Часть 2. Право на ошибку

В повседневной практике врача неизбежно случаются ошибки. Иногда они обнаруживаются лишь спустя столетия, как в случаях с Тургеневым или Моцартом, но чаще - открываются практически сразу, терзая совесть медика всю оставшуюся жизнь. Преступно ли, по сути, добросовестное заблуждение врача? Если – да, то, какого он заслуживает наказания?
"Клятва Гиппократа" не определяла мер правовой ответственности медицинского работника. А вот во времена вавилонского царя Хамурапи (почти за две тысячи лет до нашей эры) за смерть больного лекарю отрубали руку, отрезали язык, выкалывали глаза. Русские летописи рассказывают о том, как врач князя Каракуча, после смерти последнего, был "сведен на Москву-реку под мост зимою и зарезан ножом, как овца". Царский указ от 4 марта 1686 года гласил: "Сказать… всем лекарям: буде из них кто нарочно или не нарочно кого уморят, а про то сыщется, и им быть казненными смертью". Другого мнения был врач и писатель В.В. Вересаев. Он заявлял, что за ошибки врача несет ответственность не он, а медицинский факультет.
Многое приходится видеть за годы своей практики медицинскому работнику. Конечно, это и счастье в глазах спасенного человека, благодарность его родных и уважение окружающих. Но непременно бывают в нашей работе боль и слезы, грязь и смерть. Всегда за спиной у врача, как говорится, есть свое кладбище, и никуда от этого не деться.
"Можно ли пройти врачебную жизнь совсем без ошибок?" – размышляет профессор Н.В.Эльштейн в своей книге "Диалог о медицине", и сам отвечает: "К несчастью, нет". Врачами не рождаются – ими становятся после долгих поисков и находок, утрат и разочарований. У каждого из нас был первый пациент, первая операция, удаленный зуб и т.п. Не всегда все получалось сразу. Не секрет, что оплошности случаются и у медиков со стажем. Так даже С.П.Боткин симптомы прогрессирующей у него ишемической болезни сердца (от которой он впоследствии скончался) принимал за проявления желчекаменной болезни.
А.Марлинский писал: "Если бы нам, медикам, случалось приходить в отчаяние от ошибок, так пришлось бы задавиться после первого дежурства в клинике". Кардиохирург академик Н.Амосов выразил подобную мысль так: "Если бы врачи были обязаны ходить за гробом своих пациентов, наверное, никто не стал бы врачевать".
Касаясь трудностей врачебной профессии уместно вспомнить и слова А.П.Чехова о том, что "у врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого". Это - о связанных с чувством высокой ответственности переживаниях за судьбу больного, переживания из-за неудачи.
Великий хирург, анатом и педагог Н.И.Пирогов посвятил специальный труд анализу своих ошибок: "Я хочу осуществить заветную мечту: путем правдивого, открытого признания своих ошибок избавить учеников и начинающих врачей от их повторения".
В истории медицины нередки случаи, когда сломленные смертью пациента врачи сами сводили счеты с жизнью. Так ученик Пирогова профессор С.Коломнин застрелился, а немецкий врач Блок и наша соотечественница гинеколог З.Исакова-Василева – отравились. Многие выдающиеся врачи, будучи не в силах пережить неудачу, отказывались от своей практики. Даже такой крупный хирург, как Т.Бильрот и выдающийся терапевт С.П.Боткин.
Но стоит ли придавать такое большое значение своим чувствам? Ведь страдания пациентов – это, всего лишь, чужие страдания. Или, напротив, забросив семью, врач обязан становиться "рабом" своих подопечных, исполняя все капризы и позволяя им самим руководить своим лечением? Замечательный выход из этой ситуации нашел Н.Молчанов: "К каждому больному, - говорил он, - нужно относиться, как к генералу, но лечить, как солдата!"
