1. Домработница

"Агентство приглашает молодых женщин на работу по контракту домработницами..." Маша посмотрела на объявление и вздохнула. Сколько она их уже перечитала! Еженедельные газеты "Работа и учёба" и "Вакансии" читает от корки до корки, часа два-три проводит у телефона, разговаривая с работодателями, ездит на собеседования, посещает проводимые ярмарки вакансий, и всё бесполезно. На работу устроиться не может. И всему причина - возрастной ценз, устанавливаемый работодателями! Набирают молодёжь до 35, а то и до 25 лет! Чем руководствуются они? Почему ставят барьер для самой работоспособной и ответственной части населения? Не понятно!

Маше - сорок пять. Полгода, как она в Москве. Дочь Инна поступила в столичный университет, получила место в общежитии, уехала. А следом в Москву уехала и Маша. Ей-то и делать ничего не оставалось, как уехать. Муж сообщил, что давно уже хотел развестись, но из-за дочери до сих пор этого не сделал. А теперь дочь уехала, и у него нет никаких препятствий к разводу. Привёл в дом молодую красивую женщину, объяснил:
- Придётся потесниться. Наташа с нами будет жить! Ты переходи в комнату Инны, а мы с Наташей будем жить в большой. Объявление о размене я уже дал. Надеюсь, скоро поменяем квартиру на две.

Жить вместе Маша не стала. В тот же день собрала вещи и уехала. Даже с работы рассчитываться не пришлось, перед этим сократили, в связи с закрытием предприятия. Хорошо, что в Москве у неё сохранилась маленькая комната в коммуналке. Сколько раз порывалась продать её, когда с финансами проблемы были! Хорошо, что не продала. Что бы она сейчас делала?

Хоть и тяжело на душе было, но была уверена, что в Москве работы много, можно устроиться неплохо и на хорошую зарплату. Но, не тут-то было! Работы много, но не для неё.

И хотя Маша имела диплом пединститута,  в своём городе последние пять лет  она заведовала небольшим обувным магазином, находящимся на центральной улице. И товарооборот был немаленьким, и коллектив подобрался хороший, не понятно только, зачем хозяину понадобилось его закрывать?

В Москве устроиться на такую работу Маша уже и не пытается. Однообразие отказов её удивляло и обижало. "Нет, нет! Мы только до 35-ти берём!" И это буквально везде! А многие модные бутики устанавливают ещё и ценз на размер одежды: "до 44-го размера" или "не более 46-го размера" Это же надо! Какая дискриминация людей! Как же им это разрешается?

Маша отложила газету с объявлениями. "Нет! Только не домработницей! Уж лучше пойду посуду мыть в кафе!" - подумала она. Тянуть дальше было нельзя. Несмотря на то, что Маша  транжиркой себя не считала, деньги таяли с неимоверной быстротой. Да и Инне тоже деньги были нужны. Маша не стала настаивать, чтобы дочь перешла из общежития к ней в коммуналку,  слишком шумные соседи жили здесь. Квартира большая, помимо её комнаты было ещё четыре, и в каждой жили одинокие спившиеся мужчины. Хотя, если бы жили с дочкой вместе, было бы, конечно,  немножечко легче.

Но, до домработницы дело всё же дошло. Ей позвонила случайная знакомая Евдокия. Они познакомились на одной из ярмарок вакансий. Евдокии повезло: уже месяц она работает в фирме по найму нянь, гувернанток и домработниц.

- Маш! - начала Евдокия, - у нас заявочка интересная поступила. Такое редко бывает! В дом известного бизнесмена домработница нужна! Михеева знаешь? Я сразу о тебе вспомнила!
- Дуняша, ты что?! Не пойду я в домработницы!
- Дура! Знаешь, сколько час работы стоит? Тебе и не снилось! Я бы, на твоём месте, обязательно  пошла бы.
- Ты же знаешь, что я этим никогда не занималась? Я даже представить не могу, что там надо делать!
- А дома у себя, тебе не приходилось убирать? Вот и представь, что это твой дом, и ты, как хозяйка, наводишь в нём порядок, - пыталась уговорить Машу Евдокия.
- Дома, это совсем другое дело! Там, как сделаю, так и сделаю. Замечаний никто не сделает.

