Если хочешь потерять друга, дай ему денег в долг

Сентенция эта не новая и, думаю, что многие в своей жизни не раз сталкивались с этой темой.
А я расскажу о себе, потому что у каждого свой опыт, и поэтому интересно узнать чужие подробности и детали.
       И потом  - вдруг это кому-то пригодится, хотя я понимаю, что чужие ошибки вызывает саркастическую улыбку: ну со мной-то этого точно не случится, но всё-таки…..
 
        В общем, история такая – познакомилась я через свою подругу с одной интересной дамочкой – преподавательницей французского языка. Девушка примерно моего возраста – яркая, одета интересно и необычно, на плече – роза из шелка, туфли в горошек,  сама – блондинка и губы накрашены красной помадой! То, что я люблю в людях – не быть похожей на других и не стесняться своих внутренних оригинальных порывов.
       Так – слово за слово познакомились и подружились. Она, кроме всего прочего, оказалась и умницей и хозяйкой хлебосольной. Всегда, когда в гости забежишь по старой советской привычке - заходить без специального приглашения,  так сразу же на стол и пироги,  и чай, и наливочка, и колбаска с сырком. Сплошное блаженство и приятность душевная.
       Она угостит и начинает рассказывать о себе: какие у неё студенты несерьезные, да какие гады-преподаватели завистливые, да как тяжело ей такой красавице и умнице найти достойного мужа. И так говорит она по два часа без перерыва. Слово вставить у меня не получается. Ну я и помалкиваю, пихаю в рот очередной кусок свежего вкусного пирога и только поддакиваю, да качаю без устали головой сверху вниз, как китайский болванчик.
       И еще у нас общие интересы появились: и она, и я шьем себе всякие костюмы да платья. Поэтому она щеголяет в фантастических юбках и плащах на зависть всем парижским модницам. А я вышиваю блузки в стиле модерн и повязываю лилейную шейку красивыми шарфиками, сделанными моиими умелыми ручками.
       И всегда, когда встретимся, делимся последними обновками и информацией: где, почем, еще есть или уже закончилось, а сколько надо на шикарное платье – ну и все в таком же духе.
       Очень я её уважала за  многочисленные таланты и за правильные слова про порядочность и верность.
       Муж мой, великий русский художник, тоже любил ходить к ней в гости. Он особенно не вникал в наши женские разговоры про пуговицы и кружева, а налегал на наливочку и бутерброды. Думаю, что она ему нравилась, и если бы меня не было под боком, то он постарался бы тоже стать ей хорошим собеседником и не только днем, но и вечерком, плавно перетекающим в ночку. Но я строго за этим следила и до крайностей не дошло. Тем более и она держалась спокойно, не кокетничала и не поводила глазами.
       И так мы дружили, дружили. И вдруг она однажды говорит: мне предлагают поездку в Париж со скидкой, я хоть и преподаю французский, но ни разу во Францию не ездила. А так хочется.
       Ну что вы думаете?  Конечно, я, как человек сердечный, всегда готова в трудную минуту человеку помочь.
       Говорю: у меня на работе есть тетенька одна, у неё деньги есть. Я спрошу, может ли в долг дать. Тебе насколько?
- Да месяца на два. Думаю, перекручусь и отдам.
       И вот я, доверчивая душа, пошла к Вере Павловне и стала просить денег в долг – 600 долларов. Она очень удивилась, но дала. Сказала: ровно на два месяца!
Милая моя подруга улетела в Париж, а я довольная, что так ловко устроила чужую судьбу, стал ждать-поджидать рассказов и сувениров.
       Вернулась моя французская девушка – счастливая, довольная, вся в парижских обновках и духах. Угостила камамбером, подарила брелок с Эйфелевой башней и стала хвастаться купленными шикарными на её взгляд  пиджаками, которые она  быстро продаст, заработает денег и  рассчитается с моей сотрудницей.
        Но оказалось, что такие сверх модные пиджаки никому не нужны. Бизнес не пошел, и вопрос долга повис в воздухе. Вот уже и два месяца прошло, а подруга моя говорит: ну нет у меня денег! Что я могу поделать?
       Такой  ответ меня поверг в глубокое уныние (так, вроде, говорят классики, когда хочется рвать и метать). Я смотрела на неё во все глаза и не могла поверить, что можно подвести меня с таким спокойствием.
       Да займи ты понемножку денег у 20 друзей  и отдай чужой долг! Да продай своё золото или еще что-то. Но разве можно вот так  со мной поступить? Ведь если ты не отдашь деньги, значит,  я вместо тебя должна отдавать! А где у меня так много долларов? Зарплата ведь небольшая! Где твои разговоры про честность и порядочность!
       В общем, немало бессонных ночей, седых волос и слез, стоила мне моя детская доверчивость. И мама, и муж ругали меня последними словами,  и никто мне не посочувствовал и не помог.
       Вера Павловна каждый день  напоминала про долг. В конце концов, она сказала: за каждый просроченный день будешь платить  неустойку. И я, дрожа и бледнея, стала уже прикидывать, во что это может вылиться.
        Но потом она, видя мои страдания,  смягчилась и обещала подождать еще немного.
Через четыре месяца французская преподавательница отдала  мне деньги. Без процентов, конечно.
        Что-то она говорила про свои переживания и про то, что она приглашает меня, как и раньше, на посиделки.
        Но у меня уже не было никакого желания лакомиться вкусной наливкой и пирогами.
Так мы и раздружились. И хотя видимся время от времени, но в гости я теперь уже не хожу.
       А если кто просит денег в долг, то я даю. Но – мало. Потому что тому, кто просит твоей помощи, отказывать нельзя. Но можно дать столько, чтобы не жалко было, если не вернет.
        Я здесь узнала случайно, что подруга моя теперь в Париж ездит каждый год. К своему сердечному приятелю, который там живет и дружит с ней, когда она приезжает во Францию.





