Заметки о необходимости знаний христианина

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕТКИ О ЗНАНИИ, КОТОРОЕ НЕ МОЖЕТ НАДМЕВАТЬ, НО КОТОРОЕ ВЕДЕТ К БЛАГОЧЕСТИЮ.






Негативные аспекты знания представлены  в следующих случаях.
• Надмевающее знание описано в 1 Кор.8гл. Это то знание (gnosis), от которого погибнет  немощный брат. Контекст главы  говорит об идоложертвенных яствах. Не прибегая к подробному разбору всей главы, в последнем стихе можно увидеть вывод из всех рассуждений апостола Павла – «…если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек…». Здесь любовь к брату должна быть  выше наших познаний (познаний об идоложертвенном).
• Бесполезное знание  описано в том же Послании в 13-ой главе. Здесь описана некая гипербола – человек, имеющий всякое познание (gnosis), но не имеющий любви есть «ничто». Сам контекст говорит не о бесполезности или надменности знания как такового, а о том факте, что даже все знание (точнее  дар слова знания), не может заменить саму любовь.
• Знание, которое не основано на страхе Божьем (Пртч. 1:7), сбивает человека с путей. Такое знание Господь превратит в глупость. (Ис.44:25; 47:10).





Рассмотрим некоторые места Ветхого Завета, которые говорят о необходимости знаний о Боге, о необходимости пребывать в учении постоянно.

Поучайся в книге закона день и ночь.
«…только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих. Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис.Нав.1:7,8). Рассмотрим контекст этого стиха, чтобы яснее понять смысл сказанного. Моисей, наикратчайший человек, умер, его оплакивали 30 дней, что говорило о великой скорби народа израильского. В последних стихах Торы говорилось о Моисее, что «…не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу…». Главой над народом Израильским после Моисея был поставлен Иисус Навин. Какие же наставления дал Господь лично Иисусу? Важно помнить, что Моисею и Иисусу была поручена важнейшая миссия –  вести весь народ Израильский в землю обетованную. На них возлагалась огромная ответственность, с них, как с лидеров, должны брать пример миллионы человек. То есть, им наиболее ответственно нужно было подходить к исполнению повелений Господа (хотя всем необходимо ответственно исполнять Слово Божье). Итак, Господь лично Иисусу Навину сказал о том, чтобы он поучался в книге Закона, данного через Моисея. Казалось бы, зачем было обращаться к написанному, когда Господь говорит тебе лично.  Иисус Навин наверняка знал, что немногим людям Господь говорил лично, и, подумав, что он один из тех немногих, мог в какой-то степени возгордиться, что он нашел благоволение в очах Божьих. Но Господь акцентирует его внимание не на дальнейших откровениях Божьих, но на уже написанных словах человека Божьего Моисея. Иисусу было велено поучаться день и ночь в законе, чтобы книга закона не отходила от уст его, чтобы он хранил и тщательно исполнял весь закон. И здесь мы не можем сказать, что написанные на папирусе слова были менее значимы, чем прямые откровения Божьи. «Поучаться день и ночь в книге закона», что может быть понятней и проще?! Есть написанная книга, Иисус умел читать и разуметь. «Читай и разумей, вникай и тщательно исполняй». Зачем еще искать особенного небесного откровения, когда Богом прямо сказано: читай и поучайся?
Необходимо отметить, что фраза «день и ночь» говорит о непрестанном учении до конца своей жизни. Слова Божьи нельзя просто механически выучить (пусть за несколько лет) и успокоиться. Понятно, что не этого требовал Господь. Уникальность и богатство Слов Божьих таково, что от них можно учиться всю жизнь. Нельзя, достигнув какого-то предела, сказать: «все, хватит, я всему научился  и все понял!». Поучаясь от Слов Божьих непрестанно, человек будет поступать благоразумно во всех путях (ст. 8), это Божье обещание. Можно сказать по-другому, что поступать благоразумно можно лишь в одном случае: непрестанно поучаться, тщательно хранить и исполнять записанные Слова Божьи.

Угодное для Господа совершается только во время наставлений.
«В седьмой год Ииуя воцарился Иоас и сорок лет царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Цивья, из Вирсавии. И делал Иоас угодное в очах Господних во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай…» (4Цар.12:1,2). После нечестивого Охозии в Иерусалиме воцарился Иоас. Это было сделано не без помощи священника Иодая, который так же нашел для нового царя двух жен и  который наставлял его во все дни своей жизни. Примечательно, что царь поступал угодно только лишь во время наставления его священником. В задачи священника входило не только принесение жертв, но и  наставление народа в Законе и вынесение решения в наиболее трудных спорных случаях (Лев. 10:9-11, Втор.17:6-13), потому что «…уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7). Иодай добросовестно выполнял свою роль священника, но выполнял ли свою роль Иоас? Иисусу Навину было повеление поучаться закону Божьему день и ночь, как следствие мы видим, что он до конца своей жизни был ревностен в исполнении слов Божьих и Израиль служил Господу. (И.Нав. 24гл.). Иоас же, напротив, не был послушен Богу всю свою жизнь. Во времена наставлений он поступал угодно Богу. Наставления прекратились, он стал служить идолам. Здесь мы видим, насколько важен принцип – «поучаться день и ночь». Очень важно усвоить истину, что процесс познания Бога не должен прерываться, не должен прекращаться ни при уходе на пенсию, ни при женитьбе и рождении детей, ни при смене политического режима, ни под влиянием близких друзей.

