В поисках истины

     Прогулка - слабое утешение в одиночестве. Весна. Я брожу по улицам огромного города, пахнущего черёмухой молодого ХХI века, пытаясь найти, потерянную в размышлениях о своей жизни, главную человеческую ценность - истину.

     - Истина? Что это? Делай, что хочешь, вот и всё! - со смехом отвечают мне симпатичные подростки, любители "граффити", разрисовывающие стены домов страшными рожами и непонятными мне символами.

     - Не комплексуй, бабуля! Будь свободна! - смеются мне вслед красивые девочки. Полуголые, с покрасневшими на весеннем холодном ветру носиками, они весело кричат, - Получай от жизни удовольствие!
     - Не блуди мыслью, блуди телом, - подражая дьяконам, "гудят" их друзья и "благословляют" меня удлинённым шариком, разрисованным под фаллос. - Истина в сексе! - басят они под одобрительный смех девушек.
     "Не верю", мысленно говорю я им, потому что за своим показным бесстыдством они не могут спрятать застенчивый взгляд. Они не похожи на профессиональных торговок и торговцев сексуальных услуг, впервые увиденных мною на улицах Красных фонарей Амстердама и Гамбурга. Не уничтожил Господь до конца жителей Содома и Гоморы! Их потомки по-прежнему беснуются на улицах мира. А наши юные богохульники "прикалываются"! Какое точное слово! Они действительно, как булавкой, прикалывают к себе взгляды прохожих. Зачем? Неужели они, такие молодые, уже чувствуют свою ненужность в этом потоке людских тел? А их богохульство - вопль страха перед одиночеством и мольба к Всевышнему о спасении?

     Широкая дорога пешеходного Арбата стелет передо мной площадку, вымощенную плитками с памятными надписями, побывавших на Арбате людей. Имена, купивших за большие деньги плиточное место на городской тропе, имена их друзей навсегда впаяны в дорогу и будут стёрты лишь подошвами безразличных прохожих. Среди безликих имён есть и имена сезонных "знаменитостей". В чём смысл их посланий человечеству?
     - Бедные мы люди, когда спешим выказать себя перед обществом, оставить след на этом "прибрежном песке". Волны времени безжалостно смоют любой, даже самый интересный, рисунок на нём, - отвечает моим мыслям монах из далёкого грузинского монастыря.

     Московские бульвары и площади. Мне кажется, что я бреду по лабиринту в толпе масок-символов человеческого карнавала, где слова, теряя своё первоначальное значение, превращаются в звон бубенцов на шапках шутов, где уже почти безнадёжно найти выход к свету истины.

     - Россия для русских! Слава России! - орут, шагая рядом с православными хоругвями и иконами бритоголовые патриоты Родины в одеждах, запятнанных кровью инородцев. А вот колонна членов "СС" - "Славянского Союза". Они кричат о попрании прав русских за рубежами страны.

     - Сохраним потомкам свободу! Нет управляемой демократии! Нет шпиономании! Свободу политзаключённым! - скандируют правозащитники свои лозунги под портретами сидящих в тюрьмах людей. Сквозь крики демонстрантов летят мерные, умиротворяющие звуки барабанов буддистов в жёлтых одеяниях, призывающих гасить эмоции и очищать Землю от человеческой злобы.
     - Йезус Мария! Во имя Христа, сына Твоего, огради нас от братоубийственной войны, - шепчет молитву испуганный человек.

     - Долой нищету! Под суд олигархов и антинародный режим! - кричат в колонне с красными знамёнами под портретами Ленина и Сталина. - Вернём Советский Союз! Да здравствует советское равенство и брат...о-о-о-О!!! - Страшный грохот обрывает скандирование.
     - Аллах Акбар! - слышу предсмертный стон верного сына Аллаха, взорвавшего себя ради жизни в раю. На мостовой остались неподвижные тела нескольких борцов за разные человеческие ценности и семья мирных единоверцев самоубийцы с маленькими детьми, случайно оказавшаяся в коридоре человеческой ненависти.
     - Молись за благополучие властей, шепчет старый еврей, быстро сняв с себя вспотевшую шляпу с пейсами. - Без страха пред властями люди съедят друг друга живьём.

     Ужас от окружающей меня ненависти охватывает душу, и я, закрыв глаза, опять шепчу свой призыв к покаянию:
                Труби в шофар, раввин седой!
                Звони в колокольцы, Великий Лама!
                Звонарь, с колокольни разлей свой звон!
                Стучи в барабан, монах из дацана!
                Зови атеист с высокой горы!
                Кричи муэдзин с минарета Мекки!
                Язычник язычника призови
                На планетарную людскую встречу!
                Зовите к молитве на всех языках!
                Хвалу вознесём Абсолюту!
                Искренним плачем, покаяньем в грехах
                Спасём от гибели душу!

     Открываю глаза и слышу рядом речи других людей...

