Ангел-хранитель

   Теперь-то я знаю, что он есть у каждого живущего на этом свете. У каждого свой Ангел-Хранитель – верный страж и оберегатель от бед и невзгод, от гибельных ситуаций и лихих людей, зверя дикого и явлений природы. Его никто не видел, но, наверное, как и я, все знают, что он есть, кто попадал в трудные жизненные ситуации, когда казалось, что уже нет никакого выхода кроме гибели и самого худшего.
   Это я услышал от мамы уже,  будучи взрослым.
   Конец сороковых годов двадцатого века, июль месяц. Жаркий и цветущий. Все женщины нашей деревни на покосе за рекой, напротив нашего дома. Косят вручную, переправляются вброд через реку тут же около нашей усадьбы. Там и появился я на свет «среди трав и пенья птиц». Тогда женщины могли рожать благополучно в лесу и в поле и грамотно принять роды. И я тоже был принят в этот мир и обихожен, завернут, наверное, в платок или чью-то женскую одёжку, накормлен. Маму со мной довели до реки женщины, и от дальнейшей опёки она отказалась. Чего там – всего-то перейти реку вброд, а  дом-то, вот он, у самой реки.
   Но так или иначе, возле самого деревенского берега, так уж случилось, выскользнул я из ослабевших маминых рук и пошёл ко дну. Поскользнулась мама на твёрдом  глинистом дне, да и место там поглубже. Течение быстрое подхватило меня и понесло под лопухи кувшинок. Можно было понять, что творилось с моей мамой. Шарила, шарила она по дну, но тщетно. Заплакала. И тут обратила внимание – бегает по лопухам  птичка  трясогузка, почти рядом, а улетать не хочет, а если и вспорхнёт при приближении, то тут же и вьётся на одном месте. И тут маме моей, вконец растерянной, пришло понимание – птичка-то не зря не улетает, здесь и искать надо. Но там, в сторонке от брода место поглубже. Пришлось поднырнуть маме под лопухи, и  - вот он, я, кроха, сразу же оказался в маминых руках. И странно, не захлебнулся, будто какой-то запорный клапан сработал на моём дыхании, едва глотнув воздуха, заорал во всю мочь, и вода хлынула изо рта и носа.
    Так вот впервые вступился за меня уже через пару часов отроду мой Ангел-Хранитель в виде весёлой птички трясогузки….
    Будучи уже десятилетними во время ледохода прыгнули мы, ребятня деревенская, гурьбой на мчавшуюся у берега льдину. Но восторг наш от этого приключения был недолгим – более крупная льдина, вынырнувшая из-под нашей, опрокинула нас, накрыла меня, товарищи мои, благо – все мы плавать умели, мигом оказались на берегу. Мне же мысленно уже пришлось попрощаться с белым светом. В мутной ледяной воде, при стремительном течении, в намокшей одежонке, накрытый льдиной в ледяном крошеве – никаких шансов на спасение,  казалось, не было. Помню только, что искал на ощупь край льдины….  А потом, о, чудо – чувствую, что подхватила меня сила неведомая и из глубины толкает на поверхность, а потом… солнечный свет и грохот ледохода. А я средь реки на сравнительно небольшой льдинке, что в свою очередь вынырнула  подо мной, видимо, вконец нахлебавшегося и уже не способного бороться, вынесла-вытолкнула меня на поверхность между крупных льдин. Приятели мои на берегу, мокрые и испуганные, бегут в след за моей льдиной, обрадовались – чувство взаимовыручки у нас всех было святым. А мою льдину потащило течением здесь же за поворотом на разлив, на затопленные луга за огородами….
    Попало дома всем, но взрослые, наши домочадцы сразу ничего не узнали. А потом кто-то из той ребятни  проболтался, но это было потом - никто же не утонул….