Тем не менее, на второй день Маша с контрактом на руках и с направлением от фирмы уже стояла у нового красивого дома в центре Москвы, в котором находилась квартира Михеева.
- Вы к кому? – остановил её охранник.
- Я пришла с направлением агентства по найму домработниц.  К Михееву, - Маша протянула направление.

Охранник попросил паспорт, и не торопясь изучал  документы. Сделал запись в толстом журнале и позвонил по телефону:
- К вам из агентства пришла домработница. Ждёте? Хорошо! Пропускаю, и, обращаясь к Маше, - Проходите! Третий этаж. Вот лифт. Удачи!

Маша вошла в сверкающую кабину. Ей никогда не приходилось пользоваться такими современными лифтами, и она со страхом нажала на кнопку. Лифт бесшумно доставил её на нужный этаж. На большой светлой площадке третьего этажа была только одна дверь. Она позвонила. Дверь быстро открыли.
- Проходите! – На пороге стоял мужчина лет сорока, невысокого роста, лысоват, - Ждал вас!

Мужчина провёл Машу в просторную прихожую.
- Вы тоже здесь работаете? А Сергей Захарович дома? – спросила Маша, - Мне надо получить его согласие и визу на контракте с агентством.
- Сергей Захарович? – переспросил мужчина, - Нет, его нет дома... Да он вам и не нужен. Он мне поручил с вами переговорить и принять решение.
- Но, ведь, мне надо контракт завизировать!
- Не волнуйтесь! Для начала чай попьём! Я его сам заварил. А в дальнейшем будете вы это делать. Вы умеете правильно чай заваривать?
- Думаю, что умею. Когда-то, до института, в торговом училище училась и там факультатив титесторов посещала. Много чего о чае знаю. Но в каждой семье свои правила заварки. Некоторые любят чай с различными добавками, а я считаю, что все эти добавки мешают проявиться настоящему вкусу чая. Поэтому, даже лимон не считаю нужным добавлять, - Маша смутилась и улыбнулась, -  Но я, кажется, забылась. Что я люблю, и что не люблю, здесь никого не будет интересовать. Я пришла на работу, и буду делать то, что нравится хозяину.
      
- Должен сказать, что у нас с вами отношение к чаю одинаково. И меня это радует. В этом доме чай любят. Сейчас попробуете приготовленный мною чай.

Чай на самом деле был очень хорош. Они наслаждались им и не торопясь вели беседу. Маше показалось так тепло и уютно в этом доме,  что никуда уходить не хотелось.
- А как мне вас называть? Как ваше имя-отчество? – спросила она.
- Зовите меня Сергеем. И никаких отчеств.
- О! Вы тоже Сергей!
- Да, тоже... Сергей, - ответил мужчина.

Во время чаепития, непринуждённо беседуя, Маша рассказала о себе, о том, что приехала в Москву из Воронежа  и  из-за проблем с трудоустройством, вынуждена наниматься домработницей, и что очень волнуется, сможет ли она угодить хозяину.

- Сергей, вы давно у него работаете? – спросила она, - Как он, как человек? Хороший?
- Это трудно сказать. По-разному бывает. Бывает и плохим.
- Ну, вы с ним ладите?
- Я, да! Думаю, и вы поладите. Хотя вы все дела со мной будете иметь, а не с ним.
- Ну, вас-то я не боюсь! – улыбаясь, сказала Маша, - с вами мы поладим.
- Вот и хорошо! Рассказываю, что будет входить в ваши обязанности. Вы далеко живёте?
- Нет! Пока близко,  возле метро «Кузнецкий мост». Но я в коммуналке живу, а разговоры ходят, что нас будут расселять. Тогда, конечно, буду жить где-то на окраине.
- Я вот почему спросил, далеко ли вы живёте, - сказал Сергей, - Хозяин, обычно спит до последнего, а потом опаздывает и сильно торопится. Утром, кроме чая с тостером, он ничего не есть, но и это он не успевает приготовить. Поэтому, быть здесь надо без опоздания, в семь часов утра, и свою работу начинать с приготовления чая. Затем приступаете к проветриванию спальни и её уборке.
- А его жена в это время уже проснётся?
- Нет… Жены нет, - Маша почувствовала, как изменился голос Сергея. Ей показалось, что сказал он это с болью, - Маша, со временем я, возможно, расскажу, но не сейчас…

В это время дверь открылась и в комнату вбежала маленькая девочка лет трёх.
- Папа! Я с тобой поиграть хочу! – громко сказала она и стала забираться на руки Сергею. Следом за малышкой вошла и стала в проходе молодая девушка. Ничего не говоря, она начала с усмешкой оглядывать Машу.
- А я, Оля, не хочу с тобой играть, - ответил Сергей.
- Почему? Ну, почему?
- Потому, что ты не поздоровалась с гостьей. Ты вошла в комнату, а «здравствуйте», не сказала, - ответил Сергей, а затем, обращаясь к вошедшей девушке, добавил, - Ты, Вика, должна ей объяснить.
- Хорошо! – ответила девушка, взяла за руку девочку и они вышли из комнаты.

