Часть 5. Мысли о легкой смерти

После долгих размышлений и колебаний, я все-таки решился на предельно откровенный разговор со своими читателями.
Утверждают, что Будда однажды изрек: "Не найдется такого места на земле, где бы живущего не победила смерть". Другими словами, - все мы смертны. А знаете ли вы, как часто перед своей кончиной человек испытывает страдания тела и духа, которым нельзя найти адекватных слов? Нередко ожидание и страх смерти сопровождаются невыносимой болью, неукротимой рвотой или самопроизвольным отхождением кала и мочи, что заставляет людей терять человеческое достоинство в собственных и чужих глазах.
Известный реаниматолог профессор А.Зильбер пишет, что лишь 3-5% людей умирают так, что им могут позавидовать остальные, но чаще смерть ужасно мучительна и выглядит, как незаслуженная кара за добропорядочную жизнь.
Эпикур говорил, что жизнь заканчивается счастливой смертью, когда ты о ней не думаешь, не боишься и не ждешь. Как бы было прекрасно, когда она была бы естественной, быстрой, не страшной и, если уместно это слово, приятной!
Каждому человеку принадлежит право на жизнь. Вместе с этим, каждый из нас может подвергать себя опасности, рисковать. И это в порядке вещей. В настоящее время все чаще ставится вопрос и о праве человека и на смерть.
Я хочу поговорить с вами об эвтаназии – легкой и безмятежной смерти, или, другими словами, о намеренном ускорении наступления ее у неизлечимых больных с целью прекращения их страданий.
Данный метод достойного окончания жизни официально разрешен в Нидерландах. Пассивная эвтаназия (отказ от реанимации) безнадежных больных практикуется в США, Канаде, Австралии и некоторых других странах. У нас же статья 45 "Основ законодательства по охране здоровья граждан РФ" 1993 года эвтаназию безоговорочно запрещает, однако из этого не следует, что она никем, нигде и никогда не применяется. В связи с этим уместно вспомнить историю с запрещением абортов: их все равно делали, только последствия были более плачевными. Как писал В.Гюго: "Никакие армии мира не в состоянии остановить идею, время которой пришло". Данные опросов свидетельствуют о возрастании числа сторонников эвтаназии как в среде врачей, так и населения.
В связи с этим доктором Джеком Кеворкяном из США был изобретен заправляемый смертельной дозой наркотика и миорелаксанта аппарат "мерситрон" (по-русски "сострадатель"), включаемый самим пациентом. За 90-е годы он умертвил таким способом несколько десятков больных, однако ни разу не взял со своих пациентов денег. После чего Кеворкян не однократно привлекался к суду, но каждый раз им оправдывался.
В качестве исторического примера необходимо отметить, что именно легкую смерть для себя выбрали такие неглупые люди, как Эпикур, Сократ, Сенека, З.Фрейд, Э.Хемингуэй и др. Описан случай, когда К.Бернар пошел на избавление от мук собственной матери, когда счел свои возможности исчерпанными, а она умоляла о смерти.
У каждого человека должно быть право распоряжаться своей судьбой, а медицина должна при необходимости помогать ему в реализации этого права. Во всяком случае, лично для себя я бы этого очень хотел.
Вряд ли эвтаназию следует называть убийством, так как в процессе ее уходит из жизни однозначно умирающий человек, и, устраняя его муки, врач не выходит за рамки своей профессии. Ошибочно утверждение, что человек всегда и безусловно хочет жить.
Узнав о наличии неизлечимого заболевания, у пациентов в начале, отмечается реакция отрицания возможности близкой смерти. "Этого не может быть!" – говорят они, но сами ужасно боятся, что именно так оно и есть. Больные начинают обращаться к другим специалистам, требовать повторения анализов и обследований. Позднее начальную стадию сменяет гнев, напряженность, возмущение: "почему именно мне выпала такая доля?!" Больные продолжают бороться с все более мучительными страданиями. Чего бы только они не отдали ради того, чтобы избавиться от своих мучений. На этом этапе, который получил условное название "сделки с жизнью", даже ранее неверующие люди нередко обращаются к богу со своими просьбами и молитвами. Следующий этап проявляется осознанием своей вины и самобичеванием, нередко приводящим к глубокой депрессии.
На последнем этапе, этапе полного смирения и принятия безвыходности своего положения, вконец измученный больной желает лишь уснуть, отдохнуть. Это уже прощание, конец жизненного пути. Человек сдается неотвратимой судьбе. Измученный невыносимыми болями, изнуренный хроническим недугом больной, которому уже не помогают никакие болеутоляющие средства, часто ждет смерти, как избавления, как выхода из тисков невыносимого страдания.
Я прекрасно осознаю, что эвтаназию никогда не одобрит наша Православная церковь, к которой я отношусь с большим уважением, но ведь делают же врачи аборты и другие плодоразрушающие операции, не считаясь с заповедью "не убий" и клятвой Гиппократа. Мы со спокойной совестью "усыпляем" больных и старых животных, неужели человек менее их заслуживает милосердия? К слову, "милосердием" в древности назывался короткий клинок, которым добивали раненых в сражении. А разве не о пассивной эвтаназии мы говорим, рассуждая о дожившей со времен Н.И.Пирогова до наших дней медицинской сортировке на поле боя, когда выделяем в отдельную группу безнадежных раненых?
В клятве Гиппократа говорится: "Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для такого замысла". Сказано сильно, только необходимо помнить, что в ту эпоху бытовала "мода" на самоубийства у молодых и здоровых людей, и очевидно, что данный пункт "Клятвы" не имеет отношения к неизлечимым больным. Ведь при жизни Гиппократ всегда выступал против затягивания страданий у умирающих.
Говорят, что Франц Кафка, болевший туберкулезом гортани, требовал от своего врача: "Убейте меня! Иначе вы преступник!"
В моей практике тоже были случаи, когда пациенты, несмотря на все принятые меры, говорили примерно следующее: "Я больше не могу терпеть эту боль! Если бы я мог ползти, то лег бы под трамвай! Помогите мне умереть!" После своих публикаций в прессе я получил немало писем аналогичного содержания.
Более половины врачей, моих коллег, слышали подобные просьбы. Я убежден, что прилагать героические усилия для продления мученической жизни заживо разлагающегося человека – безнравственно.
К данной проблеме не может быть однозначного подхода. Лично я считаю, что эвтаназия нужна, но применять этот метод на практике мы еще не сможем, как минимум, лет пятьдесят. У нас нет регламентирующих эту процедуру и исключающих любую возможность злоупотреблений законов, для нее не готовят профессионалов, ее технология научно не разработана, и самое главное – не подготовлено сознание наших граждан, для чего и необходимы дискуссии на эту тему. Они полезны еще и потому, что способны стимулировать развитие всех "ветвей" паллиативной медицины и расширение сети хосписов, значение и важность которых я ни в коей мере не умаляю.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что эвтаназия на сегодняшний день – серьезная медицинская и этическая проблема, требующая не умалчивания, а самого активного обсуждения. Она гуманна и этична, когда применяется с учетом диагноза и по просьбе страдающего и умирающего больного, если введена в рамки закона, исключающего злоупотребления и, когда выполняется профессионалами, не утратившими чувства сострадания.
В завершение разрешите процитировать хирурга и мыслителя Теодора Кохера, который при обсуждении спорных вопросов обычно говорил: "Я так думаю, но, может быть, я и ошибаюсь".