Все действия медицинских работников, связанные с неблагоприятными последствиями при лечении, принято делить на три группы: врачебные ошибки, несчастные случаи и профессиональные преступления. При несчастных случаях неблагоприятный исход лечения зависит от случайных обстоятельств, которые врач не может предвидеть и предотвратить. Медицинская помощь в таких случаях оказывается правильно и своевременно.
Врачебные ошибки и преступления связаны с неправильными действиями медицинского персонала, идущими вразрез с общепринятыми правилами и методами.
Врачебная ошибка характеризуется добросовестными действиями врача, хотя они и оказались в результате неверными. Главным признаком профессионального преступления является недобросовестность действий, выражающаяся в небрежности или халатности, самонадеянности или невежестве, не важно, совершены они умышлено или по неосторожности.
Медицина – наука очень консервативная, стремящаяся частоколом инструкций отгородиться от любой неожиданности. Но нередко врач сталкивается с ситуациями, выходящими за рамки общепризнанных, "обкатанных" схем и понятий, упирается в "стену" ограниченных возможностей науки или неверных представлений о природе заболеваний. И тогда для спасения человеческой жизни самые отчаянные идут на опасный и рискованный шаг – эксперимент; иногда выходя победителем, пожинают почет и славу, но нередко, допустив досадный просчет, садятся на скамью подсудимых.
Может ли врач позволить себе такую роскошь, как свободу мысли и действия? Ведь когда говорят, к примеру, о смелом хирурге, надо помнить, что его смелость существенно отличается от храбрости солдата, рискующего на поле брани собственной жизнью.
То же можно сказать и о представителях других медицинских специальностей, которые предлагают новые лекарства и методы лечения, часто более опасные, чем скальпель.
С юридической точки зрения риск оправдан и правомерен, когда опасные действия предпринимаются с единственной целью – спасти жизнь пациента, когда научно доказано, что была объективная возможность достигнуть этого и что иными, не рискованными средствами было невозможно достичь данной цели. В таких случаях больной и его родственники должны знать о степени риска предстоящей операции или манипуляции и дать на нее свое согласие.
Процесс принятия врачебных решений может показаться кому-то несложным. Все, что должны делать врачи, - это правильно собирать и анализировать факты, назначать соответствующие анализы, точно ставить диагноз, выбирать оптимальный способ лечения и следить за его ходом. Однако если бы это все было просто, то врачей давно бы заменили компьютеры. Каждый практикующий врач вам скажет, что на самом деле речь идет об отнюдь не тривиальной ситуации.
У нас не принято сомневаться или полагаться на волю случая, так как цена любой неудачи особая – человеческая жизнь. Однако считаю, что врач имеет право на риск, если того требует обстановка, и даже ошибку, но без элементов халатности или небрежности. "Не ошибается только тот, кто ничего не делает", - гласит народная мудрость. Нужно стремиться к искоренению врачебных ошибок, но преследовать за них, значит, мешать прогрессу.
К сожалению, ошибки – неотъемлемая составляющая работы врача. От них "невозможно полностью уберечься, но можно свести к минимуму их количество и облегчить последствия", - пишет американский врач Ричард Ригельман. - "Если вы никогда не совершали ошибок, повлекших за собой тяжелые осложнения и смерть больного, значит, вы занимаетесь медициной недавно".

