Наша маленькая месть фашистам

           Никогда не высохнут слёзы
           Никогда не погаснет огонь
           Моя ладонь с шипами розы
           Не нарушит твой вечный покой

   Прочла я эту надпись в 1975году, в год тридцатой годовщины Победы над фашизмом во Второй мировой войне. А запомнилась потому, что это было в Польше, в то время ПНР - Польской народной республике, где я вместе с семьёй временно проживала и работала. В Польше широко отмечали эту дату. Ухоженые кладбища советских воинов, как дань освободителям. Конкурсы военной песни и поэзии. Торжественные церемонии с возложением цветов к памятникам и обелискам. Из окон польских домов слышатся русские песни в исполнении Ненашевой, Антонова, Высоцкого. А в польских учебных заведениях звучит Рождественский:
   "Помните, через года, через века...Помните! О тех, кто уже не прийдёт никогда... Заклинаю! Помните! В горле сдержите стоны. Горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!..."
    А наши, советские, тоже не отстают:"Мы трудную службу отныне несём. Вдали от России, вдали от Росси".
   Мне же, как в назидание и дерзкое напоминание - откуда-то пришедшая мода на обувь с деревянной подошвой. Поляки великолепные мастера по пошиву одежды и обуви. Изумительной работы босоножки на высоком "деревянном ходу", так называемые "сабо", я незамедлительно приобрела, чтобы не отстать от моды. И тут же решила, по суто женской привычке,  похвастаться своей новой покупкой перед соседкой, полячкой, панной Стасей, с которой мы были очень дружны.
      Угостив её "кавой", пошла в другую комнату (как же без сюрприза), переобулась и предстала перед ней в обновке.
       - Ну как, Стася? - спросила я, демонстрируя свои ножки в "сабо". Ножки,которыми, кстати, не раз любовался её супруг Ришард, отвешивая мне постоянно комплименты.
       Реакция была неадекватной. Поперхнувшись кофе, Стася замахала ладонями, как бы отталкивая что-то ужасное от своего, вдруг сразу переменившегося и потемневшего лица.
       - Нет! Нет! Нет! Отведи Господь! Только не это..! Валя! Это же сволочи немцы обували пленных в деревяшки! На босую ногу, в холод,в мороз. Ненавижу! Сволочи! Сволочи...
И, почувствовав моё непонимание, -ах, оставьте, прошло уже столько лет,-она продолжала.
      Пойми меня Валентина. Прошло вроде бы и немало лет, но я не могу забыть этого жуткого перестука сотен ног, нескончаемого потока пленных по мостовым нашего городка. Сейчас  это трудно представить.  Я тогда была подростком, для  меня это было страшней бомбардировок, от этого звука-перестука никуда нельзя было деться и укрыться. Он жил в ушах, он окутывал улицу, город, парализовал душу и тело. Прости меня Валентина, но я даже видеть не могу деревянной обуви. И посмотри, ведь полячки такую не носят. Это только ВАШИ...
        Голос у Стаси задрожал, то ли от горьких воспоминаний, то ли от моего небрежного равнодушия.
        Я это поняла и всем сердцем прониклась словами панни Стаси, почувствовав свою бестактность и как бы личную ответственность перед женщиной, пережившей немецкую оккупацию. Меня мучила совесть, как я могла забыть, что именно Польша была заселена немецкими концлагерями, память о которых была ещё слишком живой, ощутимой и болезненной. Я так ни разу ТЕ проклятые босоножки и не обула.
        Впрочем, они чудесным образом подошли нашему пуделю Джеку,с большим удовольствием точившему о деревяшки свои молодые зубы.Куда бы я их не прятала, он с постоянным упорством их искал и находил. Казалось, что делает он это в знак солидарности с панной Стасей, которая маленьким щенком подарила Джека моей дочери. Вместе с ней мы не раз потешались, как наш пёсик методически и с каким-то остервенением уничтожает эти гадкие "сабо".
        Мы, как дети, радовались этой нашей маленькой мести фашистам.
        Так отголоски Второй мировой войны настигли меня через тридцать лет на территории чужого государства.
      


Рецензии
Ныне многие подзабыли, кто их сжигал в концлагерях, а кто - освобождал. Грусно...
Фашистов постигла не месть... но возмездие.
А рассказ понравился.
с уважением, Алексей.

Алексей Бойко 3   09.09.2015 20:45     Заявить о нарушении
Мы, послевоенные дети, выросли на ненависти к войне и к немцам. Нас не переделать.Но мы быстро стали лояльными, а напрасно.
Благодарю за отзыв. Валентина

Валентина Апанасенко   11.09.2015 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.