Переход в солнечную эпоху

Перевод части 12. главы книги Ф. Капры "Переходное время" (The Turning Point 1982)

Системная картина жизни является подходящей основой для описания не только  поведенческих наук и наук о жизни, но и для социальных наук, в особенности для науки ведения народного хозяйства. В настоящее время напрашивается описание экономических процессов, используя системную теорию, потому что практически все сегодняшние хозяйственные проблемы являются системными проблемами, которые нельзя объяснить с помощью картезианской науки (картезианским пониманием действительности является возникший в 17 веке взгляд на природу и космос, как на механические, слагаемые из элементарных материальных кирпичиков системы, при этом отдаётся предпочтение рациональному линейному мышлению).
Сегодняшним учёным-экономистам, будь то неоклассицисты, марксисты, кейнезианеры или после-кензинианеры, не хватает экологической перспективы. Они тендируют рассматривать народное хозяйство, изолируя его от экологической сети, в которую оно погружено, и описывать его с помощью упрощённых и в высшей степени нереальных теоретических моделей. Большинство их основных понятий, применяемые без относящихся к ним экологическим взаимосвязям, перестали быть достаточными, для описания экономических действий в фундаментальном взаимосвязанном мире.
Положение усугубляется ещё и тем, что большинство учёных-экономов в стремлении к научной непредвзятости избегают назвать ценностную систему, на которой основываются их теории. Тем самым они в тихую акцептируют в высшей степени неуравновешенные ценностные понятия, которые господствуют в нашей культуре и проникли в наши общественные институты. Эти ценностные представления привели к переоценке жёстких технологий, к обществу, работающему на помойку, к интенсивной эксплуатации наших ископаемых, мотивируя всё это  идеей неодержимого роста. Большинство учёных до сих пор рассматривают недифференцированный хозяйственный, технологический и институциональный рост как признак "здорового" хозяйствования, хотя  он одарил нас сегодня экологическими катастрофами, широко распространёнными хозяйственными преступлениями, социальным распадом и возросшей вероятностью нуклеарной войны.*
Из-за упорства в положительной оценки роста, учёные не в состоянии усвоить динамическую картину мира. Они склонны произвольно замораживать народное хозяйство в имеющиеся сегодня институциональные структуры, вместо того чтобы рассматривать его как постоянно изменяющуюся и развивающуюся систему, зависимую от изменяемых экологических и социальных систем, в которые оно погружено. Господствующие сегодня экономические теории увековечили старые структуры власти и неравномерное распределение богатств, как в рамках национального хозяйствования, так и в рамках экономик индустриальных и развивающихся стран. Глобальная и национальная сцены находятся под господством огромнейших предприятий, охвативших своим экономическим и политическим господством практически  все сферы нашей жизни, тогда как учёные всё ещё, кажется, верят в существование, описанных Адамом Смитом, открытых рынков и в совершенство принципа соревнования. Многие из этих гигантских предприятий превратились между тем в устарелые институты, использующие вредные для окружающей среды технологии, приводящие к расслоению общества, отнимающие капитал, энергию и полезные ископаемые у более важных целей, не способные приспособиться к изменившимся требованиям нашего времени.
Системная картина хозяйсвования делает  возможным, внести  некоторый порядок в современный хаос понятий, знакомя учёных с экологическими перспективами. Согласно системному представлению, народное хозяйство является  живой системой состоящей из людей и общественных организаций, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и с окружающей их экологической средой, от которой зависит наша жизнь. Как и индивидуальные организмы, экологические системы являются самоорганизирующимися и само-регулирующимися системами, звери, растения, микроорганизмы и неживые субстанции которых связаны между собой и влияют друг на друга, обмениваясь материей и энергией в замкнутых циклах. Линейные взаимосвязи между причиной и следствием втречаются в таких системах очень редко, поэтому линейные модели для описания функциональных взаимодействий между общественными и экономическими системами и их технологиями мало пригодны. Признание нелинейной природы всех системных динамик является ядром экологического сознания, "системной мудростью", как сказал Батесон. Такая мудрость являлась характерной и традиционной в культурах, основанных на устных приданиях. В нашем слишком рациональном и механистическом обществе ею, ошибочным образом, давно принебрегли.
Системная мудрость, основанная на глубоком уважении к мудрости природы, находится в полном соответствии со взглядами современной экологии.  Наше естественное окружение состоит из экосистем, населённых бесчисленными организмами, которые развились в течении миллиардов лет при постоянном использовании и повторном использовании одних и тех же химических элементов, содержащихся в почве, воде и воздухе. Принципы организации этих экосистем превосходят современные изобретения, очень часто основанные на кратковременных линейных проекциях человеческие технологии.
Уважение мудрости природы усиливается ещё и пониманием, что динамика самоорганизации в экосистемах в принципе такая же как и в человеческом организме. Это заставляет нас признать, что наша естественная среда является не только живой, но и интеллигентной. В противоположность многим человеческим организациям интеллигентность экосистемы манифистируется во всё проникающей тенденции создания кооперативных отношений, которые облегчают гармоническую интеграцию компонентов системы на всех организационных уровнях.

