А. С. Пушкин Подите прочь
Что заставляет писать об этом?
Может быть, остался неприятный осадок от школьных лет, когда нас заставляли учить стихотворениях «Анчар», «Кинжал»? Или «Узник»:
«Сижу за решёткой в темнице сырой…» - это примерно в 13-14 лет… И в этой строке нужно было увидеть мрачный образ самодержавия.
Произведения школьной программы многим из нас казались похожими на постановления Политбюро тем, что в них нужно было искать очень глубокий, но, почему-то, абсолютно скрытый смысл. А тот, что был на поверхности, казался таким чуждым и надуманным…
В истории бывают персонажи, которые сами по себе не имеют исторического значения, но знамениты, как символы событий или эпохи. Например, гусям присвоено звание спасителей Рима, Нерон, в первую очередь, известен, как символ разврата и жестокости, соединённого с любовью к поэзии и презрением всех святынь .
На вопрос «кто более матери истории ценен?» ответы могут быть тем более неожиданными, чем более каждый из отвечающих считает себя вправе говорить от имени истории.
Организаторы телепроекта «Имя России» дали такое право всем телезрителям.
Одной из сенсаций итогов голосования стал несомненный успех А.С.Пушкина: в опросе 12 присяжных он разделил первое место с А.Невским, а телезрители назвали его четвёртым после И.В.Сталина.
Председатель думской палаты С.Миронов назвал Пушкина «светочем жизни», а известный оратор В.С.Черномырдин – Петром Великим в литературе, блеснув познаниями сразу и в истории, и в литературе. Что вспоминается с именем Петра? Запрет на бороды, введение париков, конечно, «окно в Европу», Русский флот и повсеместное насаждение всего иностранного на русскую почву…
От такого сравнения самому Пушкину могло стать неловко.
Но знаменитую фразу «Пушкин – это наше всё» произнёс впервые не Черномырдин, а современник поэта, А.Григорьев.
Чем объяснить такой взлёт спроса на Пушкина?
Нет ли здесь знакомой нам технологии «раскрутки» шоузвёзд и кандидатов в депутаты?
Знакомо нам это развешивание портретов на каждом столбе: смотрит с них кто-то на нас или вдаль задумчивым взглядом, полным заботы о всеобщем благополучии, и таким величием веет от него, что многим хочется подрисовать к портрету усы или рожки, чтобы снизить градус многозначительности. Последний крик этого жанра: православный календарь с портретом кандидата…
Чтобы придать важность и подпустить величия человеку или событию нужно изобразить своё глубокое восхищение им, возведя очи к небу, говоря с придыханием; при этом люди, подражая вам, испытают чувство избранности и причастности к чему-то великому. Великий наш юморист Г.Хазанов продемонстрировал эту технологию на своём юбилейном концерте. Открывать концерт вышла напудренная дама лет 70, в длинном платье – не спеша, на высоких каблуках, на самую середину большой сцены - и голосом строгого ведущего концерта классической музыки объявила то ли симфоническую пьесу, то ли ораторию в исполнении ансамбля Советской Армии… Минут пять зал был в самом серьёзном недоумении и замешательстве: зрители вежливо и терпеливо сохраняли важный вид, выдавая неловкость лишь некоторым ёрзаньем, пока не вышел сам юбиляр и не прекратил розыгрыш.
С некоторыми «великими» всё происходит точно так же, но замешательство зрителей может длиться много лет, а в розыгрыше никто не признается.
В.Белинский называл поэзию Пушкина «музыкой в стихах и скульптурой в поэзии»: «прислушайтесь к этим звукам – и вам покажется, что вы видите перед собой превосходную античную статую».
Каждый из нас иногда смотрит задумчиво на облака. И, если скажут, что во-о-н то облачко похоже на птичку или обезьянку, то мы тоже иногда видим такое удивительное сходство.
А если не видим, то остаётся лёгкая досада…
Или, вот, говорят: «Вино веселит сердце человека». Но если никто не скажет, что от вина может болеть голова, а, если смешать его с водкой, могут быть и другие неприятности, то мы справедливо будем считать себя обманутыми.
Имя России – это прямое указание «юноше, обдумывающему житьё»: вот с кого надо делать жизнь; вот как надо жить, «чтобы не было мучительно больно…»; вот кого нам сейчас не хватает…
«Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства» - считает Белинский.
И какой же первый совет «воспитателя» Пушкина?
«Давайте пить и веселиться,
Давайте жизнию играть,
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать». («Добрый совет»)
Как можно называть народным поэта, сказавшего такие слова:
«Вы правы, мудрые народы,
К чему свободы вольный клич!
