приют, где путник может получить весь комплекс услуг, в которых он нуждается (ночлег, питание, лечение, отдых, защиту, безопасность, религиозные требы), причем в значительной мере бесплатно. В период правления Джерарда Госпиталь являлся сугубо мирной организацией. Число мест в госпитале достигало 2 тыс. Использовались методы передовой тогда арабской медицины. Он создал первые Уставы Госпиталя, что для того времени, характерного отсутствием каких либо правил и установлений, было просто удивительно. Госпиталь располагался  возле  Церкви Святого Джона Баптиста  и недалеко от   Церкви Гроба Господня. Он  был организован в двух отделениях - одно для мужчин посвященное Святому Иоанну, другое (для женщин) посвященное Марии Магдалине. Помощь оказывалась раненным и больным любого вероисповедания, что приносило Госпиталю много доходов от благодарных пациентов и позволило Госпиталю стать независимым от Бенедиктинского Аббатства, вскоре после взятия крестоносцами города. С обретением независимости Госпиталь отказался от поклонения Святому Бенедикту  в пользу Святого Августина. В 1107 году тогдашний христианский король Иерусалима Болдуин I официально утвердил монашеское Братство  и закрепил за ним землю, на которой располагался Госпиталь. Под руководством Джерарда братья сформировали себя в религиозное братство, принимая торжественные клятвы бедности, целомудрия и повиновения. Чтобы символизировать свой  отказ от всего мирского, они выбрали униформой простую одежду и белый крест, который позже стал восьмиконечным как символ восьми блаженств. Специальной Буллой  от 5 февраля 1113, Римский папа Пасхалий II  одобрил их устав, за исключением упоминаний о любых военных режимах работы. Эта булла гласила:  « Нашему Почтенному Сыну Джерарду, основателю и Директору Иерусалимского Госпиталя и его всем законным последователям и продолжателям ...., Ты просил нас, чтобы Госпиталь, который Ты основал в городе Иерусалиме, около церкви Святого Джона Баптиста, должен быть укреплен по полномочию Папского престола и усилен защитой Апостола Святого Петра, ....Мы соглашаемся с твоими просьбами с отеческим милосердием, и мы подтверждаем по полномочию этого существующего декрета, этот Храм , этот Госпиталь  повинуется Апостольскому Глазу, и защищен Святым Петром..., что Вы - действительный  администратор и директор этого госпиталя, и мы желаем, чтобы, в случае вашей смерти, никто не мог быть помещен во главе его уловкой или интригой и что уважаемые братья могут избирать по воле Бога.., мы подтверждаем навсегда, и для Вас и ваших наследников ...все преимущества, привилегии и имущество, которое это теперь имеется в Азии и Европе и которое может быть приобретено в будущем , освобождается от любых налогов».

   В последующие годы под эгидой Братства  были основаны госпитали  для паломников в Европе, в основном, в портовых городах Сант-Гилесе, Асти, Пизе, Бари, Отранто, Таранто и Мессине. В этих госпиталях паломники могли приготовиться к паломничеству, дожидаться корабля и  приготовиться к долгому и опасному путешествию через Средиземное море, а также  отдохнуть после паломничества перед возвращением домой. Джерард умер в 1120 году и день его смерти до сих пор  числится в календаре Мальтийского Ордена. Но еще до смерти Джерарда к Братству присоединяется группа рыцарей крестоносцев во главе с неким  Раймондом де Пюи  родом из Прованса. (который позднее стал после Джерарда вторым руководителем Госпиталя. Не вполне точно известно, когда Братство стало   заниматься функцией  военной  защиты Гроба Господня  и бороться c неверными везде, где их обнаружит. Считается, что  между 1126 и 1140 годами.