У добросовестного специалиста допущенные просчеты стимулируют активную работу над повышением своего профессионального уровня: воспринятые с должной серьезностью, они учат ."И ошибки полезны", - говорил В.А.Оппель. Анализ их причин предупреждает последующие неудачи.
Мы, врачи можем и должны делать свое дело лучше. Мы никогда не достигнем совершенства, но всегда обязаны к нему стремиться. И тогда у нас будет полное право посмотреть в глаза больному и его близким и чистосердечно признаться, что мы сделали все, что могли.


Рецензии
Очень серьезная и актуальная статья! Продвижение науки вперед связано с риском для жизни практически в любых областях, проектируя новый самолет, конструктор предполагает, что первый летчик-испытатель вполне может пострадать и даже погибнуть. И летчик это тоже знает. Так, что мне вполне импонирует Ваше предложение, что новые методики и лекарства должны непременно испытываться, но с ведома и согласия пациента. Путь науки густо устлан ошибками и жизнями, но без них мы не летали бы по небу, а тем более в космос. И не было бы у нас атомных электростанций, которые на данный момент наиболее безопасны для природы, чем все остальные.
Но необходимо очень четко разграничивать непреднамеренную ошибку и ошибку проистекающую от небрежности или халатности. Почему-то на капитана утонувшего корабля сразу заводят уголовное дело, вину летчика разбирают так же тщательно, как возможный технический дефект. И ответственность у них вполне серьезная. А вот, в медицине, в последние годы, слишком много откровенной халатности с катастрофическими последствиями, ответственность за которую весьма символическая. И доходит до того, что люди уже боятся обращаться к медикам. И это не просто слова! А последствия - запущенные болезни, и даже смерти.
А еще хотелось бы отметить многочисленные коммерческие организации с медицинскими названиями, которые практикуют не до конца опробованные методики и лекарства, пользуясь малограмотностью населения и его недоверием к официальной медицине. И на это тоже прикрывают глаза, не задумываясь о репутационном вреде для медицины в целом.
Да, вопрос Вы поднимали очень серьезный, достойный самого широкого обсуждения и на самом высоком уровне. С уважением к автору, Инга.

Инга Риис   01.04.2017 17:11     Заявить о нарушении
Большое спасибо.
И хочу Вас заверить, что врачей карают
очень даже часто, а порой просто незаслуженно.
Последнее время идет лавина жалоб и нападок. Народ "думает",
что он компетентен в данных вопросах. А это не совсем так....
Все "сигналы" подлежат разбору, а выкрики пьяниц: "я плачу вам налоги",
"сколько захочу, столько и буду вызывать!", я обсуждать не хочу.
В 1\3 обращений на скорую помощь - приписка (в алкогольном (наркотическом) опьянении).
Если к кому-то из допропорядочных граждан скорая прибывает с опозданием,
благодарите эту 1\3.
С уважением

Валерий Сергеев Орловский   02.04.2017 10:16   Заявить о нарушении
Вовсе не хотела обидеть, а показать мнение с другой стороны медали. Или скорее барьера. Прекрасно понимаю, насколько трудна стала работа скорой помощи после упразднения вытрезвителей, и считаю такое решение абсолютно неверным. Но совершенно другой вопрос, когда мама с младенцем мечется по этажам больницы в поисках, хотя бы одного, дежурного врача или медсестры, при полностью укомплектованном штатном расписании. Просто, в выходной день. И в итоге, слышать в ответ: "Будете приставать со своими глупостями, отберем ребенка, а Вас выгоним отсюда". А в военном госпитале сразу определили воспаление легких,как осложнение после гриппа, и сказали, что через пару часов было бы поздно. Такие вот вещи, и в самом деле, подрывают веру во всю официальную медицину, сразу. Хотя, в другом случае врач спас жизнь мне и новорожденному сыну, и я ему по гроб жизни благодарна. Так что, мое высказывание относится скорее к системе здравоохранения в целом, а не к тем, кто работает ей вопреки. С уважением, Инга.