- Это ваша жена с дочкой? – спросила Маша.
- Нет! Я же сказал, жены у меня нет!
- И у вас тоже нет? – удивилась Маша.
- Перестаньте задавать вопросы! Вы ещё не работаете, а уже столько вопросов! – довольно грубо заявил Сергей, но потом, как бы спохватившись, продолжил, - Впрочем, я сам виноват. Я должен был сразу сказать, кто я.
- А кто вы? – спросила Маша, - хотя, я начинаю догадываться, вы родственник Сергею Захаровичу, а не его работник. Так?
- Нет! Не так!
- Извините, я сама чувствую, что задаю лишние вопросы. Всё потому, что мне ещё не приходилось работать у кого-то в доме. Но я попытаюсь исправиться, - заверила Маша.
- Ладно, не извиняйтесь, - продолжил Сергей, - Продолжим.  После спальни никакая очерёдность не установлена и вы  уборку проводите по своему усмотрению. Вы должны следить за чистотой во всей квартире, кроме детской. Детскую убирает Вика. Это няня. Она также стирает всё детское  и готовит кушать для ребёнка. Всё остальное по дому  ложится на вас. Но это не говорит о том, что весь день вы должны мыть и пылесосить. Сами будете видеть, где надо убрать. Везде должно быть чисто и не должно быть пыли. У моей маленькой дочки аллергия на пыль. И не только на пыль, но и на разные чистящие и моющие средства. Поэтому, злоупотреблять ими нельзя. Всю бытовую химию я покупаю сам.
- Я тоже предпочитаю обходиться без химии, - Маша хотела ещё продолжить и осеклась, подумав: «Кому это надо, что предпочитаю я?»

Сергей заметил её колебания и поспешил успокоить:
- Не всё так плохо, Маша!  Не расстраивайтесь! Просто есть темы, которых я не хочу касаться. Но вы меня простите, я не хотел вас обидеть. Да и вообще, пора всё поставить на свои места. Я и есть Сергей  Захарович.
- ???
- Не обижайтесь! Вы же сами не увидели во мне хозяина! Вот я вам и подыграл. И думаю, что правильно сделал. Я смог узнать о вас многое, и думаю, что мы сработаемся. Давайте контракт, я его подпишу, и завтра утром буду ждать вас.
- Но вы ещё не рассказали о других моих обязанностях. Например, что еще, кроме чая, я буду готовить?
- Это не столь важно! Обедаю я на работе, а в отношении ужина договоримся. Я не привередлив. Закупка продуктов это будет ваша обязанность. Закупать будете также и по Викиной заявке. Ну… Не сердитесь на меня. Ладно? – и на его лице появилась дружелюбно-подбадривающая улыбка.


«Ну, вот! Теперь  я с работой… Как всё сложится? Получится ли? Кажется Сергей Захарович человек не плохой» - размышляла Маша, возвращаясь домой. Сразу же от Михеева она поехала в кадровое агентство и получила один экземпляр  подписанного договора. Кроме договора агентство выдало ей комплект одежды для дома со своим логотипом на карманах, предупредив, что придя на работу, она обязана переодеться, и что в этой одежде нельзя выходить из квартиры.  Евдокии в агентстве не оказалось. Маша поинтересовалась о ней у других сотрудников и узнала, что Дуняшу направили с поручением в другой офис их агентства. Маша сожалела, что не застала приятельницу и, выйдя на улицу,  позвонила ей на мобильник.  Чувствовалось, что Евдокия ждала звонка с нетерпением. Она жадно начала расспрашивать о Михееве, интересоваться его личной жизнью, напутствовать Машу, чтобы та не терялась.
- Да о чём ты говоришь, Дуняша?! Я буду счастлива, если у меня получится эта работа. Но ничего более! Он же младше меня! Да и не в моём вкусе…
- Какой может быть вкус? – перебила её Евдокия, - Причём здесь вкус?! У него же денег полно!

