Рассказ молодого человека

   Майским тёплым днём я играл в шахматы с молодым человеком приятной наружности. Как потом выяснилось, он был кандидатом филологических наук и старшим преподавателем университета. Мы удобно расположились на скамейке в парке с начинающей распускаться листвой. За игрой он и поведал мне эту историю:

   «Мой дед Василий Николаевич родился в 1913 г. в городе Лальске Архангельской области. После окончания школы он поехал по направлению в Москву учиться на рабфаке (так назывались рабочие факультеты).

   Окончив этот факультет, он вернулся и начал работать учителем математики. Потом стал директором школы. В мае 1941 года деда призвали в армию, где он служил лейтенантом артиллерии. Войсковая часть находилась на границе с Румынией. Здесь он и встретил войну.
   
   Вначале части Красной Армии на этом участке фронта перешли в наступление, но попали в «котёл» (так называлось окружение). Немцы открыли по ним сильный артиллерийский и танковый огонь. С воздуха бомбила авиация. Наших самолётов не было видно.  Дед лежал на земле в укрытии, когда рядом взорвался снаряд, из-за чего он получил контузию, и оглох на одно ухо.

   Когда наступила ночь, оставшиеся в живых стали выходить из "кольца" врагов.
Они шли ночами, а днём отдыхали. При свете дня и обнаружили, что шинель у деда на спине изрезана осколками».
   
   Тут в кармане молодого человека зазвонил сотовый телефон.

   «И что ты мне предлагаешь?» - раздражённым голосом сказал он в трубку. «Ведь у него же знаний ноль! Пусть сдаёт на общих основаниях. Что, не сдаст! Если не сдаст - тем лучше: не будет занимать чужое место! Наука от этого только выиграет!» - и сунул мобильник в карман.

   «Не очень-то современное высказывание,- с улыбкой заметил я - или преподаватели сейчас не бедствуют?»

   - Знаете, всему есть предел - он недобро посмотрел на меня - если бы наши деды также шли на компромисс, «не пили ли бы мы с Вами баварское», как говорится в анекдоте… Да вот только вряд ли бы нам его налили!
   
   - Ладно, ладно! Полностью согласен с Вами, господин гроссмейстер - постарался я перевести этот разговор в шутку - кстати, Ваш ход! И к тому же Вы, кажется, не закончили свой рассказ.

   - Да, по – моему, Вы тоже здесь хотите устроить мне «блицкриг» - переключился он на шахматы – а мы вот коником, вспомним Доватора!
   
   И он продолжил: «Одной ночью окруженцы стали пересекать немецкую часть, но на пути стоял часовой. Тогда один из наших бросил в него гранату. Она взорвалась, и путь был свободен. Враги не встревожились, потому что рядом грохотал бой.

   Однако на территории было много немецких войск, и красноармейцев, в конце концов, всё-таки обнаружили. Завязался неравный бой и, когда у наших бойцов кончились патроны, всех уцелевших взяли в плен.

   Их затолкали в длинную колонну военнопленных, которых вели на запад. Колонна была огромная, а конвоиры шли примерно через сто метров. Через некоторое время  стали проходить большое село. Дед увидел дыру в заборе и, пользуясь тем, что конвоиры не видят, прыгнул в сад.  В тени деревьев стояла украинская хата. Там оказалась крестьянка. Она дала ему гражданскую одежду своего мужа, в которой дед и двинулся обратно на восток. Немцы его не трогали, принимая за местного жителя.

   Один раз, переходя через речку, дед увидел немецких сапёров, которые ремонтировали мост и, завидев его, стали звать жестами, повторяя: «Ком, ком». Когда он подошёл, солдаты взвалили на него бревно. Дед отнёс бревно, куда ему cказали, после чего немцы махнули на него рукой и отпустили.
   
   Впоследствии дедушке удалось перейти линию фронта и попасть в расположение Красной армии, сохранив все свои документы.

   На фронт его больше не взяли из-за контузии, и он остался служить в тылу  интендантом. В своих воспоминаниях о войне деда особенно поразило, что, в отличие от наших, у немцев во время наступления никто не шёл пешком. Хоть на велосипеде, но все ехали. Кроме того, дед высоко ценил американскую помощь в виде автомашин «студебеккеров» и тушёнки и всегда говорил, что без этого победить фашистов было бы ещё тяжелее».

   Он был награждён медалью «За победу над Германией».

   7 мая 2013 года ему исполнилось бы 100 лет.


Рецензии
-Спасибо украинской крестянке. Могла бы и в гестапо сообщить. Отличное фото. Спасибо.
Бойцу слава, и светлая память...

Тамара Петровна Москалёва   21.01.2022 00:01     Заявить о нарушении
Да гестапо ещё не было там. Он рассказал, что и партизан не было. Это все потом. Благодарю за отзыв!

Николай Бузунов   21.01.2022 02:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.