Слова книги закона производят покаяние.
«И донес Шафан писец царю, говоря: книгу дал мне Хелкия священник. И читал ее Шафан пред царем. Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои» (4Цар.22:10,11). Писание повествует нам еще об одном царе, из жизни которого мы можем вынести очень важный урок. После нечестивых иудейских царей Манассии и Аммона воцарился молодой царь Иосия. Правление Манассии было настолько нечестивым, что «…соорудил жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня, и провел сына своего чрез огонь, и гадал, и ворожил, и завел вызывателей мертвецов и волшебников… поставил истукан Астарты… пролил весьма много невинной крови, так что наполнил [ею] Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он завлек Иуду в грех…». Кроме того, книга закона Божьего не то чтобы не изучалась день и ночь, она вообще была забыта и потеряна. Итак, Иосия стал с молодых лет прибегать к Богу. В двенадцатый год правления он начал очищать Иудею от языческих идолов: дерева срубил, резные и литые кумиры изломал и разбил, а их прах рассыпал, кости жрецов сжег. Эту чистку он совершал по всей земле Израильской (2 Пар. 34:4-7).
Весьма ревностно было служение Иосии, если еще учитывать и тот факт, что народ буквально впитал за 52 года правления нечестивых царей язычество в свою жизнь. Но что же так потрясло молодого царя? Во время проведения работ по восстановлению дома Господнего была найдена книга закона. Какова же реакция царя? «Когда услышал царь слова книги закона, то разодрал одежды свои». И далее – «…пойдите, вопросите Господа за меня и за народ и за всю Иудею о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господень, который воспылал на нас за то, что не слушали отцы наши слов книги сей, чтобы поступать согласно с предписанным нам». Мы видим в этом отрывке, что сердце царя сокрушило не его ревностное служение по истреблению идолов, а его сокрушили именно те слова, которые были написаны в книге закона.
Что же им двигало, когда он разрушал идолов, если книга еще не была найдена? Быть может, тот факт, что любой здравомыслящий (пусть даже и неверующий) человек посчитает глупостью посвящать свою жизнь служению нарисованным и вылитым идолам, а так же неразумием поклоняться божествам звездного неба. И образованный человек, в руках которого будет власть, естественно станет истреблять всякие нелепые памятники и изображения. Мотивы Иосии, вероятно, были продиктованы именно этими соображениями, поскольку только после очищения земли от идолов он был сокрушен и понял, насколько велик  грех народа, что не исполняли слова Божьи – «…пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги, потому что велик гнев Господа, который воспылал на нас за то, что не соблюдали отцы наши слова Господня, чтобы поступать по всему написанному в книге сей»(2Пар.34:21).
Итак, мы видим, что царь сокрушился и стал смиряться перед Господом только после того, как услышал своими ушами слова, написанные в книге закона, что не соблюдали его отцы написанные постановления. Здесь виден так же следующий момент. Бог услышал Иосию и ответил ему не после того, как он очистил землю от идолов, но после того, как он, услышав слова книги, раскаялся и смирился – «…так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Богом, услышав слова Его о месте сем и о жителях его, - и ты смирился предо Мною, и разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал [тебя], говорит Господь» (2Пар.34:27). В связи с этим возникает следующий злободневный вопрос: с чего начинать служение Господу, чтобы иметь благоволение в Его глазах? Ответ очевиден: чтобы угодить Богу необходимо начать с того, чтобы услышать и внять своим разумом слова Господни и, как следствие, «разодрать одежды свои».

За недостаток знания гибнет народ.
«Слушайте слово Господне, сыны Израилевы; ибо суд у Господа с жителями сей земли, потому что нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле… истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:1,6).
За какие грехи Бог судится с жителями Израиля? Здесь видны явные грехи, которые сразу бросаются в глаза: обман, убийство, воровство, прелюбодейство, кровопролитие. В первых двух стихах  мы также видим грехи, относящиеся к сфере разума – это отсутствие истины и отсутствие Богопознания. В 6-ом стихе мы читаем, за что же все-таки Бог истребит народ. Написано, что не за убийство, воровство, прелюбодейство, хотя это, пожалуй, наиболее явные, ужасные и подлые грехи, но за недостаток ведения. Неужели Бог преуменьшает мерзость видимых грехов? Нисколько. Но именно из-за того, что люди не познают Бога и отвращаются от истины, происходит и убийство, и прелюбодеяния, и воровство, и кровопролитие. Недостаток ведения открывает двери для нечестия настолько, что душа сама стремится к беззаконию (ст.8), то есть совесть не различает, где добро, а где зло.
Понимая, за что именно Бог может уничтожить народ, логично призвать народ, прежде всего, к тому, чтобы он возлюбил истину и знания, чтобы  он непрестанно, днем и ночью,  познавал Бога. Это мы и читаем немного позже – «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6). Необходимо просто кричать погибающему народу: «Народ, познавайте Бога и Его пути, возлюбите истину более всего!»
Слово, переведенное как «ведение», имеет синонимы «знание», «умение», «разумение». Очень часто Слово Божье призывает нас к знаниям. Вот лишь некоторые примеры:

• «Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится» (Прит.19:2);
• «Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума» (Прит.19:27);
• «Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные» (Прит.20:15);
• «Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает» (Прит.22:12);
• «Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам» (Прит.23:12);
• «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет» (Ис.53:11);
• «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7);
• «…то ныне дай мне премудрость и знание, чтобы я [умел] выходить пред народом сим и входить, ибо кто может управлять сим народом Твоим великим» (2Пар.1:10);
• « И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием…» (Иер.3:15).

Важно подчеркнуть, что не всякое знание является богоугодным, но лишь то, которое ведет к познанию Бога и Его воли. Прежде, чем стремиться к знаниям, нужно усвоить раз и навсегда, что «Начало мудрости - страх Господень…» (Пртч.1:8). Всякое знание нужно проверять следующим критерием: является ли их началом страх Господень. Именно об этом правильном знании и  говорит пророк Осия.