   Первая военная задача, выполняемая новыми братьями рыцарями была физическая защита паломников шедших от Яффы до Иерусалима от постоянно беспокоящих их бандитов.   Очень быстро задача разрослась до обязанности очищать окрестности от разбойников и вообще от неверных.С этого времени  Мастера  или Гроссмейстеры  (с 1489), были, и религиозными руководителями  и военными командирами рыцарей.  Таким образом, в этот период  Братство все больше становится военно-религиозной организацией, хотя функции призрения  слабых и больных паломников сохранялись. В это же период наименование организации   «Братство» (Brotherhood) заменяется на «Орден» («Ordo» (Order)), как это уже было принято в военно-религиозных сообществах в Европе. Точных сведений относительно происхождения первых рыцарей-госпитальеров не имеется. Вполне очевидно, что подавляющее их большинство было французами, т.к. основная масса крестоносцев Первого Крестового Похода была из Франции и Раймонд де Пюи также был французом. Однако, большинство госпиталей Ордена в Европе размещались в южной Италии, а большая часть пожертвований шла из Испании. Поэтому есть все основания полагать, что среди рыцарей-госпитальеров имелось немало итальянцев и испанцев. В 1137 году Римский папа Иннокентий II утвердил правило, согласно которому, ранее вступивший в Орден брат не имел права самостоятельно снять с себя обет, Для этого требовалось согласие всех остальных братьев. Вступавшие в орден принимали три обычных монашеских обета - безбрачие, бедность и повиновение. Первоначально не требовалось никаких доказательств своего благородного происхождения, чтобы стать рыцарем-госпитальером. Само наличие дорогостоящего оружия, защитных доспехов, боевого коня уже указывало на благородство. Нередко для выполнения военных задач привлекались временно и не состоящие в братстве рыцари. Однако к 1206 году члены Ордена уже делились на классы, к первому из которых принадлежали только рыцари. Руководящий состав мог избираться только из их числа. Ко второму классу принадлежали орденские священники, так называемые «служащая братия» (сержанты), сотрудники госпиталей, к третьему классу обслуживающий персонал. Последний класс обетов монашества не давал. В бою участвовали рыцари и сержанты. Кроме братьев ряд привилегий и защиту Ордена получали также так называемые «собратья» и «дарители», т.е. те, кто помогал Ордену или непосредственным участием в боевых действиях или же материально. Этой системы в других Орденах не было.

   Орден очень быстро становился мощной военно-монашеской организацией.Его военная мощь уже в 1136 году побудила короля Иерусалима передать госпитальерам крепость Бет Джибелин - важный стратегический пункт на южной границе, прикрывющий порт Аскалон. Госпитальеры за свой счет укрепили и расширили крепость. Будучи хорошими администраторами, Госпитальеры привлекали к работе выдающихся строителей, медиков, архитекторов, оружейников того времени, создавали сеть укрепленных пунктов по границам королевства, организовали своего рода пограничную службу, препятствуя проникновению в страну мусульманских отрядов. Между 1142 и 1144 годами госпитальеры приобрели пять графств в округе Триполи, суверенное княжество на севере королевства. Уже через несколько лет в Ордене иоаннитов было около полутысячи членов, Всего к этому времени в руках госпитальеров находилось уже около 50 укрепленных замков включая такие важные крепости Крак де Шевалье и Маргат. В крепостях и замках иоанниты, как правило, всегда строили вторую линию укреплений. Руины этих замков и поныне высятся на господствующих высотах над долинами. Рыцари Ордена, понимая свое могущество, были не очень щепетильны с церковными властями. Они просто-напросто вытеснили из центра Иерусалима аббатство Санты Марии Латинской и заняли, ранее принадлежавшие аббатству здания. 
   
   Госпитальеры принимали активное участие во Втором Крестовом Походе, внося в ряды   крестоносцев элементы порядка, организованности что помогло одержать ряд побед. Однако  поход закончился провалом. В продолжительный   полувековой промежуток времени между окончанием второго Крестового похода (1148) и началом третьего (1189) история Ближнего Востока и Северной Африки богата событиями борьбы между христианами и мусульманами. Во всех этих событиях Госпитальеры  принимают самое активное участие. В 1177 Орден вместе с тамплиерами участвует в битве при Аскалоне и вносит существенный вклад в победу христиан. Но еще в 1154 г. мусульмане овладели Дамаском и начали наступление на Иерусалимское королевство. А в 1187 году султан Саладин (Салах-эд-Дин) вторгается в Иерусалимское королевство, осаждает Тивериаду и  захватывает город. В течение нескольких недель все крепости королевства пали. Затем наступила очередь и самого Иерусалима, и Тира. К этому времени раздоры между тамплиерами и госпитальерами, включая военные стычки и серьезные бои, привели к ослаблению обеих Орденов, взаимной неприязни и недоверию. Настоящей обороны Иерусалима организовано не было и город пал. В 1189 году начинается

