Моя няня Зося

 


 
Я помню её  с тех пор когда ребёнок начинает, помнить себя,людей, вещи,звуки,запахи,предметы.,
 
Детская память удивительна той гаммой восприятия мир ,который запечатлеется у него на всю жизнь. Интонации голоса,жесты,  выражения лица ребёнок воспринимает на любом языке. Если в детстве он получает  в достатке нежного обращения,любви, то  свет её долгие годы будет согревать его через годы.
 
Даже когда я пишу об этом, о тех моментах из детства, я чувствую близость той большой  силы дающую мне видеть мир через призму добра.
Мои воспоминания, как родник чистой воды,нужны мне.
Каждый раз, я черпаю из  глубины его вод  истоки моего характера, отношения к людям.
 
Няня смогла передать мне многое чем жила моя бабушка.
Волею судьбу случилось так  что моя няни Зося, которая так самоотверженно помогала маме в трудные для неё годы, задолго до войны работала в семье Блеxер и была няней моего отца.
 
 Когда она узнала о том что ребенок родился в этой семье, она немедленно покинула свою деревню, чтобы встретиться со мной  - продолжением семьи, которую она думала ,что потеряла навсегда.
 
Эта глава написана со слов мамы.
Немного поясню своему читателю.
***

1946 год Ошмяна,Западная Белоруссия. Послевоенный город .Отец в сталинских лагерях. Мама одна со мной. Мы живём в доме у подруги,у мамы свой уголок у окна,там стоит её кровать и мою колыбель. Мне  два месяца.
 
 Спустя месяц, ночью, убаюкивая меня мама как бы сквозь сон,услышала песню.


Песня была полна любви, заботы и голос пел то на языке идиш то на польском и звучал как будто пела её мать .


 Рано утром мама из окна увидела высокою женщину, направляющеюся в сторону дома.
 "Я слышала, что у вас родился ребёнок и вам нужна помощь " сказала женщина.
 "Позвольте мне взглянуть на ребенка" она почти настаивала.
Они вошли в дом.
 
Ребенок проснулся и смотрел по сторонам большими карими глазами.
 
Незнакомая маме женщина взяла ребёнка на руки и долгие годы заботилась о нём, как родная бабушка.
 
 
 ***
Длинная юбка, передник, хлопковая блуза и хлопковый платок покрывающий голову очень специфическим способом.
 Её взгляды на жизнь не изменились с приходом советов в наши края.
 
Не повлиялo на характер, идеи и индивидуальность.
 Она была преданна своей религии и была как бы напоминанием "старых хороших времен" .
 
Даже внешним видом ,как бы выразительно показывала свой протест к новому режиму коммунизма.
 
Няня Зося стала членом нашей семьи, она заботилась о нас как бабушка .
 
Холодной российской зимой она мчалась, чтобы встретить нас от школы.
 
 Как сейчас помню, держит огромный платок в одной руке и сани в другом.
 
Я стеснялась такой опеки и убегала от неё..
Только вообразите картину - я убегаю с такой скоростью, как возможно и моей нянька, пытается догнать меня вопли:
 "Роза жди меня, ты простудишся. Ждите меня, упрямица. Жди меня".
 
Дома, я неоднократно просила ,чтобы она прекратила это делать это. Она обещала, но снова и снова, год за годом, я видела мою няньку ждавшую   меня, готовую дать комфорт и теплоту своего любящего сердца.
 
 
 ***
 
 
Её комната не казалась мне убогой.
 Она казалась мне величественно мистической.
 В правом угле комнаты,рядом с окном висела икона.
 Часто приходя к няне я заставала её на коленях перед иконой. Она  не  прерывая молитву, махала мне рукой и я  садилась на  кровать и наблюдала за ней.
 
