83. Кентавры в малых странах
Как раз локальное иногда оказывается не менее интересным, чем глобальное.
Думаю, что ментальные и психологические различия итальянской, испанской, французской, английской, американской и немецкой культур, при всём их внутреннем разнообразии, достаточно ясно выявляются на примере художественной кентавристики. Но ведь рядом существовали фламандцы и голландцы, датчане, шведы, чехи, сербы, поляки… Если допустить, что кентавры, расселяясь в незапамятные времена по всему континенту Евразия, избегали либо тех мест, где двуногое население относилось к ним особо враждебно, или тех, где природа и климат совершенно не подходили для жизни выходцев из Эллады или Италии, а всё прочее не имело для них значения, то можно вообще пренебречь установленными позднее границами: в древности наши предки передвигались не по мощёным дорогам, пагубным для копытного существа, а по безлюдным тропам или вовсе по бездорожью, где не было никаких таможенных застав, пограничных крепостей и прочих издержек цивилизации. Поэтому следы пребывания кентавров могли обнаружиться где угодно — от Пиренеев до Карпат. А поскольку художники Нового времени часто переезжали из края в край и учились друг у друга, перенимая сюжеты и образы, то картина становится ещё более пёстрой и прихотливо запутанной. Если выходец с севера Европы учился в Италии, а затем писал или ваял кентавров где-нибудь в Германии или во Франции – поди разберись, где он их мог видеть, и видел ли вообще!
К тому же и малые страны порой рождали великих творцов.
Взять хотя бы Нидерланды, давшие миру Рембрандта (наших собратьев, впрочем, не изображавшего, поскольку мастер никуда не выезжал из Амстердама – а какие в Амстердаме, скажите на милость, кентавры? Разве что морские?) и ряд других совершенно замечательных художников (о музыкантах я молчу, ибо в искать в музыке образы кентавров – дело почти напрасное, ибо недоказуемое).
А Рубенс, переросший свою Фландрию, как гигант — детские штанишки? Где он только не жил и не работал — Италия, Германия, Франция, Испания, Голландия! И где только не висят ныне картины гениального фламандца, включая российские музеи! У Рубенса, кстати, кентавры есть, и довольно много. Так к какой стране их приписать?..
Наблюдаются, правда, некие общие закономерности. Чем дальше на север, тем обычно скуднее кентавристика (хотя и скудная может быть весьма интересной – это зависит уже от личных склонностей художников). Это, вероятно, свидетельствует о том, что слишком уж далеко на край Западной Европы наши братцы не забирались, или что немногих смельчаков, проникших туда, истребили ещё в Средние века. Теперешняя флегматичность и холодная вежливость всяких скандинавов – черта, приобретённая уже в Новое время; их предки были рубаками, вояками и забияками не хуже каких-нибудь галлофранков или тевтонов. Чуть что – сразу за меч, особенно при виде существа, воспринимаемого человеком как «чудовище». Ненависти к убиваемому они могли при этом вовсе не испытывать; только упоение самим фактом торжества над неведомым «зверем». Поэтому современные художники тех стран и не могут ощутить в себе мистического трепета и яростного полыхания древней крови двусущностных. Если даже они изображают нас, то чаще со стороны, но притом и без ярко выраженной антипатии, свойственной тем же грекам или большинству французов.
http://kentauris.livejournal.com/195208.html
(Швеция, Упсала. Кентавр, поставленный учащимися художественного колледжа в соседнем парке)
В центре Европы кентавры были распространены очень неравномерно. В Австрии их было намного меньше, чем в соседней Германии (не знаю, почему, климат ведь похожий); в Венгрии – почти не было (ну да, попробуй поживи рядом с гуннами! Теодорих по сравнению с Аттилой – глубоко гуманный и просвещённый правитель, даром, что обезглавил бедолагу Боэция). В Польше -- примерно как в Венгрии (мало и редко), зато в Чехии кентавры встречаются если не на каждом шагу, то, по крайней мере, почти регулярно — придётся писать о них отдельно. Конечно, часть чешских кентавров была изваяна или написана приглашёнными мастерами — немцами, итальянцами, — но таких изображений достаточно много, чтобы сделать вывод о пристальном интересе к нашему племени.
О кентаврах Трансильвании (область нынешних Румынии, Молдавии и Закарпатья) мне вообще ничего определённого не известно. Скорее всего, соседство с местными вампирами и оборотнями было двусущностным не по нраву, и они избегали этих мест, обходя их севернее или южнее, хотя трансильванские леса и холмистые склоны Карпат были ничуть не хуже лесов Богемии или отрогов Альп и Судет. Климат и природа нам подходили, а вот окружение – категорически нет.
В искусстве Румынии и окрестных областей образы кентавров появились довольно поздно, уже в 20 веке — вероятно, под влиянием общеевропейских тенденций. Кое-что интересное тут найти можно, однако, думается мне, речь должна идти не об автохтонной, а о заимствованной или искусственно возрождённой традиции.
http://kentauris.livejournal.com/444835.html
(Дан Лаке, Румыния).
Гораздо естественнее и приязненнее воспринимались кентавры в областях, где жили славяне, как западные и южные (Хорватия, Сербия, Болгария), так и восточные (Украина, Россия). Но эта тема достойна отдельного разговора, к которому мы подойдём постепенно, сперва побывав в более отдалённых от нас краях.
Свидетельство о публикации №211041800591