   Третий Крестовый поход. К   1191 году после двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра). 15 июля 1199 года, т.е. в самом начале Четвертого Крестового похода крестоносцам удается вновь овладеть Иерусалимом. После исчезновения Тамплиеров в первой половине - середине XIII века Госпитальеры являются основной военной силой христиан в Палестине и сдерживают натиск мусульман.  Они принимают участие в  V, VI, VII Крестовых походах. В 1244 году в конце VI Крестового Похода в битве под Газой Госпитальеры терпят серьезнейшее поражение. В плен попадает магистр и много рыцарей. Но в 1249 году они принимают участие в VII Крестовом Походе. И снова неудача - проигрыш битвы при Мансуре, в ходе которой в плен попадают магистр и 25 высших руководителей Ордена. Крестоносцев преследует одна неудача за другой. Госпитальеры становятся арьергардом последних Крестовых Походов. Они продолжают удерживать свои крепости, даже когда другие крестоносцы уже покидают Палестину. Крак де Шевалье они удерживают до 1271 года, Маргат до 1285 года. Когда пал Иерусалим в 1187 году, госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру (Сен Жак д`Акр). Но в 1291 году пришлось оставить и последний оплот христианства в Палестине. Раненый магистр Ордена Иоаннитов, прикрывавших эвакуацию горожан и посадку их на корабли взошел на борт корабля последним. Так закончилась эпоха Крестовых Походов, а с нею и эпоха расцвета и величия военно-монашеских орденов. Орденам предстояло искать свою нишу в новых исторических условиях.
   
    В конце XIII в. иоанниты перебрались на Кипр, захваченный еще в 1191г. отрядами английского короля Ричарда Львиное Сердце и проданный тамплиерам, которые потом уступили остров королю Иерусалимскому Ги де Лузиньяну (эта династия удерживала за собой остров до 1489 г.), а затем перебравшись на остров Родос продлили свое активное существование морскими операциями на Средиземном море. К концу XIII века в Ордене иоаннитов насчитывалось более 600 рыцарей. Ведя каперские, а зачастую и просто пиратские операции, иоанниты к тому же создали одну из самых эффективных разведок в Средиземноморье. Еще в  1230 г. Госпитальеры завязали контакты с ассасинами - тайной мусульманской организацией-государством, образованной в конце XI века в Иране и имевшей крепости и замки в Сирии и Ливане. Поскольку ассасины были врагами мусульманских феодалов на Ближнем Востоке и в Иране, то Госпитальеры использовали их как важнейший источник информации о намерениях и действиях «сарацин» (впрочем, сами являясь источником информации о «гяурах»: невольно вспоминается афоризм о «заклятых друзьях» из соперничающих разведслужб!).

   Стараниями Великого Магистра  Жана де Вилье у госпитальеров на Кипре уже были замки в Никосии, Колосси и других местах. Отход на Кипр был достаточно боевым: «Великий Магистр Жан де Вилье и его рыцари прорубили себе дорогу на орденскую галеру, в то время как с палубы прикрывавшие их доблестный отход лучники обрушивали грады стрел на врага». Орден стал вассалом короля Кипра и получил от него феодальное владение Лимассол (Лимиссо) в качестве лена (феода). Изгнанный из Иерусалима Орден святого Самсона слился с Орденом госпитальеров, и этот союз стал именоваться «рыцари Кипра» (что было утверждено римским папой Климентом V). В Лимиссо затем в течение восемнадцати лет была резиденция Ордена. Двадцать лет на Кипре позволили Ордену восстановить силы. Но как повествует средневековый хронист: «Рыцари не преставали посещать Святые места…Вскоре после сего кавалеры отправились в море, где собирая страннопришельцев, провожали их в свое отечество и сражаясь за оных с корсарами, получали великие добычи, чем увеличили вооружения Ордена так, что в короткое время вышло из гавани множество судов, и флаг Ордена святого Иоанна на всех морях был в великом уважении…По причине непостоянства короля кипрского, продолжались беспрестанные у него с кавалерами несогласия, почему Великий Магистр решился переменить место. Он обратил взор свой на остров Родос, которым владел тогда Леон Галл, отпадший от греческого императора. Галл, собрав турок и сарацин, вооружился и кавалерам в совершенном покорении острова сопротивлялся более двух лет…».

