Последний портрет Пушкина

     Последний  портрет,  как  последний  вздох в  его  всепоглощающей  судьбе.  Его уникальное творчество,  его  жизнь  облизаны,  подсмотрены,  изучены  настолько  плотно,  что  кажется  порой,  ну что  ещё,  ну  что  ещё  можно  написать...  сказать...

     И  всё  же  душа  тянется,  душа  томится  и ей  так  хочется  выплеснуть  наболевшее, осевшее  в  её  лабиринтах и пытавшееся  вырваться наружу.

       Когда в  сомнении  душа, судьба  игрой  возмущена,  бегу  от  мира,  как  в  нирвану, в  страну  стихий  Пушкиниану.
       И, как  отдушина  гурману,  приму  порой  таланта  ванну,  нагромоздившей  величаво,  всё  то,  что  Пушкиным  дышало.
       Пить  Солнца  мёд - устам забава,  а  нынче  пасмурно  опять. Сто  тысяч  вольт  стихов  накала  сердцебиеньем  не  унять.
       Изнемогаю  от  восторга,  пытаюсь  слышать,  обонять. Пьянит  тернистая  дорога, его  божественных  Семь  Пядь.
       Пирамидальная  громада,  разноплемённость  не  преграда.  Звучит на многих  языках и эхом  ширится  в  веках.
       Рожденье  Гения не зря! С ним Человечество - родня.  На русского поэта  мода.  Так  метко  плюнула  Природа!

      Не  знаю,  относился  ли  с таким  восторгом к поэзии  Пушкина не  искусствовед, не пушкинист, а инженер-энергетик,  профессор  Московского  станкоинструментального института Сергей  Михайлович  Куликов,  но именно  ему  случай  преподнёс  сюрприз, благодаря  которому  он  навсегда  вошёл  в  историю  Пушкинской  иконографии.
 
      Это  ему,  на  83-ем  году жизни,  подвернулся  портрет  Пушкина  с автографом: "А.Л. Линев"  в то  время,  когда  он  собирал  материалы о выдающемся  специалисте в области  электродинамики А.Л Линеве.
     Всего лишь  однофамильцем  оказался специалист  с художником  самоучкой  И.Л. Линевым, чья судьба  удивительным  образом  пересеклась с  поэтом.
     Судьбе было угодно, чтобы последний прижизненный портрет Пушкина,  датированный 1836-ым годом, то есть незадолго до его  гибели, написал никому неведомый художник любитель И.Л. Линев.
 
      Со  времени  написания  портрета и началом  поисков М.С. Куликова   прошло более  ста  тридцати  лет.  Инициалы на портрете были не чётко выражены, а учитывая, что некоторые специалисты  были уверены, что это  всего  лишь  копия неизвестного художника любителя, то и не придавали  им  особого  значения. Так  буква "И" в инициалах превратилась в "А". Эта  вкравшаяся  неточность  ввела в заблуждение  исследователя, которая и привела его к художнику.

      Дочь Куликова,  заинтересовавшись  увлечением  отца, соглашается  ему  помочь и с этой  целью  отправляется в  Ленинград, в Музей-квартиру  поэта, где и по сей день  находится  интересующий  нас  портрет.  Осмотрев  внимательно  картину, она обращает  внимание,  что  начертание  букв "А" и "Л" в инициалах художника  словно  написаны  разными  почерками.

      Ирина  Сергеевна,  большая  умница,  доктор  философских  наук,  увлечённая  и  влюбленная  в науку и обаятельная  женщина  добилась  физико-рентгеновского  обследования картины.  Заключение  лаборатории  было  однозначным: под буквой "А" совершенно явно выявились  контуры  первоначальной, но стёршейся  буквы "И".

      Окрылённая  успехом, дочь  уговаривает  отца не  попутно,  а  всерьёз  приняться за  расшифровку  "тайны"  художника  И.Л. Линева.

      За  пять  лет, а  умер  профессор в 1973 году, была  проведена колоссальная  работа.  И это в  его-то годы! Настоящий  подвиг,  достойный  глубокого  уважения.

