Олег Воронин Тайны Тамплиеров

 (Данный текст является продолжением цикла историко-публицистических очерков "Масонские мифы"и автор так же, предусматривая публикацию полного списка использованной литературы, оставляет за собой право не делать построчных и постраничных ссылок).

    Строго говоря, ни Госпитальеры, ни Тевтоны не были тайными организациями, на протяжении своего многовекового существования они существовали вполне легально, приносили вассальные клятвы и подданнические присяги, принимали новых членов, проводили публичные церемонии, публиковали свои документы. Конечно, существовала и скрытая форма деятельности, особенно это было связано с Капитулами и дипломатической, и финансовой активностью Гроссмейстеров и Великих магистров, но подобная сторона существует при функционировании любого политического института, даже и при современной демократической и публичной власти. Если уж и считать духовно-рыцарские ордена «тайными организациями», то массовое сознание связывает этот термин, прежде всего с Тамплиерами.

    Тамплие;ры (фр. templiers от «temple»  - храм, «храмовники») или Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) – Духовно –рыцарский орден, основанный в Палестине (Святой земле). В XII-XIII вв. орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения, как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему лично папой римским, которому Орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых проживали тамплиеры. Орден нередко выполнял функции банкира, хотя главной целью его учреждения была военная защита государств, созданных крестоносцами на Востоке.

    Краткая история ордена. Часть первая: «От пилигримов в банкиры»

    В годы, последовавшие за взятием Иерусалима в 1099 г., многие из участников Первого крестового похода вернулись на Запад или погибли, а созданные ими на Востоке новые государства крестоносцев не имели достаточного количества войска и умелых полководцев, способных должным образом защищать границы новых государств. В результате паломники, каждый год являвшиеся на поклон к палестинским святыням, часто подвергались нападениям грабителей или иноверцев, а крестоносцы были не способны обеспечить им должную охрану. Приблизительно в 1119 г., французский дворянин Гуго де Пейн, собрал восемь своих родственников-рыцарей, включая Годфруа де Сент-Омера, и учредил орден, поставив себе цель защитить пилигримов в их паломничествах по святым местам на Ближнем Востоке. Свой орден они назвали «Нищие рыцари». О деятельности ордена, как и вообще об ордене мало кто знал вплоть до Собора в Труа в 1128 г., на котором орден был признан официально, а священнику святому Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в который были бы сведены основные законы ордена. Средневековый историк Вильгельм, архиепископ Тирский, канцлер Иерусалимского королевства в своём труде документирует процесс создания ордена: «В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин II, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений - одни пожизненно, другие во временное пользование - благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности» .

   В самом начале своей деятельности ордену предписывалось только охранять паломников и первые рыцари ордена образовывали нечто вроде братства мирян. Орден составлял группу рыцарей на службе храма Гроба Господня.  Правитель иерусалимского королевства Балдуин II выделил на юго-восточном крыле иерусалимского храма, в мечети Ала Акса место под штаб-квартиру. А Бернар Клервоский, разработавший Указ ордена рыцарей храма стал и патроном ордена.

   Тамплиеры, присутствовавшие на Соборе в Труа, развернули во Франции и Англии активную и успешную кампанию по вербовке в орден, для чего большая их часть, следуя примеру Годфруа де Сент-Омера, отправилась на родину. Гуго де Пейн посетил Шампань, Анжу, Нормандию и Фландрию, а также Англию и Шотландию. Помимо множества неофитов, орден получил щедрые пожертвования в виде земельных владений, что обеспечило ему стойкое экономическое положение на Западе, особенно во Франции, и подтвердило его первоначальную «национальную» принадлежность - орден считался французским. Однако очень скоро идея присоединения к этому духовно-рыцарскому ордену захватила также и Лангедок, и Пиренейский полуостров, где близость враждебно настроенных мусульман заставляла местное население возлагать надежды по защите на крестоносцев. Каждый дворянин, вступавший в орден давал обет нищеты, а его имущество считалось собственностью всего ордена. 29 марта 1139 г. папа Иннокентий II издал буллу, названную им Omne Datum Optimum, в которой говорилось, любой тамплиер мог пересекать свободно любую границу, освобождался от налогов, и не подчинялся никому, кроме самого папы римского.

