Врач из Вифинии. Краткое содержание
Эти события происходит в удивительном четвертом веке. Христианин и язычник-эллин еще могут быть вместе – и среди преподавателей Афинской Платоновской Академии, и при дворе императора. И, если Академию в Афинах заканчивает Григорий, то его младший брат, Кесарий, становится не просто врачом, но врачом придворным, самостоятельно сделав головокружительную карьеру при дворе императора Констанция, где никто не ждал провинциала с гортанным каппадокийским акцентом и без связей.
Кесарий – не просто карьерист из глубинки. Он – римский гражданин до мозга костей, когда речь идет о законе и о справедливости. Это роднит их с братом, таких разных сыновей кроткой, настрадавшейся за свою жизнь Нонны, и бывшего ипсистария, а так же в прошлом – всадника из Британского легиона, епископа Назианза Григория Старшего.
Отец и младший сын непримиримы, и словно являют собой арианское пропасть между лицами Троицы, равночестность Лиц которой отстаивают своими риторскими, философскими и организаторскими талантами Григорий из Назианза и его друг, Василий, которого потом назовут «Великим».
С другой стороны, какие перспективы открываются перед молодым патрицием Каллистом, прямым потомком бога Асклепия через его сына Махаона, прошедшем обучение в знаменитой Косской врачебной школе и возвратившимся в родную Никомедию, бывшую столицу Римской империи? Оказывается, что – никаких. Дядя Каллиста, благородный и умный человек, сослан за увлечение неоплатонизмом – это отговорка желавших заполучить его имение родственников императора-христианина Констанция - и умер в ссылке. Каллиста гонят прочь отовсюду – но единоверцы не хотят навлечь на себя гнев императора, приютив юношу в асклепейоне. Только христианин Кесарий не боится опалы и помогает Каллисту. Между молодым язычником-эллином и молодым христианином – пока еще некрещеным – завязывается крепкая дружба, которой суждено вынести много испытаний. Они просто друзья – Кесарий далек от того, чтобы навязывать свои религиозные убеждения племяннику репрессированного христианами философа Феоктиста. У них и так много общего – образование, интересы, и самое главное – медицина. Они оба - врачи.
А вот здесь уже они спорят. На страницах романа открывается незнакомый, непривычный мир античной медицины – когда Гиппократ не мерило всему, а один из великих врачей, с которым спорили другие великие. Например, Асклепиад Вифинский, чьим последователем является Кесарий, учившийся в Александрии. И на пиру, и в палестре, и в бане Каллист доказывает другу, что Гиппократ прав, но тот приводит доводы в пользу противоположного. Их спор нельзя рассудить, так как оба – прекрасные врачи и талантливые хирурги. Кесария часто просят консультировать в храмах Асклепия, а Каллист лечит неимущих христиан.
Кесарий недалеко от своей цели – он стал членом Сената и архиатром Нового Рима, но его заботит одна мысль: как подать апелляцию императору и вернуть другу поместье.
Но драматическая интерлюдия, связанная с воцарением императора Юлиана, прозванного язычниками «Философом», а христианами – «Отступником», переворачивает жизнь обоих друзей. Несмотря на гнев отца, Кесарий остается при дворе. Он обласкан императором, и ему остается одно: на публичном диспуте признать себя побежденным его философским гением и отречься от Христа. Но Кесарий и здесь поступает, как римлянин. Он ведет диспут не как восточный льстец, а как честный и свободный человек – и побеждает в нем. Император в ярости. Кесарий теряет все и должен отправиться в ссылку – пожизненно. За ним добровольно следует его друг, язычник Каллист.
Враги хотят уничтожить Кесария – но его, тяжело заболевшего, лишенного всех средств к существованию (даже инструменты у него конфискованы!) укрывает пожилая спартанка, христианская девственница, диаконисса Леэна, выдав его за своего взрослого сына, за что ей приходится поплатиться своим статусом. Ее заботами и искусством Каллиста Кесарий поправляется в имении, которое находится рядом с конфискованным имением дяди Каллиста.
По оговоркам и рассказам племянницы Леэны, юной Финареты, тоже, кстати, изучавшей медицину, выясняется, что Леэна была обручена с Пантолеоном, придворным врачом Диоклетиана, впоследствии - мучеником Пантелеимоном. История детства Леэны становится отдельной повестью, вплетаясь в ткань повествования.
