Должник

  Если мы находимся внутри одной большой компьютерной игры, то нам должны начисляться очки. Деньги. Но что для этого должны делать мы?
    Мне было девять лет, когда жарким летним полднем в мои руки попала целая пачка советских денег. Её обронил высокий слепой фронтовик в хромовых сапогах и с тросточкой. На противоположной стороне улицы, где через несколько лет возникнет центральный универмаг, он из кармана галифе вытаскивал носовой платок.  Говорят, у незрячих слух острее, но этот лишь вытер пот вокруг чёрных окуляров и, слегка пошатываясь, продолжил свой путь, постукивая палкой о тротуарный кирпич, вкопанный на ребро вдоль бульварной клумбы.
 Я с рогаткой, босиком и в чёрных труселях (иных тогда наша промышленность не выпускала) шёл на пляж, но, заметив чужую беду, изменил свой привычный маршрут. Пришлось, перейдя  раскалённый асфальт, догонять инвалида, чтобы вручить потерю. Тот судорожно стал пересчитывать, даже не сказав «спасибо». Мне показалось, что дед сейчас выронит от волнения трость и ему не на что будет опереться. Поэтому я приостановился, чтобы подать, если что. Но тот уже контролировал ситуацию и что-то бурчал себе под нос, прижав палку под мышкой культёй левой руки.
             А днём позже в магазине «Детский мир» я украл один рубль, пока мой взрослый кузен Миша Попов, художник-рекламист кинотеатра «Ударник» трогательно заигрывал с очаровательной продавщицей. Я как бы выпал из поля их внимания. Моё же внимание привлекла жёлто-коричневая бумажка нового образца (1961 год, денежная реформа), слегка придавленная пластмассовым пупсом в открытой витринке. И я сделал всё чисто. Маме объяснил появление карманных денег тем, что получил награду от обрадованного пенсионера. Папа похвалил меня за благородный поступок.
    Но история с рублём не окончилась. Спустя несколько лет, уже в восьмом классе, ко мне зашёл в гости в отсутствие родителей ухажёр моей старшей сестры Сергей. Молодой силач, поиграв со мной в настольный баскетбол и послушав битлов с пластинки, нарезанной на использованном рентгеновском снимке, остался доволен визитом и предложил в долг один рубль, хоть я и не просил. – А когда вернуть?  - я весело выбрал из предложенного веера одну банкноту.
- Когда будут лишние, тогда и вернёшь. – Отмахнулся гость.
      Хрустящая бумажка быстро растворилась в радиодеталях, дефицит которых мной, юным радиолюбителем, ощущался постоянно. Через месяц мой кредитор подловил меня возле дома и злобным голосом напомнил: «Даю тебе два дня». А на третий я получил в челюсть. Не сильно, но увесисто. Этот уличный босячок надеялся, что я буду жаловаться на обидчика своей старшей и единственной сестре и та, спасая брата, пойдёт к нему на встречу.
Уж очень он безрезультатно и долго обхаживал красотку.
Но, к счастью, у меня были два друга-одноклассника: Илья и Сашка. Первый - богатенький буратино. Его папа торговал вином на городском рынке от колхоза «Победа». Саша перезанял мне рубль, и мы отдали жлобу долг в тот же день.
      - Научим Пантелея деньги делать? – тряхнул кучеряшками коренастый Илья, обняв меня и Александра.
      На следующий день пришлось убежать с уроков труда с моими защитниками к шпане в парк, чтобы посмотреть, как играют в карты на деньги. Игра называлась тринька. Моих ежедневных пятнадцати копеек от мамы едва хватало на пять минут игры. Но и здесь выручал один из друзей (что побогаче). Он был огненно-рыжей масти и мечтал, чтобы его звали «Огонёк». Но кликуха «Рыжий» прилипла сама, не спросив разрешения Александра. В карты Алекс играл виртуозно.
Дело было в комсомольском лесопарке. Я сидел под левой рукой Сашки и срезал колоду в нужном месте специально отрощенным ногтем большого пальца. А он помогал мне делать ставки, даже когда у меня кончались деньги. Затем мы и вовсе стали играть с ним в один носок. То есть, во время игры все сидели прямо на земле,  и смятые бумажные деньги заталкивались в носки. Так было удобнее не только контролировать ситуацию в игре, но и маскироваться от ментов в случае шухера.  Длинные брюки клёш надёжно скрывали игровые вещдоки.
           К нам в круг иногда подсаживались поиграть каменюшники. Самым денежным был Бауэр – бригадир хозрасчётной артели каменщиков открытого карьера. Он играл в буру и очко на «шалбаны». Деньги с проигравших не брал, но за каждый проигранный ему рубль бил в лоб юноше  щелчок.
