Не нравится - переключи канал?

(Из книги "Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы")


Российское телевидение сегодня, наверное, не ругают только две категории людей: сами телевизионщики и чиновники, которых телевидение расхваливает. Остальные — критикуют, ругают, проклинают и даже хвастаются друг перед другом, кто меньше телевизор смотрит. Но на любое недовольство у телевизионщиков есть один ответ: «Не нравится — переключите канал! У нас свобода, и вы всегда найдёте передачу, которая вам интересна».

Действительно, изредка встречаются и интересные, и даже полезные передачи, но процент их крайне мал. Так может,  правы телевизионщики? Может, не надо критиковать ни кровавые боевики, ни похабно-плоские юмористические передачи, ни развратные реалити-шоу, ни жестокие криминальные новости, ни прочую дребедень, которой заполнен эфир? Не нравится — нажал кнопку пульта и смотри другую передачу. А многие вообще выбрасывают телевизор, чтобы он не портил детей и не раздражал взрослых. И считают, что спаслись от грязи мира…

Представьте себе следующую ситуацию. На первом этаже вашего многоэтажного дома открываются легально или полулегально несколько фирм. Ночной клуб со стриптизом и наркопритоном. Подпольное казино. Клуб боёв без правил. Курсы квартирных воров. Круглосуточный пивной бар. Вы начинаете возмущаться, требовать их закрытия. Но на все ваши жалобы вы слышите один универсальный ответ: «Не нравится — не заходите туда! Это не для вас. Это для другой категории посетителей, которым это нужно, интересно, полезно». Действительно, никто же не заставляет вас идти в эти клоаки, идите в библиотеку, музей, концертный зал и т.д. А проходя мимо зазывающих витрин, просто закройте глаза или отвернитесь в другую сторону и не мешайте веселиться другим.

Но вскоре выяснится, что в вашем доме резко выросло число краж, ограблений, изнасилований, драк, не говоря уже о том, что в подъездах и лифтах стойкий запах мочи и перегара. Конечно, можно не обращать внимания на всё это, продолжать закрывать глаза и уши, затыкать нос и быстро пробегать в свою квартиру. Можно постоянно себя убеждать, что между этими безобразиями и конторами на первом этаже нет никакой связи. Можно восхвалять невиданный уровень свободы, который достигнут в вашем отдельно взятом доме. Но, в конце концов, скопившееся и окрепшее зло настигнет и вас. Но тогда может оказаться, что возмущаться уже поздно. Большинство жителей уже привыкло к такой жизни, считает её единственно возможной, правильной. И постепенно весь ваш дом превратится в один большой бедлам. А потом жителей просто не останется. Кто-то сопьётся, кто-то умрёт от наркотиков, СПИДа, кого-то убьют в драках или при ограблении…

Мрачная картина? Да, но вполне реальная. Зло, по своей природе, не может оставаться в ограниченном пространстве. Ему нужно постоянное расширение, постоянное вовлечение новых людей. Иначе оно просто задохнётся и погибнет. И надеяться на то, что разлагающие телепередачи смотрят только те люди, с которыми мы никогда не встретимся, бессмысленно. А вот этих людей, в отличие от телевизора, выключить пультом уже не получится. И переключиться с этих людей на порядочных людей простым нажатием кнопки тоже не удастся.

И очень жаль, что телевизионщики и чиновники не понимают этой опасности. Или, возможно, у них совсем другие, противоположные цели?


Рецензии
Значит, свобода - это зло, правильно?

Павел Лобатовкин   03.04.2013 09:20     Заявить о нарушении
Безграничная свобода - несомненное зло. Так же, как и жёсткая диктатура. Всё должно быть в гармонии.
Тем более, не должно быть безграничной свободы в вопросах, касающихся морали, нравственности, добра и зла.

Ю.Новиков   03.04.2013 12:33   Заявить о нарушении
Всё замечательно, но тогда главный вопрос - кто устанавливает границы?

Павел Лобатовкин   03.04.2013 12:36   Заявить о нарушении
Для того человеку и дана совесть. Для того и даны заповеди во всех религиях. Для того и посылаются пророки. Но нам никто и ничто не указ...