Радость от понимания закона Божьего.
«И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им. Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона… И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8:8-9,12).
С чего же началось духовное пробуждение народа израильского после переселения его из Персии на свои родные земли? Стена Иерусалимская была достроена (Неем.6:15), народ собрался на праздник труб (Лев.23:24), когда нужно было пребывать в покое и приносить жертвы Господу.  Книга Левит так же повествует о священном собрании в девятый день этого же месяца, когда необходимо было «…смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;  никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего…». Далее мы читаем предостережение – «…всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;  и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее…». То есть, народу необходимо было посвятить себя исключительно смирению своей души, не отвлекаясь на повседневные заботы. Это было настолько важно, что Господь мог уничтожить человека, который не смирится (Лев.23:27-30). Поняв, в какой Праздник читалась книга закона, мы понимает, что время было выбрано не случайно. Автор книги Неемия не повествует нам, что приносились какие-то жертвы, хотя они должны были приноситься, и они приносились (Неем.8:18 – «…в восьмой день попразднество по уставу»). Но в книге Неемия акцент делается на том, что читалась книга закона. Почему же автор только лишь вскользь упоминает о жертвоприношениях, но более говорит о чтении? Потому что еще около 300 лет тому назад Господь через пророка Осию утверждал, чего же Он более всего  хочет – «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6).
Примечательно также то, что книга закона не просто читалась, и читалась внятно,  но и пояснялась. Да так пояснялась, что народ понимал прочитанное. Слово Божье настолько коснулось всех слушающих, что они были сокрушены, они плакали, слушая слова закона. Так же был сокрушен и царь Иосия, когда была найдена книга (4Цар.22:10,11). Важно также понять и тот факт, что народ понимал не философские размышления священников, не их чувственные переживания, но народ понимал (и это их сокрушило!) Слово Божье, потому что Слово объяснялось!!! В этом примере также видно, что священники отлично исполняли свои главные функции, а именно «…и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев.10:11).  Эти функции должны были исполнять и фарисеи, но они не только не делали это, но, напротив, обвиняли народ в невежестве и, как следствие, в проклятии – «…Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоан.7:49). Ответственность объяснять Слово Божье возлагается и на современных учителей и пасторов. Громадная ответственность на учителях в том, чтобы народ понимал записанное Слово, а не  религиозные абстрактные рассуждения. Для этого Слово Божье и разъяснение должно читаться внятно и понятно. Человек слушающий должен разуметь, в чем состоит воля Бога, каков Сам Бог. Здесь есть как ответственность перед Господом  учителей, так и ответственность перед Господом самих слушателей.
Итак, народ Израильский слушал Слово Божье, понимал Слово Божье, сокрушался от Слова Божьего и, как следствие, радовался перед Господом – «И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8:12). Мы видим в этом примере, что радость возникает от понимания слова Божьего, а не от массовости самого собрания (в Неем.8:1 мы читаем, что собрался весь народ как один). Важный урок, который необходимо вынести из этого места Писания таков, что истинная радость и сердечное сокрушение должно происходить из внимательного изучения Слова Божьего, которое разъясняется и  которое становится понятным.

Рассматривая эти немногочисленные отрывки из Ветхого Завета, можно сделать следующие основные наблюдения. Господь дал свой закон через Моисея, человека Божьего. Все постановления были записаны рукой Моисея, не считая десятисловия, записанного перстом Божьим (Исх.31:18).  После смерти Моисея, наикротчайшего человека, которого Бог знал  лицом к лицу, на управление народом израильским был поставлен Иисус Навин. Иисусу Господь прямо сказал, чтобы тот поучался в записанной Моисеем книге закона днем и ночью, то есть постоянно, на протяжении всей жизни. Только в этом случае путь Иисуса Навина будет благоразумен. Так и было на протяжении всей его жизни. Далее, на примере царя Иоаса мы видим, что как только тот перестал пребывать в наставлении Божьем  от священника Иодая, тут же совратился с Божьих путей и увяз в идолопоклонстве. Через Осию-пророка Господь утвердил важность Боговедения до такой степени, что без него народ будет истреблен. Главное обвинение, которое вменялось народу, были не его явные грехи – убийство, прелюбодеяние, воровство, но его отвращение от познания Бога и Его путей. Далее, после нескольких неугодных правителей Иудейских, идолопоклонство расцвело на земле до такой степени, что книга закона не то, чтобы не преподавалась день и ночь, но вообще была забыта. Молодой царь Иосия начал свое правление с того, что разбил статуи, изваяния и прочие идолопоклоннические элементы. Но сокрушила его не столько ревность от такого служения, сколько слова, которые он услышал из найденной книги закона. Как следствие, во время его жизни Господь не наводил бедствия на землю. Далее, после того как народ израильский был частично переселен на свои земли, ясное прочтение и объяснение Слова Божьего произвело в народе сокрушение сердец. Народ радовался от того, что понял наставления, преподанные священниками.
Таким образом, мы видим, что Господь во все времена призывал обращаться людей к написанной книге закона, где Он оставил учение о Самом Себе и о Своих путях. Стремление к Боговедению – вот главное, что требовалось от народа. И в заключительной книге Ветхого Завета перед Своим 400-летним молчанием Господь повелел снова и снова обращаться именно к написанной книге закона, к правилам и уставам – «Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы» (Мал.4:4).


Обратимся к Новому Завету и рассмотрим некоторые места, призывающие непрестанно пребывать в христианском вероучении, стремиться к знаниям о Боге, о Его воле, а также о последствиях пренебрежения этих знаний

Благоухание познания.
«Но благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе и благоухание познания (gnosis) о Себе распространяет нами во всяком месте. Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих:  для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь. И кто способен к сему?  Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2Кор.2:14-17).  Бог распространяет благоухание познания о Себе, используя нас, как проповедников. Проповедники должны не повреждать слова Божьи, но проповедовать искренно. Другими словами благовестие о Христе есть «…благоухание приятное, жертва Господу…». Во времена Ветхого Завета жертвы животных,  правильно приносимых  Богу, были благоуханием приятным. Это можно увидеть во многих местах, например,  Исх.29:18,41; первые несколько глав книги Левит и т.д.  Таким образом, распространение знаний о Боге есть угодное для Него действие.