    По одной версии, в течение последующих девяти лет, девять рыцарей не принимают в своё общество ни одного нового члена. Но следует отметить существование фактов, позволяющих либо усомниться в создании Ордена в 1119 году, либо в его девятилетней замкнутости. Известно, что в 1120 году в Орден был принят Фульк Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета, а в 1124 году граф Шампанский. К 1126 году было принято ещё два человека.

    Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Но что представляли они собой в то время? По словам Марка Блока, «деньги мало циркулировали». Они были не реальными монетами, но переводными, счётными. «Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать её (монеты) действительную стоимость (вес в золоте) и натуральную, то есть её трансформацию в денежный знак, инструмент обмена», — писал Жак Ле Гофф. Величина ливра изменялась с 489,5 г золота (время Каролингов) до 89,85 г в 1266 г и до 72,76 г в 1318 г. Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г (3,537 г.); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284. В реальности, по словам Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203), Флоренции (ок. 1235), Франции (ок. 1235). Денежные отношения, таким образом, носят весовой характер - что их несколько затрудняет. Попытки же оценить какую-либо степень богатства могут привести к неадекватным результатам. Можно, к примеру, оценивать по уровню 1100 года - когда ливр колебался в пределах 367- 498 г, а можно по уровню 1318 - ливр 72,76 г. Таким образом, автор какой-либо работы может, оперируя данными, получить нужный ему результат - об огромной величине богатства тамплиеров, например. Нужно заметить - ввиду большого риска финансовыми операциями зарабатывали только определённые лица и конгрегации. Ростовщичеством занимались обычно итальянцы и евреи. Конкуренцию им составляли аббатства, которые обычно давали деньги под залог «земли и плодов с неё». Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком - возвращение оттуда. Величина кредита был равна 2/3 суммы залога.

    Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. У него был особый статус - не только светской организации, но и духовной; следовательно, нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям (например, давать деньги в рост евреям).

    Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём, если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету. Таким образом, денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.

    У Ордена можно было взять ссуду под 10 % - для сравнения: кредитно-ссудные кассы и евреи давали ссуды под 40 %. Но со времён крестовых походов папы освободили крестоносцев от «еврейских долгов», тамплиерам же отдавали в любом случае.

    По мнению английского историка Стюварда, «самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма».

    Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев; к 1307 г около 10500 мануариев. Мануарием в Средние века называли земельный участок размером 100-200 га, доход с которого позволял вооружить рыцаря. Тем не менее, следует отметить, что земельные владения Ордена Св. Иоанна более, чем в два раза превосходили по территории владения Ордена Храма.

    Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все - от крестьян до королей и пап. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов. «В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли». При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена. «Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной», - пишет Лозинский. Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам, ещё на 100 лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них.

    Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и относительно честных экономистов.

   Орден вёл активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе - дороги, церкви, соборы, замки. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например, Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие. За срок менее ста лет Орден построил в Европе «80 соборов и 70 храмов поменьше»,  - говорит Ж. Майе. Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог. В то время нехватка дорог, множественность «таможенных барьеров» - сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, не считая разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество этих дорог было отменно низким. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена. Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина - явление, исключительное для Средневековья. Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно .

    В 1291 году Акка пала, и Ордены перенесли свои резиденции на Кипр. Ещё задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второй план.

    Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии. Орден сложился в жесткую иерархическую структуру с Великим магистром во главе. Они распределялись по четырём разрядам - рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось около 20 000 членов - рыцарей и сервентов. Благодаря прочной сети командорств - в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, - покрывающей почти целиком Европу и Ближний Восток, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заёмщику или от погибшего паломника к его наследникам.  Французский историк Жюль Пике формулирует это коротко: «Храм превратился в банк» – «Они были богатыми и чрезвычайно  высокомерными, вызывающими зависть, ненавистными. Конечно, их репутация, их основательность были причиной их успеха. Но этот успех вскружил им голову. Они забыли свою первоначальную миссию, и монахи-солдаты стали монахами-банкирами». От этой мысли всего один простой шаг до утверждения, что Филипп Красивый не был неправ, уничтожив их. Тамплиеры, таким образом, сами становятся виновниками своего падения.