      Как  же  познакомился  Иван Логинович Линев  с Александром Сергеевичем Пушкиным?  Где,  когда и кто  уговорил  его  позировать?
      Вот те  вопросы,  на  которые необходимо  было  ответить  нашему  исследователю.

      Для здравомыслящего  человека  казалось  естественным,  что  имя Ивана Линева  должно  обязательно  каким-то,  пусть и мимолетным   образом  промелькнуть  в  бумагах  поэта,  работах  мемуаристов,  среди  знакомых  Пушкина и  его  друзей.  Всё  тщетно.
Поиски в  этом  направлении  не  дали  ни  единой  зацепки. Художник  был  явной  невидимкой.

      Но  вот  в  архиве  Жуковского,  дотошно  собиравшего  всё,  что  касалось  его любимого  и  талантливого  ученика,  сохранились  записи:
     "Не  забудь,  что  ты  у  меня  нынче  в час  будешь  рисоваться. Если не  найдёшь меня,  паче  чаяния,  дома,  то  найдёшь  у  меня  живописца.  Прошу  пожаловать.
           Адрес: Александру  Сергеевичу  Пушкину."

   "... А  завтра  (в субботу) жду  тебя  также  непременно  к  себе  часу  во  втором по  утру. У  меня  будет  живописец,  и  ты  должен  с  полчаса  посидеть  под пыткою  его  животворной  кисти.  На  оба  запроса  прошу  ответить: да".
 
      Обе  записки принадлежат  одному  времени - 1836году, которым и  датирован  последний  портрет  кисти И.Л.Линева.

       Василий  Андреевич Жуковский  явно  хотел  иметь  портрет  Пушкина,  в  ответ  на  свой  портрет,  подаренный  Александру  Сергеевичу  ещё в 1820году,  кисти  художника Е. Эстеррейха,  со  знаменитыми  словами:  "Победителю  ученику  от  побеждённого  учителя..."  А  имя живописца, выше упомянутого в записке,  Жуковский  не  называет  вероятнее  всего  потому,  что  оно не  было  знакомо  поэту.
      Так  Куликов  установил  имя  заказчика  и  место  создания  портрета.

      Но почему И.Л. Линев?
      Жуковский  часто  бывал  у  Тургеневых,  которые, проживая   в Петербурге, снимали квартиру  в доме  полковника  И.Л.Линева,  родственники  которого,  в  свою очередь,  служили  при  дворе  и хорошо  знали  Жуковского. Логично  предположить, что  Жуковский,  посещая  Тургеневых, был  близок  с хозяином  дома, знал о его увлечении, видел  его  живописные  работы и попросил сделать портрет Пушкина ему на память.

     Наверное,  портрет  не  понравился  Александру  Сергеевичу. А иначе как  можно  расценить слова Пушкина  в  записке неизвестному  лицу:   "Посылаю  тебе  мою  образину...", в то время,  как сам  портрет  оказался  у Жуковского.

     После  смерти  Жуковского в 1852 году  его  сын  щедро  раздаривает  приятелям драгоценные  пушкинские  документы,  столь  бережно  собранные  отцом. Ушёл  и  портрет,  переходя  из  рук  в руки. Впервые о нём сенсационно оповестил  Сигизмунд  Либрович  в 1890году  в  книге  "Пушкин  в  портретах".

     Впервые я  увидела  этот  портрет  в семидесятых  прошлого  столетия  и  неоднократно  возвращалась  к  нему.  А  этот  краткий  экскурс  я  почерпнула  из  книги  Е.Кончина  "Загадки  старых  картин", изд. "Знание",1979г.


    ноябрь 2009г.
      


               
 


Рецензии
Спасибо за статью. Но почему же Пушкину не понравился портрет? Скорее, ему не нравилась в то время собственная "образина". И, кстати, люди того времени гораздо проще относились к подобным словам. Тем более П. должен был понять арзамасец Жуковский (у арзамасцев были словечки и похлеще. Они к себе относились с юмором).
Кроме того, Пушкину явно пришлось претерпевать всю эту историю - ради Жуковского. Он ему не мог отказать. А самому - совсем не до портретов было!
Удачи!

Елена Шувалова   04.03.2019 17:06     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.