Лжеименное знание.
« О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания (gnosis), которому предавшись, некоторые уклонились от веры…» (1Тим.6:20,21). Здесь ап. Павел предостерегает Тимофея отвращаться от лжеименного (ложно называемого) знания. Почему отвращаться? Потому что некоторые люди, последовав этому знанию, отвратились от веры. Из этого отрывка мы должны уяснить об опасности ложного знания. Примечательно, что Павел пишет данный призыв к Тимофею уже в конце своего послания, как бы делая вывод всему написанному ранее. Он обращается к нему по особому, с некоторыми эмоциями (насколько их можно выразить на бумаге) «О, Тимофей!». Мы видим два действия, которые необходимо было совершать молодому проповеднику, это «храни» и «отвращайся». «Храни» (греч.phulasso) еще означает «сохранять», «беречь», «соблюдать». Слово «переданное» (греч. parakatayhkh) означает то, что становится рядом, отдается на хранение, доверяется, это юридический термин, означающий, что кто-либо доверяет на хранение другому человеку. Таким образом,  Тимофею необходимо было беречь и соблюдать слово, которое дается и доверяется ему на хранение. И, напротив, от лживого знания Тимофей должен отвращаться и убегать.
Но, чтобы нам понять, какое же знание нам необходимо беречь, а от какого отвращаться, необходимо постоянно пребывать в учении, данном нам в Священном Писании. Пребывая в нем постоянно, мы будем разуметь, какое же знание является лжеименным, то есть данное не Духом Святым. Здесь не должен присутствовать никакой «синтез учений», никакое «единство различных знаний», никакая философская категория, типа «единство противоположностей». Хранить одно и отвращаться от другого, а не объединить под именем Христа все, что угодно. «О, христианин! Сохраняй и соблюдай вверенное тебе Слово Божье,   отвращайся от лживого знания!»

Познание тайны Бога.
«…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания (epignosis) тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами…» (Кол.2:2-4). Здесь Павел увещевает верующих в Лаодикии и Иераполе (и других, кто не видел лица его) в том, чтобы утешились сердца их, соединенные в любви. Для чего верующим утешаться и соединяться? Для всякого богатства совершенного разумения (греч.sunesis- сообразительности, рассудка, проницательности). А еще для чего? Для познания тайны Бога и Отца и Христа!!! Это самый лучший мотив для собрания верующих вместе. Для Колосской церкви этот мотив был особенно важным из-за проникновения в их церковь различных лжеучений. До 15-го стиха второй главы Павел учит верующих о Христе, об их положении во Христе. Далее  он противопоставляет эти истинные знания ложным знаниям, которые описаны с 16-го стиха. Он осуждает их пагубность, безрассудство, ложную видимость мудрости. Примечательна фраза – «это имеет только вид мудрости». Настоящая же мудрость – помышлять о Христе, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения. Познавая Христа, Его волю, верующие будут защищены от льстивых, вкрадчивых, убедительных слов лжеучителей (ст.4).
Обновляться в познании.
«…облекшись в нового, который обновляется в познании (epignosis) по образу Создавшего его…» (Кол.3:10). С начала 3-й главы Павел говорит о противопоставлении ветхого и нового человека. В 10-ом стихе описывается очередное качество нового человека. Он обновляется в познании по образу Создавшего его. Здесь видно продолжение мысли предыдущего отрывка. Во второй главе говорилось, что помышление о Христе есть настоящая мудрость, здесь говорится, что возрожденный человек обновляется в познании (постоянный процесс), видя перед собой образ Иисуса Христа, то есть, познавая Его природу.

В сравнении с познанием Христа – все тщетно.
«…да и все почитаю тщетою ради превосходства познания (gnosis), Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа…» (Фил.3:8). Этот текст звучит в унисон с предыдущим. Поскольку только во Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения, глупо искать это в чем-то или в ком-то еще. Здесь апостол подчеркивает, что не просто познание Христа немного или намного лучше познание другой «истины», но сравнивая превосходство познания Христа, называет все остальное мусором (греч. skubalon), другими словами – навозом и пометом.

Уразуметь любовь Христову.
«… верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь (ginosko) превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф.3:17-19). Павел желает Ефесянам, чтобы Христос вселился в них… но для чего? Чтобы христиане уразумели превосходящую разумение любовь Христову. И все это для того, чтобы исполниться всею полнотою Божиею. Итак, как же христианам исполниться полнотой Божьей? Ответ: необходимо уразуметь любовь Иисуса Христа к нам, возрожденным людям. Здесь видна не роль чувств, чтобы пребывать в любви и исполняться полнотой Божьей, но видна роль разума. Это путь, через который можно преодолеть уныние, которое испытывают христиане (3:12). Говоря о разуме, хочется сделать оговорку, что здесь не имеется в виду чисто интеллектуальные  познания, лишенные святых чувств ко Христу. Писание очень много говорит о чувствах к Богу, которые должны иметь христиане. И эта тема достойна отдельного рассмотрения. Сейчас же мы рассматриваем только лишь роль познания Бога.




