Просьба незнакомца

      


   Декабрь сорок второго. В июне мама получила  похоронку на отца. Поздний вечер. Мы с братом  никак не можем заснуть.
   Стук в окно. Мама на ходу вытирает руки и идёт открывать дверь. Входит старик. Его борода и усы покрыты инеем, в руках мешок.                – Дед Мороз, - шепчет мне Фимка.
   Моисей Петрович Винер, - представляется незнакомец и обводит взглядом нашу комнатушку. Увидев  меня и брата, протягивает каждому по леденцу.
   - Фира! У меня к Вам дело, – произносит он,  и лицо его становится серьезным. Мама приглашает  присесть к столу. – Я только с поезда. Добрые люди подсказали прийти к Вам. Знаю о Вашем горе. Сколько  лет было мужу?               
-Тридцатьдва.                – Моему сыну двадцать семь. Он у меня один. Жена умерла перед войной.
   Я вижу, как тяжело дается Моисею Петровичу каждое слово. Слеза вытекает из его глаза, и он вытирает ее тыльной стороной ладони.
  - Шлимазл! * Мало ему Гитлера? Пуль и снарядов? Так он еще рассказал анекдот. Оно ему надо? Прямо с фронта – в Сибирь. И что дальше? На улице – минус тридцать, а у него – плеврит с поражением легких. А ведь  он умница! Учёная голова!
- Чем я могу помочь? –  спрашивает мама.                – Спасите его! Начальник разрешит свидания родственнице.  Я ему заплатил. Это будете Вы.
   На следующее утро мама  идёт на рынок  за жирной свининой. Бабушка с дедушкой её не ели и маму к этому приучили. Теперь она каждый день жарит жирное мясо, покупает медвежий и барсучий жир и несёт все это в лагерь заключенному Лазарю Винеру.
   Цены на рынке сумасшедшие, но денег Моисей Петрович не жалеет. Его родственники дали всё, что смогли, чтобы спасти Лазаря. Винер – известный московский портной, работает в ателье при ГУМе. Шьет модные платья жёнам и дочкам большого начальства.  Всю жизнь он стоял перед ними на коленях с метром в руках. Готов был пасть в ноги и сейчас - они  не захотели  уберечь его сына от лагеря.
   Проходит месяц. Я вижу: мама готовит еду с особым старанием. После свидания глаза её светятся.Было ей тогда всего двадцать пять, нашей красавице и умнице.          
   Наступает сорок третий год. Как-то раз мама берёт нас с собой  к Лазарю. Он выходит к нам, высокий, нескладный, с  огромными  тёмно-карими глазами на опрокинутом лице. Увидев маму, несмело улыбается.                – Эсфирь Абрамовна, - говорит ей Лазарь, - а ведь без Вас я бы не дожил до Нового года!
   Ударяют  рождественские морозы. Рано утром, когда охрана ведет лесорубов к делянке, на градуснике минус сорок пять. Лес рядом с лагерем вырубили,  и бригаде  Лазаря  теперь идти  на работу семь километров.
   В феврале стоит лютая стужа, и мы с братом  сидим дома. Как - то днём Винер приходит к нам  и говорит, не снимая тулупа                – Фира! Больше ходить к Лазарю не надо.                Мама удивлённо смотрит на него, ещё не понимая, что произошло.                - У меня  последняя просьба.  Я здесь никого не знаю. Его надо похоронить по еврейскому обычаю.                Наутро он относит последние деньги начальнику лагеря, и тот разрешает  забрать тело сына.
   Хоронят Лазаря в тот же день. Я и сегодня вижу: он лежит в гробу на подстилке из опилок. На коленях  Моисей Петрович.Его волосы и борода белы, но это не снег. Мариинские евреи с трудом надевают на покойника саван  и опускают гроб в промёрзшую землю.


* - шлимазл в переводе с идиша шалопай


Рецензии
Ян, такая тема сильная.И вы так скупо. Хочется подробней. Судьба Лазаря,Что стало с Моисеем Петровичем с другими героями? Хотя и в этом маленьком рассказе столько трагедии, любви, надежды и силы. Спасибо

Наталия Фрехтман   30.03.2011 21:33     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наталья.Рад был получить именно Ваш совет. Попытаюсь ему следовать. Если получится, опубликую новый вариант. Спасибо за добрые слова.

Ян Прусский   01.04.2011 18:10   Заявить о нарушении