Люди и фамилии

Фамилия у меня не ахти какая. Неблагозвучная. В ней есть намёк на лысину, а лысина мужчину не украшает. Кроме того, эту фамилию носил народный академик, известный своей свирепостью по отношению к научным оппонентам. Его именем в своё время разве что детей не пугали.

Так что гордиться мне нечем. Может быть, именно поэтому я всегда обращал внимание на необычные, смешные или неблагозвучные фамилии встречавшихся мне по жизни людей. А таких людей было много... Скажем, Другов и Врагов. Знал обоих.  Знаком с Любовным и Целовальниковым: достойные во всех отношениях люди.

Но это так, семечки... Теперь шутки в сторону - довелось мне учиться в одном и том же вузе ни много ни мало как с Какашкиным и Дураковым. Вот это да! Этим двоим, будь моя воля, я бы медали на грудь повесил: за мужество. Согласитесь, носить такие фамилии - это вызов.  Бросок на амбразуру. Вроде как перчатку швырнуть в лицо зубоскалам: мол, смейтесь, придурки, над моей фамилией, если других поводов посмеяться у вас нет - а мне на вас наплевать.

Хотя при трудоустройстве столь неблагозвучная фамилия может, конечно, и помешать. Поставьте себя на место кадровиков: «Принять на постоянную работу гражданина Дуракова»...или, ещё лучше, "Какашкина". Тут смелость требуется и свобода от предрассудков. Так что медали за мужество эти двое  заслуживают.

Людей с фамилиями Трус, Гробов и Хренов знал лично. Нормальные работящие мужики. Трус не пил, а вот Гробов выпить не дурак. Хренов вроде бы не злоупотреблял, но сама его фамилия к этому делу - согласитесь - располагает...  Или Петров. Был у нас такой, неплохой мужик, но плотно за воротник закладывал: его за глаза звали "Петров-Водкин". Что касается прототипа, известного художника с этой фамилией, про него ничего сказать не могу... Может, пил. А может, и нет. Не знаю.

И раз уж вынесло автора на алкогольную тему, нельзя обойти стороной вопрос, который давно мне хотелось бы прояснить. Фамилия Невинный есть?  Есть. А Непомнящий? Тоже есть. А Непьющий?  Нет такой фамилии! Почему – неизвестно... Может, носить фамилию "Непьющий" для русского человека оскорбительно?  Или звучит она нагло, вызывающе? 
Трудно сказать. Конечно, если вы бутылку водки из горлышка можете выпить, а при удобном случае и выпиваете, то носить фамилию Непьющий – это моветон. Несолидно. Вроде как вы свой талант в землю зарываете....

А вот человек с фамилией Наливайко идёт по жизни легко: с песней, можно сказать, шагает. Услыхав такую фамилию, народ у нас сразу добреет, теплота в глазах появляется. И мысль, что, мол, свой этот Наливайко парень. В доску…

На просторах бывшего СССР чемпионами по странным фамилиям являются украинцы. Если отвлечься от событий последних лет, про украинцев ничего плохого сказать не могу. Сам наполовину украинец, а те, кого знаю – милейшие люди. Но фамилии у них бывают такие, что у русского человека ноги отнимаются...

Например, Убейволк. Известная мне носительница этой двуствольной фамилии, хрупкая интеллигентная девушка, постаралась в своё время поскорее выйти замуж, чтобы перейти на фамилию мужа, а свою девичью забыть как страшный сон. Ну, женщинам в этом смысле проще. А если вы Убейволк и мужчина? Можно, конечно, жениться и взять фамилию жены. А если вы убеждённый холостяк? Так и будете всю жизнь ходить этаким недобитым волком, пугая окружающих.

А скажите, легко ли принять решение сочетаться браком с женщиной, носящей распространённую на Украине фамилию Могильная? Или Подколодная? Трижды подумаете, прежде чем предложить ей свою руку и сердце. Особенно если вы человек суеверный...

Сослуживец моего отца, украинец, имел фамилию Семикобыла. Дело давнее, ничего конкретного об этом человеке мне не известно. Но мужик он был, похоже, шустрый, пронырливый, потому что коллеги за глаза окрестили его "Девятикобылой". Двух дополнительных кобыл ему, надо полагать, приписали за энергию и деловую хватку...

Или, наоборот, украинец по фамилии Воблый.... Типа  малохольный.

Хотя здесь я, конечно, неправ. Нельзя о человеке по фамилии судить. Неверно это. Даже по отношению к украинцам.



         Рисунок Игоря Ермолаева


Рецензии
Добрый день, Виктор Леонтьевич! Обратил внимание на публикацию "Люди и фамилии" и с удовольствием прочитал, прежде всего потому, что на эту тему написал ироническую прозу "Египетская фамилия" и захотелось сравнить.
Понравилось. Спасибо.
С уважением,

Георгий Качаев   23.10.2015 17:04     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик, Георгий.
Вашу работу обязательно посмотрю.
Всего доброго, В.Л.

Виктор Леонтьевич Лысенко   23.10.2015 21:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.