Даровано нам все через познание.
«…благодать и мир вам да умножится в познании (epignosis) Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание (epignosis) Призвавшего нас славою и благостию…» (2Пет.1:2,3). С первых же стихов своего послания Петр  говорит о познании. В познании умножается благодать и мир, через познание нам даровано все потребное для благочестия. В 5-ом стихе он призывает прилагать старание. Старание к чему?  Возвратившись в 3-ий стих, мы видим, что необходимо прилагать старание к познанию Призвавшего, то есть Иисуса Христа. В 8-ом стихе мы видим, что познание должно так же и умножаться, то есть это не одноразовое принятие каких-либо фактов, которые можно один раз выучить наизусть, но речь идет о постоянном умножении познания Иисуса Христа. И только через умножение познания христиане не останутся без плода.

Возрастать в познании.
«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании(gnosis) Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2Пет.3:17,18). Основная тема, которую  затрагивал Петр в своем послании – выявить и обезвредить лжеучителей. В трех главах слово «познание» в различных формах встречается много раз, то есть, лучший путь борьбы с лжеучителями есть познание истинного учения (ст.1, 2, 8, 10, 12, 19). В  последних стихах своего послания Петр подводит итог вышесказанному («итак…»). Христианам следует не увлекаться  заблуждениями беззаконников (и, как следствие, чтобы не отпасть от своего утверждения), возрастать в благодати и познании Иисуса Христа. Эти предостережения не просто заключительные слова очередного письма, но это последние записанные слова апостола Петра, которого вскоре казнят. Отличные слова, это как бы вывод, главный урок своей многогранной жизни, которую прожил Петр. В начале 2-ой главы мы читаем о предстоящем нашествии лжеучителей. А в послании Иуды, которое написано через 1-2 года мы читаем, что они уже пришли!!! Насколько актуальны слова Петра, к которым необходимо не только прислушаться, не только понять их, но съесть их, жить ими.  Потому как пришедшие лжеучителя могут найти утвержденных христиан, от которых они сбегут (или раскаются в прахе и пепле), либо неутвержденных  в истине людей которые легко смогут купиться на льстивые слова, на простое и дешевое «евангелие».
Подводя итог совсем краткому разбору темы познания в послании Петра, отметим, что Слово Божье нас призывает непрестанно познавать Господа Иисуса Христа, делать это с максимальным старанием (1:5), чтобы наши познания Иисуса Христа умножались (1:8), чтобы мы возрастали в познании (3:18). Все эти глаголы – «умножались», «возрастали» говорят о динамике духовного познания. В противном случае наступает слепота (1:9), лучшее качество, которое любят очень лжеучителя в своих слушателях.
Через пару лет после того, как Петр написал свое второе послание,  Иуда, видя, что нечестивые люди уже вкрались, призывает христиан подвизаться за веру, однажды преданную святым.  Здесь не говорится о каком-то синтезе различных мнений, не говорится о либерализме, не говорится о множестве путей ко Христу, не говорится о дружбе с нечестивцами, но подвизаться за веру (а не за дружбу, не за плюрализм мнений, не за абстрактное единство). Говоря о нечестивцах, имеются в виду не явные блудники, богохульники, иначе они не могли бы вкрасться в среду христиан, поскольку грех их очень явный и для всех очевидный. Но говоря о нечестивцах, Иуда имеет в виду лжеучителей, которые очень похожи на христиан, их грех не столь очевиден и не сразу бросается в глаза. Поэтому он и пишет, что они «вкрались» (греч. pareisduo), что так же может обозначать «тайно проникать с подлыми намерениями, проскальзывать».
Тот факт, что Иуда называет нечестивцами именно лжеучителей, мы определяем по следующим критериям. Во-первых, описание Иудой нечестивцев очень схоже с описанием лжеучителей апостолом Петром в своем втором послании во второй главе. Во-вторых, нечестивцы «вкрались», то есть проникли с подлыми намерениями. В-третьих, в 8-ом стихе Иуда применяет к ним слова, свидетельствующие об их некой учености – «мечтатели», «злословят». В-четвертых, в 16-ом стихе нечестивцы произносят устами надутые (греч. huperogkos – напыщенные, высокомерные) слова; оказывают лицеприятие (греч.  thaumazo),  это выражение использовалось как перевод еврейской идиомы «поднимать самомнение человека». То есть, они льстили слуху. Все это также говорит о свойствах именно лжеучителей.
Так к чему же призывает Иуда, когда нечестивцы уже проникли в среду христиан? Он пишет увещание (греч. parakaleo). Это слово означает также – «настойчиво просить», «умолять»,  «упрашивать», это обозначало речь вождя перед солдатами, чтобы ободрить  их. О чем же умоляет Иуда? -  «…подвизаться за веру, однажды преданную святым». Подвизаться (греч. epagonizomai) также означает «бороться, сражаться, прилагать громадные усилия и старания для достижения чего-либо», это слово использовалось по отношению к спортивным состязаниям, борьбе и стараниям спортсменов. Слово «однажды» (греч. hapax) означает «один раз и навсегда». «Преданную» (греч. paradidomi ) означает так же «вручать, доверять», или «передачу авторитетной традиции». То есть, эти нечестивцы отделяли себя от уже преданной веры, что говорится о них  в 19-м стихе – «…люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа». Таким образом, Иуда умоляет, настойчиво просит христиан сражаться, прилагать усилия, чтобы отстаивать веру, один раз и навсегда переданную как авторитетное слово.

