Загадки диалектики

Идеология развития о законах диалектики

Сократ называл диалектикой искусство ведения спора с целью нахождения истины.
Гениальный Гегель назвал диалектикой открытую им теорию развития, три закона которой
были сформулированы гениальным Энгельсом так:

Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания.

Очевидна загадочная противоречивость этих формулировок.

В самом деле, как могут «бороться» противоположности, если они едины?  Или что
объединяет эти «борющиеся друг с другом» противоположности?

Может быть, само слово «борьба» здесь неуместно, потому что целью борьбы, как правило,
является поражение и даже уничтожение противника. А если бы одна из этих противополож-
ностей в борьбе уничтожила другую противоположность, то от их единства не осталось бы
ничего, а это означало бы прекращение развития. Для нас это совершенно убедительно
проверено практикой: борьба противоположностей – пролетария и капиталиста – окончив-
шаяся победой пролетария и уничтожением капиталиста, привела к остановке развития.

Очевидно,что все-таки есть что-то, что несмотря на «борьбу» противоположностей сохраняет
их единство и этим обеспечивает возможность дальнейшего развития. Этим «что-то» является
«взаимодействие», слово  более точное, чем слово «борьба», хотя слово борьба – было
несомненно более естественным для таких активных борцов, какими были Маркс и Энгельс.

Итак, нет «борьбы противоположностей». а есть их взаимодействие.
И это взаимодействие противоположностей точнее, чем их борьба, выражает то,
что с ними происходит, так как, взаимодействуя, эти противоположности, взаимно действуя
друг на друга, взаимно друг друга изменяют,
причем изменяют в направлении развития.

И здесь мы переходим к главному феномену взаимодействия, заключающемся в том, что
взаимодействие в любом виде и на любом уровне Универсума (Универсум – это Вселенная)
обладает одним   у д и в и т е л ь н ы м    с в о й с т в о м:

Любой вид взаимодействия направлен на достижение
наилучшего результата с наименьшими затратами,
причем, и это – обязательно, для ВСЕХ участвующих во взаимодействии сторон.

Именно этот универсальный принцип, эту направленность,
формулируют все открытые человеком Законы Природы.
Именно этот принцип подтверждают ученые, давно заметившие,
что "все в Природе есть произведение функциональности на
эффективность". Функциональность - это наилучший результат,
а эффективность - это наименьшие затраты.
Именно этот принцип является основой, сутью и стержнем процесса развития,
который должен быть назван   ПРОЦЕССОМ  ОДУХОТВОРЕНИЯ,  так как именно
он ведет Эволюцию к появлению феномена удивительной и непостижимой живой души,
которая является как бы импульсом энергии развития,
всегда направленным в Будущее.
Объективный и универсальный ПРОЦЕСС ОДУХОТВОРЕНИЯ фактически и является тем
самым творческим процессом, соединяющим на первый взгляд несоединимое, несовместимое,
то есть, - противоположное. Причем соединяющим так, что каждое из этих противоположных
не только не уничтожается и не проигрывает, а, наоборот, одухотворяясь, становится все более
совершенным. И осознание этого удивительного ПРОЦЕССА ОДУХОТВОРЕНИЯ неизбежно приводит
нас к пониманию истинного направления развития, а именно к тому, что развитие
наиболее ускоренно происходит в направлении НАИБОЛЬШЕГО ОДУХОТВОРЕНИЯ.

Этим же удивительным ПРОЦЕССОМ ОДУХОТВОРЕНИЯ объясняется
загадочный и необъяснимый переход количества в качество.

Механически повторяемое количество в любых объемах никогда не сможет перейти в качество,
потому что качество – это ступень или степень развития, а развитие – это одухотворение,
достигаемое человеком творческим усилием и стремлением к наилучшему результату с наименьшими
затратами, причем, и это обязательно, для всех участвующих в данном взаимодействии сторон,
даже если они являются противоположностями (см.выше).

В Природе же количество переходит в качество потому что оно, за редким исключением,
никогда не повторяется механически. Природа – это то, что сейчас наука называет
самоорганизующимся хаосом, а Спиноза называл Богом – «субстанцией протяженной и
мыслящей». И Спиноза оказался прав: если в этой «протяженной субстанции» порядок
скрыт от нас, значит для нас это – хаос. А если этот хаос самоорганизующийся, значит,
он «мыслящий». Гений не ошибается.
А по словам удивительного и гениального философа Мартина Бубера
«Творение – целенаправлено».

Осталась загадка третьего закона диалектики. Это - закон отрицания отрицания.
На первый взгляд – это полная чепуха. Почему вместо непонятного отрицания отрицания
не сказать сразу – утверждение. Эта загадочная формулировка вводит в заблуждение.
Многие ее так прямо и понимают: если ты отрицаешь меня, то есть, не уважаешь, то я,
по закону отрицания отрицания, буду отрицать тебя и твое отрицание меня и так до тех
пор, пока ты отрицаешь меня и мое отрицание тебя и так далее.