 Няня молилась тихо и  я не пыталась вникнуть в  их содержание .
Я была всегда поражена и очарованна  той  аурой которая царила в комнате,на лице  няне.
И хотя маленькое окно  смотрело прямо в проём соседского дома и солнечному свету трудно было попасть  в  комнату, она была озаренна тем внутренним светом, который исходит от искренне молящего человека
 
-Няня а кто здесь на иконе? - спрашивала я её.
- Матка Боска- отвечает няня.
-А ребёнок? -
- Сын Божий -
- А где их папа? - спрашиваю я.
- Он есть . Он везде.
 Только мы его не видим - отвечает мне няня
 
Так впервые мне был преподнесён  концерт невидимого Б-га, которому молилась няня.
 
***
 
 
 
 
А вот его храм , его место в Ошмянах было закрыто  и превращено в склад,где хранился лён.
И этого она не могла простить советской власти.
 
Каждый раз ,проходя мимо  костёла няня крестилась Оттуда она приносила святую воду. “Свента вода”  и когда я болела обмывала мне ею лицо.
 
 ***
 
Долгий, горячий летний день подошёл к концу.
Прохлада ночи  опустилась на потихоньку погружающийся в сон город.
Внезапно мы проснулись от стука в окно спальни

"Пожар, Пожар! Костёл горит! "

Мы ,открыли окно и yвидели небо, полное дыма. Oделись в доле секунды и бежали к городской площади. Горела Католическая церковь, которая использовалась под склад для льняной фабрики. Тогда, мой отец Николай был директором Льнозавода.

Я никогда не забуду ту ночь..

Лён горел быстро, , с потрескиванием и порой звучал как взрыв гранат..
Огонь поднимался высоко в небо.
 На вершине огня, было белое облако из птиц. Их широко распростёртые крылья казалось почти касаются пламени. Пролетая над огнем,птицы кричали, пытаясь проникнуть внутрь здания, где вместе со льном горели их птенцы.

"Это Божье наказание ", сказал кто то в толпе .

Некоторые люди крестились глядя на пожар.

"Пойдем домой" сказала мама.

Она была необычно спокойна учитывая то в какой опасности была подвергнута наша семья . Тогда в Советском Союзе, разрушение правительственной собственности было наказуемо тюрьмой.
Папа Коля отсутствовал всю ночь,мама и я не спали .

Утром мы возвратились на площадь.

Костёл выглядел как черный памятник.

Птицы продолжали кружиться и кружиться над ним.

Они больше не могли кричать, и летели в тишине, потерянные в  горе.

Я не знала, как успокоить мою мать, которая была очевидна очень расстроена.

"Бедные птицы" сказала я.
"Да, бедные птицы, " ответила мама.

Через несколько дней, была определена причина пожара.
Местные подростки курили сигареты рядом с костёлом и от брошенной сигареты начался огонь.

Один из них был сыном местного политического деятеля, таким образом случай никогда не был представлен к суду.
 
 ***
 
 Вот так мы и жили -  несколько разных идеологий в семье. Папа Коля с верой в  коммунистическое общество, в  партию,  няня - в Б-га , а мама - в людей, и как могла помогала  им..


Мама была человеком щедрым.  Когда пекла пироги,то кусок соседу. Если соседям    надо было   одолжить стакан сахара, пару яиц, хлеб, подсолнечное масло шли к . маме Ане
 
.Няня старательно оберегала "добро"семьи и не любила одалживать. Помню как  она говорила,
 
"Дзень добры пани! Моя пани попросила пани, жэби пани мое пани пазычила родня, бо мое пани така фрондля, цо не купе собе рондля"
 
У неё было много всяких польских изречений.
На горделивого поляка она говорила
 
 "Польско войско вшистко на рувежах"
На пьяного мужыка – “Пся крэв.”
 
 ***
 
 
 
Каждый раз когда родители ездили в Вильнюс няня ночевала с нами .
 Мы любили быть с ней. Она приготовить наши любимые блинчики со сметаной на ужин, а затем рассказывала свои сказки и былины.
 
 
Няня была хорошим расказчиком.
 
 Ее язык представлял собой смесь русского, польского и белорусского.
Эти истории были интересные для нас, и, хотя порой страшные, но они всегда имели счастливый конец.
 
Няня никогда не упускала шанс получить мораль для каждого из нас с её историй.

Она имела привычку, почти ритуал, у входных дверей ставить топор и кочергу. Kстати они часто фигурировали в её рассказах.
 