Через лжеучителей  путь истины будет в поношении. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2Пет.2:1-3). Необходимо отметить еще один момент, почему так важно христианам возрастать в познании и отстаивать истину. Мы знаем из Писания, что есть только один путь к Истинному Богу, один путь в Небесное Царство. Мы также знаем из слов Христа, что этот путь узок, а врата тесны. Мы знаем, что Христос призывает идти только по этому пути, предостерегая нас от пространного, более легкого. Если какая-то вещь очень ценная и если ее невозможно уничтожить, то на нее будет изготавливаться множество подделок. Именно об этом и говорит Петр в этом месте, что путь истины будет в поношении (греч. blasphemeo – подрывать репутацию, позорить, хулить). Другими словами, лжеучители (нечестивцы) станут подрывать репутацию истинного, узкого пути, будут его позорить и хулить. Конечно же, они не станут этого делать, открыто называя христианские истины негодными, но делать это завуалированно. Петр подчеркивает, что через них путь истины будет в поношении, то есть через их слова, через их учения. Конечно же, их нечестивое поведение со временем их выдаст, но более всего их выдает их неправильное учение, поэтому они и названы здесь лжеучителями, а не лжеделателями.  Лжеучители не просто бормочут себе под нос какие-то слова, они именно учат!!!, и учат с целью, чтобы слушатели внимали им и следовали за их словами, иначе, какой смысл в учении.
Опасность лживых слов гораздо опаснее негодных дел, поскольку негодные дела видны практически всем и становятся явными в довольно скором времени, другое дело – лживые слова и учения. Лживые слова действуют на разум, формируя образ мыслей слушателей, манеру поведения, привычки, эмоции, то есть формируют «сердце» человека. Поэтому еще за много веков до Петра было написано следующее предостережение.   «Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя» (Прит.4:20-24).
Необходимо подчеркнуть, что неправильное учение христиане могут распознать не посредством своих чувствований, душевных переживаний, мистического опыта, но только лишь исключительно истинными христианскими знаниями, которые Бог открыл в Писании. Поэтому Дух Святой поставил в Церкви именно учителей, как служителей, а не распознавателей душевных переживаний и не опытных мистиков. Нельзя распознать лжеучителей и настоящих христианских учителей такой формулировкой, как «я чувствую в духе, что…». Петр снова напоминает в начале 3-ей главы о важности слов, реченных пророками и  Господом, ведь только такой критерий может быть правильным, чтобы узнать лживость или истинность учения. « Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими» (2Пет.3:1,2). «Возбуждаю (греч. diegeiro – пробуждать, будить) чистый смысл (греч. dianoia – мышление, понимание, сознание )» - по другому можно сказать – «пробуждать чистое сознание». Апостол Петр напоминает христианские истины, чтобы пробудить чистое сознание. Насколько он понимал важность постоянного напоминания казалось уже знакомых истин, что предсказывал опасность скорого появления лжеучителей, через которых путь истины будет в позоре.
Какие еще подделки на истинные знания описывает нам Слово Божье? В послании к Галатам мы читаем о ложном благовествовании, о котором столь резкими словами предостерегал Павел. «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:6-8). Какие резкие и прямые слова! Никакой толерантности, никаких переговоров по вопросам возможного консенсуса, никаких благородных социальных программ с таковыми «благовестниками»! Но, «…да будет анафема!», греч. anathema, что означает «заклятое для Бога, проклятие, отлучение».
Во втором послании к Коринфянам Павел упоминает о некоторых людях, которые проповедовали другого Иисуса.  «Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны [к тому]» (2Кор.11:3,4; см. так же 1Ин.2:22). Что значит проповедовать другого Иисуса? Это значит недостаточно полно или ложно  свидетельствовать о Его личности, о Его природе, о Его роли, о Его требованиях. В 13-15-ом стихах Павел не удивляется, что служители сатаны, то есть лжеблаговестники, проповедующие другого Иисуса, могут быть так похожи на служителей правды, поскольку и сатана принимает вид Ангела света.  Иного Иисуса проповедовали (как и сейчас проповедуют) антихристы, утверждающие, что Он не приходил во плоти (1Ин.4:2). Иного Иисуса проповедовали (как и сейчас проповедуют) лжесловесники, которые отвергали Его Единство с Отцом, то есть отвергали единую природу Бога в трех личностях (1Ин.2:22-24; 5:7). Иного Иисуса проповедовали (как и сейчас проповедуют)  люди, утверждающие, что Христос не воскресал (1Кор.15гл.).
Итак, поскольку истинную вещь невозможно уничтожить и спрятать, на нее можно изготовить массу подделок, чтобы люди, восхищаясь подделкой, не увидели настоящую ценность. Поскольку невозможно уничтожить путь истины, так как это единственный (хотя и узкий) верный путь ко спасению и он охраняется Самим Богом; поскольку невозможно уничтожить истинное слово благовествования, которым грешники спасаются и становятся святыми, так как Христос есть Слово, и Им все стоит (Кол.1:17); поскольку невозможно уничтожить Самого Христа, поскольку Он есть Альфа и Омега, Царь Царей, Господь Господствующих, лукавые служители сатаны применяют совсем другие меры. Они все искажают, подвергают сомнению и обману.
В итоге, вот какие плоды деяний лжеучителей мы имеем: да, бесспорно, путь истины есть (НО он в поношении и позоре); да, бесспорно, благовествование звучит (НО оно ложное и грешники им не спасаются); да, бесспорно, весть об Иисусе проповедуется (НО это весть об ином Иисусе, придуманном, которого не было). Страшно то, что люди верят в ложный путь спасения, ложное благовествование, ложного Иисуса и убеждены в истинности своей веры, но так и не хотят познавать истину, не хотят отвернуться от лжеименного знания. Таким образом, пренебрежение истинным христианским познанием о Боге, Его природе, Его качествах, Его атрибутах, Его требованиях к людям, Его пути спасения, Его воле ведет к распространению лжеучений, которые ведут в погибель.
Отстаивают ли сейчас христиане авторитетное слово, или же вежливо умалчивают, позволяя заблуждаться самим лжеучителям и позволяя вводить в заблуждение неутвержденные души? Может ли христианин спокойно  умалчивать тот факт, что в церковном руководстве есть пресвитеры, которые имеют неправильное представление о природе Бога (например, отрицая Его единство в трех личностях). Это авторитетное апостольское слово о природе Бога однажды и навсегда преданное христианам, чтобы они имели верное знание о Боге. Может ли человек, имея такое неправильное понимание о природе Бога, называться не то, чтобы пастырем, но и вообще – христианином? Конечно же, нет. Здесь нельзя говорит о терпимости к чужому мнению, поскольку и Петр, и Иуда, и Павел храбро сражались за чистоту евангельского учения, понимая, что это не вопрос, который можно умолчать, но это вопрос, касающийся природы Бога, Его пути спасения для грешников.