Рецензии
Я искренне надеюсь, что за прошедшее после написания время, Вы изменили свое мнение по этому вопросу. О страданиях безнадежных больных вы все говорите верно, я с этим согласна, так как у меня на руках умирали близкие люди и любимые домашние животные, и я чувствовала их боль столь сильно, что казалось, будто уйду вместе с ними за грань. Но иногда удавалось эту боль унять, и живое существо вновь радовалось жизни. Не осознание близкого конца страшит и мучает живое существо, а боль и осознание собственного бессилия. И это - тот враг, с которым надо бороться, а не идти у него на поводу. Вы ранее писали, что у каждого врача есть собственное кладбище, возможно, иногда могил на нем становится слишком много, чтобы чувствительная душа могла с этим смириться. У меня есть собственное кладбище домашних животных, и копая очередную маленькую могилку пытаюсь дать себе зарок, не приближать больше к себе другую живую душу, чтобы не хоронить потом с ней частицу своей. Но глядя в глаза замерзающего котенка или сбитой собаки понимаю, что неоказание помощи сейчас означает убийство. И предложение ветеринара усыпить, а не лечить животное "чтобы оно не мучилось", это предложение не мучить себя, любимого. Каждый выбирает для себя. И не всегда выбор, предлагаемый специалистом, выгоден для слабой стороны.
Согласна, что у человека должен быть выбор - избежать мучений, своих и своих близких. Но долг общества - сделать так, чтобы он не был безальтернативным! Вы в курсе, что в тех странах, где приняты законы, разрешающие эвтаназию, немедленно урезали бюджетные средства, выделяемые на хосписы, реанимацию и поддержку детей-инвалидов? А знаете, насколько легко убедить ребенка, что уйти до срока - лучший выбор? Если у государства нет средств развитие медицины и поддержку больных людей, то следует сказать об этом честно, а не прикрываться "высокоморальными" соображениями. А то скоро получится, как в романе Ефремова "Час быка", где узаконено существуют "кжи" и "джи", мы даже оглянуться не успеем!
А то, что творится в нашей стране в отношении безнадежных больных - сущий кошмар! И я уверена, что политика в отношении получения больными обезболивающих средств - умышленное злодеяние, призванное подтолкнуть людей отказаться от продления своей жизни, которую вынуждено оплачивать государство.
Как я уже сказала, у каждого человека свое кладбище, но посещая его могилы, каждый делает свой выбор.

