Какие будут варианты, капитан?

     Звезды всегда выглядят иначе, когда что-то должно случиться. Перед боем или перед нештаткой, перед смертью и, возможно, при рождении. Я научился замечать это за те десятки лет, когда каждый день поднимаюсь на мостик боевого корабля и поднимаю глаза к панорамному окну. Переход даже пять световых лет для человека - огромное расстояние, которое техника преодолевает шутя, но я всегда помню, что за техникой стоят люди. Те сотни техников, что сейчас копошились в множестве помещений двигательного отсека; те сотни операторов, что сейчас, заступая на вахту, проверяли терминалы, вальяжно усаживаясь в кресла; те сотни пилотов, что без дела слонялись по коридорам крейсера, делая вид, что жаждут в бой. Мы все букашки в этом мире. Мы прицепились к созданному нашими собственными руками железу и теперь вообразили, что можем все. Что можем убивать и даровать жизнь. Что можем разрушать то, на что у Вселенной ушли миллиарды лет, и создавать это вновь за считанные секунды. Мы вообразили, что стали богами, хотя ни на йоту не удалились от тех существ, что когда-то в пещере каменным топором высекали искру для костра.
     Мы стояли тогда у Новой Кореи - довольно большой узловой колонии с тремя заселенными планетами и множеством оживленных гиперсветовых трасс. Гарнизон Новой Кореи был расформирован, и новые корабли должны были прийти сюда не ранее, чем через год, а потому с Земли сюда был отправлен ударный отряд, который выполнял функцию временного гарнизона - мой ударный отряд. Мы торчали на орбите Новой Кореи-1 - планеты, которой дали имя Сеул, но ее так почему-то никто не называл. Вообще, среди земных колоний было принято называть планетную систему в честь главной планеты: наша родная система - Земля, система со столицей на планете Канберра - система Канберра, с планетой Изабелла - Изабелла, ну и так далее. Исключением были разве что почти необитаемые рудниковые или вообще необитаемые беспланетные системы, используемые как перевалочные гиперпространственные пункты - типа Айма, Металлист-2 и так далее, но Новая Корея в силу каких-то причин была исключением.
     Новая Корея была узловой колонией, и хотя здесь сходились гипертрассы землян и Ни-ли, колония эта была, почему-то, не форпостной. Гарнизон из одного ударного отряда для пограничной колонии раньше был бы нонсенсом, но сейчас мы были в мире, и войска играли роль заграждения для контрабандистов да пиратов. Поэтому мои люди откровенно скучали на этом назначении.
     - Шестьдесят пять неопознанных объектов класса крейсер на периферии системы. - Доложил мой вахтенный, - спектр неизвестен, коды не распознаются.
     - Тревога один, - вяло скомандовал я, глядя на красные точки на проекторе - для пограничной колонии неопознанные объекты не нештатка, наверняка какой-нибудь ни-лийский караван: они любили ходить караванами иногда до нескольких сотен кораблей в каждом. Мы же предпочитали запускать корабли по одному, и транспорты тянули за собой длинные, собранные последовательно сетки контейнеров.
     - Уточняю: шестьдесят девять объектов класса крейсер. Двигатели: магнитоплазма. Коды ни-лийские. Габаритные огни включены. Спектр определен. Просят разрешение на вход в зону безопасности планеты Новая Корея-1.
     - Боевые корабли? - даже переспросил я, хотя уже прочел данные опознавательных кодов на проекторе.
     - В том числе два аннигилятора. Вектор: 302, 005, дистанция: тридцать секунд. Скорость сближения: пять тысяч, - отчеканил компьютер.      
     - Запросить цель прибытия.
     - Текущий ремонт на перевалочной гиперточке, - вновь отчеканил компьютер.
     - Направить на сканирование, - вздохнул я, - отмена тревоги.
     - Есть отмена тревоги.
