Из медицины в литературу

О книге Зинаиды Битаровой «Телефон доверия»

       Нечасто бывает, когда литератор сочетает в себе хорошего поэта, прозаика и драматурга. Так, гениальный прозаик Тургенев был слабым поэтом и посредственным драматургом, великий поэт Некрасов оказался бездарным прозаиком, а знаменитый драматург Бернард Шоу начал литературную деятельность с давно забытых романов. Пушкин и Лермонтов, достигшие колоссальных высот во всех этих трех видах творчества, составляют скорее исключение, чем правило.
     К числу таких исключений принадлежит наша современница, петербургская писательница, член Союза писателей России Зинаида Битарова. Уроженка многострадального и героического Цхинвала, который назывался тогда Сталиниром, выпускница Ленинградского педиатрического медицинского института и Литературного института им. М. Горького, З. Битарова проделала путь из медицины в литературу, подобно Чехову, Булгакову и Вересаеву. Из-под ее пера вышли четыре книги стихов, в том числе «Мой платонический роман» (2007), удостоенный премии им. Игоря Северянина, две одноактных пьесы, одну из которых — «Танец Травести» — автору этих строк посчастливилось увидеть на театральных подмостках, книга рассказов «Почему болит голова», вышедшая в Тбилиси, и увидевший свет в этом году прозаический сборник «Телефон доверия», приуроченный к юбилею писательницы. О нем-то и пойдет речь.
     Действие вошедших в него рассказов происходит частью в Ленинграде, частью в Тбилиси — жизненный путь З. Битаровой тесно связан с этими двумя городами — и в основном в доперестроечное время. Многие герои и героини З. Битаровой — врачи и студенты-медики: эта среда тоже очень хорошо знакома писательнице. Вообще следует отметить, что автор пишет о том, что хорошо знает — кое-где угадываются даже автобиографические мотивы. Это качество, присущее подлинным писателям, составляет одну из сильных черт творчества З. Битаровой.
     Впрочем, примет места и времени в ее рассказах немного. Не внешний, а внутренний мир человека художественно исследует писательница, причем литературное мастерство она сочетает с профессиональною точностью и достоверностью. Душа персонажей раскрывается в конкретных ситуациях, а часто и в бедах, в которые они попадают. Впрочем, нередко это и не беды, а просто серые будни — настолько унылые и безрадостные, что становятся жуткими и угрожающими. «Я говорю о том, — сообщает героиня рассказа «Бросить всё», — что мне надоела эта однообразная, “животная” жизнь. Животная — потому, что, как навьюченное грузом изможденное животное, я дохожу до предела, когда жизнь уже не в радость. Что не могу бесконечно совмещать всё, что произойдет когда-нибудь срыв…». Она же вопрошает мужа: «Почему, скажи, мы с тобой не можем, не умеем воспринимать жизнь как благо?» Сразу вспоминается горький чеховский упрек: «Скажите, отчего вы живете так скучно, так не колоритно? <…> Отчего вы живете так неинтересно, так мало берете от жизни?»
При этом герои З. Битаровой, подобно персонажам высокой трагедии, всячески стремятся сохранить честь и достоинство, оставаться самими собой даже в тех обстоятельствах, которые явно сильнее их. В этом отношении показателен Ребров — главный герой рассказа «Маргинал», не завидующий своему преуспевающему коллеге: «Несмотря на то, что Жорик — негодяй, <…> ему живется хорошо, он в силе и почете, а он, Ребров, бегает к нему с докладами. И всё же он не хотел бы поменяться с ним местами». Это не только внушает сочувствие к ним, но и вселяет в читателя оптимизм и решимость преодолевать препятствия в собственной жизни.
     Хотя З. Битарова нигде прямо не утверждает, но между строк ее рассказов легко читается, что одна из важнейших причин, приводящих к людским бедам — разобщенность, происходящая, в свою очередь, от недостатка доверия. Чувствуя или угадывая это, многие пытаются восполнить этот дефицит разного рода суррогатами. Не случайно поэтому заключительным аккордом в книге становится пьеса, давшая заглавие всему сборнику — «Телефон доверия». У ее героини Скворцовой, по долгу службы оказывающей психологическую помощь по телефону, не меньше камней на душе, чем у ее клиентов. Как тут не вспомнить слова Спасителя: «Они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. XV, 14). Тем не менее, вследствие парадоксального стечения обстоятельств, события разворачиваются так, что пути героев неожиданно пересекаются, а их проблемы вдруг становятся близки к разрешению…
Вряд ли будет преувеличением сказать, что пьеса З. Битаровой «Телефон доверия» может стать украшением любого театрального репертуара, а одноименная книга — любой библиотеки.

Опубликовано: Сфинкс, вып 23, 2010.


Рецензии