На крыльях мухи

     Начнем с самого начала. С давних времен люди наблюдали за полетами в природе и, подобно другим живым существам, стремились лететь. Сперва, они пытались скопировать планирующий полет крупных птиц и семян деревьев. Китайцы, например, придумали воздушного змея, чтобы подниматься на нем в небо. Многие просто прыгали с высоких башен и откосов, держа в руках планирующие предметы, рискуя своей жизнью. В 16 веке холоп Ивашка прыгнул с монастыря с самодельными крыльями, сумел пролететь и благополучно приземлиться, но был казнен по приказу Ивана Грозного, для примера, чтобы неповадно было человеку летать. Леонардо да Винчи создал такие замечательные чертежи летательных аппаратов, что в 70-ых годах 20-го века по ним был изготовлен дельтаплан, который показал прекрасные летные качества. Вообщем, народ трудился, не покладая рук, в стремлении поскорее освоить воздушное пространство, используя только планирующий полет, для взмахов крыльев не хватало мускульных усилий.
     В 19 веке талантливый польский скульптор, изобретатель-самоучка,"Икар с Дунайца", как его называет, Ян Вненк, сконструировал планер, крылья которого могли совершать машущие движения при помощи силы ног. Ян Вненк спускался на своем планере с колокольни. Самый длинный его полет составил 1350 метров. Испытания машущих крыльев продолжались и в наше время. Так, французский летчик-испытатель Валентейн в 50-х годах 20-го века испытывал "стрекозиные крылья", выпрыгивая с летящего самолета. Был создан целый ряд небольших моделей, но все-таки машущий полет успеха не имел.
     Сейчас в воздухе находятся различные аппараты, летающие по принципу неподвижного (немахающего) крыла. Даже вращающиеся лопасти вертолетов совершают только горизонтальные перемещения в потоках воздуха, в то время, как при машущем полете, крыло движется во всех направлениях. Отвлечемся на минутку от искусственных летательных аппаратов и взглянем на живые "модели". Кто и каким образом бороздит в наши дни воздушные просторы? Оказывается, очень разнообразные группы животных. Среди млекопитающих наиболее известны рукокрылые (летучие мыши). Планирующим полетом пользуются некоторые ящерицы, змеи и даже лягушки. Летающие рыбы также выпрыгивают из воды и, при помощи видоизмененных плавников, пролетают значительные расстояния, залетая даже на палубы судов.
     Но хозяевами воздуха, безусловно, являются насекомые и птицы. Причем, считается, что птицы - это всего лишь динозавры, отправившиеся в небо в погоне за летающими насекомыми. Полет птиц можно разделить на планирующий и машущий. При планировании птица движется в воздухе продолжительное время, не делая взмахов крыльями и пользуясь восходящими воздушными потоками, которые образуются вследствие неравномерного нагрева солнцем поверхности земли. Скорость движения этих потоков определяет высоту полета птицы. Используя различия в скорости двух потоков, неравномерное действие ветра, парящая птица может часами держаться в воздухе, подниматься и опускаться, не тратя особых усилий. Птица, обычно, пользуется не одним типом полета, а комбинирует их в зависимости от обстоятельств. За взмахом крыльев следует планирование. Им пользуются птицы крупных и средних размеров. Мелкие птицы все время энергично работают крыльями. В полете птиц большое значение имеют маховые и хвостовые перья. Они поворачиваются в полете под различными углами, играя роль элеронов и других органов управления современных самолетов.
     Но птицы, это еще не самое главное в нашем разговоре о полетах. Потому что настоящими первооткрывателями неба среди животных и самыми виртуозными "летчиками" являются насекомые, поднявшиеся в воздух аж в каменноугольном периоде! Представляете, сколько у них было времени, чтобы совершенствовать свои крылья и другие летательные приборы? В отличие от птиц, крыло насекомого - это цельная пластинка. Наиболее совершенным, с точки зрения аэродинамики, является полет крупных насекомых: стрекоз, больших бабочек и мух. Например, мухи-журчалки могут неподвижно висеть в воздухе и стремительно летать в любом направлении: вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад.( Обратите внимание, это как раз то, чего хотелось бы каждому из нас, не правда ли ?)
     Большинство летающих насекомых имеют две пары крыльев, но, как правило, в полете передние и задние пары крыльев действуют совместно, совершая общие движения. Для этого у многих видов имеются приспособления сцепляющие переднее и заднее крыло. Методы скоростной киносъемки показали, что крылья насекомых в полете совершают очень сложные фигуры. Например, при стоячем полете у мух-журчалок или зависших над цветками шмелей концы крыльев описывают фигуры похожие на восьмерку. При полете бабочек, широкая пластина их крыльев совершает волнообразные движения. Многие группы насекомых, являясь четырехкрылыми, в полете используют только одну пару крыльев. Это, например, всем известный майский жук, у которого передняя пара крыльев служит отдаленным подобием плоскостей самолета, а задняя заменяет мотор. По типу полета таких насекомых называют "заднемоторными", к ним, кроме жуков, относятся еще и клопы.
     У комаров и мух плоскостями и моторами одновременно служат передние крылья ("переднемоторные"). Задняя же пара крыльев превратилась у них в жужжальца, булавовидные образования, выполняющие разные функции. Всем известно, что мухи взлетают стремительнее, чем жуки. В этом важную роль играют жужжальца. При взлете майского жука мы слышим сначала жужжание, а только потом видим, как он отрывается от поверхности. Чтобы крылья достигли определенной частоты взмахов, жуку нужно время. Мухи сперва приводят в движение жужжальца, которые практически мгновенно набирают необходимую частоту взмахов, затем срабатывает сцепление" с основными крыльями, и муха взмывает ввысь. В полете жужжальца вибрируют в одной плоскости, выполняя роль гироскопа самолета, т.е. указывают ориентацию тела насекомого в пространстве. На крыльях и туловище насекомых установлено множество датчиков (сенсилл), указывающих параметры полета, аналогичных, например, П.В.Д.(приемнику воздушного давления) крыла, кока и другим.
     Мелкие насекомые часто используют крылья для пассивного переноса воздухом, подобно семенам растений. Так, крошечные трипсы ( до 3 мм длиной), среди которых много вредителей сельского хозяйства, имеют 2 пары мельчайших крыльев, края которых усажены бахромой из длинных волосков, за что эту группу насекомых называют Бахромчатокрылыми. Длинные волоски помогают трипсам парить на большие расстояния и попадать в фрамуги теплиц и другие места, где их совершенно не ждут.
     Всем известны дальние перелеты птиц. Такие же дальние перелеты могут совершать и насекомые. Стаи саранчи из Северной Африки периодически залетают в Европейские страны, в том числе и в Россию. Крупная бабочка, бражник мертвая голова постоянно долетает из Средиземноморья и Северной Америки до самого севера Европы. Через моря и океаны перелетают стаи стрекоз. Значительные сезонные перелеты совершают бабочки монархи. Даже стаи божьих коровок неоднократно встречались кораблям в открытом море. Известный среднеазиатский вредитель культур полеводства - горный клоп, назван так, потому, что на зимовку улетает высоко в горы, добираясь до ледников!
     Подведем итоги всему выше сказанному. Нам очень бы хотелось иметь такой аппарат, который не нуждается в специальной взлетной площадке, двигается во всех направлениях, преодолевает различные расстояния с высокой скоростью, что-то типа мухи-журчалки. Но расчетам, если бы удалось полностью скопировать летательный аппарат, например, стрекозы, то сконструировав его из современных материалов человек вполне мог бы летать, используя только свою мускульную силу. Правда, в последнее время выяснилось, что мышцы насекомых все же мощнее мышц позвоночных, в том числе и человека. В частности, у них более богатый энергетический внутриклеточный потенциал ( больше митохондрий). Тем не менее, мы не теряем надежды, что со временем удастся изучить и скопировать принципы полета насекомых и каждый из нас будет иметь возможность летать на "стрекозиных крыльях", не завися больше от наземного транспорта.