Нелинеарная внутренняя связь всех живых систем предлагает нам учитывать два важных правила управления социальными и экономическими структурами. Первое: для каждой структуры, организации и института существует его оптимальная величина; попытка максимирования какой-либо переменной этой системы - например, прибыли, мощности или брутто-социального продукта, обязательно приведёт к разрушению системы. Второе: чем в большей степени народное хозяйство основано на повторном применении его сырья, тем в большей степени оно находится в гармонии с окружающей средой.
 Наша планета сегодня так плотно заселена, что практически все народнохозяйственные системы переплетены друг с другом и взаимнозависимы. Важнейшие проблемы сегодня - это глобальные проблемы.  Решения, которые нам нужно принять, это решения за или против самоорганизацию, за централизацию или децентрализацию, за капитал-интенсивные технологии или за работо-интенсивные (т.е. обеспечивающие полную занятость) - они главным образом влияют на то, выживет ли человечество.
Тот, кто ответственен за принятие таких решений, должен ещё подумать о том, что дополнительной важной характеристикой самоорганизующихся систем является динамическое взаимодействие комплементарных тенденций. Е.Ф. Шумахер однажды заметил:"Крест хозяйственной жизни, да и вообще всякой жизни, заключается в том, что он постоянно требует примирения противоположностей, которые строго логически непримиримы". Глобальная внутренняя зависимость наших проблем и преимущества малых децентрализованных фирм - вот пример комплементарных противоречий. Необходимость их уравновешивания привела к возникновению такого выражения:"Думай глобально, решай локально!"

* книга была написана в 70-х годах прошлого столетия


Рецензии
В целом, согласен. Пора расстаться с мифами монетаристов, которые свято верят, что рынок всё выправит сам и, главное, не вмешиваться.Эти мифы гибельны и с точки зрения экологии и с точки зрения экономики, в прочем, экономика и экология неразрывно связаны.
А вот насчёт мудрости природы... В общем, тоже миф, ИМХО. В конце концов, мы живём в домах, а не в ествественных пещерах и темпетарура в них, чаще всего, совсем не та, что в природе.

Пумяух   20.03.2015 18:17     Заявить о нарушении
Думаю, если вы когда-нибудь включите в свой широкий круг интересов биологию, тогда согласитесь и с мудростью природы. Капра нигде к жизни в пещерах не призывает.
Всего доброго и успехов в творчестве!

Маргарита Школьниксон-Смишко   21.03.2015 16:30   Заявить о нарушении
В моём круге интересов есть биология. Вот только как Вы себе представляете природу? Почему живые организмы так сложно устроены? В результате естественного отбора? Или природа - мудрая тётя, которая сидит и думает, как усилить ноги блохи (это Тургенев)

Пумяух   21.03.2015 18:53   Заявить о нарушении
Дарвин считал, что в результате естественного отбора. Свою теорию он изложил в книге, вышедшей в 1859 году. Похоже, Вы дарвинист. Но дело не в этом. По-моему, вам просто хочется поспорить, а я спорить не хочу. На "прозе" достаточно женщин готовых делать вам комплименты. Предлагаю контактировать с ними.

Маргарита Школьниксон-Смишко   22.03.2015 11:47   Заявить о нарушении
Да, я дарвинист. Это плохо?

Как хотите. Не настаиваю ни на чём. Желаю Вам побольше комплиментов.

Пумяух   22.03.2015 13:10   Заявить о нарушении
Вот такой конец меня вполне устраивает :)
Что касается эволюции живых организмов, биологическая наука наука со времён Дарвина не стояла на месте.
С наилучшими пожеланиями Маргарита

Маргарита Школьниксон-Смишко   22.03.2015 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.