C моей ребяческой наивностью я была убеждена, что эти предметы пришли в наш дом прямо из няниных сказаний.


Проснувшись ночью я часто видела, как няня сидела у двери. как страж,так  нa случай.



"Няня , поздно уже, идите спать, пожалуйста, никто не может навредить нам.
Мать и отец скоро приедут домой. "
 
 Но она настаивает на своём.
 
И я говорю "Няня, у тебя же болит голова,
 ты опять пила свои порошки"
 Няня изумлённо поднимает брови: "Как ты знаеш ?"
"Я знаю, потому что белый порошок на кончике вашего носа, и также от тебя пахнет аптекой сейчас".
"ты все знаешь, моя сладкая,   у тебя хорошие глазки.
Не беспокойся ни о чем, сладких снов тебе,
Г-д да защищит вас ".


"Няня мы не в какой опасности,   не бойтесь, пожалуйста, идите спать тоже.
Ты же сама так сказала Г-д будет защищать нас, ну скажи свою молитву и спи ".


Однажды утром я слышу как няня говорит маме,
 
"Мужчина должен быть в доме, когда вы уезжаете, по крайней мере, люди должны думать что есть; это безопаснее. Я знаю, о чем я говорю, есть еще достаточно много злых людям вокруг."
 
 
 ***
 
 
Как много лет прошло с тех пор.
 
 
Я бабушка сама.
 
Я  смотрю  на экран телевизора  и  как бы слышу голос моей няни. "Роза,береги детей на белом свете  много злых людей"
 
Зло находит свои щели  стоит его прогнать с одного места,как оно выползает в другом,оно принимает разные формы,маскируются разными масками.
 
Оно исполользует  религию, философию,  трансформирую  в   оружие  для достижения своих низменных целей.
 
Распознать его, а вернее этих людей становится  нелегко.
Какой мир мы оставляем нашим внукам?
 
Мир коррупции, гонкой за богатством. Или мир дел сотворённых на благо человека.
 
Мир красоты человечеких отношений,мир гармонии природы или мы разрушим её с той невероятной силой  ядерной энергии,бактериального оружия.
 Всё ли в наших руках? или в руках “сильных мира сего” заигрывающем со злом во имя чёрного золота .
 
 
Если я своими воспоминаниями смогу приотрыкрыть хоть на малость те ценности ,переданные мне близкими людьми то надеюсь что Вера в Доброе начало  надолго будет  в нашей семье.
 
Как мне  хочется когда вы вырастите, создатите свои семьи,чтобы вы дружили между собой.
 
Будьте выше мелких склок и умейте распознать то зло ,которое будет подзуживат,ь шипя играя на на бытовых нотах стараться разрушить мир в семье.
 
 Ещё помните мир  создан   не  руками  “сильных мира сего”  он создан людьми добросовестно выполняющим своё предназначение в жизни.
 
Oб этом и мои воспоминания
***
Я вслушиваюсь в монотонный рокот волн,вглядываюсь в их рябь и пытаюсь прочесть как  строчки книги их переливы,всплески прибоев и отливов.               
 
Озеро имеет свою историю и свои рассказы только каждый читает их по разному и мелодии озера каждый слышит по своему.
 
 Я смотрю на набегающие волны озера и  вижу в них пилу зиг-зиг зиг -зиг вперёд назад,  как смычок скрипки вытягивает она свою мелодию под рукой дровосека
 Дротуса.               

Дротус работал в местной столовой, там же работала моя мама.

Ребёнком я проводила много времен там  мне среди ящиков с пустой тарой было отведено место где я играла. Моими игрушками были пробки от бутылок,которые я собирала а затем щёдро делилась с друзьями с моего двора.
Когда мне надоедало  сидеть между пустой тарой я выходила в коpидор соединявшим  буфет за котором работала мама с залом столовой  и вел прямо на кухню. 
А так как  я должна быть всегда в поле зрения мамы мне туда было запрещено появляться 

- Чтобы не путаться под ногами, и не опрокинуть на себя кастрюлю с кипящей водой -

Дротусу мама меня доверяла и он выводил меня через зал большой кухни в задний двор.
На кухне стояла огромнaя плитa с огромными кастрюлями стоящими на ней  в которых всё кипело и крышки как ударники  местного оркестра приподнимались над ними опускаясь со звоном.

