Олег Воронин Масонские мифы Продолжение - 2

 Краткая история ордена: Часть  III «Призрачный орден и призрачные Магистры»

    Крепость госпитальеров на Мальте была захвачена Наполеоном в 1798 году в ходе экспедиции в Египет. Наполеон прибег к хитрости. Он попросил позволения войти в бухту Валлетты для пополнения запасов своих судов, а оказавшись внутри, обратился против принимающей стороны. Великий Магистр Фердинанд фон Хомпеш цу Болейм не сумел предугадать намерения Наполеона и подготовиться к грозящей опасности, не сумел он также обеспечить эффективное руководство, напротив, с готовностью сдался Наполеону, объясняя свои действия тем, что устав ордена запрещал госпитальерам сражаться с христианами.

   Госпитальеры были разогнаны, однако орден, хоть и заметно уменьшившись в размере, продолжал существовать, ведя переговоры с европейскими правительствами о возвращении былого могущества. Российский император Павел I, предоставил большинству госпитальеров убежище в Санкт-Петербурге. Этот акт положил начало существованию ордена госпитальеров в российской традиции, а также способствовал признанию мальтийских наград за боевые заслуги наряду с Имперскими. Беглые госпитальеры, находящиеся в Санкт-Петербурге, избрали Павла I великим магистром ордена. Он стал соперником великому магистру фон Хомпешу, однако отречение фон Хомпеша, сделало Павла I единственным великим магистром.

   Пребывая на посту великого магистра, Павел I создал вдобавок к уже существующему римско-католическому великому приорату, российский великий приорат, включавший не менее 118 комтурств, понижая тем самым значение остальной части ордена и открывая его для всех христиан. Избрание Павла I великим магистром, тем не менее, никогда не было одобрено римско-католической церковью. Таким образом, Павел I был великим магистром скорее де-факто, нежели де-юре. К началу XIX  столетия Орден был сильно ослаблен потерей приоратов на территории Европы. Всего лишь 10 % доходов Орден получал из традиционных источников в Европе, остальные 90 % доходов до 1810 г. Орден получал от российского великого приората.

   Эта ситуация частично отразилась на управлении орденом, которым, в период с 1805 по 1879, вместо Великих Магистров управляли лейтенанты, вплоть до восстановления папой Львом XIII этой должности. В 1834 году орден учредил новую штаб-квартиру в Риме. Суверенный военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты (полное современное наименование Мальтийского ордена), является римско-католическим религиозным орденом. Имеет статус наблюдателя, признан Организацией Объединенных Наций, поддерживает дипломатические отношения приблизительно со ста странами при помощи большого количества послов. Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии. Однако претензии ордена на суверенитет оспариваются большинством экспертов по международным отношениям.

    Восстановление должности Великого Магистра сигнализировало о возрождении ордена в качестве гуманитарной и религиозной организации. Медицинская деятельность, изначальное занятие ордена, вновь стала главной заботой госпитальеров. Медицинская, а также благотворительная деятельность, предпринятая орденом в незначительных масштабах в ходе первой мировой войны, была значительно интенсифицирована и увеличена в объёмах в ходе второй мировой войны, когда орден находился под управлением Великого Магистра Фра Людовико Чиги дела Ровере Албани (великий магистр с 1931 по 1951 год). Таким образом, формально восстановленный Орден потерял и всякое политическое значение, и, следовательно, влияние на европейскую политику, даже на политику суверенного государства Мальты – члена ЕС и ООН. Военный Мальтийский орден недавно основал дипломатическую миссию на Мальте. Основана миссия была после того как Орден подписал с Мальтийским правительством соглашение, дарующее ему эксклюзивное право на использование Форта Святого Ангела на срок протяженностью в 99 лет. Сегодня после реставрации ордена, в Форте проводятся исторические реконструкции, а также культурные мероприятия, посвященные Мальтийскому ордену.

    Однако, как это обычно и бывает, к историческому имени обязательно присоединяются авантюристы. После второй мировой войны, пользуясь отсутствием государственных орденов в Итальянской республике, некий итальянец объявил себя принцем польским и великим приором выдуманного Великого Приората Подолья осуществляя продажу мальтийских крестов, пока ему не был предъявлен иск за жульничество. Другой авантюрист утверждал, что он великий приор Святой Троицы Вильнева, но быстро отказался от своих слов после визита полиции.

   Организация, правда, вновь всплыла на поверхность в США в 1975 году, где до сих пор продолжает свою деятельность.Огромные вступительные взносы собранные Американской Ассоциацией Суверенного Военного Мальтийского Ордена в начале 1950-х годов соблазнили другого человека по имени Чарльз Пичел создать в 1956 году собственный Суверенный Орден Святого Иоанна Иерусалимского, рыцарей госпитальеров. Пичел избежал осложнений связанных с имитацией Суверенного Военного Мальтийского Ордена, выдумав для своей организации мифическую историю основания. Он утверждал, что организация во главе, которой он стоял, была основана в 1908 году в рамках русской традиции ордена госпитальеров. Ложное утверждение, тем не менее, многих оно ввело в заблуждение, включая некоторых учёных. На самом деле основание его организации не имело никакого отношения к русской традиции ордена госпитальеров. Дело в том, что орден Пичела привлек в свои ряды множество русских дворян, что придало некоторую правдоподобность его утверждениям. Основание этих организации привело к созданию множества других поддельных орденов. Двум ответвлениям Пичеловского ордена удалось, якобы, заручится покровительством последнего короля Югославии Петра II, и короля Румынии Михая. Вышеупомянутый орден базировался в Калифорнии, где приобрел множество последователей, находясь под управлением Роберта Формалса. В течение нескольких лет и при поддержке исторических организаций, таких как Августинское общество, он утверждал, что является польским принцем из рода Сангушко.

(Продолжение следует)


Рецензии