Ю.Новиков   03.04.2013 12:38   Заявить о нарушении
Интересно тогда получается: вот два человека, каждый со своей совестью, каждый по своим заповедям живёт, один искренне считает, что "такое-то" другим людям делать дозволено и правильно, а другой точно так же искренне считает, что это самое "такое-то" другим людям делать нельзя.
Как определить, кто из них прав?

Павел Лобатовкин   03.04.2013 13:06   Заявить о нарушении
Как-то однажды на радио журналист А. Минкин выступил с предложением: публично расстрелять одного из руководителей телеканалов. И тогда уже на следующий день все телеканалы будут показывать то, что можно и нужно, не ссылаясь на то, что они не понимают, где границы. Голосование среди радиослушателей показало, что около 95 процентов поддерживает эту идею.
На самом деле, все прекрасно понимают, что можно, а что нельзя. Но они делают передачи для "быдла", которые сами же презирают, ненавидят и не смотрят.
И совесть у всех говорит одно и то же, и заповеди у всех одинаковые в главном. Но не хотим мы этого слушать.

Ю.Новиков   03.04.2013 13:26   Заявить о нарушении
"На самом деле, все прекрасно понимают, что можно, а что нельзя.
И совесть у всех говорит одно и то же, и заповеди у всех одинаковые в главном."

Давайте проверим.

Скажите, пожалуйста, убивать можно?

Павел Лобатовкин   03.04.2013 13:29   Заявить о нарушении
Это Вы о предложении Минкина? Уверяю Вас, что он это предложил чисто гипотетически. Он просто устал спорить с телевизионщиками. Убивать, конечно, плохо. Я бы предложил публично высечь, снять с должности и конфисковать всё имущество. Этого вполне бы хватило. Все бы сразу поняли, где границы дозволенного.

Ю.Новиков   03.04.2013 13:58   Заявить о нарушении
Нет, я не о предложении Минкина. Я вообще.
Вы говорите "И совесть у всех говорит одно и то же, и заповеди у всех одинаковые в главном."
А я знаю поговорку "дьявол кроется в деталях".
Вот и хочу разобраться на каком-нибудь конкретном примере. Скажем, на примере очень известной заповеди "не убий".

Так как, убивать - можно?

Павел Лобатовкин   03.04.2013 14:07   Заявить о нарушении
Пожалуйста. Убийство - грех. Но оно допускается, если это убийство для предотвращения убийства или убийство на справедливой войне. В этих случаях основная тяжесть греха ложится на убитого. Но и на убийцу частично тоже. Окончательная оценка делается не людьми, а на посмертном суде.

На телевидении пока что никого не убивают. Но всячески внушают людям, что убийство - не страшно, не грешно, даже почётно, круто. А потом каждый день в стране тысячи убийств. Не считая абортов. А вот в середине 19 века в России было около двух десятков убийств в год.

Телевизионщики выступают теоретиками, пропагандистами, проводниками зла. Что не снижает их ответственности.

Если Вас интересует более подробно тема добра и зла, то посмотрите мои работы на этом сайте. Там все вопросы исследованы очень подробно. Мне не хотелось бы здесь переписывать ещё раз мои 4 книги и десятки статей.

Было интересно узнать Ваше мнение. Спасибо.
С уважением, Юрий Новиков

Ю.Новиков   03.04.2013 14:46   Заявить о нарушении
"Убийство - грех. Но оно допускается, если это убийство для предотвращения убийства или убийство на справедливой войне."

Скажите, пожалуйста, а почему оно допускается именно для предотвращения убийства, а не, например, для предотвращения пленения в рабство, и кто определяет, справедливая война или нет?
===

Юрий, я готов уделить внимание Вашим книгам и статьям, но для начала помогите мне разобраться с одним-единственным примером заповеди "не убий". Уверен, для такого опытного человека, как Вы, это не составит труда.

Павел Лобатовкин   03.04.2013 14:58   Заявить о нарушении
Ни один мудрец, ни один текст никогда не опишет Вам всех жизненных ситуаций. Каждый человек должен сам быть экспертом в этих вопросах. Для того мы и живём, чтобы научиться отличать добро от зла. Вот как Вы думаете, Вы в каждой затруднительной ситуации собираетесь советоваться со мной? Это Ваш выбор, это Ваша жизнь, это Ваша ответственность.
Конечно, иногда можно оправдать и убийство за обращение в рабство, и за попытку изнасилования, и в других случаях. Но это наше оправдание, а окончательное решение - на посмертном суде. Главное помнить: убийство - это страшно, а не красиво, лихо, круто, как нам внушает телевидение.