Однажды он нам с Александром проиграл 200 рублей. Это большие по тем временам деньги (1968 год). Естественно, мы повели его в кабак. Помню, к нам тогда присоединился  авторитетный вор Володя Чубатый – он недавно «откинулся» из очередной ходки.
В ресторане «Бригантина» для нас пел «под Магомаева» будущий солист «Песняров» Виталик Лохмоткин по кличке «Робертино». Он был ещё и прекрасным биллиардистом. (Мы к тому времени стали захаживать  в «кузню» - так называлась городская биллиардная, где собирался весь бандитский бомонд города). Там мастера экстра-класса «раскручивали» в «американку» моряков-загранщиков, прикидываясь новичками.
 И вот, когда выпивка, купленная за выигранные у Бауэра деньги стала заканчиваться, Чубатый пригласил на состязания по АРМ-реслингу двух молодых офицеров-авиаторов из-за соседнего столика. Этот удивительный человек состоял из одних сухожилий и давал фору любому, кладя свою руку до высоты спичечного коробка. Тем не менее, он всегда выигрывал. А тогда – за пятнадцать минут – почти три сотни. Парни вертолётного полка явно сорили своими деньгами, добытыми военным ремеслом и риском. Но в милиции давно знали, что, если вино-водочный магазин обворован через  раздвинутые с нечеловеческой силой решётки, то это дело рук авторитетного вора по кличке «Чубатый». И в арм-реслинге ему тоже не было равных.
Моё тогдашнее  увлечение красивой жизнью повесы едва не окончилось тюрьмой. Когда Алекс – самый удачливый из нас троих ушёл служить в армию на китайскую границу, мы с Илюхой вляпались в историю. К тому времени я уже учился на вечернем отделении техникума и посменно обслуживал климатическую установку аквариальной АзЧерНИИРО. Это в центре города. В ночную работа такая: кнопку нажал и пошёл гулять через форточку в подвальном помещении.
В тот вечер меня угораздило проиграть свой первый аванс одному из лучших биллиардистов города – Касьяну. Он угостил нас в кабаке, а затем мы, уже в хорошей кондиции, сняли болониевое пальто с пьяного в умат морячка-загранщика. Вернее, снял со спящего шустрый Илья и вынес мне из неосвещённого подъезда в темноту двора свёрток:
- Тикаем в парк, Пантелей!
В комсомольском парке мы спрятали пальто в воронку и завалили пожухлой листвой. На следующий день Робертино купил его за полсотни. И я смог отдать своей маме сорок рублей уже проигранного мной трудового аванса, что и было отмечено на семейном торжестве. Ведь родители-то были не в курсе моих похождений.
Но кто-то в биллиардном мире постукивал не только по шарам, но и в милицию. И вот мы с Ильёй на допросе у дяди Лёни Волкова – участкового «СолянОй» - одного из самых бандитских районов.
- Так, парни; выбирайте: тюрьма, или армия?
- Дядя Лёня, мы ничего такого не сделали. –
Илюха по кличке Ухо умел прикинуться дуриком и давил на жалость. 
- А я вам ещё раз говорю: статистику района мне перед пенсией я вам портить не позволю, сукины дети!
- Хорошо. Через месяц вы нас не увидите – заверил я пожилого капитана милиции.
- А ты, Пантелей, ещё за ту драку мне не ответил!..
      Та драка была весной, на проводах друга в армию. Мы пошли искать приключений на танцплощадку клуба  госторговли, где тогда играл и пел молодой Юрий Лоза. И нашли-таки: я выбил себе сустав большого пальца о  челюсть комсомольского  работника, а пока сидел на нём сверху, Саша, обознавшись, закатал мне ногой в правую челюсть и свернул прорезающийся зуб мудрости. Все разбежались, когда на узконосой туфле одного из наших босяков  вспузырился ещё живой человеческий глаз.
       Через месяц в кузне появился невысокого роста молодой одноглазый мужчина. Он очень скоро научился метко закатывать шары в лузы, а попутно обнаружилась утечка информации из нашего сплочённого криминального коллектива.
       Таким образом, мне пришлось отказаться от возможности окончить последний курс техникума, хотя учёба шла легко и была возможность получить отсрочку от призыва в армию.
        Вот так и не состоялся мой диплом о среднем специальном образовании. В итоге - недостача по начислению игровых баллов, т.е. - денег. А ведь всё начиналось с сущего пустяка: одолжил рубль у нехорошего человека.  Хотя... я рубль перед этим "испытанием" получил нечестным путём и сам, возможно, лишив другого ребёнка игрушки - того самого пупса, из-под которого стащил отложенные кем-то деньги.