Они ещё долго разговаривали, и в заключении Евдокия сказала:
- В общем, ты должна меня с ним познакомить!
- Как ты себе это представляешь? Я не могу в чужой дом гостью пригласить.
- И не приглашай! Я сама приду, - ответила Евдокия, - Мы периодически проверяем работу наших подопечных. Так что, я договорюсь, чтобы меня к тебе на проверку направили.

Придя домой, Маша позвонила дочери, порадовала её, что может выделить ей деньги, и попросила приехать. Инна приехала сразу же. Ещё бы! У неё, ведь, тоже заканчивались последние копеечки.
- Мама, ты разбогатела?
- Да ещё и не знаю, хорошо это или плохо, но я нашла работу.

Инне не понравилось, что её мать будет работать домработницей, и она предложила  подумать.
- Ты что, для этого институт окончила? Как можно было согласиться? – недоумевала дочь, - Чудненько! Спросят, где мама работает? А я им отвечу: «Ах! Моя мама прислуживается!» А мне в ответ: «Как это круто!».
- Инна! Да я всю жизнь домработница! Только никто мне за это не платил. А сейчас я буду получать деньги, которых нам с тобой очень не хватает! – Машу расстроило такое не понимание дочери, - А насчёт крутизны… Дальше тянуть было некуда. Да и вообще, слово это… Ты же знаешь, не люблю я его. Зачем так говоришь?

Тяжёлый осадок остался на душе после визита дочери. Маша долго ещё сидела на диване, не включая свет, не смотря на то, что стало уже совсем темно, и думала о предстоящей работе. Её раздумья прервал телефонный звонок.  Звонила дочь.
- Мама, ну ты меня извини, - начала она, - Это всё от неожиданности! Ты же у меня такая умная, такая красивая, образованная! Вот я и не могу представить тебя домработницей. Но я всё понимаю!
- Ох, Инна, ты же пойми и то, что мне самой это решение далось тяжело и не сразу…

Как много значит понимание близких! После телефонного разговора у Маши не осталось и следа от неуверенности и плохого настроения. Она начала готовиться к завтрашнему дню. Достала полученную в агентстве одежду и примерила её. Как здорово! Словно на неё и шилось! 
«Вот только цвет… Наверное, он мне не идёт, хотя и красивый. Никогда у меня не было ничего салатного» - подумала Маша, подошла к зеркалу и посмотрела на своё отражение. Перед ней была всё ещё молодая женщина с большими блестящими глазами и красивыми, слегка вьющимися волосами каштанового цвета. Но в каштановых волосах уже протянулись седые прядки, а вокруг карих глаз пролегли тонкие морщинки. Такие же паутинки морщинок разбежались и вокруг её красивого рта с сочными губами. Но, в целом, она осталась довольна увиденным. «Всё! Спать! А завтра… - А что будет завтра, Маша не знала, - Господи! Помоги мне! Пусть у меня всё сложится хорошо!»


Рано утром Маша вышла из дома и направилась не к метро, а в сторону улицы, где находился дом Михеева. Она решила, что будет лучше, если она проделает этот путь пешком, разумно решив, что расстояние до метро, а потом от метро до дома Михеева будет не на много меньше расстояния по прямой между их домами.

Маша волновалась. Но волнение это было какое-то странное, приподнятое, даже, как будто праздничное.

Войдя в подъезд, Маша увидела вчерашнего охранника, который приветливо кивнул ей и жестом указал на лифт. «Значит, его предупредили» - подумала она и поднялась на нужный этаж. Сергей Захарович ждал её.

- Думаю, что вы поняли: встречаю я вас лишь сегодня. В дальнейшем будете пользоваться своим ключом, - и он протянул Маше небольшую пластиковую карточку. Маша поняла, что это и есть её ключ, когда-то приходилось пользоваться такой карточкой в гостинице в Болгарии, где они в счастливое время отдыхали всей семьёй.

Продолжение: http://proza.ru/2011/05/07/304


Рецензии
Добрый день, Алевтина!) Начала читать вашу "Домработницу".
Начало романа "зацепило".

С наилучшими пожеланиями-Мира Лисовская.

Мира Лисовская   04.07.2018 15:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.