Ч. 31 Самолёт с паровым котлом
Зато мы знаем, что моряк интересовался воздухоплаванием. Академик Алексей Николаевич Крылов знал Можайского лично: "...Александр Фёдорович решил заняться разработкой вопроса о летании на аппаратах тяжелее воздуха. Начал он с того, что стал летать на змее.
Вероятно, он был одним из пионеров этого дела. Построил он змея, запряг в него тройку, велел её гнать, как говорится в три кнута, и сам поднимался на этом змее в воздух. Удачно или нет, сказать не могу, но, во всяком случае, когда я его знал, он хромал и ходил, опираясь на здоровенную дубину, так что никто не решался его спросить, не было ли это результатом его полётов на змее".
Идея воздухоплавания крепко зацепила Можайского, человеком он был азартным, увлекающимся. Вопросами воздухоплавания тогда занимались многие. Например, 10 июля 1878 года капитан 2 ранга Владимир Верховский представил в морское министерство записку с предложением создать эскадру воздушных военно-морских кораблей.
Хорошая идея, только изобретатель не рассказал, как её осуществить. Предлагал свои услуги морскому министерству и Дмитрий Иванович Менделеев. Он собирался за границей подлечиться, требовались деньги, поэтому знаменитый учёный предложил за соответствующее вознаграждение поработать разведчиком, собрать за рубежом сведения о воздухоплавании.
Морской министр Степан Степанович Лесовский помогал всем, кто, по его мнению, серьёзно занимался вопросами воздухоплавания. В их числе и Можайскому. Он выделил денег и помог капитану 1 ранга с заграничной командировкой для сбора нужных сведений. Помог моряку и генерал Михаил Дмитриевич Скобелев - приказал выдать Можайскому 400 аршин плотного лёгкого материала для летательного аппарата.
В 1882 году, после ухода Лесовского с поста управляющего морским министерством, Можайского уволили на пенсию. Больше поддержки от военных ведомств он не получал и тратил немалые собственные деньги на строительство летательного аппарата, как игрок, надеющийся отыграться.
«Александр Фёдорович у себя на даче в Дудергофе, – писал академик Крылов, – построил аэроплан и на Балтийском заводе занялся постройкой паровой машины для него…». Об этом аэроплане и его судьбе мы рассказали в начале очерка.
Алексей Николаевич Крылов констатировал: «На этом аэроплане всё равно летать было бы невозможно, даже если бы был более лёгкий двигатель».
Александр Фёдорович Можайский умер в 1890 году и похоронен на Смоленском православном кладбище.
Он был достойным сыном отечества, каких немало служило в русском флоте, и вряд ли нуждался в небылицах, появившихся вокруг его имени в советский период.
Свидетельство о публикации №211032800671
Однако Ваша, основанная на мемуаре ак. А.Н. Крылова, ирония по поводу самолета Можайского, по моему мнению, неуместна. Это я Вам говорю как профессиональный аэродинамик и человек, несколько лет потративший на изучение работ Можайского по авиации. В настоящее время можно считать доказанным, что с высокой вероятностью самолет Можайского был первым в мире летательным аппаратом с двигателем, который сумел оторваться от земли. Существуют свидетельства этого события, записанные не спустя 25 и 65 лет, а практически синхронные, 1894 г. Сам по себе отрыв от земли это очень большое достижение, особенно если принять во внимание тот достоверно установленный факт, что машина Можайского была первым самолетом, который сконструирован не следуя фантастическим интуициям, а целиком на научной основе. Даже если в исходных для проекта данных и содержались ошибки. Просто таков был уровень тогдашней науки. Вы можете, например, сами прочитать удивительные дискуссии между, вероятно, хорошо Вам известными В.П. Верховским и И.П. Алымовым на предмет принципов работы гребного винта в Записках ИРТО 1881 г...
Касательно фотографии Можайского. Известный портрет с бакенбардами - это действительно А.Ф. Можайский. Это достоверно установлено еще в начале 50-х В.Я. Крыловым. В тот период, когда была сделана фотография, в русском флоте был только один кап. 1 р. с показанным на фотографии набором наград и почетных знаков, А.Ф. Можайский. История с подлогом портрета, когда за него выдали фотографию старшего сына Можайского в гражданском (на то время он был депутатом Думы), это плод деятельности фальсификаторов конца 40-х - начала 50-х Черемных и Шипилова, которые нанесли огромный ущерб исследованиям жизни и работ Можайского. Уже тогда их поймали за руку.
Ничего смешного в паровых самолетах нет. Такие машины на заре авиации существовали и отрывались от земли, а в первой половине 30-х был просто построен паровой самолет, который вполне летал, как обычный.
Особых небылиц о Можайском в советское время не распространялось, для широкой публики, во всяком случае, с момента выхода в 1969 г. книги В.Б. Шаврова "История конструкций самолетов в СССР до 1938 г." Официально же имелось постановление комиссии АН СССР по рассмотрению работ Можайского летом 1950 г, в котором ясно сказано, что для этой машины был возможен только отрыв от земли, да и то, при определенных условиях. Об установившемся горизонтальном полете речи никогда не шло.
При всём уважении к Вашему труду, Можайский останется в памяти не как хороший морской офицер, каких было много, а как выдающийся пионер авиации, каковых считанное число.
С уважением, Дмитрий С.
Уточняется 16.02.2025 22:28 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 16.02.2025 22:47 Заявить о нарушении
=====
большое спасибо. Я туда собираюсь, как в отпуске окажусь и смогу в Питер съездить. Вам, кажется, удалось обнаружить новые детали биографии (эпизод с утонувшим фотоаппаратом тоже характерен). Я сам никогда глубоко не интересовался деталями его флотской биографии. Авиацией он занялся, похоже, после смерти жены, т.е. после 1865 г. Кажется он её очень любил.
Уточняется 16.02.2025 23:12 Заявить о нарушении