Разве вы не знаете?..
«Разве не знаете (oаdate), что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). Первое послание к Коринфянам было написано Павлом во время второго миссионерского путешествия около 55г. В книге Деяния (18:1) мы читаем, что основана была церковь в этом городе во время второго миссионерского путешествия. Около года Павел пробыл в этой церкви, которую он горячо любил. Через несколько лет, во время написания 1-го послания,  Павел несколько раз использует похожую словесную формулировку «разве вы не знаете» или «неужели вы не знаете». Это звучит словно упрек коринфским христианам: «Как же так, неужели вы забыли, чему я учил вас?!» Возможно, Павел был в неком недоумении, ведь он около года наставлял их в вере, проповедовал распятого Христа не в премудрости слова (как это было принято среди изощренных философов), но в явлении духа и силы. Павел снова и снова  напоминает церкви те знания, которые должны знать христиане:
• «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?»
(3:16);
• «Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?» (5:6);
• «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (6:2);
• «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?» (6:9);
• «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?» (6:15);
• «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]?» (1Кор.6:16);
• «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища?» (1Кор.9:13);
• «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?» (1Кор.9:24).


И во втором послании, как бы в завершении посланий коринфской церкви Павел снова напоминает важнейшую истину, которую христиане должны усвоить очень хорошо – «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете (epiginosko) самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5).
Греческое слово «epiginosko»  означает также «уразуметь», «понять», «ознакомиться», а также указывает на направленность знания по отношению к конкретному объекту. Христиане должны исследовать себя постоянно и уразуметь, понять, что Христос живет в них, в противном случае  («…разве только вы не то, чем должны быть…»)  определяются неверующие - те, кто сомневается (или не разумеет) в том, что имеет в себе Христа и принадлежит Его телу.
Таким образом, мы видим, что Церкви Божьей снова и снова нужно напоминать важнейшие христианские истины. Необходимо вновь и вновь напоминать себе, другим (наставляя друг друга) основополагающие христианские доктрины, знания о Боге, знания о пути спасения, которые раз и навсегда запечатлены в Священном Писании. Пренебрегая библейскими знаниями легко можно впасть в заблуждение, легко поддаться на льстивые слова лжесловесников, легко отклониться от истины до такой степени, что люди, называющие себя «христианами» окажутся неузнанными Христом в день суда (Мтф.7:23). Как и 19 веков назад, сейчас весьма актуально звучат отрезвляющие слова Самого Бога: «Разве вы не знаете?!..».