    Но что, однако, означает, в контексте XIII века, быть банкирами Запада? Историки исследуя финансовые операции Храма, прежде всего отмечают исчезновение центральных архивов Ордена, несомненно содержавшие сведения первостепенной важности. Но даже изучение оставшихся документов позволяет сделать ряд важных выводов. Брат воинства Храма приносит три монашеских обета – послушания, целомудрия и бедности. Последнее понятие явно должно трактоваться в контексте XI и XII веков, а не в строго экономическом понятии нашего времени. В уставе идёт речь исключительно о личной бедности, а вовсе не о бедности ордена. Храм не является предшественником нищенствующих орденов. Брат ордена Храма должен, таким образом, подобно монаху Клюни или Сито, при вступлении в орден отказаться от всего, чем он владеет. Но устав не держит в тайне тот факт, что орден обладает имуществом, и прежде всего тем, которое позволяет ему выполнять его миссию обороны и защиты: лошадьми, оружием, доспехами и различной экипировкой (шатёр, снаряжение) для верховых поездок и прочих переходов. Всё это происходит от дарений, особенно дарений братьев при их вступлении в орден, покупок и поступления ресурсов с Запада на Восток, о чем говорится в нескольких статьях устава. Именно по поводу этих вопросов в уставе, а точнее, той его части, которая образует «Дополнения к уставу», встаёт вопрос о деньгах и об их использовании. Магистр ордена действительно имеет полномочия перераспределять лошадей и доспехи братьев (особенно в случае их кончины). Это распространяется и на все ценные дары ордену, в особенности на драгоценности. В более общем смысле, всякое дарение этого рода, сделанное Храму, должно помещаться в Казну или отдаваться Командору ордена, который выполняет функцию казначея. Распределение происходит между казной ордена (центральной) и хранилищами главных командорств. Командор должен получать товары и завещанное имущество стоимостью в сто безантов и более, сделанные в Иерусалимском королевстве. В других местах он также должен получать завещанное имущество и пожертвования на сумму более ста безантов; то, что ниже этой суммы, хранят местные командорства. Завещанное имущество и дары, сделанные во время морских плаваний, также поступают в казну. Однако именно на уровне расходов обнаруживаются наиболее интересные указания, так как уточняется, что магистр, как и командор, при определённых условиях, могут делать ссуды. Упомянем и о том, что магистр, отправляясь в Триполи и Антиохию, может взять 3000 безантов и более из казны, с согласия командора, для того, чтобы оказать помощь, если она потребуется домам ордена этих двух государств; разумеется, если сумма не использована, она возвращается назад в казну. Гораздо более интересным является тот факт, что магистр может одалживать тому, кому хочет, деньги дома ордена, ему следует получить согласие или совет нескольких честных людей этого дома ордена для сумм размером до 100 безантов; и совет большего числа людей для сумм, превышающих 100 безантов. Кроме того, он может подарить 100 безантов, или имущество, драгоценности, одеяния эквивалентной стоимости, при условии, что это послужит интересам дома, «по совету его компаньонов и честных людей дома, где он будет находиться». У командора нет таких возможностей, ему для расходов, нужно согласие магистра. Но он может дарить парадных коней, кубки, одеяния друзьям ордена, которые сделали дому большие дарения. Таким образом, казна ордена действительно существовала! Магистр мог, но, никогда без согласия своих братьев, число которых зависит от масштаба операции – черпать оттуда средства, чтобы делать денежные ссуды и дары.