     И ещё случай, уже чуть позднее. Весна. Раздолье. Вешняя земля залита солнечным светом и половодьем. Недалеко от Андрикова озера разлив. Сбросив верхнюю одежку, чтобы быть менее заметным, ползком подбираюсь к табунку кормящихся уток. Сердце не стучит, а грохочет от азарта. Ружьё за собой тащу за ствол волоком, и ствол  при этом часто и больно тычется мне в бок. Я спохватываюсь – ружьё-то заряжено и отстраняю его так, чтобы было безопасно. Но вот стайка насторожилась, и я ползком отодвинулся назад. Но вот утки успокоились, кормятся, и я продолжил движение. Впереди показывается лужица, наползаю на неё, но животом по воде ползти не хочется, и я несколько приподнимаюсь на локтях и коленях, тащу ружьё на себя. Утки опять насторожились, и оттого я, видимо, теряю осторожность.…
     Оглушило, рвануло с треском отвисшую мою мокрую рубашонку на животе, обожгло грудь, дохнуло горячим дымным воздухом от выстрела. Утки взмыли в воздух, и дробовой заряд запрыгал впереди на водной глади. Я оторопело сажусь тут же, прямо в лужицу, ощупываю себя; горит моя изрешеченная дробью на животе рубаха, волдырь от ожога на моей тощей мальчишечьей груди, но больше – ни царапины. Облегчённо падаю животом, тлеющей рубахой прямо в лужицу и пытаюсь сообразить что произошло. Как не взведённое курковое ружьё выстрелило и что бы было со мной, не попадись на моём пути эта крохотная лужица, которую пришлось переползать чуть повыше - на локтях и коленях? А так дробь прошла впритирку между этой спасительной лужицей и моим животом….
    Ещё случай. Я студент сельхозтехникума. Иду как раз там, где река Каинка впадает в Омь. Участок дороги узкий. Сзади, тяжело урча, обгоняет меня грузовик. Сначала была мысль – пусть обгоняет. И я иду. Вот уже и колёса с кабиной впереди меня, мелькает кузов с бетонными конструкциями, и вот уже  прицеп показался. Иду. И вдруг как удар – мгновенное сильное чувство опасности не даёт мне сделать и шага. Резко останавливаюсь. Буквально перед моим носом деревянный кузов прицепа как бы рвётся, летящие щепки царапают лицо, больно бьют по шее, груди и что-то большое тяжёлое свалилось с прицепа. Плохо закреплённое бетонное кольцо, что используют в дорожном строительстве, на повороте покатившись в кузове, пробило борт, и в полуметре от меня рухнуло на дорогу  и – покатиосьсь под берег, сметая всё на своём пути. Сделай я ещё полшага, и…попал бы точно под него….
    Как-то перед самым окончанием танцев в городском саду подходит ко мне немного знакомая девушка: «Проводи меня за мост, буду у бабушки ночевать». Дошли до бабушкиного дома. Тепло, темно и пух тополиный кружится – а за душой всего-то – семнадцать лет. Хорошо-то как! Посидели на лавочке у домика, пообнимались, поцеловались. Договорились о завтрашней встрече и расстались. Дохожу до моста через Омь и слышу сзади шаги быстрые. Галя меня догоняет: «Прости, что-то тревожно на душе, провожу тебя». Едва перешли через мост – навстречу толпа пьяных парней. И сразу мне удар в грудь, в челюсть. Но выручила Галя – закрыла собой. Её тоже ударили – вскрикнула. Тут я встаю, закрываю девушку собой и чувствую: плохи дела, озверевшие, пьяные, забьют до смерти. Удары посыпались нешуточные – в грудь, в живот, в зубы, солоно во рту, по губам течёт липкое. Но закрываю собой девушку и в сохранившемся сознании мысль – только бы не упасть…. И,  что выхода – никакого….