Дела плоти – ереси.
« Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси…» (Гал.5:19,20). Перечисляя многочисленные дела плоти, Павел упоминает такой плод, как ересь. Слово ересь (греч. hairesis) имеет также значение «секта», «(религиозное) учение или направление», «разномыслие», «разделение во мнениях». Исходя из контекста 20-го стиха, из того факта, что слово «ересь» идет после слов «распри и разногласия», можно сделать вывод, что ересь в данном случае означает результат предшествующих разногласий и разделений на группировки. А, исходя из контекста всего послания к Галатам, в котором Павел упоминает, что в среду галатийских церквей проникло «иное благовествование» (1:6), можно заключить, что разделение и разногласие возникло из-за проникновения нового лжеучения.
Здесь очень важно понимать, что же явилось причиной разделений: либо это новое учение, которое принес апостол, либо это учение, которое принесли «новые благовестники». Павел основывал церкви в Малой Асии, населенной галатами, во время своего первого миссионерского путешествия приблизительно в 46-48 годах (Деян.13:14-50; 13:51-14:7; 14:8-19; 14:20-21). Он их настолько ревностно и с любовью наставлял в вере, что назвал их «дети мои» (4:19), а Галаты его приняли как «Ангела Божия, как Христа Иисуса» (4:14). Слово Божье распространялось среди Галатов, Оно принималось, поэтому Павел называет их счастливыми (4:15). Таким образом, мы видим, что Церковь Божья в Малой Асии основывалась на истинном благовествовании. Мы видим, что христиан сплотило не что иное, как верное наставление в вере, Слово Божье. Это и есть тот костяк, то основание, на котором и строится все Тело Христово. Мы видим, что Галаты приняли Духа именно через наставление в вере (3:2, 3:5). Слово наставление (греч. akoe)  имеет смысл не чувственных, мистических переживаний, которые пережили новообращенные Галаты. Это слово имеет значение «слух», «слышание», таким образом, становится понятно, что люди в Галатии были возрождены через слушание слова, через научение.
Примерно через два года Павел пишет послание церквам Галатийским. Он называет Галатов «несмысленными» (греч. anoetos), или  «несмышлеными», «безрассудными», также это слово используется для описания действий, которым недостает мудрости. Важно подчеркнуть, что Павел не называет их бесчувственными, но безрассудными. Галатам не доставало рассудка, мудрости, хотя они пару лет назад были очень хорошо наставлены самим апостолом Павлом. Говоря другими словами, Галаты забыли те истины, в которых были утверждены, они забыли основополагающие христианские доктрины о пути спасения. Что же им нужно было делать, когда Павел покинул их? Им нужно было не искать новых откровений, не слушать новых речей оригинальных «благовестников», но просто-напросто пребывать в истинном учении.
Итак, Галаты были в единстве, их сплотило Слово Божье, которым наставлял их Павел. Их единство не было единством различных мнений, не было синонимом толерантности и терпимости к другим учениям. Они были сплочены вокруг истины Слова Божьего! Через некоторое время Павел пребывает в недоумении от того, что происходит с церковью (4:20), он удивляется (1:6). И причин для недоумения было предостаточно.  Получив наставление в вере, через 2-3 года Галаты начали переходить к иному благовествованию. И вместо того, чтобы отвратить слух от лжеучителей, вместо того, чтобы сказать им: «Да будет вам анафема!»,  Галаты приняли людей, которые смутили их, которые внесли разногласия и поколебали их в вере. Былое единство вокруг Евангельского учения было поколеблено, начали возникать распри, разногласия и ереси.
Таким образом, становится понятно, что причиной раскола и ереси был не апостол Павел, который решительно призывал противостоять лживым благовестникам и не идти на компромисс с таковыми. Но причиной ереси было иное благовествование. В 5-ой главе мы видим, что ересь, вызванная лживым благовестием, находится в том же списке плодов плоти, что и  прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, убийства, пьянство, бесчинство. Поступающие так Царства Божьего не наследуют!  Другими словами, новые люди, пришедшие с новым учением, извращающим познание о Боге и познание о  пути спасения, Царства Божьего не наследуют, но наследуют вечную погибель вместе с блудниками, пьяницами, идолослужителями. И никакой терпимости к другим знаниям, никакой толерантности, никакой многогранности мнений и синтеза учений! Есть только один путь, только одно благовествование, только один Христос, только одно верное Христианское учение.
Иное, ложное благовествование не столь очевидно для всех, не столь отвергаемо как другие дела плоти. Весь религиозный мир будет с праведным негодованием относиться к руководителям церквей, к учителям, которые будут уличены либо в пьянстве, либо в сексуальной распущенности. На таковых польется буквально шквал обличений, отлучений, преданий анафеме и тому подобное. Но насколько религиозный мир с либеральностью относится к иному благовествованию, к иному учению о Боге, к иному учению о спасении!!!  В этом либерализме видят божественную мудрость, христианское единство, «богатство в разнообразии», «возможность для многочисленных социальных программ различных конфессий и учений». Тех же, кто призывает возвратиться к чистоте евангельского учения, объединиться не просто вокруг чего-то, но объединиться вокруг истинного благовествования, вокруг истинного (а не иного Христа), вокруг истинного христианского вероучения, называют бунтарями, вносящими раскол в единство Церкви. Хотя в послании к Галатам ясно видно, кто же явился причиной раскола церкви, люди по прежнему не понимают, на основании чего нужно сплачиваться и кого называть раскольниками.
Итак, противостоять иному учению  христиане могут лишь в том случае, если твердо пребудут в истинном познании Бога, если они будут пребывать в этом днем и ночью, отвергая иное учение, которое пусть даже на йоту разнится с истиной.

Итак, рассматривая немногочисленные тексты Нового Завета, можно сделать важное наблюдение. Что познавать Бога, Его природу, Его волю через написанное авторитетное Слово, то есть через Писание, не просто полезно и желательно, но крайне необходимо. Крайне необходимо пребывать в истинном знании и отвращаться от лживого знания. Мы не можем более полно прославить Бога, кроме как через стремление к знаниям о Его природе, о Его качествах и, как следствие, восхищаться Им в полной мере. Пребывать в правильном учении также необходимо и затем, чтобы охранять путь истины от различных нападок лжеучений. Мы видели на  примерах, что неутвержденные души очень легко попадались на льстивые слова лжеучителей, которые поднимали самооценку слушателей. Это было настолько опасно,  что Павел говорил: «Да будет анафема таковым!». Лжеучители не просто приходили в церковь, не просто что-то бормотали себе под нос, но они проповедовали. И проповедовали они Иисуса Христа (но иного), проповедовали евангелие (но иное), проповедовали путь истины (но он был в поношении и позоре). И противостоять лжеучителям можно только лишь пребывая в истинном христианском учении и пребывая в нем постоянно, день и ночь. Христианам необходимо пребывать в единстве только вокруг Слова Божьего, а не вокруг какой-то гуманистической идеи. Поскольку евангелие заключается в раскаянии грешника и познании Бога, а не в облегчении его низкой самооценки, не в облегчении его материального положения, не в материальном процветании. Итак, не будем безрассудными, но рассудительными, «…чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».


Рецензии
Спасибо. Понравилось.
"...но поучайся в ней День и Ночь..." И.Нав.1,8.
Не означает ли это ещё и познание Ночи и Дня, данных Богом для Человека.
С уважением.

Илия Прохожий   10.10.2011 13:05     Заявить о нарушении
Не правильно процитировали Иисуса Навина - "...но поучайся в ней день и ночь..."В тексте с маленькой буквы. С большой буквы в русском языке обозначают некоторые "единственные в своем роде", например, Белый Дом, Кремль, Царь-пушка и т.д. А фраза "...но поучайся в ней день и ночь..." означает просто напросто поучаться в книге закона непрестанно, ежедневно, первоочередн. И никакого познания некой Ночи и некоего Дня здесь совсем нету... Благодарю за замечания... Игорь-летчик...

Игорь-Летчик   31.10.2011 22:35   Заявить о нарушении
"Просто - напросто", в Премудрой Книге ничего не бывает.
Всё в двойном значении : в буквальном, - земная вера, крещение мёртвой водой, человеческое мышление и времена, итд.
И в Небесном значении, - это Новая, Духовная Вера, Крещение Огнём Закона и Живою Водою, Духовное Мышление, Истинные Времена Божии от Бытия.
Иначе, - тьма. ЛК.22,53.

Илия Прохожий   31.10.2011 23:01   Заявить о нарушении