………………………………..
На такой простой мысли я и хотел окончить рассказ. Но точка, почему-то, не ставилась. На днях, проходя мимо церкви Иоанна Предтечи, в которой крестился лет пятнадцать тому,  я услышал «голос»:
 - Верни рубль.
Оглядываюсь. Никого. Зашёл, перекрестился, затолкал в ящичек для пожертвований требуемую бумажку, правда с псевдонимом «гривна». И… буквально через полчаса – звонок: из конторы мне ни с того-ни с сего предлагают долгожданный рейс в океан. Да ещё и на инженерную должность. Сегодня, сидя на чемоданах, анализирую ситуацию «откуда растут ноги удачи?»
 Аналогичная история со мной случилась в храме Христа Спасителя в Москве в 2004 году. Я нечасто хожу в церковь. Лишь когда "прижмёт".
Вспоминаются детали. Дело было на день Валентина, 14 февраля. Запутался я тогда в трёх женщинах, как в трёх соснах. Порастратился. Шла вечерняя служба. Народу много. Меня оттеснили к ящику для пожертвований. Вдруг слышу:
 - Да отдай ты эту бумажку!
Я слегка остолбенел: со мной разговаривал ящик с деньгами. Он по-дружески предлагал вложить ему в пасть единственную полсотенную, которую я только что одолжил у друга-писателя Виктора Зуева на дорогу в Питер. Электричкой туда стоило 49 рублей.
 Не буду вдаваться в детали, но неудачи в те дни буквально преследовали меня. И, отчаявшись, я отдал ящику всё, что имел. Оставалось лишь идти побираться.
 Под утро, собирая чемодан в дорогу, а заодно и мысленно намыливая верёвку, внезапно обнаруживаю среди старых сочинских накладных хрустящую «пятихатку». Она бы здесь ещё пару лет провалялась, не окажись я в ситуации. Мне тогда такой фокус очень даже понравился.
Но сейчас… При чём здесь рубль?
И – как озарило: вдруг вспомнился этот, пока ещё неоконченный и затерянный среди файлов доски ноутбука, рассказ-откровение о хулиганском детстве. Ведь он, как и многие подобные истории о несостоявшихся надеждах, начинался с украденного будущим неудачником рубля. А чтобы исповедь дошла до адресата, её необходимо было подтвердить материально. Наконец-то у меня появилась надежда, что мой долг попадёт по назначению.   


Рецензии
Мне, как вашему земляку, особенно интересно читать эти воспоминания. Злачные места, описываемые вами, мне хорошо знакомы, хотя завсегдатаем не был. Всё это было рядом, но шло паралельным курсом. Вспомнилось многое. Спасибо.

С уважением,

Керчанин   24.04.2013 11:52     Заявить о нарушении
Перечитал свой собственный рассказ и нашёл Вашу запись. Были бы заказчики - перешёл бы на прозу. У меня тут что-то получилось вполне сносное. Лишь подшлифовать немного синтаксис. Спасибо за отзыв. Приходите на мой бардовский концерт 2 декабря с.г. в 15:00 в картинную галерею Бута.

Василий Нестеренко   25.11.2017 23:22   Заявить о нарушении