Инга Риис   04.04.2017 14:15     Заявить о нарушении
Очень хорошо сказано: "Не осознание близкого конца страшит и мучает живое существо, а боль и осознание собственного бессилия..." (полностью согласен!) и далее: "у человека должен быть выбор - избежать мучений, своих и своих близких. Но долг общества - сделать так, чтобы он не был безальтернативным!"
Да, "должен быть выбор", но его нет. А есть "долг общества", но наука не доросла...
Ну, не можем мы сейчас избавить таких пациентов от мучений! Никто не может!
Скажу очень осторожно, применительно только к своей персоне - я не вижу смысла их терпеть и продолжать гнить заживо!
Бороться, я не спорю, надо... пока есть надежда и силы...
Но однажды наступает этап, когда все усилия бесполезны, а ужасные страдания контролировать уже не получается и последняя надежда тоже угасла...
Страшная тема, ужасно больная! В такой ситуации все, кого я знаю, начинали думать - "как я"... И несколько иначе понимать смысл "милосердия"...
Не подумайте, я - гуманист, никогда не исполнял и не исполню функцию такого "мортуса". Хотя не раз приходилась слышать подобные просьбы.
Но вот для себя, пожалуй, припасу пистолет с одним патроном.....................

Валерий Сергеев Орловский   04.04.2017 15:38   Заявить о нарушении
Полностью разделяю мнение автора, но только по-поводу пистолета. Настолько, что припасла уже для себя. (И слава богу, что в сегодняшнем мире нет возрастных и половых цензов для разрешения на оружие). Но пока не в тягость себе и другим, то считаю своим долгом помогать людям, делом и словом. Не всегда эффективно получается, но я пытаюсь.
Особенно же тяжело слышать просьбу о пистолете от хорошего и нужного человека, потерявшего подвижность, но сохранившего трезвость рассудка. И если в начале девяностых мне самой хотелось кричать от безысходности, то уже сегодня появились новые возможности. Компьютерные технологии развиваются столь быстро, что возможность общения появляется даже для тех, у кого двигаются только зрачки. А если использовать достижения военно-космического комплекса, то возможность движения появляется у многих "безнадежных". Дело только в деньгах.
Вот, мы и подошли к главному вопросу. Для внедрения в жизнь последних разработок необходимы деньги. И политическая воля. Так сложилось, что один из моих друзей детства, выбравший делом своей жизни медицину, после распада СССР живет и работает в Евросоюзе. И его специализация на данный момент - онкология. Поэтому о том, что творится в тамошних (в частности, в Нидерландах и Бельгии) хосписах и пансионатах для инвалидов я знаю из первых рук. У Вас бы волосы дыбом встали, если бы Вы увидели инструкции для работающих там психологов. А впрочем, информация это не настолько закрытая, в интернете можно выкопать все, что угодно. В этой богатой и "демократичной" Европе давно уже решили, что члены общества, которые не приносят реальной пользы - ненужный балласт, от которого необходимо избавляться, чтобы экономить бюджетные средства. И лучше сделать это еще в детстве. И это в Европе!
Представляете себе, какой это соблазн для нашей страны с ее нищенским социальным бюджетом? Подумайте, как выгодно, вместо денежных вливаний в медицинскую науку посылать к детям и подросткам "добренького" дяденьку или тетеньку, в белом халате или сутане, которые убедят их безболезненно переселиться в "лучший мир" , которого ни один из живых не видел. А если бы такие деятели пришли к одному английскому подростку, который потерял подвижность, играя в футбол, то у нас не было бы самого выдающегося астрофизика современности.
Я искренне уверена, что если получат распространения законы об эвтаназии, то на медицинской науке будет поставлен жирный крест. А крестов на личном кладбище каждого из нас будет гораздо больше. И я не хочу, чтобы из-за моего нежелания терпеть боль на закате жизни, этой жизни законно лишили какого-то ребенка из будущего. Почитайте Ефремова, гениальный был писатель. И вообще, мне кажется, что общество обладает удивительной возможностью, воплощать в жизнь самые негативные фантастические сценарии.
Извините за излишнюю резкость и многословность, но тема, и в самом деле, больная.

Инга Риис   05.04.2017 15:20   Заявить о нарушении
У нас не получится настоящего спора, потому что я с Вами полностью согласен.
И если мне завтра дадут волшебное лекарство, то, поверьте, жалеть его для
страждущих не стану. А пока... мы имеем то, что имеем.
Изменить что-то в нашем обществе мне не по силам... Отбили всякое желание.
Политика меня больше не интересует.
Остается быть реалистом... Поэтому я и написал то, что написал... Оговорившись, что
сегодня наша система и люди недостаточно честны, великодушны и милосердны...
Отсюда следует, что никакой реформы здравоохранения в скором будущем не предвидится.
"Красивого" решения этой проблемы я пока не вижу.
Но в отличие от многих, кто ее просто не замечает, я хотя бы обозначил ее........

Валерий Сергеев Орловский   05.04.2017 16:25   Заявить о нарушении
Полностью с Вами согласна, что тема архиважная и достойная обсуждения, вот только акценты мы с Вами расставили по-разному...

Инга Риис   06.04.2017 21:35   Заявить о нарушении