    Орден – это корпорация, формируемая рыцарями, и ей присущи ценности этого класса: Храм проявляет доблесть (и её за ним охотно признают), но умеет также проявлять щедрость, и статья 112, приведённая параграфом выше, даёт прекрасный пример дарения и ответного дара. Тем не менее, некоторые статьи призывают проявлять щедрость с благоразумием, то есть, не особенно часто. «Дополнения к Уставу» датируются, вероятно, 1160-ми годами: это означает, таким образом, что орден Храма начал практиковать финансовые операции достаточно рано. Так ссуды были даны королю Франции Людовику VII еще в момент второго крестового похода - ссуды, данные на Востоке и возмещённые на Западе. Не следует усматривать здесь преждевременного извращения тамплиерского духа. Эти операции, осуществляемые всеми религиозными орденами, были ещё более необходимыми для Храма и Госпиталя в связи с их особой миссией, и, стало быть, с их двойственным положением: на Востоке они сражаются, а на Западе они получают средства, необходимые для борьбы. Между этими двумя полюсами, тылом и фронтом, перемещения людей, имущества, оружия, верховых животных и денег были нормальными, регулярными и неизбежными. Благодаря анжуйским архивам Неаполя известно, что для того, чтобы перевезти на Восток продовольствие из своих командорств в Южной Италии, тамплиеры и госпитальеры должны были получать разрешения на вывоз от властей королевства Сицилии. Практически до конца своего существования тамплиеры прибегали к этим разрешениям для перевозок зерна на Кипр или в Морею. Говорить о банковской деятельности можно только с того момента, когда Храм смог дать возможность использовать другим ту инфраструктуру, которую он создал. Конечно, вполне допустимо сказать, что он осуществлял банковские операции; но, начиная с какого времени можно говорить, что он является банком? Какова была на самом деле финансовая деятельность, которую осуществлял орден? Историки Л. Делиль и Ж. Пике предлагают следующий перечень операций:
     - вклады частных лиц (деньги и ценные вещи);
    - секвестр (т.е. управление деньгами и имуществом с последующей передачей третьим лицам);
    - управление текущим счётом;
    - обслуживание рент;
    - ссуды;
    - поручительство;
    - переправка денежных средств.
    Первые четыре – это операции, совершаемые с деньгами и доходами третьих лиц (т.е. клиентов), две последующих образуются из собственных капиталов Храма; что касается перевозки денег, то Храм занимается ею оперируя как своими средствами, так и средствами своих клиентов. Что касается вкладов частных лиц и практики текущих счетов, которые являются их логическим, но совсем не обязательным продолжением, а также рент и использования ордена для управления имуществом.  Ж. Пике и Л. Делиль опубликовали ряд документов показательных для понимания сути финансовой практики ордена.

     - Парижский буржуа, Пьер Саррасен доверил свои деньги ордену. В 1220 г., отправляясь в паломничество в Сантьяго-де-Компостелу, он составляет грамоту, которая не является завещанием, но которая его заменяет, и размещает деньги, следующим образом: сумма в 600 ливров отдаётся аббатству Сен-Виктор, другая сумма в 100 ливров – его матери. Остаток должен будет храниться орденом, чтобы быть отданным его детям, его наследникам, когда они достигнут надлежащего возраста. Орден в этом случае играет всего лишь роль душеприказчика. 

    - Вторым примером является знаменитый рассказ Жуанвиля из «Истории Людовика Святого»  касательно выкупа короля из египетского плена. История известна: не хватает 30000 ливров для того, чтобы набрать сумму в 200000 ливров, которая должна быть выплачена султану. Жуанвиль предлагает занять эту сумму у тамплиеров, у которых есть корабль, нагруженный ларями, то есть сундуками их клиентов, присоединившихся к крестовому походу. Командор Храма (Казначей) отказывается: эти деньги принадлежат не ордену, а тем, кто их ему доверил для своих нужд на Востоке. У командора есть ключ от каждого сундука, но он не может открыть ни один без согласия вкладчика, располагающего другим ключом. Казначеи Парижского и Лондонского Тампля повели бы себя точно так же.  Жуанвиль выходит из себя, командор не остаётся в долгу. Тогда вмешивается маршал ордена и предлагает Жуанвилю притвориться,  что он захватывает лари силой; тамплиеры не будут особо сопротивляться, и честь ордена будет сохранена. Небольшая комедия, о которой Жуанвиль рассказывает с юмором. Добавим, для полноты картины, что и маршал ордена не особо тревожится, так как он говорит: «…И если вы берете наше [добро], мы возьмём столько же вашего в Акре, чем вы нас вполне вознаградите…». Из этой истории можно сделать три вывода:

    - вклады частных лиц остаются материально индивидуализированными; это они, и именно они, таким образом дают в долг королю; уточним, что первый (и, возможно, единственный!) ларь, открытый Жуанвилем и его компаньонами, принадлежал одному из сержантов короля! Итак, это своего рода оказываемая услуга, о которой неизвестно, каким образом она вознаграждается. Храм как банк, исходя только из функции охраны ценностей (хотя банк выполняет и эту роль), впрочем все остальные религиозные ордена и все монастыри Запада делали то же самое.