Инга Риис   02.04.2017 11:31   Заявить о нарушении
А что касается компетенции суждений постороннего наблюдателя, тут я тоже не совсем с Вами согласна. Бытует очень расхожая фраза, что, мол,"судить о медицине и политике берутся все, кому не лень, и не зачем обращать внимание на дилетантов". А мой отец всегда говорил: "Лучше перебдить, чем один раз недобдить". А он около тридцати лет работал в отделе разбора эксплуатационных дефектов на заводе, производящем авиационные двигатели. И выезжали они в советское время не только на катастрофы, а на все нештатные ситуации, о которых их пользователи обязаны были оповещать. Целыми комиссиями, состоящими из специалистов во всех сферах производства и эксплуатации. Однажды целый месяц разбирались, откуда в выходном сопле истребителя, стоящего на аэродроме , взялась пластина неизвестного металла. В итоге оказалось, что ее туда швырнул молоденький солдат-срочник из роты охраны. Это я о добросовестности подхода.
Но рассказать я хотела о себе. Я тоже инженер по авиационным двигателям, и конструкция летательного аппарата, как такового, не совсем моя специальность. Но рассказы своего отца я слушала всегда внимательно. И вот, Однажды ( почти как в сказке) сижу это я у окна в самолете, с видом на крыло, и наблюдаю предполетную подготовку, в которую входит и проверка закрылков, а дело зимой происходило. И понимаю, что срабатывает, конкретно этот, нештатно, отлично от других, которые я раньше наблюдала. И проверяют его несколько дольше, чем положено. Почти мгновенно приходит на ум один из рассказов отца. Дальше я встала и пошла в сторону кабины. Конечно, меня остановила стюардесса, а я попросила ее передать мои точные слова командиру экипажа, о том что в закрылке не лед, а механическая неисправность, или выпустить меня из самолета. Или я устрою немедленно скандал, и им придется разбираться с паникой на борту. Через минуту командир корабля извинился перед пассажирами и сообщил, что он принимает решение отложить вылет, ввиду предполагаемой технической неисправности. Это был чартер, вылет отложили на сутки, я много чего наслушалась от доброй половины пассажиров. Представляя себе, насколько больше выслушал летчик, принявший такое решение, я несколько нервничала, когда на следующее утро, садясь в свое кресло, я увидела, что ко мне идет мужчина в летной форме. Я решила, что ответственности или, хотя бы, выговора мне не избежать. А он пожал руку и сказал, что при осмотре механизма того закрылка нашли плоскогубцы, висящие на управляющем тросике. Именно они и не давали полностью раскрыться. При взлете это, практически стопроцентно, привело бы к аварийной ситуации. Я спросила, насколько ему придется отвечать, а мужчина ответил, что премии он, точно, лишился. Зато жизни людей сохранил. А другой бы высадил меня, как дебошира, и понадеялся на авось, польстившись на деньги. Кстати, авиация, область не менее закрытая, чем медицина. Например, по-поводу упавшего Ту -154, на котором погиб ансамбль им. Александрова, чего только не писали, только не правду. К счастью, сейчас существует интернет, и оттуда можно выловить первоисточники, если успеть. Так вот, я показала полную версию взлета самолета , записанную свидетелем на телефон, своему отцу и наши мнения снова сошлись. Все сваливают на ошибку летчика, а это - вопиющая халатность аэродромных служб при закреплении нового груза. Халатность одних, невнимательность других, а в итоге - невинно загубленные жизни. И попытка официальных властей, скрыть истинную причину. Так что, предпочитаю и дальше придерживаться в жизни правила своего отца. И от всей души желала, чтобы таким же образом поступали и все те, от кого зависят жизни людей.


Инга Риис   02.04.2017 15:33   Заявить о нарушении
Спасибо за интересные воспоминания. Я сам 20 лет служил авиационным врачом.
Не улыбайтесь, даже аэродинамику на спец.курсах изучал, ну, и, конечно,
разные профпатологии и нештатные ситуации... "Взлетал" на тренажере и т.п.
За службу похоронил 4 экипажа морских летчиков...
А в рассказанном Вами случае Вы были не дилетантом, а самым настоящим профи!
И все же о медицине... Считаю глупостью спорить с населением,
"подкованным" через интернет или почерпнувшим знания в маршрутке...
И завершая разговор, должен признать, что у нас тоже достаточно
некомпетентных и случайных людей...

