За пасхальном столом

Вчера на сейдере за пасхальном столом моя девятилетняя внучка спросила -
А как мы знаем, что всё это было
Эксодус, пустыня,
Что люди по ней сорок лет ходили
Что всё не  легенда, а быль.

Вопросы  ответы они в агаде
Четыре сына  их задают
Они среди нас ,за каждым пасхальным столом.
Один – умный, один – нечестивец,
Oдин – простак и один – не умека
Задать вопрос не знает как.
Вот так !
 Каждому из них сказание даёт ответ.

 А как же ответить ребёнку
Который в мире сказок живёт,
Которому я их сама сочиняю .

Eй рассказала легенду такую
Как мы из России, где много лет жили
Собрались уехать,
Как  фараон нас не отпускал...

Так бабушка, это ведь не легенда,а быль!
Мне мама моя рассказала сама,
Как девочкой маленькой уезжала она.

Я только хотела продолжить
О том,что  история наша витками идёт
Время другое и место не то, 
А суть всё одна.

Как девочка  воскликнула -
Бабушка я   всё поняла!
Они ведь детям своим рассказали.
Те детям своим её передали!

Да это так!

Только люди  не поленились,
Рассказы о том они записали,
Вот и читаем мы их сейчас 
 В Агаде .
 
Мой сказ , навеян стихотворением старейшей еврейской поэтессе Доры Хайкиной о бабушке.







Аггада (арамейский ;;;;;;;;, «повествование») — большая область талмудической литературы (Устного Закона), содержащая афоризмы и поучения религиозно-этического характера, исторические предания и легенды, предназначенные облегчить применение «кодекса законов» — Галахи.

Пасхальная Aггада основана на галахической традиции регламентации пасхальной ночи   и отражает влияние распространенной в древности культуры праздничных торжественных застолий.
Одна из важных заповедей — помнить об Исходе из Египта   повсеместно и постоянно, однако в ночь седера существует особая обязанность рассказывать об Исходе из Египта.

При своём возникновении Аггада была устной, но затем устный аггадический материал собирался и записывался. Аггада представлена в виде целого ряда различных мидрашей (от darasch — изучать), снабжавших библейский текст обширными комментариями и толкованиями. Аггада противопоставляется Галахе, но по существу связь между ними органическая: одна дополняет и обосновывает другую. Галаха стремилась дисциплинировать жизнь простых людей путём теоретически разработанного ритуала, Аггада же только пропагандировала, истолковывала Писание и зачастую в весьма привлекательной поэтической форме.

Обычными жанрами аггадистов были: притчи, параболы, басни, аллегорические и гиперболические рассказы. С большой любовью и часто с большим мастерством аггадисты применяли символические формы повествования, культивировали монолог и диалог.

В своей критике событий они проявляли нередко большую смелость суждения, не щадили ни пророков, ни патриархов, ни даже самого законодателя Моисея и не стеснялись вводить в свои диалоги в качестве равноправного собеседника и самого Б-га.


Рецензии
Интересно, Роза!

Меня особенно тронули слова парабола и гипербола. Шучу конечно.

Как важно передавать традиции, чтобы люди могли задумываться хоть раз в году и о своей жизни, как о метафоре.

Спасибо!

С уважением,

Ирина Литвинова   22.04.2011 10:07     Заявить о нарушении
Ирина, стихи просто так не возникают.
Большого таланта к ним у меня нет. Есть семейная история которую хочется оставить в наследство внуком.
В жизни всё повторяются.Все сценарии уже давно расписаны.Я это и сказала в строчках.
Моя бабушка Рахель, в честь которой я названа, умерла в ошмянском гетто.

Я сейчас работаю над книгой там есть строчки о бабушке,жизнь которою мне кажется я живу, здесь на этом континенте куда она должна была уехать к жениху Она сделала другой выбор, выбор добра и обязанности к детям сиротам неожиданно умершей сестры ... трое мальчиков ,а потом ещё трое детей одна из них моя мама.
Она могла уехать к жениху ,но наверное никогда бы не была в согласии с душой, которая всегда теребит нас и требует от нас той гармонии и справедливости которая первоначально заложена в этом мире.
Потом муж неожиданно умер ... Бедность ..
Мама говорила она приняла всё не ропща, образованная в Вильнюсе женщина, знала много языков,любила поэзию,много читала...растила детей в местечке и мечтала дать им образование ... Но сама не успела многое ...Война..
я ношу её имя. Сегодня У меня слава Б-гу шесть внуков -пять мальчиков и одна девочка И ношу я её имя.

История наша витками идёт
Время другое и место не то,
А суть всё одна.

Мой сказ , навеян стихотворением старейшей еврейской поэтессе Доры Хайкиной о бабушке.

Роза Левит   22.04.2011 19:00   Заявить о нарушении
Роза!

Это эпос!

А в Исландии каждый знает с каким героем эпоса его связывает происхождение. Все из глубины веков, из жизни. Такие вот дела...

Большое дело делаете. С праздником!

Ирина Литвинова   22.04.2011 19:14   Заявить о нарушении