     Ни-лийские крейсера выстроились цепочкой, медленно пролетая через сканер - две витающие на орбите огромные металлические пластины, расположенные друг напротив друга как полюсы конденсатора. Я вспомнил, что война с Ни-ли началась как раз-таки из-за такого вот сканера на такой же перевалочной системе, когда мы только-только начинали вступать друг с другом в устойчивый контакт: ни-лийский крейсер, проходя сканирование, почему-то принял это за атаку и открыл беспорядочный огонь. Именно поэтому сканировать ни-лийские боевые корабли разрешалось лишь снаружи, хотя я сомневаюсь, что простой индукционный сканер способен увидеть через толстую броню крейсера что-либо кроме разогретого реактора. Сканировать аннигиляторы, тем более второго разряда, вообще было запрещено, и поэтому они частенько становились контрабандистскими убежищами. Впрочем, одинокий ни-лийский аннигилятор это редкость, а в боевой группе о контрабанде не могло быть никакой речи.
     Прошедшие сканирование корабли выстраивались на дальней орбите, разворачиваясь носом в сторону космоса - типичный вид стоянки боевых кораблей; грузовые же корабли становились к планете носом или боком, образуя огромные скопления, ведь некоторые тягачи тянули за собой сетку контейнеров в несколько сотен километров длиной.
     Мне непривычно было видеть эти странные и неуклюжие на вид, совсем непохожие на прямоугольные людские коробки корабли с множеством псевдонадстроек и бесполезных на первый взгляд антенн и выступов. Я привык стрелять в эти корабли...
     Их крейсера олицетворяли мощь великой империи, некогда правившей этими мирами тысячи лет. Мы стали друзьями после десятков лет войны, унесшей многие жизни как людей, так и ни-лийцев. Мы убивали друг друга с таким остервенением, что сами пришли в ужас - и вот уже десятки лет мы друзья. Я воевал с ними когда-то давно, когда был простым пилотом. Я убивал их. Они убивали моих друзей. И звезды тогда выглядели как обычно.
С командиром ни-лийской ударной группы я так и не связался за все те шестьдесят два дня нашего пребывания на орбите бок о бок.
     Я взошел на мостик, и двери лифта с едва слышным шелестом закрылись у меня за спиной.
     - Капитан на мостике! - четко произнес вахтенный офицер, и два десятка человек вскочили из-за своих терминалов, вытягиваясь по стойке "смирно".
     - Вольно, - скомандовал я, подходя к креслу, и операторы расселись по местам. Я глянул на проектор, затем на какой-то отчет, всплывший на моем мониторе, а потом поднял глаза к окну и обмер - с звездами было что-то не то. Вся жизнь почему-то пронеслась у меня перед глазами как пролетает борт другого корабля в окне, когда ты стартуешь вдоль него. Я даже помотал головой, но это ничего не изменило.
     - Прибывает вторая группа, - как ни в чем не бывало докладывал вахтенный, - движение по графику. Третья эскадрилья готова к вылету, запрашивает вашего разрешения.
     - Пусть следуют графику, - отозвался я, - вылет разрешаю.
     Ну успокойся ты, глупое сердце. Мозг среагировал слишком бурно, дал химический сигнал, и теперь сердце у меня колотилось как ненормальное. Сейчас вспотею или, того хуже, покраснею.
     - Компьютер!
     - Слушаю, капитан.
     Я поднял голову к потолку и почему-то спросил:
     - Какова дистанция до ни-лийских кораблей?
     - Три и две десятых секунды до ближайшего. Три и пять десятых секунды до флагманского, - отозвался компьютер. Многие считали, что голос корабля не похож на человеческий, но мне всегда казалось, что я беседую не с машиной, у которой вместо мозгов два на десять в пятнадцатой степени операций в секунду, а с человеком, который спрятался за стенку и говорит со мной через динамик. Странный я капитан, ей-богу.
     - Каково количество кораблей?
     - Шестьдесят два боевых корабля класса крейсер, пять боевых кораблей класса линейный корабль, два корабля класса аннигилятор второго разряда. Кроме того, на торговых стыковках шестнадцать торговых невооруженных транспортных тягачей, еще два ожидают коридор для гиперпрыжка.