 


Рецензии
Галина!
Я тоже поняла, что нельзя давать взаймы, тем более, оказывать протекцию, пока не была научена горьким опытом. Знавала таких людей, что живут только взаймы и говорят, что вся Европа и Америка имеет такой опыт. Долги отдают не всегда. Аферисты, что тут скажешь.))) Нельзя быть лопухами.
Спасибо за рассказ!
С улыбкой, Таня.

Пыжьянова Татьяна   03.09.2018 17:33     Заявить о нарушении
Ох, Танюша, сколько раз на грабли наступишь, пока поймешь, что шишку набьешь обязательно, даже если и кажется, что мимо пронесёт. Но....

Рада тебе, девочка моя. Немножко я освободилась от своих обязанностей, так что теперь буду в гости ходить почаще.

Галина Кириллова   03.09.2018 18:06   Заявить о нарушении
Галина!

Имела глупость неудачно пошутить...
Прости. Читай маститых авторов, а я...
что... так, развлекаюсь здесь.
Спасибо!
С улыбкой,
Таня.ж

Пыжьянова Татьяна   03.09.2018 18:16   Заявить о нарушении
А за что "прости"? Не понял. И потом, зачем ты меня посылаешь к "маститым", я тебя люблю.

Галина Кириллова   03.09.2018 18:28   Заявить о нарушении
А я - тебя... Будем читать друг друга -
я люблю современных писателей, поэтов,
художников!!!
Обнимаю,
Таня.

Пыжьянова Татьяна   03.09.2018 20:05   Заявить о нарушении
"Ну я и помалкиваю, пихаю в рот очередной кусок свежего вкусного пирога и только поддакиваю, да качаю без устали головой сверху вниз, как китайский болванчик" хахахаа дорого Вам стоило это удовольствие.

Довран Эргешов   18.04.2021 09:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.