Ю.Новиков   03.04.2013 17:20   Заявить о нарушении
"Ни один мудрец, ни один текст никогда не опишет Вам всех жизненных ситуаций."
Охотно соглашусь.

Но тогда - согласитесь, пожалуйста, и Вы - простая и понятная заповедь "не убий" превращается в расплывчатое "здесь убий, здесь не убий, а здесь то ли убий, то ли не убий - по обстоятельствам".

Такая неопределённость неминуемо приводит к тому, что разные люди (хорошие, искренние, честные, но - разные) начинают различно определять границы дозволенного и недозволенного. (Например, у одних народов убить за словесное оскорбление матери считалось правильным, другие за тот же проступок наказывали мягче.)

Правильно?

Павел Лобатовкин   03.04.2013 19:31   Заявить о нарушении
Вы хотите снять с себя ответственность за свои поступки. Вы хотите, чтобы кто-то чётко и однозначно Вам описал все ситуации, когда можно убивать, когда нельзя. Справочник такой. И вот нападает на Вас кто-то, а Вы перелистываете справочник и находите, можно его убить или нет. И ответственность перекладывается на составителя справочника.

Поймите одну простую вещь: любое убийство - это уничтожение сложнейшей части мира (человека). Это наносит миру ущерб, то есть зло. Ваша задача и Ваша ответственность - оценить, будет ли этот ущерб миру меньше в случае, если Вы не убьёте.

Оценивается наша жизнь именно по соотношению сделанного нами добра и зла. В любом случае совершение убийства для Вас - это плохо, вопрос только в том, насколько плохо. И сможете ли Вы компенсировать добрыми делами этот свой поступок.

И то, что предписывается обычаями, религиями, общественным мнением, уголовным кодексом - всё это никак не снимает личной ответственности с Вас. Суд будет над всеми одинаковый, беспристрастный и справедливый.

Поэтому заповедь сформулирована так просто: не убий.

Человеку дана жизнь вовсе не для того, чтобы он жёстко соблюдал подробно прописанные правила. Человек просто обязан всю жизнь учиться отличать добро от зла, выбирать добро, отказываться от зла в любых ситуациях. Для этого нам дана свобода, без которой мы не можем приблизиться к Богу.

Ю.Новиков   04.04.2013 12:56   Заявить о нарушении
"Для этого нам дана свобода, без которой мы не можем приблизиться к Богу."

Скажите, пожалуйста, может ли другой человек (пусть даже более близкий к Богу) лишать меня этой свободы?

Павел Лобатовкин   04.04.2013 13:57   Заявить о нарушении
Нет. Свобода дарована Богом, и ответственность за её использование будете нести перед Богом.

Ю.Новиков   04.04.2013 14:50   Заявить о нарушении
Именно в этом я и хотел разобраться!
Т.е., если я вижу, что кто-то (не я) делает что-то не так, как мне кажется правильным, я не имею права ограничивать его свободу и должен пройти мимо ("не нравится - переключи канал").
Правильно понял?

Павел Лобатовкин   04.04.2013 15:10   Заявить о нарушении
Уточню формулировку:
...если я вижу, что кто-то (не я) делает что-то не так, как мне кажется правильным, я не имею права ограничивать его свободу и должен пройти мимо (иными словами, "переключить канал"), т.к. этот кто-то несёт ответственность за использование своей свободы не передо мной, а перед Богом.

Да?

Павел Лобатовкин   04.04.2013 15:35   Заявить о нарушении
Вы поняли неправильно. Свобода выбора между добром и злом у любого человека есть, и её никто отнять не может. Но можно и нужно ограничивать свободу тех, кто встал на путь служения злу, кто пропагандирует зло, кто внушает нам, что зло - это хорошо. Наш выбор, если мы хотим оставаться настоящими людьми, должен быть в сторону добра. А в этом случае приходится бороться со служителями зла, с разрушителями мира.

Конечно, служители зла получат своё и без нас. Но на нас тоже ответственность. И если мы не будем бороться со злом, будем потакать ему, закрывать на него глаза, то это равносильно пособничеству злу, выбору в сторону зла. Каждый решает для себя сам.