   Завоевав Родос в 1307-1309 гг. Госпитальеры впоследствии основали там мощную крепость и госпиталь. А в 1310г. на Родос была официально перенесена штаб-квартира Ордена. Обновление оборонительных укреплений явилось вовсе не пустой предосторожностью. Уже через два года турки предприняли попытку завладеть островом Великий магистр бросил на защиту острова все наличные силы Ордена. В морском сражении османы потеряли весь свой флот. Военные операции против турок велись практически непрерывно до последней четверти XV века. В 1346 г. рыцари одержали внушительную победу над турецким флотом у берегов Смирны. Этот город оставался их форпостом в Малой Азии до тех пор, пока в 1402 году не пал под ударами армий Тимура. Вторая половина XIV века отмечена последними попытками Европы взять реванш за разгром крестоносцев. В 1365 году папа Урбан V призвал к новому крестовому походу против неверных. Летом 1365 г. крестоносцы взяли приступом и разграбили Александрию - богатейший город Северной Африки. Они истребляли мирное население, не делая различия между мусульманами, христианами и евреями. Однако, через 60 лет турки захватили и опустошили Кипр. С карты восточного Средиземноморья исчезло последнее латинское королевство. Орден Св. Иоанна остался один на один с набиравшей силу державой турок-османов. Через два года после разграбления Александрии Госпитальеры предприняли успешную морскую экспедицию к берегам Сирии. С этих пор морские набеги на города Леванта, Египта и Малой Азии стали совершаться регулярно. В конце XIV века Орден Св. Иоанна принял участие в последней попытке средневековой Европы возродить дух крестовых походов. Стотысячная армия, под командованием старшего сына герцога Бургундского, выступила в поход, намереваясь вытеснить турок с территорий, занятых ими за Дунаем.  Совместно с генуэзцами и венецианцами госпитальеры должны были обеспечить поддержку с моря. Орденский флот вошел в Черное море и встал на якорь у устья Дуная. Однако в боевых действиях участвовать ему не пришлось. Огромная, но плохо организованная и крайне недисциплинированная армия крестоносцев была наголову разбита легкой кавалерией турок у города Никополиса. «Поход на Никополис был крупнейшим и последним из крестовых походов. Его печальный исход с удручающей точностью повторил крайне неблагоприятную для Европы историю предыдущих крестовых походов», - писал известный английский историк Стивен Рэнсимен. Захват Багдада войсками Тимура в 1392 году до предела осложнил обстановку в Леванте. В 1403 году госпитальеры, никогда не колебавшиеся перед заключением временных союзов со своими вчерашними врагами против нового противника, договариваются о совместных действиях с египетскими мамлюками. Согласно условиям соглашения, Орден получает право открыть свои представительства в Дамьетте и Рамле и восстановить свой старый Госпиталь в Иерусалиме. Договоренность с мамлюками приносит Ордену почти четыре десятилетия мирной передышки. Тем не менее, работы по сооружению новых фортификаций на Родосе продолжаются, а галеры регулярно выходят в море из порта Мандраччио.   К середине XV века соотношение сил в восточном Средиземноморье изменилось не в пользу Госпитальеров. Взятие Константинополя в 1453 г.войсками султана Мехмета II прозвучало для Ордена сигналом смертельной опасности. Мехмет II был искусный полководец, образованный человек, знал несколько языков, и завоевание Родоса было для него лишь вопросом времени. Он  бросил на завоевание цитадели госпитальеров 70-тысячное войско.

