Кандидатский минимум

               
      В 60-80 гг прошлого века стать «кандидатом» хоть каких-нибудь наук хотели многие. Не знаю, что даёт это звание сегодня, а в те времена став «кандидатом» человек получал перспективу в зарплате и в должности. Поэтому многие молодые выпускники ВУЗов, едва вылетев из «гнезда», рвались в аспирантуру, надеясь через три года получить заветную кандидатскую степень. Кандидаты в «кандидаты» смотрели на молодого «кандидата» с придыханием, удивлением, восхищением, завистью и тайной надеждой достичь той же вершины…
Не избежали подобного искушения и мы с Андреем. Едва окончив МВТУ и уже работая в туполевском КБ мы записались на курсы английского языка (в нашем же МВТУ) дабы потом сдать «кандидатский минимум» по языку. Курсы были платные, а экзамен принимали те же преподаватели, что нас и готовили. Поэтому мы надеялись сдать экзамен без особого труда. Благодаря этому, практически студенческому настроению мы с лёгкой душой прогуливали занятия. Правда, надо сказать, что институтская подготовка была у нас весьма приличной и ещё не выветрилась…
Экзамен мы, конечно сдали… Председателем комиссии была сама зав.кафедрой. Мне она задала первый и единственный вопрос (конечно, по английски): «Хау ду ю ду?» - спросила она меня.
     На что я ответил (тоже на чистом иностранном языке): «Ес ай ду!»
Она тут же защебетала: «Экселент, экселент, вери экселент!»
Но наша преподавательница, которая знала, сколько занятий я пропустил, горячо возразила ей: «Какой экселент? Только гуд!»
Вот так в 1968 году я сдал «кандидатский минимум» на четвёрку… (а ведь пятёрка была почти в кармане.)

     В 1970 году мы с Андрюшей (по блату) поступили в заочную аспирантуру при каком-то НИИ (об этом я где-то уже рассказывал).
Единственным практическим результатом от этой аспирантуры стала возможность сдать «кандидатский минимум» по марксистко-ленинской философии. Данный предмет в институте мы в упор не видели, поэтому и прогуливали его беспощадно. Вернее не прогуливали, а проигрывали в футбол прямо у парадного входа в МВТУ (со стороны Яузы).
     А теперь опять решились сдавать экзамен по этому весьма мутному предмету. (Чего не сделаешь ради кандидатской?)
     Ну, конечно же, в аспирантуре, ни я, ни Андрюша на занятия по ленинской философии не ходили… Но вот отпечатанный реферат по какой-нибудь «философской» теме к моменту экзамена надо было представить обязательно.
В те времена рефераты печатали на машинке через копирку. Это говорю к тому, что мне кто-то из друзей достал третий (если не четвёртый - копирка!) экземпляр чьего-то реферата, который даже прочитать было практически невозможно! Надо бы его перепечатать… но я и этого делать не стал. Просто заменил титульный лист, впечатав туда свою фамилию… И, не готовясь, пошёл на экзамен, взяв в качестве шпаргалки толстый энциклопедический философский словарь 1953 года издания, с фотографией Сталина на первой странице. Представьте, чужой нечитаемый реферат и старый философский словарь позволили мне получить на этом экзамене тройку! Видимо, учителям марксистко-ленинской философии было невыгодно ставить двойки по идеологическому предмету. (А то с них же и спросят: почему плохо готовите аспирантов к Коммунизму?)
Признаюсь, я шёл на тот экзамен чисто по инерции, без всякой необходимости, уже тогда понимая, что мне всё это не нужно.  Дело в том, что числясь в заочной аспирантуре мы даже отдалённо не представляли, что из себя представляет кандидатская диссертация. А наш, чисто формальный «руководитель» с нами не занимался.

    Сейчас понимаю, что в тот период я не смог бы сотворить что-то напоминающее научный труд, даже на основе полученных мной данных математического и стендового моделирования, которые подтвердились при лётных испытаниях.…
Мне не хватало кругозора и опыта, чтобы обобщить, скомпоновать, сделать выводы… пробить… договориться с кем надо… К тому же производственные и семейные заботы…
Короче: я оставил мысли о кандидатской.
    Остались только справки о сдаче кандидатского минимума, которые надолго затерялись в моём архиве…
 


Рецензии
Автор ерничая,с удовольствием пропагандирует халтурный подход к жизни. Как уже надоели лживые описания "героического" поведения, многих авторов, которые ничего не учили, пили гуляли и всё сдали.
Я работаю преподавателем и надо честно сказать, ставлю тройки, там где надо ставить двойки. Так устроена современная система образования. Но те студенты которые на это ведутся напоминают дурачка из анекдота.
Из автобуса выскакивает молодой человек и радостно хохочет. В чем дело? А я кондуктора обманул. Купил билет и не поехал.
Это анекдот я рассказываю студентам в начале семестра. Они смеются, но ничего не меняется. Нормальные ребята учатся, а остальные радостно получают тройки.

Мои воспоминания о кандидатских экзаменах (1976 год)совсем другие. Мы группа аспирантов пришли на занятия по английскому языку. Преподавательница сразу заговорила с нами на английском. Она отказывалась вступать в контакт на русском языке. Месяца через три я мог уже слушать английские раадиостанции. Для сдачи минимума, нужно было выполнит перевод нескольких статей по специальности (считали тысячами знаков).
Сдача научного коммунизма не требовало особой подготовки по одной простой причине. История КПСС - это была история нашей страны. Её изучали в 10 классе, затем на первом курсе университета, потом она дополнилась философией, экономическое теорией и теорией коммунизма.
Эта стройная система необходима и сейчас. Можно видеть, что современная молодежь не имеет представления об истории нашей страны. Появляются "Коли из Уренгоя", молодежь не понимает, например, символ вечного огня и т.д.
С философией ещё хуже. Молодёжь фактически отсечена от культуры человеческой мысли. На занятиях по философии дается некий эклктический набор имен. Какого-то последовательного смыслового ряда нет. Соответственно и нет связи с изучаемыми предметами по специальности.
Аналогичная ситуация с экономикой. Если на западе в курс изучения экономики входит "Капитал" Маркса, то у нас он под запретом. "Капитал" Маркса это фундаментальная научная работа, она написана по всем правилам научного представления и анализа проблемы. Этот труд наряду с Библией, входит в необходимый минимум культурного человека.
Научный коммунизм это предложенная программа развития человечества и место человека в этой программе. Альтернатива этому проекту не предложена. Сейчас, человеку предлагается стремится работать, как можно меньше, получать как можно больше и потом спокойно умереть. Это программа любого биологического организма, но есть небольшой нюанс. Человек в отличии от животных знает, что он смертен и не хочет с этим мирится.
Религия предлагает виртуальный вариант жизни после смерти, но все эти варианты не подходят для человека.
Человек это творец! Во всех религиях: в аду, в раю человек лишается самого главного - способности творить.
Поэтому на том коротком отрезке времени своего реального существования, человек должен творить с максимальной отдачей, что бы уходя из жизни не испытыват горечь за безсцельно прожитые годы. [Почти прямая цитата из книги Н.Островского "Как закалялась сталь"]

Александр Ляхов   13.11.2021 12:24     Заявить о нарушении
Привет Любителю марксизма!!!

Виктор Свиридов   14.11.2021 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.