    -  нельзя с одной стороны превозносить хорошую финансовую репутацию  банкиров, а с другой - упрекать их за то, что они не смешивают свою кассу с кассой своих «клиентов». Но Жуанвиль рассказывает также о случае, где он лично противостоял Храму, в лице командора Акры; когда пользуясь беспорядком, который царил в Акре, когда король и его товарищи по несчастью после своего освобождения высадились на берег, командор Акры пытался обокрасть Жуанвиля. Вмешательство маршала ордена, поначалу возмущённого жалобами Жуанвиля и клеветой на орден, которую они повлекли за собой, позволило Жуанвилю вернуть свои деньги.

    - если называть орден тамплиеров банком, то можно констатировать, что он является пассивным банком. Он не пользуется внесёнными в него средствами для проведения финансовых операций или для того, чтобы делать капиталовложения.

    Что касается ссудных операций, то они известны, и изобилуют примерами – от ссуд, предоставленных орденом еще королю Людовику VII, до самого конца ордена, уже накануне арестов. Эти ссуды предоставляются в Святой Земле, частным лицам или религиозным учреждениям Святой Земли, крестоносцам, в их числе князьям или их представителям; или же в Европе – крестоносцам, которые собираются исполнить свой обет. Эти ссуды гарантируются землями и рентами, которые отойдут Храму, если заёмщик не сможет погасить долг или же, случай довольно частый у крестоносцев, если он умрет в течение своего путешествия. Реже эти ссуды являются безвозмездными, но подлежащими значительному штрафу в случае невыплаты в должные сроки, ещё реже имеются настоящие ссуды с процентами. Показательно в этом плане  т.н. «дело вдовы рыцаря Жоффруа де Саржина». Изабель, вдова молодого Жоффруа - капитана «французского полка», оставленного Людовиком IX после его отбытия из Святой Земли в 1254 г., а потом и в качестве сенешаля королевства), снова вышла замуж. Приговор Парламента сделал её (как и её нового мужа) ответственной за долги своего прежнего мужа и его отца (тоже Жоффруа). Она должна была, таким образом, не только вернуть Храму долг в 3000 ливров, взятый Жоффруа-старшим. Но и также выплатить штраф такой же величины за неуплату в должные сроки. Парламент приостановил исполнение этого условия. Храм дает ссуды и, как в Святой Земле, так и в Европе, и они гарантируются домами и рентами. Он даёт ссуды герцогу Австрийскому в 1218 г., Рожеру де Сан-Северино, представителю короля Карла Анжуйского, в Акре в 1278-1279 гг.: три ссуды по 450, 200 500 унций золотом. Магистр Храма Гийом де Боже одолжил 2800 унций золотом Сан-Северино и поручился за другую ссуду в 1200 унций, выданную ему же купцами Акры, таким образом, король Сицилии взял на себя обязательство вернуть Храму, в его домах Сицилии и Пуйля, 4000 унций золотом.

    Если же мы хотим дать объективную оценку важности тамплиерских ссуд, то факт, что частные лица или итальянские банковские компании просят поручительства Храма за ссуды, которые они делают, является очевидным знаком большого доверия, оказываемого ордену. Но здесь-то и возникает проблема кредитных возможностей самих Тамплиеров. В момент второго крестового похода Людовик VII просит своего канцлера аббата Сугерия быстро возместить издержки тамплиерам, которые сами попали в долги для того, чтобы служить ему. Известно также, что для того, чтобы дать в долг герцогине Бурбонской на Кипре в 1244 г., они должны были обратиться к итальянским банкирам для того, чтобы получить наличные средства для 10000 безантов ссуды. Итак, всё это позволяет думать, что Храм не всегда располагал своими собственными значительными и всегда легко доступными ликвидными средствами. «Главная часть имущества Ордена не состояла из его кассовой наличности», - пишет Ж. Фавье и добавляет, что их финансовые операции были совершенно несопоставимы с теми, которые осуществляли итальянские дельцы в то же время. «Крупный банк рождается из крупной торговли», а тамплиеры никогда не занимались крупной торговлей. Их финансовые операции оставались в значительной степени привязанными к Святой Земле: ссуды, переводы средств, поставки продовольствия, вооружения и тому подобное продолжались, даже после падения Акры. Таким образом, будет неправдой сказать, что тамплиеры больше не занимались Святой Землей, слишком поглощенные своими финансовыми делами.