Стадам не нужен дар свободы.
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич».
Тут народ мог бы и обидеться: что это, мол, вы всё попрекаете нас беспородностью…
Мы свой кусок хлеба добываем. А Вы что на это скажете?
А что мог ответить Пушкин?
«Мы рождены для вдохновенья.
Для звуков сладких и молитв!»
Пытаюсь представить себе корабль русской литературы и общественной жизни… Какую бы должность или роль выполняло на нём творчество Александра Сергеевича: компаса,
шлюпки? А, может быть, цветного попугайчика в клетке? Или ручной обезьянки?
Напрасно кто-то ищет в последних предположениях скрытое намерение унизить или, тем более, оскорбить: и птичка, и зверюшка могут разбудить в душах моряков столько добрых чувств без всякой помощи лиры, что многие поэты могли бы позавидовать их талантам.
Начальным образованием будущий поэт был обязан иностранным гувернерам.
Это способствовало «тому, чтобы развить в восприимчивой натуре Пушкина весёлость, любезность, остроумие и вместе с тем сообщить ему то беспечное легкомыслие, ту небрежную поверхностность, которая старается обходить серьёзные теоретические вопросы жизни. … С этим соединялась природная леность и беззаботность поэта, которая в детстве его выражалась чрезвычайной неповоротливостью, сидячестью и молчаливостью. Родные сочли это признаком слабости и тупости умственных способностей, что для них ещё более подтверждалось странною угрюмостью и робостью ребёнка» (Н.А. Добролюбов)
Ребёнок с такой характеристикой в наши дни имеет все шансы попасть в класс для детей с ЗПР. Но А.С.Пушкин был определён в Царскосельский лицей. И этот факт вопиет в пользу классического широкого образования, а не урезанного под начальные способности ученика.
«Общее образование было в загоне, в пренебрежении… почти исключительное развитие специальных училищ принесло свои грустные плоды: явились медики, искусные только в утайке госпитальных сумм, инженеры, умевшие тратить казённые деньги на постройку небывалых мостов,.. На деле все убедились, что в воспитании нужно принять другое направление. …Известно, что вопрос об общем и специальном образовании разрешён был правительственным образом в пользу общего образования ещё в половине 1855 года» (Н.А.Добролюбов).
Так что, к слову сказать, предстоящая реформа образования грозит отбросить нас в эпоху крепостного права.
В науках точных и требующих умственного усилия Пушкин всегда отставал. Ещё в детстве плакал он над четырьмя правилами арифметики. «Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особенно по части логики» - такую характеристику дал Пушкину профессор лицея.
Результатом стало то, что по успеваемости Пушкин был четвёртым с конца.
Объяснение этому, кроме врождённой несклонности к учёбе, был образ жизни в лицее, в котором процветал пышным цветом самый натуральный разврат.
«Здорово, молодость и счастье,
Заздравный кубок и бордель.
Где с громким смехом сладострастье
Ведёт нас пьяных на постель»
«Поэзия Пушкина не опасна юношеству, как поэтическая ложь, разгорячающая воображение, - ложь, которая ставит человека во враждебные отношения с действительностью…» - В.Белинский уверен, что бордель и пьяное сладострастье в постели не повредят подросткам.
Раннее творчество поэта изобилует едкими эпиграммами, пьесами «нескромного содержания» и стихами, которых он впоследствии сам стыдился.
Итогом такого образа жизни стало подорванное нравственное и физическое здоровье.
«Цели нет передо мною,
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум»
В попытке выйти из подобных настроений поэт предаётся буйным фантазиям:
«Порой опять гармонией упьюсь.
Над вымыслом слезами обольюсь»
«В последнее время Пушкин окончательно также склонился, по-видимому, к той мысли, что для исправления людей нужны «бичи, темницы, топоры», а не сила слова… Он отталкивал от себя общественные вопросы жёстким восклицанием:
«Подите прочь! Какое дело
Поэту мирному до вас?
…Общество скоро поняло, что любимый поэт оставил его, что народные радости и печали не находят в нём горячего сочувствия и даже встречают холодное презрение. Тогда публика в свою очередь, по невольному инстинкту, оставила поэта. Это охлаждение публики сильно встревожило Пушкина в последние годы его жизни… Он…начал с лихорадочным беспокойством бросаться во все отрасли литературы: в историю, в роман, журналистику… Но ничто не помогало, и смерть избавила его от печальной необходимости видеть себя живым мертвецом посреди того общества, которое прежде рукоплескало каждому его слову»(Н.А. Добролюбов)
На воротах храма, который воздвигли боготворящие поэта почитатели, были бы уместны такие слова:
«Пока свободою горим, пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим, души прекрасные порывы.
Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья
Напишут наши имена» («К Чаадаеву»)
Но, войдя в этот «храм», мы бы с удивлением прочитали:
«Молчи, бессмысленный народ.
Подёнщик, раб нужды, забот.
Несносен мне твой ропот дерзкий.
…
«Да будет проклят правды глас,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно».
…
«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман».
Внутренний мир поэта, состояние души Пушкин одним из первых сделал предметом поэзии. Частые, с молодых лет поклонения Бахусу, Вакху и Морфею начали приносить плоды:
«Но мне в унылой жизни нет
Отрады тайных наслаждений.
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений» («Эллегия»)
«Умчались вы, дни радости моей!
Умчались вы – невольно льются слёзы
И вяну я на тёмном утре дней» (Эллегия )
…
«Я пережил свои желанья. Я разлюбил свои мечты»
Официальная критика сделала из Пушкина борца с самодержавием. Такой точке зрения есть много возражений самого поэта.
«Тебе, наш храбрый царь, хвала, благодаренье!
И ты среди толпы – России торжество!» («Александру»)
«Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю.
Я смело чувства выражаю, языком говорю.
Его я просто полюбил: он бодро, честно правит нами.
Россию вдруг он оживил войной, надеждами, трудами».
А другого известного нам со школы борца с самодержавием, А.Н.Радищева, Пушкин называет «полу-невеждой и полу-негодяем» за его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву». «Не можем в нём не признать преступника с духом необыкновенным, политического фанатика, заблуждающегося,конечно, но действующего с удивительным самоотвержением…» считал Пушкин. Радищев не выдержал травли и отравился.
Вот в отношении церкви и веры Пушкину справедливо приписывают недостаток почтения.
«Лишённый всех опор, отпадший веры сын…
Уж видит с ужасом, что в свете он один»
….
«Во храм ли вышнего с толпой он молча входит,
Там умножает лишь тоску души своей
При пышном торжестве старинных алтарей» («Безверие»)
«На этих днях, среди собора, митрополит, седой обжора,
Перед обедом невзначай велел жить долго всей России
И с сыном птички и Марии пошёл христосоваться в рай» («В.Л. Давыдову»
«Мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин» - продолжает восторгаться Белинский:
«Христос Воскрес, моя Ревекка! Сегодня, следуя душой
Закону Бога-человека с тобой целуюсь, ангел мой!
А завтра к вере Моисея, за поцелуй я, не робея,
Готов, еврейка, преступить и даже то тебе вручить,
Чем можно верного еврея от православных отличить».
«Душевных мук волшебный исцелитель,
Мой друг Морфей, мой давний утешитель
Тебе всегда я жертвовать любил» («Сон»)
«Морфей, до утра дай отраду
Моей мучительной любви» («К Морфею»)
Как видим, нравственность так и прёт…
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» начинается такой строчкой:
«Погиб поэт, невольник чести.
Пал, оклеветанный молвой…»
О какой молве идёт речь? Сегодня эта молва разрослась до прямого утверждения о том, что среди забав молодости не последнее место занимал содомский грех.
Есть ли для такой молвы какие-то основания? Приведу только те, что есть в любом собрании сочинений:
«Сабуров, ты оклеветал
Мои гусарские затеи.
Как я с Каверниным гулял…
…..
Как все заботы отклоня,
Провёл меж ними год я круглый.
Но Зубов не прельстил меня
Своею задницею смуглой» («К Сабурову». 1824 г.)
«Чтение Пушкина должно сильно действовать на воспитание, развитие и образование изящно – гуманного чувства в человеке» - утверждает Белинский:
«Пою несчастливый Содом…
Как жаль, что ранними громами
Его сразил Еговы гнев!»
….. Толерантность очень смелая для того времени и откровенная.
«Явлюся я перед тобою.
Тебе служить я буду рад.
Стихами, прозой, всей душою.
Но, Вигель, пощади мой зад»
(«Из письма к Вигелю»)
О чувстве меры и эстетической утончённости поэта красноречиво скажут такие строки:
«С грозным деспотизма взором
Афедрон ты жирный свой
Подтираешь коленкором;
Я же грешную дыру
Не балую детской модой.