Рецензии
Елена!
Поступая в институт, уже выбрал будущую специальность, но когда на цикле "биофизика" мне предложили пойти к ним, под впечатлением книги Александера "Биомеханика", которую читал, как увлекательнейший роман, чуть было не согласился. Подумав, понял, что не Леонардо да Винчи и, скрепя сердце (или скрипя сердцем)с благодарностью за доверие отказался.
Любовь к флоре и фауне сохранил однако, потому читать Ваши рассказы и комментарии для меня - наслаждение!

Григорий Котиков   03.02.2012 18:41     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Григорий! Вот ведь, не зря писала.)
А то мы ведь как живем? Поговорить-то не с кем, а писать лень. И тогда мысли и чувства улетают в небыль или в гости к кому-нибудь другому.
Так что пишите обо всем, что думается, буковки утешают.)

Елена Даровских Волкова   03.02.2012 18:49   Заявить о нарушении
как-то Вы Леночка отечественную историю обошли: Самолёт Можайского («Воздухолетательный снаряд») — самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским в последней четверти XIX века, первый в России[коммент. 1] и один из первых в мире самолётов, построенных в натуральную величину (то есть, предназначавшихся для подъёма человека).

Братья Каюр   12.10.2015 04:56   Заявить о нарушении
Уважаемые Братья, думаю, много исторических фактов, связанных с воздухоплаванием, здесь не упомянуто. Эту статью писала для газеты, и объем текста был ограничен. В следующий раз, если возьмусь за полеты не только пера, обязательно, уделю больше внимания развитию отечественной авиации. Профессия летчика для меня вообще из области фантастики и восхищения.

с уважением,

Елена Даровских Волкова   12.10.2015 23:02   Заявить о нарушении