    Но тут яркий свет, обидчики врассыпную, из милицейского автомобиля выскочившие милиционеры похватали кое-кого. Нас спросили – нужна ли помощь. Но помощь нам была уже оказана ими. Неожиданно и своевременно – плохо бы нам пришлось. Вернулись с Галей к бабушке, и она нас до утра не отпустила. Потом узнаю: подонки эти в тот вечер нескольких ребят искалечили и даже девушек не щадили. Спасибо милиции, спасибо Ангелу-Хранителю, спасибо девочке Гале. Ей – особенно….
   Томск, 1975 год, я – студент политехнического. Октябрь золотой, тепло и безветренно, отчего все деревья сохраняют своё убранство, лист не облетает. Оттого и от роскоши этой румяной радостно на душе. Живём на Вершинке. Товарищи мои ещё спят, а я – птичка ранняя. Наряжаюсь в спортивную форму, бегу в Лагерный сад. Есть там такой лесной уголок на берегу Томи, где сосны и берёзы, дорожки и скамеечки. Пробежался по дорожкам, постоял у крутого берега и… бегом – вниз, зигзагами, скорость гася, по сыпучей глине и щебёнке почти отвесного, крутого, двадцатиметровой высоты берега, к реке. Всегда так делаю, когда здесь занимаюсь пробежками. Опасно, но ощущения ни с чем не сравнимые. У реки на пляже делаю разминку, приседаю. Солнышко всходит ласковое. Тихо, безлюдно, рано. Вода в осенней Томи прозрачная, а в ней мальки суетятся. Захотелось нырнуть в эту колкую студёную прозрачность – нравится. Но что-то останавливает меня.
Чувство появившегося дискомфорта и тревоги перерастает в ощущение грозящей опасности, и будто кто нашептывает мне внушительно и тревожно, настойчиво: «Уходи, уйди.… Ну, уйди…»
       Я  отбежал  по  прибрежной гальке по  руслу  с ки -
лометр. Оглядываюсь на пляж, где так хотелось искупаться, чувство опасности не исчезло, но как-то притупилось, растворилось, померкло. Продолжаю зарядку. Отжимаюсь на руках – р-раз, два….  Не успел разогнуться – зашумело, обвалилось что-то тяжело – глухо, даже воздух вздрогнул, затрещало, покатилось с грохотом, даже земля содрогнулась,  страшно так….  Разгибаюсь, а на то место, где только что стоял я на пляже, несётся вал из обвалившегося берега с деревьями, скамейками – с треском, глухим шумом. Перекатилось через пляж, забулькало, закипело в воде. Осело в Томи, оставив на пляже огромную массу земли, глины, переломанных берёз и сосен. И чувство опасности… исчезло, но страх вселился – не уйди я с пляжа, и никто бы не узнал, куда я пропал. Крутой берег, по которому я сбегал вниз зигзагами, обвалился метров на семьдесят в глубину Лагерного сада и на полкилометра по руслу реки….
     Я в отпуске. Осень 1986 года. Съездили по клюкву в Петровские рямы, но не очень удачно. С товарищем решили, что съездим ещё, но ему всё некогда. Каждый день, погрузив в мотоцикл всё необходимое для такой интересной экспедиции, жду возле своего дома. Но тому некогда. На исходе в таком ожидании проходит третий день. Дело к вечеру. И решаю: еду один и прямо сейчас.
     По темноте уже добрался до рямов за Фёдоровкой. Ночевать в лесу одному не впервой, но в такой дали и глухомани один в первый раз. Не страшно совсем, но в этот раз неуютно как-то, хотя и люблю всё это. Ужинаю у костра, долго сижу, наслаждаясь волшебством ночи и глухомани полночной со своими её запахами, звуками.
