Воздушный змей. Маленькая проза
"Я когда-то поднимался по этому склону от реки вместе со своим крёстным отцом, дядей Володей (он жил в доме у деда, Семёна Свистова, дом следующий вверх, по этой же стороне, довоенной постройки, там сейчас должна жить родная сестра Володи - Лиля с сыном), в руках у меня была нитка, прикреплённая к воздушному змею, который летел высоко-высоко…»
(из моего письма И.П. Бойковой, директору дома-музея А. Дурова в Воронеже, в котором жила моя семья вместе с другими квартирантами с предвоенных лет до середины 50-х).
Мы только что сделали новый змей, первый в моей жизни. Мне было лет пять, а Володе 18-19. На всё я смотрел, открыв широко глаза. Про рот не помню. Откуда мне было знать, что существуют бумажные змеи?
Я был в гостях в доме у деда Семёна, брата моего дедушки Васи. Вернее, во дворе и саду. В дом слишком часто не приглашали. Не заведено было. В саду тоже было интересно. Оранжевые цветы вдоль дорожки от калитки. Как граммофонные трубы на высоких ножках. Лепестки в крапинках. Лилии. Так сказал в один из моих приходов дед Семён, пришедший поднять высокую щеколду на двери (я сам не доставал). И я влюбился в лилии. Я много раз потом влюблялся.
Стол, скамейки во дворе среди вишен. Я на скамейке. Володя подошёл под вишни и сказал: «А не сделать ли нам змея?». Я сказал: "Какого?". Больше крёстный не спрашивал. Он принёс из дома плотный лист белой бумаги, положил на стол, расправил руками, придавил, сказал «ватман» (его мама, тётя Катя, работала в картографической конторе на проспекте Революции). Потом принёс из сарая тонкие-тонкие деревянные планочки. Их мы клеем и нитками укрепили по всем сторонам листа и крест-накрест для крепости. Потом к каждому углу подвязали отдельную нитку и скрепили эти четыре нитки в один узел на некотором расстоянии от листа, ближе к переднему краю (иные грамотеи тут же ухватятся за критику в мой адрес: дескать, откуда у листа белой бумаги есть перёд и зад? – Отвечаю: Перёд и зад можно у любой вещи придумать, даже у колобка: главное назвать, а ещё лучше и подписать!) – от этого узла потом вниз пойдёт самая главная длинная нитка, за которую надо держать змея-горыныча как на поводке (отец потом почему-то звал меня Змеем Гавриловичем), а сам змей должен стоять в воздухе под наклоном, как крыло у самолёта. Осталось к заднему краю (см. примечание выше) нитками подвязать по углам не очень обузливый для змея хвост, и можно аккуратно, но, торопясь, идти (терпения-то нету!), не забыв катушку ниток покрепче.
Мы запускали змея у реки на лугу. Там было просторно, а трава росла совсем низенькая по земле. Такая трава-мурава, по которой ходить даже можно, а она не боится. Володя учил меня бежать против ветра, не останавливаясь, держа руку с ниткой высоко поднятой в нескольких шагах от сидящего пока змея, и всё время следить, чтобы змей не зацепил на земле за что-нибудь, и когда змей начнёт взмывать, ну, не взмывать, а толкаться как молодой бычок; это время не пропустить бы: иначе змей успокоится, затихнет и сядет на землю – все труды даром. Как только он начнёт ходить из стороны в сторону, надо на бегу начинать отпускать нитку, да не переборщить, а в меру, чтобы всё время змею как бы чего-то не хватало.
Не всё сразу получилось, но когда змей вдруг пошёл, пошёл… Володя кричит: "Нитку открывай!!" - Ах ты, господи, а она, назло, не хочет! Змей ушёл под облака, на полную катушку (а, может, от этого пошло выражение «на полную катушку»?). У меня дух перехватило, как будто я был вместе с ним. Нитка так и рвалась из рук! И почему-то надо было кричать! А ведь мы рядом были! Я боялся, что змей вырвется, и давал иногда подержать и Володе, когда руки уже вот-вот отпустят змея на волю.
Потом надо было идти домой, но меня нельзя было уговорить смотать нитку и посадить змея; так мы и стали подниматься по склону с распущенным змеем, благо ветер был самый раз, змеевый. На верху склона у первого дома росли большие деревья, они закрывали всё небо, а змей всё летел и летел где-то высоко и далеко, управлять им было трудно, Володя пытался, но тоже не смог помочь. И, в конце концов, змей запутался в ветвях. Так там и остался. Жалко мне было. Володя на дерево не полез. Я тогда ещё не мог по ним лазить. Так змей и зацепился за самые верхушки, они человека не выдержат!