     Я невольно поднял глаза к тому месту, где корабли уходили в гиперпространство, опережая фотоны. Тысячи реактивных шлейфов магнитно-плазменных двигателей перечерчивали планетную систему и уходили параллельными полосами в бесконечную Вселенную.
     Значит, шестьдесят семь боевых кораблей и два аннигилятора. А у меня ударный отряд и три оборонных орбитальных комплекса, которые в первые же секунды потенциального боя будут уничтожены аннигиляторами. Впрочем, на этом задача аннигиляторов будет исчерпана, потому что в следующие секунды эти опасные и неповоротливые корабли будут уничтожены нами в первую очередь. У меня в ударном отряде пятьдесят крейсеров и пять кораблей огневой поддержки - силы были примерно равны. Интересно, прикидывал ли капитан флагмана ни-лийской группы такие исходы вероятного боя? Скорее всего да, потому что старшим офицерам были еще памятны те долгие и кровопролитные бои, которые мы вели за каждую планету, за каждый астероид, за каждую освоенную гиперсветовую трассу.
     - Какова причина нахождения боевой группы в нашей зоне безопасности?
     - Перевалочный пункт. Группа следует курсом на Йорк, производится мелкий ремонт и дозаправка транспортов.
     - Их коды открыты?
     - Полностью, капитан. Мы можем просканировать их без предупреждения. Все их действия в нашей зоне безопасности санкционированы правительством Новой Кореи.
     Вдалеке, разноцветными кольцами сбрасывая плазму, тормозил какой-то корабль. Судя по импульсной работе двигателей это был курьерский корабль, а судя по крутой траектории - наш, потому что ни-лийцы уходили и выходили из гиперпространства медленно и величаво, как будто показывая нам, молодым, как это следует делать.
     - Курьерский корабль Земля 21-07 просит разрешение на вход в зону безопасности. Коды распознаны, габаритные огни включены. Экстренный приоритет.
     - Вход разрешаю. Просканировать на ходу.
     - Выполняю, - отозвался компьютер.
     Вахтенный офицер козырнул и ушел к лифту, а я вновь посмотрел на звезды.
Они всегда иные, когда что-то должно случиться.
     - Курьерский корабль Ни-ли АЭМ-73 просит разрешение на вход в зону безопасности.
     Я посмотрел на проектор, и внутри что-то екнуло. Нет, не предчувствие, что-то иное...
     - Коды распознаны, габаритные огни включены. Посадка на Новую Корею не требуется. Запрашивает разрешение на закрытый контакт со своими кораблями.
     - Вход разрешаю, - сказал я, и голос мой показался мне глухим, - контакт разрешаю.
     Теперь секунды решат все. Так всегда бывает, когда вместо внутреннего голоса за меня говорит компьютер. Решение должно быть принято моментально - но принять его мало, надо принять его правильным.
     - Тревога три, орудия к бою. - Тихо скомандовал я. Взревела сирена, по мостику мелькнули красные отсветы маяков, и люди завертели головами, еще не понимая, что происходит.
     - Капитан, главное боевое управление Новой Кореи на закрытом канале.
     - На громкую связь, - скомандовал я, поднимаясь. Мои корабли развернулись, ожили на палубе орудия, и я краем глаза заметил, как отбрасывают плазму ни-лийские крейсера, начиная движение по орбите. По идее, в тот момент я имел право открыть по ним огонь без предупреждения, поскольку движение инопланетных кораблей в зоне безопасности без санкции было строжайше запрещено как у нас, так и у ни-лийцев.
     - Командир гарнизона, - лицо коменданта выглядело даже несколько торжественным, будто он просил меня не расстрелять чужие корабли в упор, а принять участие в почетном марше, - прибыло сообщение c колонии Канберра: Ни-лийские корабли уничтожили передовую колонию Изабелла, объявление войны подтверждено. Приказываю немедленно уничтожить все боевые корабли противника в зоне поражения и воспрепятствовать входу в гиперпространство торговых кораблей противника.