И Хвостова жёсткой одой,
Хоть и морщуся, да тру» («Ты и я»)
В последние годы появилось много информации, раскрывающей в подробностях то, что называют шалостями поэта и заблуждениями юности. В собраниях сочинений многие стихи пестрят многоточиями: полные тексты слишком шокировали бы читателей, не отвергающих традиционных взглядов на мораль и нравственность.
Для очень многих подробности биографии П.И Чайковского стали сенсационными.
Общественному мнению трудно будет перенести крушение ещё одного мифа о народном поэте А.С.Пушкине.
Если говорят, что Пушкин – это «светоч нашей жизни», другими словами, маяк, путеводная звезда, «солнце нашей поэзии», а на поверку оказывается, что это не совсем так, или, даже, далеко не так, то требуется объяснить, с какой же целью так настойчиво нам внушают идею о его величии?
Чем он стал так привлекателен для наших «шоуменов» в культуре и политике?
Не слишком ли опрометчиво называть Пушкина солнцем поэзии? Справедливо ли связывать его имя с рассветом нашей литературы?
Строго говоря, петух не имеет никакого отношения к рассвету, но никто не отказывает петухам в чести его воспевателей. Без них картина рассвета кажется неполной.
Но никто и не скажет, что петух – это необходимое условие рассвета или, тем более, его причина.
Мощное организованное движение за свободу половой ориентации принимает в наши дни навязчивый характер. Естественное недоумение и отвращение того и гляди станут противозаконными.
И один из главных аргументов в защиту этой свободы тот, что многие великие люди «страдали» своей «нетрадиционностью». Более того, выдвинут тезис, что они и великими-то стали благодаря своей нетрадиционной сексуальности.
Конечно, «жизнь прожить – не поле перейти».
Вступает юноша на своё жизненное поле… Простор необъятный… А его угораздит наступить туда, где паслось стадо… Наконец, найдёт незарастающую тропу, увидит памятник нерукотворный …Направится к нему. А по пути будет читать:
«До капли наслажденье пей.
Живи беспечен, равнодушен.
Мгновенью жизни будь послушен.
Будь молод в юности твоей»
««Давайте пить и веселиться,
Давайте жизнию играть,
Пусть чернь слепая суетится,
Не нам безумной подражать». («Добрый совет»)
Наши идеологи от культуры попали под гипноз «неистового Виссариона»(Белинского), который считал, что «Россия видит своё спасение не в мистицизме…, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди…, а пробуждение в народе чувства собственного достоинства… и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом».
Конечно, такие рассуждения о здравом смысле были бальзамом на душу большевиков, а потому и Пушкин, как никто другой, годился на роль «светоча» новой жизни.
И, не смотря на многие негативные страницы в жизни и творчестве А.С.Пушкина, даже обидно за то, что используют его имя шоумены, как разменную монету в своих торжищах. А иногда кажется – как живой щит, за которым прячется толпа безнравственных, «беспечных и равнодушных» к голосу народа людей.
Скажут: с кем не бывает по молодости…Нельзя же не замечать нескольких замечательных стихов… Поэтам многое можно простить… Может быть, близость к греху и делает его народным…
Да, народ, действительно, если полюбит, то многое может простить. Но не всё. В определённых кругах народа общение с человеком, замешанным в некоторых развратных действиях, может сильно повредить репутации.
В конце концов, - Пушкин не виноват в том, что пошла молва...
Хотя он и говорил:
«Вот страсть, которой я сгораю!
Я вижу, гибну в цвете лет.
Но исцелиться не желаю»
Пушкин уже побывал на знамени борцов с самодержавием и религией…
На счёт самодержавия, как было показано, вышла большая подтасовка…
А «Сказка о попе и работнике его Балде», действительно, стала литературным плакатом атеистов.
Теперь Пушкина водружают на «голубое» знамя. Можно сказать: по рукам пошёл. Последние двадцать лет обострили много социальных проблем. Не будет преувеличением сказать, что возмущённый и обиженный голос народа, словно, никем не услышан: в полном соответствии с заветом Пушкина, народу предлагают вместо ответов на злободневные вопросы «ярмо с гремушками и бич».
Избрание Пушкина «светочем нашей жизни» вызвало не только внутреннее несогласие, а тревогу; вспомнились евангельские слова: «…если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?».
И всё же, всё это сказано не против поэта Пушкина, а только против дискредитации таких слов, как солнце, рассвет и светоч…
Свидетельство о публикации №211030600767
Геннадий Гаврилов 09.01.2020 13:49 Заявить о нарушении
Михаил Струнников 10.09.2022 09:30 Заявить о нарушении