   Только за одним большим деревом не видно леса - следует ли рассматривать короля Франции как одного из клиентов, только более важного, парижского Тампля, как это делает  Ж. Пике, или скорее как государя, берущего к себе на службу тамплиеров, чтобы использовать их в качестве казначеев, таким же образом, как он использует других из них как духовников? Являются ли они банкирами или казначеями короля?
   
   Короли Запада опирались на военные ордены, когда отправлялись в крестовый поход. В 1146 году, когда Людовик VII принял крест, он доверил свою казну тамплиерам, для того, чтобы облегчить приготовления к своему походу. В 1190 г. Филипп Август, отправляясь в крестовый поход, также решил, что парижскому Тамплю должны перечисляться все доходы от его домена. Полагают, что королевская казна тем временем оставалась в Тампле. Затем она находилась там до 1295 г. и возвращается туда в 1303 г. Король также располагал в Лувре особой кассой, обеспечивающей расходы его двора. Итак, королевская казна является, прежде всего, переданными на хранение ценностями, которыми управляет казначей Тампля, как и другими подобными ценностями, и местом, куда поступают ренты и оплачиваются расходы короля и его двора.  Делаются перечисления; регулярно составляются отчёты о состоянии королевских счетов; проверка счетов осуществляется в Тампле, членами Палаты Счетов. Король считает казначея парижского Тампля своим собственным казначеем («наш казначей») и перечисляет ему жалование; и естественно, для казначея Тампля не может идти и речи о том, что бы смешивать казну короля с наличностью своего ордена. Всё это было прекрасно изложено Ж. Пике. Так происходит до 1295 г.
   
 Король Англии также использовал лондонский Тампль, не перенося туда, однако, свою казну. Все финансовые операции, осуществляемые английскими королями для Святой Земли, проходили через тамплиеров. Они равным образом использовали их услуги для своих дел на континенте и доверяли им перевозку наличных средств, дом тамплиеров в Ла-Рошели долго был пунктом назначения судов, иногда тамплиерских, которые перевозили из Лондона на континент более или менее важные суммы.

  Папы  также прибегали к услугам Тамплиеров: два постельничих, один Госпитальер, другой Тамплиер наблюдают за сном папы Иннокентия III на фреске «Сновидение Иннокентия III», написанной Джотто в Ассизи. Александр Ш доверил управление финансами папства двум камерариям, из которых один являлся тамплиером, таким образом, известен некий Бернар Тамплиер и его преемник Франко. Несомненно, что в первую очередь сбор понтификальных доходов для крестового похода и их переправки на Святую Землю побудил папство пользоваться услугами Храма. Для финансирования пятого крестового похода папство передало средства заботам магистров Храма и Госпиталя, и об этом попросили брата Аймара - казначея парижского Тампля и короля Филиппа-Августа. Эта роль была дополнена функцией сбора десятин (налоги на доходы клира), которые папство взимало для крестовых походов. ствующих орденов, особенно францисканцы, в большом количестве участвовали в сборе этих налогов, а также же сумм, собираемых вследствие выкупа крестоносных обетов .
 
 Что касается управления казной королей Франции, то следует привести  высказывание английского бенедиктинского историка Матвея Парижского, который пишет, что Людовик IX, разгневанный поведением тамплиеров в Дамаске в 1240 г. (то есть перед своим отбытием в крестовый поход), изъял свою казну из Тампля. Так же нельзя не упомянуть историю яростного гнева Жака де Моле, когда он узнаёт, что казначей парижского Тампля ссудил колоссальную сумму Филиппу Красивому; Жак де Моле снял казначея с должности и отказался его простить, несмотря на просьбы короля.. Орден не хотел ссужать королю подобные суммы (хотя финансовых возможностей у него хватало) и это было вызвано все возрастающими кредитными потребностями короны, а главное королевской политикой  регулярной «порчи монеты». По мнению историков, именно из близких к Ордену кругов вышло прозвище Филиппа IV («Филипп Фальшивомонетчик»). В центре же этого конфликта стоял вопрос изъятия королевской казны из Тампля между 1295 и 1303 гг. Эта «немилость» короля была связана, по мнению большинства французских историков, с его стремлением быстро мобилизовать большие финансовые средства, необходимые в случае войны против короля Англии в Гиени или для очередного вторжения во Фландрию. При этом французская фискальная система грешила своей медлительностью и следовало прибегнуть к кредиту.