Как и в случае любого другого преступления. Совершать его или нет - человек свободен в выборе. Но дальше уже будь добр ответить за свой выбор в сторону зла. И если общество решает, что надо наказать, чтобы не процветало зло, то так тому и быть. Вот только каждый человек и общество в целом должны правильно понимать, что такое добро и зло.

Ю.Новиков   04.04.2013 18:40   Заявить о нарушении
"Вот только каждый человек и общество в целом должны правильно понимать, что такое добро и зло."
"Ни один мудрец, ни один текст никогда не опишет Вам всех жизненных ситуаций. Каждый человек должен сам быть экспертом в этих вопросах. Для того мы и живём, чтобы научиться отличать добро от зла. Вот как Вы думаете, Вы в каждой затруднительной ситуации собираетесь советоваться со мной?"
"Человек просто обязан всю жизнь учиться отличать добро от зла, выбирать добро, отказываться от зла в любых ситуациях. Для этого нам дана свобода, без которой мы не можем приблизиться к Богу."
===

Итак, ни мудрецы, ни тексты, ни Вы в затруднительной ситуации не помогут.
Каждый человек делает выбор сам. Человек учится делать выбор, для этого ему дана свобода выбора.
Но тот, кто учится, может ошибаться (это естественно).

Почему Вы говорите, что один ученик может и должен ограничивать свободу другого ученика, того, кто по мнению первого "встал на путь служения злу"?

Павел Лобатовкин   04.04.2013 19:29   Заявить о нарушении
Уже очень давно я ищу логическое доказательство необходимости добра. Ищу, хочу, очень хочу найти, но пока не нахожу. Все доказательства, что я встречал, так или иначе опираются на веру. Но вера и логика - антагонисты. Потому что вера - это принятие недоказуемой информации, а логика предусматривает обязательную доказуемость.

В Ваших рассуждениях нет логики, Юрий. Вы уж не обессудьте и простите мне эти слова.
Я хочу, чтобы однажды Вы и подобные Вам оказались правы. Чтобы _все_ могли убедиться в вашей правоте. Однако пока с Вами согласятся только те, кто верит в те же идеалы, что и Вы. Для остальных - неубедительно.
Так думаю.
Не серчайте.

Павел Лобатовкин   05.04.2013 09:39   Заявить о нарушении
Насчёт учеников. Попробую ещё раз.
Допустим, группа учеников обучается стрельбе из пистолета в тире. Все они прошли инструктаж и знают главное правило - не направлять пистолет на людей. И вот один из учеников начинает размахивать во все стороны пистолетом, изображая лихого ковбоя.
Как должен вести себя другой ученик? Равнодушно отворачиваться в сторону, мол, меня это не касается? Восторгаться нарушителем и подражать ему? Или всё-таки попытаться остановить, вразумить нарушителя? Если он умный и порядочный, то он выберет именно третий вариант.
-------------
Впрочем, Павел, Вы правы. Принять всё, что я говорю, может только тот, кто признаёт существование абсолютного добра и абсолютного зла. Для таких людей логика в моих рассуждениях есть. Если же считать, что ни добра, ни зла нет, то какая уж тут логика... Каждый живёт только для себя, делает, что хочет, никто не указ. Получай удовольствие, хапай побольше, дави других людей и будешь счастлив. Остаётся надежда только на их совесть, которая знает истину.
Спасибо за общение.
С уважением, Юрий Новиков

Ю.Новиков   05.04.2013 12:50   Заявить о нарушении
P.S. Насчёт знания и веры я пишу вот тут
http://dobro-i-zlo.narod.ru/knigi/stupeni/gl1-1.htm
Будет интересно - почитайте.

Ю.Новиков   05.04.2013 12:53   Заявить о нарушении
Вот наглядный (на мой взгляд, разумеется) пример логической нестыковки. Вы пишете:
"...группа учеников обучается стрельбе из пистолета в тире. Все они прошли инструктаж и знают главное правило..."

Эта фраза, как минимум, предполагает наличие учителя/инструктора и неких правил. Ученик сравнивает свои действия и действия окружающих его людей с некими эталонами и определяет - сходится? не сходится? И в зависимости от ответа даёт действиям соответствующую оценку.
Но - откуда взялись эталоны, если _все_ люди равны, и _все_ люди ученики?

Логичного ответа на этот вопрос у меня нет.

Павел Лобатовкин   05.04.2013 13:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.