Как одевались наши мамы и бабушки

…Рассматриваю парадную бабушкину фотографию, где ей около 60 лет. Высокие скулы, прямой, правильной формы, нос, строго поджатые губы. Серые, немного выцветшие добрые глаза смотрят прямо в объектив. На голове – коричневая шерстяная тканая  шаль с кистями, служившая ей долгие годы. Шаль надвинута глубоко на лоб, у подбородка заколота булавкой. Плечи и руки тоже полностью покрыты шалью. На всех старых фотографиях у бабушки волосы прикрыты платком.

Впрочем, есть одна небольшая фотография, где у бабушки открыты волосы. Она сделана на паспорт. Бабушка одета в клетчатое платье, волосы строго зачесаны назад. В углу фото – белый полукруг для печати.

В повседневной жизни одежда бабушки была очень простой и строгой. Она носила цветастые ситцевые кофты, присобранные у ворота и на рукавах и обработанные косой бейкой, длинные юбки в пол, тоже в сборку на талии, сбоку был разрез, и юбка завязывалась на тесемочки. Сверху бабушка обязательно надевала большой фартук - «запон», который тоже собирался у талии на тесемочку, а сзади завязывался на бантик. Точно так же одевалась и ее сестра, тетя Глаша. Скорей всего, это была обычная крестьянская женская одежда начала прошлого века…

Папины тетушки из деревни Минчаки всегда приходили к нам в гости в парадной форме: черная плюшевая «жакетка», длинная юбка, блестящие резиновые сапоги. На голове – неизменный платок.
 
...Вспоминаю, как одевались наши мамы...
Одни названия тканей чего стоят - габардин, крепдешин, шевиот, поплин... Всего не упомнишь... Звучит, как музыка... У моей мамы и тети была своя портниха, ее звали Авочка. Жила она на одной улице с нами, в 2-х – 3-х кварталах от нас. Авочка шила очень хорошо, клиенткам своим никогда не отказывала. У нее был только один минус - одно платье она могла шить в течение года, иногда и больше. Мама с тетей ворчали, сокрушались, но к Авочке ходили. Я помню, что у Авочки весь дом был завален тканями, лоскутками, выкройками... Мне было там очень интересно.

Авочка  шила маме костюмы и платья из тканей, которые папа привез из Германии, где служил до 1955 года. Мама носила эти вещи много лет. Строгий  серый костюм   с юбкой четырехклинкой, голубое платье с откидным воротником и атласными  пуговицами, сиреневое крепдешиновое платье в белый горох. Я все мечтала отрезать от него кусочек ткани  и сшить своей кукле парадное платье. Уже и ножницы приготовила…. Что меня остановило, не помню, может быть, остатки благоразумия…

У мамы была манишка белого цвета с ажурным воротничком апаш. Мама носила манишку с серым костюмом. На фотографии 50-х они стоят вместе с отцом, мама в сером костюме и туфельках, на ногах - белые носочки. Отец, как обычно, в военной форме - высокий, красивый. Даже на гражданке он много лет продолжал носить военную форму...

Рассматриваю еще один снимок. На нем мои родители сфотографированы в зимней одежде. Отец – в офицерской шинели, на голове – шапка-ушанка. Рядом с отцом - моя мама, одетая в шубку и серую шапочку из каракуля. На ногах у моих родителей надеты бурки – это такие сапоги, сшитые из плотного белого фетра или войлока. На маминых ножках бурки выглядят очень изящно. Впереди стоит моя старшая сестра, меня где-то еще не видно… Сестричка одета в пеструю кроличью шубку и цигейковую шапку, которая завязывается у подбородка тесемочками. Наряд дополняют коричневые шаровары с начесом, в которых было очень удобно кататься с ледяной горки, и серенькие валенки.  Еще и еще раз вглядываюсь в это фото, и вновь погружаюсь в атмосферу первого послевоенного десятилетия…

После войны в город стали привозить трофейные вещи. Мама рассказывала мне историю о том, как одна дама явилась «в свет» в пеньюаре, и при этом выглядела сногсшибательно…
Папу часто приглашали  на разные мероприятия, иногда он брал меня с собой. Мне запомнилась пожилая крупная дама в темном платье, воротник и манжеты которого были сделаны из меха норки. Мне этот парад показался неуместным, к чему все эти меха в середине лета? Впрочем, что я тогда понимала в моде…
 
А еще я помню, как мама с тетей ходили в парикмахерскую делать "химию". Уйдут вместе ранним утром, а вернутся уже под вечер, очень счастливые и очень кудрявые. Когда я однажды сделала себе химическую завивку, мне казалось, что все получилось очень удачно, кажется, всем понравилось. Но мой 3-х летний сын с укоризной посмотрел на меня и осуждающе сказал: "Мама, ну что ты с собой сделала!"


Рецензии
-Мода... мода... мода. Фото замечательное.

Тамара Петровна Москалёва   22.10.2019 07:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара Петровна! И за визит, и за отклик.
Всего Вам самого доброго!

Наталья Минчакова   22.10.2019 20:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.