Царскосельский Моцарт
А что было бы, если бы Моцарт не умер? Ну, выжил как-то, поправился?
Вот, приезжает он в Петербург, является ко двору, а там смятение, люди какие-то; что-то несуразное происходит.
Какой-то молодой человек — бледный, напуганный — тихо так говорит: «Батюшка скончался апоплексическим ударом. Но вы, господа, не волнуйтесь. При мне всё будет как при бабушке».
И вот уже Моцарт — придворный композитор и преподаёт музыку в Царскосельском Лицее.
Целая плеяда будущих величайших композиторов гуляет аллеями у Царскосельского пруда.
Пишет свою первую симфонию Пушкин, с восторгом принимает публика скрипичный концерт Дельвига, клавирным сонатам Кюхельбекера рукоплещет Европа. Россия превращается в центр мировой музыкальной культуры...
А потом, через 200 лет появился бы какой-нибудь музыковед и написал бы: «Есть мнение, что настоящий гений выражается даже в самых неблагоприятных для него условиях. Например, не стань Пушкин великим композитором, он всё равно проявился бы в чём-то другом — живописи, архитектуре или же поэзии. И, хотя я видел рисунки Пушкина на партитурах его симфоний, мне, всё же, трудно представить себе стихи Пушкина — настолько однозначно связан гений Александра Сергеевича с музыкой!»
А другой бы вторил ему: «Из всех лицейских учеников Моцарта, Дельвиг — наиболее трепетен и романтичен. Пушкинский симфонизм глубже, ироничнее, насыщенней, но лиризм Дельвига мне ближе. Возьмём, например, Третий концерт для Скрипки с Оркестром Дельвига (DL 325 in D minor). Вторая часть — великолепное Adagio Triste e Nostalgico, едва ли не лучшее из созданного композитором»
А мы бы всё это читали, и верили.
Свидетельство о публикации №211042101216
Позвольте маленько процитировать, иначе контекст будет неясен:
Всем известно, что Моцарт перед смертью получил приглашение работать в России, но заболел и умер.
А что было бы, если бы Моцарт не умер? Ну, выжил как-то, поправился?
(...)
И вот уже Моцарт — придворный композитор и преподаёт музыку в Царскосельском Лицее.
Целая плеяда будущих величайших композиторов гуляет аллеями у Царскосельского пруда.
Пишет свою первую симфонию Пушкин, с восторгом принимает публика скрипичный концерт Дельвига, клавирным сонатам Кюхельбекера рукоплещет Европа. Россия превращается в центр мировой музыкальной культуры...
---------------
Автор!
А ведь нас с вами обманули! Россия и была европейским да и мировым центром в том числе музыкальной культуры!
Что вам известно о Русском Барокко?
Что вам скажут имена Дмитрия Бортнянского, Евстигнея Зимина(учились в Италии - отправленные туда правительством, как отправили Михайла Ломоносова и его одноклассника Виноградова учиться в Германию), а например имена Джузеппе Сарти, Галуппи(итальянские композиторы при Русском Дворе).
Что широкому слушателю и читателю известно о Шереметевской опере 18 века в Петергофе, а не только морозовской в которой Шаляпин сподобился начинать?
А Йозеф Мысливечек? Кто знает, что юношей Вольфганг-Амадей — который Моцарт, да! — учился у чешского гения Мысливечека, дружил с ним, сохранилась переписка. А потом на два века Моцарта вознесли в боги музыки, а об Мысливечеке впервые написала советская писательница Мариэтта Шагинян книгу, материал которой по крупицам собирала по всей Европе, во всех архивах нот и рукописей. И только после выхода этой книги Мысливечек впервые стал исполняться даже в Чехии!
О Мысливечеке, называвшегося в Италии "Божественный богемец"(Богемия старое название Чехии в тогдашней Австро-Венгерской империи).
Я вам настоятельно советую послушать концерты для скрипки с оркестром Мысливечека - и попытаться найти 5 отличий от скрипичных или клавесинных концертов Моцарта. При том, что Мысливечек был представителем старшего поколения по отношению к Моцарту. И заглянуть в комментарии, где хором:а ведь это моцартовский стиль!
Нет. Это стиль более ранний. Стиль блестящего непостижимого в своем великолепии Барокко. Музыкального, литературного, архитектурного, философски-научного...
Моцарт — самый известный, завершающий эту эпоху гений. Но не Моцартом единым...
Не бывает гения, выскочившего из ниоткуда и настолько далекого от всего, на чем он воспитывался. Просто некоторым делают чрезмерную рекламу, а учителей и предшественников замалчивают.
И сколько еще таят в себе, возможно навсегда, закрома исчезнувших миров?
Поэтому ваша заметка — отражение той фальсифицированной истории нашего государства и российской цивилизации, в которой продолжают воспитывать отрочество.
А насчет того, что Пушкин или его лицейский круг товарищей предпочли бы стать композиторами, будь у них Моцарт при русском Дворе... Вы думаете, они не слышали Моцарта? А вспомните "слаще звуков Моцарта"(через МоцАрта ударение) в балладе Томского из 1д. И еще раз внимательно переслушайте Романс Графини из оперы Чайковского Пиковая дама по повести А.Пушкина. Опера на пушкинский сюжет 18 века, в которой Петр Ильич местами стилизует музыку барокко 18 века и воспроизводит в этой жемчужине — то что слушали в русском обществе той эпохи. Да и хор вначале — где дамы за клавесином музицируют.(Дуэт Лизы и Полины). Старая Графиня вспоминает молодость в Европе, часть романса(песенки) на французском, она называет имена французского короля-Солнце и его свиты. Как они слушали её, русскую аристократку-певицу, исполнявшую французский романс, и это было в порядке вещей. Всё было едино. Не удивляет это теперь? Читала Графиня новинки из Европы - книги на французском, может быть и других языках. Книги доставлялись в Россию из Европы. Русское общество уже в то врмя первой четверти 18в. выписывало европейскую периодику, книги на иностранных языках.
Россия была полностью интегрирована в европейскую культуру, а может быть была её ведущим авангардом.
Зера Черкесова 2 13.03.2022 01:08 Заявить о нарушении
Зера Черкесова 2 13.03.2022 00:47 Заявить о нарушении