Ч. 31 Самолёт с паровым котлом

 Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2011/03/28/668               

Зато мы знаем, что моряк интересовался воздухоплаванием. Академик Алексей Николаевич Крылов знал Можайского лично: "...Александр Фёдорович решил заняться разработкой  вопроса о летании на аппаратах тяжелее воздуха. Начал он с того, что стал летать на змее.

 Вероятно, он был одним из пионеров этого дела. Построил он змея, запряг в него тройку, велел её гнать, как говорится в три кнута, и сам поднимался на этом змее в воздух. Удачно или нет, сказать не могу, но, во всяком случае, когда я его знал, он хромал и ходил, опираясь на здоровенную дубину, так что никто не решался его спросить, не было ли это результатом его полётов на змее".

Идея воздухоплавания крепко зацепила Можайского, человеком он был азартным, увлекающимся. Вопросами воздухоплавания тогда занимались многие. Например, 10 июля 1878 года капитан 2 ранга Владимир Верховский представил в морское министерство записку с предложением создать эскадру воздушных военно-морских кораблей.

Хорошая идея, только изобретатель не рассказал, как её осуществить. Предлагал свои услуги морскому министерству и Дмитрий Иванович Менделеев. Он собирался за границей подлечиться, требовались деньги, поэтому знаменитый учёный предложил за соответствующее вознаграждение поработать разведчиком, собрать за рубежом сведения о воздухоплавании.

Морской министр Степан Степанович Лесовский помогал всем, кто, по его мнению, серьёзно занимался вопросами воздухоплавания. В их числе и Можайскому. Он выделил денег и помог капитану 1 ранга с заграничной командировкой для сбора нужных сведений. Помог моряку и генерал Михаил Дмитриевич Скобелев - приказал выдать Можайскому 400 аршин  плотного лёгкого материала для летательного аппарата.

В 1882 году, после ухода Лесовского с поста управляющего морским министерством, Можайского уволили на пенсию. Больше поддержки от военных ведомств он не получал и тратил немалые собственные деньги на строительство летательного аппарата, как игрок, надеющийся отыграться.

 «Александр Фёдорович у себя на даче в Дудергофе, –  писал академик Крылов, –  построил аэроплан и на Балтийском заводе занялся постройкой паровой машины для него…». Об этом аэроплане и его судьбе мы рассказали в начале очерка.

 Алексей Николаевич Крылов констатировал: «На этом аэроплане всё равно летать было бы невозможно, даже если бы был более лёгкий двигатель».

Александр Фёдорович Можайский умер в 1890 году и похоронен на Смоленском православном кладбище.

Он был достойным сыном отечества, каких немало служило в русском флоте, и вряд ли нуждался в небылицах, появившихся вокруг его имени в советский период.

               


Рецензии
Добрый день. С большим интересом прочитал о том как в советские времена любили создавать новую историю. Позабавило. Дмитрий Иванович Менделеев - разведчик.
Невольно вспомнил Л. Брежнева с его «Малой Землей» и награждением Орденом Победы.
и все это воспринималось очень серьезно.
Доброго здоровья. С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   04.04.2024 18:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий! У нас история во многом состоит из фантастических рассказов.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   04.04.2024 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.