     - Всё находится в движении, и в то же время движение относительно! Это доказал гениальный Эйнштейн в своей теории относительности, - рассказывает своему маленькому сыну молодой отец.

     - Истина в православии, в любви ко Христу и человеку! А ты злая, никого не любишь, - сердито пеняет девочке-подростку женщина, крестясь на еле видные вдали купола храма.

     - Человеческие ценности относительны. Их надо рассматривать в историческом контексте, - рассуждает учитель в группе старшеклассников. - Они не могут быть постоянны, а значит, ваш вопрос поставлен некорректно. Ценности надо рассматривать с точки зрения интересов различных групп, классов, государств в определённый исторический период развития общества. Человеческие ценности античного мира и сегодняшних государств абсолютно разные, значит, они - не догма, они относительны.

     - Читайте русских философов, - говорит мне бородатый пожилой человек в очках с большими диоптриями, увеличивающими его глаза до ненормально огромных размеров, отчего ясный взгляд становился почти потусторонний. Потёртое пальто и сломанная дужка металлической оправы очков, заменённая обычной резинкой, говорили о смирении в нужде.
     - Когда люди отвергают Бога, они подвергают сомнению не достоинство Бога, а достоинство человека. Так писал в начале прошлого века Бердяев, - тихо, но убеждённо продолжает старик. - Вот послушайте, что он пишет дальше.
     Достав из кармана книгу, быстро найдя по закладке нужное место, приблизив страницу почти к носу, начинает читать: "Человек устал от самого себя, от человека, изверился в человеке и хочет опереться на сверхчеловеческое, хотя бы это сверхчеловеческое было социальным коллективом... Человек так устроен, что он может жить или верой в Бога, или верой в идеалы, кумиры... Человек не может удержаться без Бога..." Золотые слова. Так что не удивляйтесь, когда человечество, крича о своих ценностях, о правах личности, придумывает всё более устрашающие орудия смерти, чтобы уничтожить миллионы этих же личностей.
     Мы стоим с ним перед стеллажом телевизоров. Со всех экранов вещает известный в стране академик:
     - Религиозное и научное мировоззрение не совместимы! Преподавание религии в школе - это преступление перед детьми, будущим человечества! Астрология, телепатия, всяческое гадание, подделывающиеся под научные знания - суть мракобесия, результат религиозного, мистического мировоззрения. Наше академическое сообщество будет и впредь выступать против этого, выступать против лженаучных знаний, будет отстаивать истину, чистоту и ценность науки.
     - Вот вам и очередная человеческая ценность - наука, - продолжает беседу знаток русских философов. - С началом эпохи просвещения человеческие ценности потеряли опору, стали относительны. И дальнейший скачок в науке, техническая цивилизация обществу не помогут, скорее уничтожат его. Стремление познать и объяснить методами математики и физики вечность и бесконечность Его творения, Его время, Его пространство - ущербно. Мы без Бога становимся мартышками и, как мартышка очки, примеряем к жизни, случайно найденные, законы природы.
     - Ничего постоянного в мире нет! Взгляды учёных на законы природы сегодня кардинально изменились, значит нет, не существует и научной истины, - спорит с академиком молодой человек...
     "Глупо искать закона, ещё глупее его найти", - вспоминаю я Набокова. "К счастью, закона никакого нет. Зубная боль проигрывает битву, дождливый денёк отменяет намеченный мятеж. Всё зыбко, всё от случая..."

     Всё от случая... Всё относительно... И всё это людское море тоже относительно? Космическая пыль, которой полна вселенная? И я среди этой пыли всего лишь микропылинка, на мгновение появившаяся в пространстве? Космосу всё равно, как я или другая пылинка прожили в открытом пространстве своё мгновение. Космос в своём вращении ничего не оценивает, лишь равнодушно переворачивает часы вечности, хороня нас под очередной пылью. Он вечен и вечны мы - люди, его составляющие. Может быть, поэтому у человека есть интуитивное ощущение своего бессмертия? Ты - вечная пыль, человек! Так лови своё мгновение! Наслаждайся, делай, что хочешь, хорони собой другую пыль, пока в полёте! Ошибся? Похоронил не того? Ерунда! Впереди у тебя бесконечное множество мгновений, целая вечность для исправления ошибок! Не опоздаешь!...
     Как холодно, одиноко и страшно от таких мыслей в этом грешном мире...

     - Когда нет вокруг тебя людей, - слышу я голос старца, - постарайся сама быть человеком.


Рецензии
Поразили проницательным обзором нравственное состояние современного общества.
Вы достойно и глубокомысленно оценили Его, не пытаясь агрессивно заклеймить порочные метастазы разъедающие общественный организм.
Такой подход позволяет оппонентам с достойных позиций отстаивать свои убеждения.
С уважением,

Радиомир Уткин   21.11.2021 22:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.