    Однако, в отличие от короля Англии, который договаривался с сиенскими и флорентийскими крупными банковскими конторами и «застраховывал» ссуды, гарантией таможенных пошлин, взимаемых главным образом с экспорта шерсти, король Франции не решался связываться с итальянскими компаниями, и в любом случае не мог предоставить им эквивалентные страховки. Храм же, будучи «единственной неитальянской организацией, располагающей ресурсами и необходимой компетенцией для того, чтобы играть роль, более или менее сопоставимую с ролью крупных итальянских компаний» никогда не хотел завязывать дел с королем, особенно потеряв доступ к его казне. Так как Храм, как потенциальный кредитор отпал, король, в конце концов, решил, несмотря на свои предубеждения, обратиться к итальянским банковским компаниям. Он  назначает своими казначеями флорентийских финансистов  братьев Гвиди деи Францези и  получает около 800000 ливров кредита от их банковской конторы, а также от купцов и королевских сановников (часто это одни и те же лица), мобилизованных ими. Однако, очень быстро король снова изменяет политику, прибегая, с середины 1295 г., к очередной монетной «реформе». Но она перестает производить свои благоприятный (для королевских финансов!) эффект к 1302-1303 гг. Таким образом, между 1295 и 1303 гг., Филипп Красивый поменял управляющих своей казной, для того, чтобы опробовать новую финансовую политику.

    Но ни итальянские банкиры, ни управляющие Ордена не являлись людьми короля. Король не хотел зависеть в вопросе своих финансов от независимых организацией, иностранных или международных. Он не испытывал доверия к «ломбардцам» и предпочитал использовать их, регулярно их обирая. Что касается тамплиеров, которые являлись независимой финансовой организацией, они имели средства избежать нажима короля. И от них нельзя было ожидать финансовых услуг, в которых монархия теперь нуждалась. Арест тамплиеров и уничтожение ордена должны быть рассмотрены в контексте этой ситуации. Так как храмовники не являлись ни евреями, ни ломбардцами, но связанными с крестовым походом французами, так как им нельзя было поставить в вину никакого хищения в управлении финансами, так как их защищал папа, так как их непопулярность не являлась всеобщей (они сохраняли прочные позиции в кругах знати), для начала следовало их оклеветать, прежде чем получить возможность на них напасть. Отсюда утверждения о ереси и использование этих версий, без особого воображения со стороны королевского следователя Г.Ногаре и некоторых других, общих обвинений в этом вопросе (до этого, совсем недавно они послужили тому же Ногаре в борьбе против папы Бонифация VIII).  Экономические причины снова выходят на первый план; но от некогда предложенного исследователями «первоначального» финансового объяснения – алчности короля, стремящегося приобрести любыми средствами деньги, необходимые для его политики, историки перешли к более сложному финансовому обоснованию.

    Американский историк Р.Казелль помещает процесс Храма в контекст, общий для Европы, возвращения королём имущества своего домена, рассматриваемого, как противозаконно отданное религиозным орденам. В частности, он добавляет, что среди различных методов, используемых королём для того, чтобы найти деньги, было ограбление (евреев, ломбардцев и всех прочих) в пользу проводящих реформы групп. Конфискация же имущества тамплиеров в 1307 г. была, согласно Р. Казеллю, очень плодотворной и позволила королю пополнять дефицит казны в течение нескольких лет. Для него «корни процесса следует искать в тех категориях подданных, которые пользовались тогда покровительством короля», в первом ряду которых находится деловая буржуазия из городов королевства, в особенности парижская. К тому же, именно этим воротилам национальных средств было доверено управление имуществом, конфискованным у Храма. Только этих причин не может быть достаточно для того, чтобы объяснить такое запутанное дело, но они представляются важным элементом политического обоснования дела тамплиеров, которое является для нас предпочтительным. В любом случае необходим исчерпывающий сбор информации касательно финансов Ордена; а так же следует сравнивать и уточнять суть финансовых операций, а также использовать их более чёткие и современные обозначения.

( Продолжение следует)

 


Рецензии