Традиция христианского свидетельства – мартирии – жива в настоящей Церкви, несмотря на все малодушие, предательство и лицемерие многих христиан, ставших таковыми, когда прекратились гонения. Это видит своими глазами Каллист, странствуя с Кесарием, и деля с ним голод и жажду, зной и мороз.
Они встречают и великого копта, одного из основателей монашества, Макария Египетского, и великого конспиратора четвертого века – Афанасия Александрийского, который укрывает их от погони, и даже Николая Мирликийского-младшего, который со своими людьми патрулирует берег после шторма на лодке, чтобы спасти людей с разбившегося судна.
Если Каллист счастлив в любви и женится на Финарете, то любовь Кесария к сестре Василия – Макрине – изначально трагична. Вторая встреча с императором Юлианом, отправляющимяс на Персидскую войну, приносит Каллисту назначение архиатром Никомедии и возвращение с лихвой всего имущества, а Кесарию – обещание казни после возвращения императора. Друзья разлучены – Кесарий не может выехать из Назианза в далекую Никомедию. Только весть о страшной беде, случившейся с Каллистом заставляет его отправиться спасать друга. Напрасно умоляет его сын рабыни-сирийки, его брат по отцу, раб Абсалом – Кесарий уезжает в Никомедию и помогает Каллисту.
Теперь надо заставить отца, сурового Григория Старшего, написать вольную побочному сыну. Но Абсалом, уже свободный, трагически погибает. Кесарий, сам готовый к казни, встречает императорских вестников – но это вестники от нового императора Иовиана, они просят остановить чуму в Халкидоне. Кесарий блестяще справляется с этой задачей.
Кажется, все былые горести забыты. Кесарий становится квестором Вифинии, Каллист основывает ксенодохий – приют для бедных больных, который не удалось основать Кесарию, и усыновляет по примеру Плотина, двух сирот-христиан, так как у них с Финаретой нет детей.
Однако землетрясение, во время которого выживают только Кесарий и его секретарь, юноша-язычник Эвпл, воспринимается Кесарием как знак. И его разговор и поддержка Эвплу, а также чудо – единственное, которое он совершает, требуя его от Христа, последние события короткой жизни Кесария перед крещением. Он давно болен, но землетрясение ускорило развитие фтизы – страшной болезни легких, туберкулеза.
Он умирает на руках Каллиста и Финареты – кровь из горла на его крещальном хитоне становится кровью свидетеля-мученика, хотя главная мечта Кесария не исполнилась – он не стал мартиром и не смог открыть государственный ксенодохий.
Начать читать (отрывки):
http://www.proza.ru/avtor/oliga2011
полная бета-версия -
http://zhurnal.lib.ru/editors/s/shulxchewadzharman_o_a/
Роман вышел в 2018 в издательстве "Летний Сад" (Москва)
Очередная презентация романа состоится в СПб, в Феодоровском соборе, в 13.30
(в сети есть запись презентации романа в Покровских воротах, Москва)
Свидетельство о публикации №211032201513
Очень рад, что нашёл Вас, Ольга! Не могу сказать, что "ничто христианское мне не чуждо", однако предвкушаю небезынтересное чтение (заглянул на пару строк в первую главу "Врача из Вифинии", не удержавшись, не смог ограничиться синопсисом)).
Публий Валерий 04.01.2012 19:51 Заявить о нарушении
- salve!
Спасибо за дружелюбие и великодушие. Буду рада видеть Вас снова!
Vale!
Ольга Шульчева-Джарман 04.01.2012 20:43 Заявить о нарушении
Публий Валерий 05.01.2012 04:58 Заявить о нарушении
Я в латинском языке - не совсем, конечно, как Каллист врач, но практики маловато :)
http://www.proza.ru/2011/06/11/654
Ольга Шульчева-Джарман 05.01.2012 12:13 Заявить о нарушении
А до 14-й главы, надеюсь, доберусь в этом месяце, как раз, быть может, к 14-му числу, не или в иды)
Публий Валерий 05.01.2012 14:08 Заявить о нарушении
Про склонение Publius буду вспоминать. :)
Ольга Шульчева-Джарман 05.01.2012 16:00 Заявить о нарушении
Ольга Шульчева-Джарман 05.01.2012 20:32 Заявить о нарушении