Потом Володя ушёл домой, а я остался. Стоял и смотрел-смотрел вверх на небо в облаках, на кончики веток, на запутавшегося змея, оставшегося там навсегда.
Стою и смотрю-смотрю снизу вверх на своё далёкое и высокое-высокое детство.
Свидетельство о публикации №211041000429
Какое-то утяжеление, примагниченность, притяжение или вот, хоть за верёвку змея держаться, что-ли. Потребность быть ближе к родной земле, к человеку, к могилам близких... да и мало ли примеров. У меня (возможно, это только - иллюзия) сложилось впечатление, что вот так случилось, - запутался змей в ветках и всё - ребёнок несчастен. Думаю, что касается такого рода ощущений, взрослый ведь не далеко ушёл от ребёнка. А если нет никакой привязанности, то катится он, как колючка по пустыне.
Так что - да, тут много всяких мыслей возникает.
Умеете Вы разбередить... :-)
Спасибо, Георгий.
Фанни Листер 20.02.2016 18:59 Заявить о нарушении
Георгий Прохоров 20.02.2016 10:40 Заявить о нарушении
Георгий Прохоров 20.02.2016 15:44 Заявить о нарушении
Что касается запятой, то учту, хотя интонационно мне хотелось выделить "умеете Вы,..."
Фанни Листер 20.02.2016 19:02 Заявить о нарушении
В давние времена, когда я, увидев у себя описку, ошибку и проч., хотел переправить, мне говорили: "А иди ты в бухгалтерию. Ты уже написал рецензию, и второй не будя".
Если вы видели запись того "Огонька" с Геленой Великановой, то, мне кажется, что завяжется-развяжется не годится в сравнение по величине. Там, если смотреть запись, столько вокруг, её выход, как на неё смотрят ведущие дикторы тв, Зыкина, попался ей на встречу парень (похожий на Филиппенко), девушки из ансамбля, она сорока с лишним уже лет (но; и платье довольно смелое, несколько прозрачное) - по всему тому можно почти роман написать. Это всё, не считая слов самой песни. Там простота слов такая кажущаяся, такая ниточная, там столько всего. Ужас. А завяжется-развяжется -- подтекста нет. Там простота и всё. Всё сверху накидано. Уже ближе к современной поп. Там уже пустотой попахивает.
Я почему дописал не сразу? Пока искал целый "Огонёк", пока плакал, слушая по нескольку раз... Там закопана моя жизнь.
(Ещё я люблю (оттуда же из "Огоньков") - "Я люблю бродить одна по аллеям, полным звёздного огня...". И её смотрел несколько раз.) "Доктор, у меня эта.." - "Ну, это мелочи". Спасибо.
Георгий Прохоров 21.02.2016 13:30 Заявить о нарушении
Иногда я замечала, что редактировать позволяют только один раз, т.е. функция "редактировать" убирается, иногда остаётся и можно ещё раз "попытать счастье".
Что интересно, что это возможно только там, где писали рецензию, а вот поправить что-либо в полях "добавить замечания" не представляется возможным.
Где же найти тот "Огонёк"? В интернете смогу?
Вы - удивительный! Как замечательно глубоко, но бережно входите в смысл слов. Мне это очень нравится. Я Вас понимаю, потому что сама, странным образом, недавно привязалась к одной песне. Ранее, я за собой такого не замечала. А всё из-за того, что у Вас написано в скобках, хотя, можно себя убеждать: "ничего не бойся, позволяй себе привязанность..." а потом верх берёт здравый смысл,- "всё так непрочно, всё равно - развяжется".
Попробую поискать записи того "Огонька". Увлажнятся ли мои глаза?
Фанни Листер 21.02.2016 17:23 Заявить о нарушении
Это весь "Огонёк". Там примерно она поёт на 1 час 16 минут.
http://www.youtube.com/watch?v=-YRKEJOzolk
А это только песня.
Георгий Прохоров 21.02.2016 17:42 Заявить о нарушении
Если это связано с воспоминаниями из Вашей жизни, то - да, поверю: есть о чём сожалеть, грустить, сокрушаться. Вряд ли можно найти утешение, потому что это - безвозвратно. Выход банален: отвязываться от прошлого (хотя бы на время) и находить в себе силы радоваться тому, что имеешь здесь и сейчас. И крепко держать в руках своего воздушного змея. )
Фанни Листер 21.02.2016 20:01 Заявить о нарушении
Георгий Прохоров 22.02.2016 14:54 Заявить о нарушении