     - Выполняю, - только и ответил я, давая знак компьютеру. Тот выключил связь, хотя комендант хотел сказать еще что-то.
     - Всем кораблям взять ни-лийские корабли на проектор, огонь не открывать до критической опасности.
     Странный приказ. Мне сказали уничтожить вражеские корабли, а я подставляюсь под бессмысленный удар... Комендант меня не понял бы, но я не подчиняюсь коменданту колонии, флоту которой не принадлежу.
     - Прямую связь с командиром ни-лийской ударной группы.
     - Выполняю, - ответил компьютер без тени эмоции в голосе, но я и так понял, что мой приказ его удивил. Еще бы, он за доли секунды уже просчитал все вероятные исходы. Все, кроме этого.
     - Есть связь. Только голос.
     - Внимание, командир ни-лийской ударной группы. Говорит командир временного гарнизона колонии Новая Корея, капитан крейсера Марс-129. Подтвердите контакт.
     - Говорит командир ударной группы 731 ни-лийского военного флота, адмирал с борта крейсера "Итахх". Слушаю вас.
     А вот не было у них воинских званий, у ни-лийцев, в том привычном нам понимании. И слово "адмирал" автоматический перевод взял из соответствующих таблиц, привязав должность к иерархической позиции командира ударной группы. Я ненавидел подобные машинные переводы, но сейчас было не время упираться по мелочам.
     - Мне отдан четкий приказ уничтожить ваши корабли. Объявление войны подтверждено. Вы у меня на проекторе, - я сделал паузу, и мои операторы застыли. - Какие будут варианты, капитан?
     Ни-лиец молчал. Расклад был не из лучших, этот бой проиграем мы оба. Колония все равно отстоит себя, а мы, пожертвуя своими кораблями, ничего не добьемся. Я знал это. И знал, что он знает.
     - Вы должны выполнить приказ, - наконец, сказал ни-лиец. Видимо, гордость не позволяла ему первым предложить разойтись миром. Что ж, я не такой гордый.
     - Прямой бой в данных условиях приведет к взаимному уничтожению как ваших, так и моих кораблей без пользы. Предлагаю вам покинуть зону безопасности, проложить гиперкурс и совершить гиперпрыжок туда, куда вы пожелаете.
     Снова пауза. Три с половиной секунды сигнал идет от меня к нему, пара секунд на векторизацию, разворот орудий, потом выстрелы его кораблей за три с половиной секунды поражают мои крейсера.
     - Согласен, - только и ответил ни-лиец. Я хотел было вырубить связь, когда он добавил: - Спасибо, капитан. Надеюсь, мы не встретимся в бою.
     Я хотел ответить ему что-нибудь оригинальное, не пафосное, но с долей шутки, однако в голову ничего не пришло.
     - Я тоже на это надеюсь, - только и ответил я.
     "Что ты творишь?!" - кричал в эфир комендант, разворачивая орудия оборонного комплекса, когда корабли моего отряда перекрыли ему линию огня по ни-лийским кораблям. Ни-лийцы величаво и неторопливо выравнивались по курсу, разгонялись и по одному переходили световой барьер, оставляя нам лишь реактивные шлейфы, кольцами расходящиеся в стороны.
     Звезды всегда выглядят иначе, когда предчувствие заставляет меня принимать безумные решения. Впрочем, когда последний ни-лийский боевой корабль растворился в месиве шлейфов своих товарищей, звезды вновь выглядели так, как должны были. Обычно, совсем обычно.
     - Отмена тревоги, - бросил я. Мигали индикаторы вызовов, и индикатор коменданта, казалось, мигал интенсивнее всех, но я не собирался сейчас разбираться с ним. Поостынет - тогда и поговорим, а пока нужно было готовиться. Готовиться к войне.
     Хотя, быть может, война сюда и не докатится.

27.09.2006


Рецензии
Хорошие слова. Интересные мысли. Перечитываешь по-новой. Останавливаешься. Есть переживания за героев, значит, они живые, значит автор вкладывал частицу себя.

Вадим Дроздов   03.02.2012 07:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.