   Великий Магистр Ордена Пьер Д'Обюссон смог противопоставить турецкой армии только 600 рыцарей, включая оруженосцев, и от 1,5 до 2 тыс. человек наемных иностранных войск. На стороне рыцарей сражалось и местное население, которому было роздано оружие. Несмотря на огромное численное превосходство турок и мощь их артиллерии защитники Родоса все-таки смогли отбить осаду. В турецком войске началась эпидемия дизентерии, потеряв не менее 5 тыс. человек, главнокомандующий турецкими войсками вынужден дать сигнал к отступлению. На Родос хлынул поток финансовой и военной помощи – европейские монархи  понимали турецкую опасность. Пьер д'Обюссон немедленно развернул  работы по восстановлению разрушенных фортификаций Родоса. Одновременно он строил и обширные планы завоевательных компаний. В 1510 г. в письме к испанскому королю Фердинанду Католику он заверял своего корреспондента, что тот: «избран провидением, что без особого усилия вернуть Иерусалим, а также завоевать всю Африку вплоть до Египта…».  На V Латеранском соборе папа Лев Х, стал проповедовать крестовый поход против турок и выслал легатов во все европейские страны, способные дать отпор. Также он провозгласил перемирие между всеми европейскими государствами на 5 лет и тех монархов, кто не будет соблюдать перемирие, папа грозил отлучить от церкви. По всей Европе усиленно собирались налоги, пожертвования, совершались духовные процессии, был составлен план войны. Но все эти приготовления оказались напрасными мир, между христианскими монархами в скором времени был нарушен и каждый употребил те армии, которые были направлены против турок на свои цели.

   Соперничество Карла V и Франциска I перенесло войну в Европу и все перестали думать о крестовом походе. Султан Сулейман Великолепный в 1522 г.с  флотом в  700 кораблей, на борту которых находилось 200-тысячное войско подошел к Родосу.   Выдержать осаду Госпитальеры не могли и обратились за помощью к Западу, особенно к «царице Адриатики» Венеции. Но помощи не последовало, венецианцам и генуэзцам соперники на море были не нужны. Шесть месяцев иоанниты удерживали остров, но стремясь избежать поголовного истребления рыцарей, великий магистр Филипп Вилье де Лиль Адам решил вступить в переговоры с султаном, предложившим госпитальерам заключить мир на почетных условиях. 1 января 1523 г. Они навсегда покинули Родос, который  удерживали более 2ет. Их флот насчитывал 50 судов на борту находилось около пяти тысяч человек, включая больных и раненых. Однако и далее рыцарей ждала неудача. На побережье южной Италии свирепствовала чума. Шесть месяцев госпитальеры, спасаясь от эпидемии, переезжали из Неаполя в Виттербо, из Виттербо в Вилла Франке, пока наконец не обосновались в Ницце, находившейся в то время во владениях герцога Савойского.  Однако прийти на помощь странствующим рыцарям не спешили ни Франция ни Испания.

    «Христианнейший» король Франции Франциск I, побывавший в плену в Мадриде, искал пути примирения с «Блистательной Портой». В этой обстановке госпитальеры, носители давно угасшего духа крестовых походов, выглядели средневековым анахронизмом.
    Испанский Вице-король Сицилии дал понять великому магистру, что Орден мог рассчитывать на его покровительство, если бы согласился избрать в качестве места своего пребывания Триполи, новое североафриканское владение испанской короны. Вице-король дал понять, что захват Триполи в Мадриде рассматривали в качестве первого шага на пути завоевания Египта. Идея отправиться в Северную Африку была встречена госпитальерами без энтузиазма. Триполи, известный суровыми условиями жизни, конечно, не мог идти ни в какое сравнение с Родосом. Однако в октябре 1523 года поступило другое предложение. На сей раз оно исходило лично от Карла V. В качестве компенсации король предложил рыцарям острова Мальтийского архипелага. В конце июня 1524 года восемь рыцарей, представлявших каждый из входивших в Орден языков, посетили Мальту и Триполи, чтобы на месте ознакомиться с тамошними условиями. Суровый каменистый остров не понравился Госпитальерам с первого взгляда, но вид Триполи поверг их в еще большее разочарование. В представленном ими докладе говорилось, что Триполи с его слабыми крепостными сооружениями было немыслимо оборонять в течение длительного времени силами Ордена. Орденский капитул вначале отверг предложение испанского короля. Но в  в 1530 г. все-таки вынужден был обосноваться на Мальте, после того как Карл V, нуждаясь во флоте, отдал госпитальерам остров в постоянное феодальное владение, а заодно и прилегающий о-в Гоцо. Ежегодной платой за эту услугу должен был стать один мальтийский сокол, присылаемый в день всех святых королевскому представителю, вице-королю Сицилии (Этот исторический факт использован в качестве завязки в знаменитой книге Дэшила Хэммета «Мальтийский сокол»).