Валерий Сергеев Орловский   03.04.2017 09:23   Заявить о нарушении
Хочу продолжить наш разговор по той причине, что Вы упоминали о том, что работаете со студентами. Мне вспомнилось, как при недавнем посещении стоматолога, а заодно и моего близкого друга, тот ужасно возмущался крайне низким уровнем знаний студентов, которых последнее время присылают к нему в клинику на стажировку. И тем, что молодые люди не просто мало знают, но и не хотят учиться, полагают, что минимальные знания и точное следование "протоколу" (не помню точного термина, поэтому привела технический) убережет их от ответственности! На мой взгляд, это - признак профнепригодности. Или ущербности все новой системы подготовки кадров для системы здравоохранения. В районной поликлинике, куда я вынуждена с недавних пор сопровождать одну свою старенькую тетушку,молодой терапевт не считает нужным воспользоваться стетоскопом, его у нее даже нет. "Если вы так настаиваете, то я направлю вас на рентген!" - звучит в ответ на недоуменный вопрос ( а очередь в тот кабинет на несколько дней). Что это - неумение, нежелание? Зато вопросник заполняется неукоснительно.
И такое положение дел, увы, не только в медицине! Ужасно боюсь летать, поскольку слишком много знаю об этих машинах, и раньше многих понимаю, что что-то пошло не так. И это "не так" случалось с завидной регулярностью, правда, пока мне везло на тех, от кого зависит безопасность пассажиров. Однако меня дрожь пробирает, когда я вижу, что командиру воздушного судна, которое выполняет сложный рейс с посадкой на горный аэродром, от силы лет 25. И что обучался он по большей части на тренажерах (это теперь весьма распространенная практика в гражданской авиации), а "живую" практику еще не налетал. А на его ответственности сложная машина и жизни многих людей. Кстати говоря,если вернуться к тому случаю, который я описывала ранее, то командир был весьма немолод. Я тогда задала ему вопрос: "Почему Вы мне поверили?" Вопрос не праздный, я - миниатюрная женщина, выгляжу молодо, редко кто воспринимает меня всерьез. А летчик ответил:"Я видел Вас в приоткрытую дверь, Вы были спокойны и абсолютно уверены в своей правоте. И у меня самого было интуитивное подозрение, что ситуация нештатная." А у меня в тот момент тоже главным была интуиция, только позднее я поняла, что увиденное в окно напомнило мне вузовскую лабораторную работу с подобной неисправностью, два зрительных образа сложились и решение пришло раньше, чем я подобрала весомые аргументы. В этой ситуации сыграла так называемая "открытость ума" у командира корабля и высочайшая профессиональная ответственность.
А по-поводу того, насколько сложно прислушиваться к тем, кого полагают дилетантами, то признаю, что интернет - большая помойка, но люди больше доверяют ей, чем тем специалистам, которые не удосуживаются разъяснить свое решение. Приведу такой пример. В определенный период своей профессиональной деятельности, я работала в авиационном вузе, в отделе оформления изобретений, для чего пришлось окончить еще пару высших учебных заведений (причем еще в советское время). И приходили ко мне люди значительно старше меня, с учеными степенями. И яростно отстаивали свою точку зрения на написание заявки. Мне было обидно, когда, с ходу, отметались все мои дополнительные знания и опыт, который я приобрела , участвуя в экспертных советах вышестоящей организации. Проще было бы пойти на поводу у маститого профессора, написать так, как он хочет, и спокойно подождать отрицательного решения, но я пыталась найти компромисс и понять, не теряю ли я какой-то аспект технического решения, в процессе преобразования формулировок. И по большей части компромисс удавался, хотя мои коллеги, не раз, говорили мне, что вариант отказа быстрее поднимет мою значимость в глазах "клиента", и в другой раз он будет сговорчивей. А я отвечала, что в другой раз он может и не прийти, и хорошее изобретение не будет защищено. У добросовестного человека всегда должны быть внутри некие внутренние нравственные весы, где самолюбие не должно перевешивать. Мне кажется, что у большинства людей нашего с Вами поколения такие "весы" присутствовали, а вот, у современного - далеко-далеко не всегда. И надо им,хоть иногда об этом напоминать. Именно этот аспект более всего понравился мне в Вашей трилогии "Дух Альбертины". С уважением к талантливому автору, Инга.

Инга Риис   03.04.2017 13:11   Заявить о нарушении
Спасибо.
Вы вновь правильно подметили, что медики, по большей части, боятся отступить
от Стандартов. Это - не всегда их вина. Думаю, в большей мере - дилетантов
в Министерствах. Отклонение от стандарта мгновенно влечет ответственность:
от материальной (когда их выявляют страховые компании) до уголовной (это - при
тяжких исходах и написании населением жалоб в прокуратуру).
И, как говорят юристы, вы не "творите, а вытворяете"!
Но самое обидное в нашей работе, что врача приравняли к официанту, мы тоже стали "сферой обслуживания". Какое уж тут творчество и самоуважение?

Валерий Сергеев Орловский   03.04.2017 15:24   Заявить о нарушении
Совершенно с Вами согласна, деградация общества в наибольшей мере проявляется в отношении к врачам и учителям. С уважением, Инга

Инга Риис   03.04.2017 20:45   Заявить о нарушении