На самом деле эта загадочная формулировка гегелевского закона развития является  до
предела сжатой формулой двух фаз - низшей и высшей – процесса развития. Причем
процесса развития не только объективного, но и процесса познания. В просторечии это
выражается известной поговоркой: лучшее враг хорошего. В процессе развития старое,
ставшее привычным, всегда будет отрицать неизвестное и непонятное новое, идущее
ему на смену. Это первичное отрицание может быть преодолено и, как правило, преодо-
левается только творческим ПРОЦЕССОМ ОДУХОТВОРЕНИЯ. Творческий процесс
постоянного поиска наилучшего результата с наименьшими затратами преодолевает
задержку развития, вызванную первичным отрицанием нового, преодолевает его утверждением,
(то есть, отрицанием отрицания), одухотворяя и делая еще более совершенным лучшее,   
заложенное в старом. Эволюция никогда не искореняет, так называемое «низменное»,
но в процессе развития одухотворяет его, превращая пятипалую лапу в руку пианиста,
хищный укус в поцелуй любви, а корыстность и алчность в творческую способность
становится богатым, обогащая других.

Наглядный пример реального действия всех этих законов диалектики и выхода из тупика,
естественно возникающего в процессе развития и преодолеваемого им приведен в эссе
«Воскресающая Россия. Идеология Одухотворения» (http://www.proza.ru/2008/12/29/538) :

Это проблема эксплуатации, или так называемого, “наемного рабства”, которое является, как
известно, причиной классовой борьбы, конфликт между капиталистом-предпринимателем  и 
наемным  работником.
Итак, объективной необходимостью производства  товара (спросом) вызывается к жизни
человек, предпринимающий это дело и становящийся его душой (а без души не может жить не
только  ТЕЛО, но  и   ДЕЛО). Следуя объективному Процессу Одухотворения, предприниматель
стремится достичь наибольшего эффекта с наименьшими затратами, то есть больше произвести
товара, на который есть спрос, и меньше на это производство затратить. С другой стороны,
наемный работник, следуя тому же объективному Процессу Одухотворения также стремится
достичь наибольшего эффекта  с наименьшими затратами, но для него это значит - наоборот –
больше получить за свой труд и меньше этого труда затратить, т.е., меньше произвести.
Возникает диалектическое противоречие, которое на первой, низшей, стадии развития
предприятия приводит к взаимному отрицанию предпринимателя (души предприятия) и
работников (его рук). Задержка на этой, низшей, стадии развития (первичное отрицание) ведет к
прекращению развития (“смертный грех карает-ся - карает себя - смертью”). Эта остановка
развития может иметь две формы: если верх берет предприниматель - возникает
перепроизводство: товар не раскупается, так как заработок работников низок (дикий
капитализм). Если верх берут работники - возникает  избыток денег, на которые нечего купить
(развитой социализм).
Поэтому   объективная необходимость вынуждает предпринимателя и работников перейти к
высшей фазе развития, к отрицанию взаимного отрицания, т.е. к взаимному утверждению,
перейти от борьбы, где усилия сторон вычитаются, к сотрудничеству, где эти усилия
складываются, и в процессе  которого “наемное рабство”, основанное на эксплуатации, т.е. на
бессовестном присвоении созидательной силы работника, ведущем к его полному износу,
заменяется взаимовыгодным сотрудничеством: предприниматель содействует развитию
созидательной силы работника, а работник направляет эту свою развитую созидательную силу
на развитие предприятия. Гениальный предприниматель Генри Форд писал: “Целью
предприятия должно быть снижение цен и повышение зарплаты. Только такое предприятие
сможет развиваться”. Иными словами, в процессе диалога-взаимодействия предприниматель как
бы становится наемным работником, “влезая в его шкуру”, а работник становится
предпринимателем, вникая в проблемы производства. При таком взаимовыгодном взаимо-
действии усилия сторон складываются и прекращается борьба противоположностей, при
которой усилия сторон, отрицающих друг друга, вычитаются и взаимно уничтожаются. Поэтому
такое взаимовыгодное взаимодействие резко ускоряет развитие.  Этот диалог-взаимодействие
приводит ко все большему  одухотворению предприятия, к превращению его из мертвого 
механизма, приводимого в действие только силой, в развивающийся организм. И многое здесь
зависит от того, кто является душой данного предприятия. Если этот человек - гений, как
например, Форд в Америке или у нас Королев или Святослав Федоров, то дело это развивается
фантастически! Если же этот человек - посредственность, или его просто нет (казенное
предприятие), развитие прекращается.
Парадокс Процесса Одухотворения заключается в естественном соединении противоположностей
казалось бы несоединимых: результатом творчества является компромисс, устраивающий всех.
Решение социального конфликта без проигравших ведет к ускорению развития в направлении
Наибольшего Одухотворения.


Рецензии
Очень интересно было прочитать о Процессе Одухотворения, автору удачи. Заглядывайте ко мне на страничку буду рада общению.

Клавдия Булатова   18.01.2020 09:26     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.