Перов. Сельский крестный ход на Пасхе
Перед нами бытовая сцена, словно подсмотренная в жизни. Бедная, темная русская деревня в праздничный день Пасхи. Священник выходит из избы пьяный, с опухшим лицом, с мутными глазами. В одной руке у него крест, другой он держится за столбик крыльца. Рядом валяется дьячок. Упав, он разранял все, что нес: и табакерку, которая скатилась на ступеньку, и евангелие, отлетевшее в грязь, и пасхальное яйцо, уже раздавленное сапогом попа. На крыльце баба деловито и спокойно отливает пьяного мужа. Под крыльцом видны чьи-то ноги. Крестный ход между тем продолжает свой путь. Все пьяны – люди, несущие хоругвь и крест; старый мужик в лаптях, который спьяну держит икону вниз головой; молодая женщина, с окладом (вместо лика зияет пустота - облупившаяся и потрескавшаяся доска), со спустившимся чулком, бессмысленно что-то поющая. Над деревней хмурое небо ранней весны, под ногами грязь, размытые колеи, еще не везде стаял снег, еще ждут грачей старые гнезда на большом дереве у избы… Картина эта многим казалась грубой и безнравственной. Но здесь, как и в других картинах Перова, говоря словами Салтыкова-Щедрина, «карикатуры нет… кроме той, которую представляет сама действительность».
Перов http://proza.ru/2011/04/28/459
Свидетельство о публикации №211042800394