   Госпитальеры продолжили борьбу против мусульман, в особенности против североафриканских пиратов. Несмотря на то, что в их распоряжении находилось всего лишь несколько кораблей, они очень быстро навлекли на себя гнев Османов, недовольных переселением ордена. В 1565 году Сулейман I направил сорокатысячную армию для осады Мальты и изгнания с её территории 700 рыцарей и 8000 солдат. Поначалу сражение складывалось для госпитальеров столь же неудачно, как и сражение на Родосе: большая часть города была разрушена, около половины рыцарей убито. К 18 августа положение осажденных стало практически безнадежным. Однако, когда совет предложил отступить к форту Святого ангела, Великий Магистр Жан Паризо де ла Валетт отверг это предложение.

   Несмотря на приказы короля Филиппа II Вице-король Сицилии не прислал помощи. По всей видимости, он не решился взять на себя ответственность и оказать помощь Госпитальерам в ущерб собственной обороне. Неправильное решение могло привести к поражению, а следовательно, подвергнуть османской угрозе Сицилию и Неаполь. Вице-король оставил с ла Валлетом своего сына, и ему вряд ли могла быть безразлична судьба крепости. Что бы ни было причиной задержки, вице-король продолжал колебаться до тех пор, пока судьба сражения не была практически решена усилиями лишённых помощи госпитальеров, и даже тогда только негодование собственных офицеров вынудило его двинуться на помощь. Положение осажденных, однако, не выглядело безнадежным. Работая днем и ночью, гарнизон сумел устранить бреши в укреплениях, после чего взятие Мальты казалось все более невыполнимой задачей. Из-за ужасной жары и тесноты казарм многие турецкие солдаты болели. Заканчивались еда и боеприпасы, турецкие солдаты все больше впадали в уныние из-за тщетности их атак и понесенных потерь. Серьёзным ударом стала гибель опытного командира, капера и адмирала османского флота Драгута 23 июня 1565 года. Турецкие командиры Пиаль Паша и Мустафа Паша были слишком беспечны. Они располагали огромным флотом, который они лишь единожды удачно использовали. Они также пренебрегли связью с африканским побережьем и не предприняли ни одной попытки выследить и воспрепятствовать переброске подкреплений с Сицилии, когда вице-король осенью все-таки отправил 14-тысячный корпус на Мальту. Озадаченные и нерешительные османы узнали о прибытии подкреплений с Сицилии  8 сентября, не зная, что подкрепление очень невелико, турки сняли осаду и отступили.

   Великая осада Мальты, должно быть, была последним сражением в котором войско, состоящее из рыцарей, одержало решительную победу. После отступления османов в строю у госпитальеров оставалось 600 человек. Согласно наиболее достоверной оценке, турецкая армия насчитывала 40 000 человек, из которых, в итоге, 15 000 вернулись в Константинополь. После осады был построен новый город - сегодня он носит имя Валетта, в память о великом магистре, который его отстоял. В 1607 году Великому Магистру Госпитальеров был пожалован титул Райхсфюрста (Принца Священной Римской империи, несмотря на то, что территория ордена всегда находилась южнее территории Священной Римской империи). В 1630 году великий магистр был удостоен духовного сана, эквивалентного кардинальскому, и уникального смешанного титула Его Самое Выдающееся Высочество, отражавшего оба свойства и признавая его, таким образом, настоящим Князем Церкви.

(Продолжение следует)


Рецензии