81. Кентавриада Эриха Киссинга

Из немецких художников новейшего времени истинным кентавристом (а может быть, и потомком кентавров) я бы назвала Эриха Киссинга (р. 1943), который часто обращается к теме взаимодействия двусущностных с людьми, обыгрывая один и тот же сюжет на разные лады, так что постепенно начинаешь вживаться в созданный его воображением мир и находить этот мир не только увлекательным, но и естественным.
В самом деле, почему бы и нет?..

 http://kentauris.livejournal.com/150279.html

Некоторые из произведений — собственно картины, другие — коллажи, но эстетической разницы между ними, пожалуй, нет. Эксплуатация одного и того же образа может показаться расчётливой данью коммерции, однако, думается мне, тут не всё так просто. В зависимости от контекста кентаврические образы воспринимаются по-разному даже если сама фигура или целая группа перенесены в другую среду почти механически.
Взаимоотношения кентавров и людей на картинах Киссинга очень своеобразны. Иногда они существуют как бы в параллельных реальностях, не замечая друг друга (а ведь так оно и есть в действительности! Мы — тут, но нас как бы нет). Причём кентавры Киссинга – совсем не призраки и не бред больного воображения. Они вполне здоровы, душевно уравновешенны, прекрасны собою и, в целом, нисколько не агрессивны и не враждебны к человеку. Гуляют по улицам парков и городов, общаются друг с другом или с двуногими соседями, радуются жизни…

И — остаются не заметными ни для кого, кроме художника.
А тот ведёт себя, словно их хитрый и благожелательный сообщник: знает, но никому не выдаёт. Картина — что, в качестве доказательства её ни одна полиция не примет…
Заурядный разум склонен в упор не видеть того, что лежит вне пределов его ограниченного понимания. Для кентавров же эта ментальная самозащита обывателей иногда оказывается спасительной, а иногда даёт повод позабавить себя неожиданным приключением.

   http://kentauris.livejournal.com/150627.html

Но иногда даже художник, погружённый в своё ремесло и неспособный отрешиться от изображаемой реальности, может вдруг не заметить стоящего рядом кентавра, куда более достойного быть запечатленным на полотне, чем очередной архитектурный ансамбль, горный пейзаж или девушка с лилией в волосах. Киссинг несколько раз возвращался к этому сюжету, меняя фон, но оставляя в неизменности позы двух героев. «Братец, привет, как дела?» — словно бы спрашивает кентавр. — «А, ничего, видишь, работаю, ты свет мне не заслоняй», — цедит сквозь зубы живописец, торопящийся выполнить очередной заказец.


   http://kentauris.livejournal.com/149230.html

И, кстати, если на картине, действие которой происходит в центре Дрездена, невнимание живописца к кентавру можно объяснить обычной замороченностью горожанина, не отвлекающегося на толпы зевак, то в тех вариантах, где художник сидит посреди пустыни, трактовка может быть совсем иной:  человек не смотрит на кентавра именно потому, что давно с ним знаком. А кентавр не просто с удивлением наблюдает за процессом появления на полотне очертаний окружающего мира, но и отпускает какие-то комментарии. Ибо искусство живописи кентавров очень даже интересует, как и искусство вообще.

 Некоторые люди наделены способностью видеть кентавров. Такие люди испытывают к ним острый интерес, а иногда и неодолимое душевное или чувственное влечение.
Вот, например, портрет кентавриды рядом с тремя двуногими девушками. Кто они? Подруги? Семья (допустим, мать и три антропоморфные дочери?) Компания приятельниц не совсем традиционной ориентации? Но, может быть, кентаврида для всех окружающих выглядит обычной двуногой женщиной, хотя по своей истинной сути является той, которой изображена?..

 
А зачем три обнажённые девушки ловят арканом юношу-кентавра? О смертоубийстве речь явно не идёт: не те времена и не тот настрой у охотниц. Да и стоящие в отдалении три кентавра (пол их неразличим) вряд ли бы дали в обиду собрата, если б ему действительно что-нибудь угрожало. Но в век феминизма традиционный сюжет о любовной охоте, где могучие кентавры похищают брыкающихся и визжащих от восторга и ужаса нимф, выглядит перевёрнутым с ног на голову, или с копыт на рога.

 http://kentauris.livejournal.com/150933.html

Возможно, девицы просто играют. И проигравший окажется в весьма приятном плену.  В конце концов, он один, а охотниц – несколько. И хвост расчешут, и кожу освежат, и копыта приведут в порядок, и выпить что-нибудь бодрящее принесут…

 http://kentauris.livejournal.com/149255.html

И совершенно неважно, обхаживает ли группа девушек юношу-кентавра на пустынном берегу моря или возле фонтана в центре того же Дрездена (родного города Киссинга) – ни там, ни там никого из непосвящённых это зрелище не беспокоит.

 
Точно так же девушка в костюме для верховой езды может заботливо поливать из шланга своего друга-кентавра, с которым, вероятно, совершала прогулку (не факт, что верхом на его спине – возможно, она ехала рядом на лошади) – и происходит это то возле забора в сельской местности, то возле очередного немецкого фонтана с фигурами двусущностных.   

 
http://kentauris.livejournal.com/150043.html
 

В свою очередь, кентавры пытаются понять, что же такое люди. И есть ли что-то общее между нашими двумя расами. И так же, как некоторым двуногим в какой-то момент становится ясно, что на самом деле они – кентавры, так и некоторые кентавры вдруг обнаруживают в себе… человека.  Ведь, в сущности, мы очень близки — иногда, в лучших наших проявлениях, до неразличимости.

 http://kentauris.livejournal.com/149904.html

Но зеркало иногда не только обнаруживает настоящую природу смотрящегося, а и кажет нечто совсем иное, и удивление от нежданных встреч на грани миров бывает взаимным.

 

Особенно пытливыми оказываются кентавриды. Ну да, они ведь, как и человеческие женщины, питают пристрастие к зеркалам. А наглядевшись на жизнь зазеркалья, поддаются желанию побывать в чуждом мире и что-нибудь там раздобыть, чтобы похвастаться перед подругами и соплеменниками. Наиболее смелыми кентавриды бывают, когда выходят на поиски приключений небольшой группой. Такие охотницы могут забрести даже в город.

 http://kentauris.livejournal.com/149573.html

Иногда же гармония оказывается достигнутой, и любящая пара наслаждается счастливым покоем на лоне благосклонной цветущей природы. Эрих Киссинг изображает небывалых Адама и Еву – кентавра и женщину, срывающую яблоко в летнем саду…

 
Мне очень нравятся эти работы.
Является ли сам Эрих Киссинг потомком кентавров или нет, почти не важно – он наделён пониманием кентаврического духа, за что достоин нашего глубочайшего уважения и имени нашего брата. Созданный им мир наглядно показывает, какой могла бы стать жизнь на Земле, если люди были бы немного более разумны и менее агрессивны.


Рецензии