Огромное облако с паром  возвышалось над плитой. Cреди него как в тумане стояла повариха с огромной ложкой  и как дирежёр управляла кастрюлями .

Дротус добaвлял  дрова в огромню печь , захватывал пустые ведра  для воды и мы вместе выходили  на лестницу ведущую в двор столовой .

Здесь было царство Дровосека Дротуса.
Огромная колода  на которой он рубил дрова была его троном, топор указательной железным жезлом,  козлы с бревном соединяющем мостиком , зубцы пилы  штырями забора.               
               
O Дротусе люди говорили xороший человек,лишнего слова не скажет а дело своё знает его дрова без червячка,сухие не трухлявые ,да и дыма потом не делают,и кастрюли не закоптят и разгораются быстро оттого и обед вкусный получается говорила мне няня Зося о Дротусе и рассказала мне легенду сказку "в старые времена,давным давно жил на свете человек с податного сословия.
Когда то в эти старые времена был храм и царь той страны назначил человека с  податного сословия на очень ответственную работу заготавливать дрова для храма. Звали этого человека Адорам. Он и занимался заготовкой дров для храма.

В храме был большой жертвенник и Адорам должен был приносить только такие дрова в которых нет червяков. Он прекрасно справлялся со своей казалось бы простой задачей, но она была совсем не простая и доверить её мoжно было только человеку добросовестному тщательно выпольняющего своё дело.

Прошло много лет с тех пор и храм был разрушен ,но народ той страны знал что огонь, зажженный на жертвеннике, не должен погаснуть и доставлял собранные дрова к месту жертвеника, что зачастую было связано со смертельной опасностью.

Я становилась на пень то есть на трон и рассказывала Зосину сказку -легенду Дротусу, добaвляя к ней своё заключение

"Вот так дело храмового Дровосека Адорома до сих живёт в народе и дoбросовестные люди с податного  сословия заготавливают дрова для людей " и мне казалось что Дротус и есть тот храмовый дровосек живущий сейчас  и печь где и пылает огонь это тот храмовй жертвенник.

Я бежала с кухни к маме за стойку буфета рассказать о моём открытии .

Mама казалась мне царицей с короной на голове а я была принцессой и палочка в моей руке  волшебной тростью.
Hо мама была занята и корона преврашалась в накрахмаленный белый чепец и я больше не какая то храмовая принцесса а девочка с местечка Ошмяны покорно шла в мой уголок играть между ящиками с пустой тарой и с пробками от пустых бутылок.

И перeбирая их думала - а к какому сословию принадлежу я.               
 
 ***
 
 
Если я своими воспоминаниями смогу приотрыкрыть хоть на малость те ценности ,переданные мне близкими людьми то надеюсь что Вера в Доброе начало  надолго будет  в нашей семье.   
 
 ***
 
 
Moя  мама  была человеком щедрым.  Когда пекла пироги,то кусок соседу. Если соседям   надо было   одолжить стакан сахара, пару яиц, хлеб, подсолнечное масло шли к . маме Ане
 
.Няня старательно оберегала "добро"семьи и не любила одалживать. Помню как  она говорила,
 
"Дзень добры пани! Моя пани попросила пани, жэби пани мое пани пазычила родня, бо мое пани така фрондля, цо не купе собе рондля"
 
У неё было много всяких польских изречений.
На горделивого поляка она говорила
 
 "Польско войско вшистко на рувежах"
На пьяного мужыка – “Пся крэв.”
 