     Заснул хорошо, но среди ночи показалось мне, что не один я здесь – ходит за палаткой кто-то осторожно и опасливо, даже хруст былинок и веточек слышу. Но засыпаю – померещилось – думаю. Утром ухожу на клюквенное болото. День хороший, солнечный и к обеду выношу к лагерю своему два больших ведра отличных ягод. У палатки обнаруживаю трактор и двоих мужчин. Местные, из Фёдоровки. Здороваются и: « Напои, мужик, чаем, а?» Я согласно киваю. Они собирают в окрестностях валежник для костра. От еды отказываются, но чаю два котелка выпили с удовольствием, благодарят и уезжают, но тут же и вернулись: « А у тебя ружьё-то хоть есть?» Ружья у меня нет, и я им улыбаюсь, показываю топорик крохотный и киваю на нож охотничий, что на поясе моём. Один орёт мне из – за грохота трактора: «Ты, чо, охренел, медведь здесь ходит, телят на стоянке порвал…» И уезжают, неодобрительно покачав головами на моё безрассудство.
      Я пожал плечами, но и не страшно – мишки-то осенью, говорят, обычно смирные, благодушны. Пошёл вновь на клюквенное болото. К вечеру вновь вернулся с двумя вёдрами клюквы. Собрался ночевать. Но пищи для костра – дров было очень мало, так как много любителей ягод побывало здесь. Насобирал кое-что и ещё пень огромный гнилой приволок. Поужинал, посидел, залез в палатку.
     Проснулся я от ощущения – ходит кто-то за палаткой. На светящемся циферблате 4.30 ночи. Октябрь уже, за палаткой ночь глухая ещё и…ходит кто-то… крадётся. И одолел меня ужас дикий…. Хватаю наощупь топорик, и загремел, застучал по порожней канистре, заорал, что было мочи. Зашуршало что-то, затрещало, затопало прочь и стихло…. Подождал ещё. Тихо….
     Вышел в темень ночную, враждебную, опасную, понимая – чему уж быть… костерок мой совсем затух. Холодище, в инее всё – заморозок жестокий пришёл. Вздул угольки под промозглым пнём, бензину из бака мотоцикла плеснул ещё. Вспыхнуло, озарило становище моё, озираюсь – никого. Так и сидел у костерка до восхода солнышка. Обошёл вокруг становища и обнаружил на заиндевелой от инея траве дорожки, что густо петляли вокруг, в одном месте  даже метрах в трёх от палатки. И ещё… помёт свежий медвежий, дымится ещё паром средь инея, потом ещё в тракторном следе, поверх - следы медвежьи. Вовремя загремел я металлом….
     Собрал пожитки в коляску, свернул палатку и уехал.
     Подсказал, выручил Ангел-Хранитель – так я думаю. Считаю, что есть он у каждого, кто живёт в мире этом. И хранит он надёжно и бдительно от бед всяких и гибели до тех пор, пока мы живём жизнью праведной, чисты душой и помыслами, в заботах о честном хлебе насущном да о судьбе близких своих и сограждан, Отчизне своей….
    Потом и ещё ранее были случаи, всех и не опишешь, когда казалось, что кроме гибели да и ещё более ужасного, и выхода не было.  От людей лихих, от лося взъяренного да при встрече со стаей волчьей в снежном ночном лесу при метели свирепой….
     Храни меня, мой Ангел-Хранитель, храни моих родных и друзей, моих соседей, храни Россию мою, Многострадальную Отчизну от бед и болезней, от несчастий и напастей, от войн и лихоимства, от соседей её коварных…. А пуще всего от государей её неразумных да государей-предателей её, что в последние времена объявились…. Храни!.. А Отчизна моя ещё не раз мир спасёт! Таково предназначенье наше. Храни нас, наш Ангел-Хранитель!               
               
Январь 2007г., г. Куйбышев.


Рецензии
Если написать "понравилось", будет не правильно! Читала взахлеб! Так реально описаны все события, будто видела все своими глазами! Спасибо Вам за прекрасное творчество. Храни Вас Господь! Хвала и благодарность Ангелу-Хранителю.

Людмила Петровна Осокина   06.01.2018 14:44     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.