 ***
 
 Когда по телевизору показывали  балет, то на балерин её  ещё хватала, но стоило  только появится танцовщику в туго обтянутом трико, как её терпение лопалo и она подходила к телевизору,  резко выдёргивала шнур с розетки и говорила "Бордель в хате не допущу и девку, то есть меня, не развращу"
 
Когда я подрасла она говорила
"Хай твой  суженный расте здаровым, а коли обижаць цебя будзе, то я сверху яго прокляну"
 Я конечно  все её  приговорки серьёзно не воспринимала,. но наверное её молитвы дошли до небесной канцелярии и были там услышаны.
Порой я  шутя, напоминаю о них мужу.
***
 
Один из моих очередных визитов  к няне мне ярко.запомнился.
Oна достала со дна большого  сундука,где хранила свою одежду, небольшую связку   писем, перевязанную бечёвкой  и стала медленно её развязывать.
Мне было тогда лет шестнадцать и  ощущение, что няня показывает мне что то  девичье,тайное сразу нахлынуло на меня.
Я не ошиблась. Там было несколько писем и фотографий.
Со старой фотографии на меня смотрела совсем юная,красивая  девушка с молодым солдатом на фоне  Ошмянской улицы.
Была ещё одна маленькая фотография   польского солдата,присланная ей в письме.
 
"Это мой  жених" сказала  мне няня.
"Он погиб в Первой Мировой войне.
 Мы познакомились в Ошмянах.
Я  работала служанкой у барина, а он   служил   в  польской армии.
В Ошмянах  стояла его часть. Потом началась война и он прислал мне пару писем. Потом писем не стало ...он погиб...."

Она быстро сложила   письма и фото, перевязала их  бумажной бечёвкой  и уложила на дно сундука,
 
Далеко, подальше   то ли от своей памяти,то ли  от того образа женщины которая была лишена возможности иметь детей.
Я хотела что то сказать,  но не находила слов и только обняла няню, как бы стараясь дать ей, отобранную войной,  её любовь.
 
Няня Зося осталась верна  своей первой любви  на всю жизнь, как и своему Б-гу.
 
 ***
 
Её рассказы все еще живы.
Её имя по-прежнему живёт в нашей семье.
Мои внуки часто просят
 
 "Баба раскажи нам Няни Зоси истории".
Они интересны им, как когда то мне .
 
Не искушенные рассказы о простых вещях: где петух,куры, овцы, бедные крестьяне и мощный арендатор со своими радостями и бедами переплелись на земле Ошмянской казалось бы уже давно ушедшем времени

***
 


 
 


Рецензии
Меня так растрогал Ваш рассказ, столько поднял с глубин памяти образов, уж и не знаю как отблагодарить Вас...Многое вспомнилось: и дед мой Станислав(муж бабушкиной сестры) у них детей не было, его прибаутки и поговорки.."войско польске на рувежах"(велосипедах) и он любил говорить :) Дед служил уланом в польской армии , его гнали в Катынь, чудом удалось сбежать (http://www.proza.ru/2012/05/04/822) И прабабцю свою Люцею (http://www.proza.ru/2012/03/30/88)

Сколько любви и тепла они смогли передать , сколько в них было веры...веры чистой, искренней, всепрощаюшей и всёпокрываюшей, не превозносящейся и никогда не перестаюшей в силе своей, ведь и мы, будучи детьми, получили столько света, который не ослабевает в нас и который так ярко высвечивает и воскресает память на страничках Ваших...Самый сердечный поклон шлёт Вам , дорогая Роза, моё сердце...

Элеонора Андриевская   08.10.2012 12:47     Заявить о нарушении
Милая Элеонора, мы с вами из одной общей культуры, с одной земли,которая объединила людей под одним названием - Литваки или литвины. Это не национальность, не религия, это то что формировало этот край многие годы.
Поэтому и понимаем мы друг друга с полуслова и сердце дрогнет, и душа встрепенётся услышав слова, менталитет того времени,людей,событий...

С теплом,Роза.

Роза Левит   14.10.2012 19:14   Заявить о нарушении
Сегодня у меня гостил отец, я читала ему из своего , и прочла Ваше - "Памяти следы мне велено хранить" - отец заплакал...
Вы правы, земля вскормившая крепко связывает сердца людские и не нужно лишних слов...
Шлём Вам самые сердечные pozdrowienia(приветы), милая Роза, я и папа.

Элеонора Андриевская   14.10.2012 22:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.