Иёселева яблоня

 
 

 

Этот рассказ долго созревал во мне.
Он обрастал новыми фактами и сюжетами
Он пропитан ароматами яблочных пирогов моего дома,вкусом печёных яблок свежестью весны и запахами и красками осенних праздников
В нём описание трёх стран, трёх частей наше матушки Земли.
В нём живёт не одно поколение моей семьи.
    
Сегодня,  в день Победы, я с младшими внуками сажала во двор яблоню. 
Завтра в Израиле отмечается День независимости Израиля - Йом Ха-Зикарон,
День памяти павших в войнах Израиля и жертв террора — израильский государственный день траура.
Есть там традиция в память о людях сажать деревья.
А так как моему народу пришлось  сквозь века  нелегко , то на пустынной земле растут много деревьев.
За ним всегда следует День независимости Израиля

Я давно уже живу в Канаде,здесь пустила свои корни.
Здесь вырастила дочерей, здесь с первым внуком во дворе дома в начале века посадила и я свою яблоню.

Осенью она радовала нас своими плодами.
Да вот повадились. белки красть мои яблоки.....
Ах как они искусно это делали!

Усядутся на веточку, двумя лапками яблоко обнимут зубками стебелёк откусят и с яблоком быстро спрыгнут вниз.

Порой вижу как сидят они на дереве и яблоками наслаждаются обкусывая их со всех сторон.

У меня во двор много разных живых существ в гости наведываются.

Птицы такие красивые залетают. Красный кардинал, маленькие канарейки...

А в этом году на переднем фасаде дома на сосне пчёлы улей себе свили .
Прямо над моим цветником.

“Значит и мёд свой к новому году будет”. смеюсь я.
Приятно, говорят примета хорошая - Сладкий год будет.

У нас Новый год на сентябрь-октябрь выпадает.

На Рош а-Шана принято ставить на стол традиционное угощение - яблоки с медом, выражая этим надежду, что наступающий год будет сладким.

На праздничном столе круглая хала ,яблоки и мёд.

Мама всегда с нами была в этот праздник.
Свечи праздничные в доме зажжены Благословение на вино сказано и на халу и на яблоки С этого и начинается праздник.

У  меня к этому времени яблоня хорошо разрослась плоды свои прямо к празднику нам дарила.

Bнуков у меня в то время трое было.
Два мальчика-  Давидка и Яшенька и девочка Робин,птичка значит.

Я у них спрашиваю,а что они знают о празднике, Кое что знаю,а кое что я им объясняю.

Мама всегда с удовольствием слушает наши разговоры.
Я детям много баек и легенд по этому поводу каждый раз рассказываю.

А тут на ходу сочинила о творении мира,что мы ,люди созданы в последний день творения,чтобы Творцу нашему было с кем общаться и чтобы хвалу ему за такой красивый мир и за яблоки и за мёд говорили.
Ведь белки хотя и любят яблоки, но сказать об этом не могут.

А я вам детки всю неделю яблоки стерегла, с дерева их гоняла.

Мама включaлась в разговор

-Я с младшим братиком в эту пору всю неделю до праздников тоже яблоки стерегла. Только сидели мы в шалаше в поле,где сады яблочные были . Местные мальчишки как стемнеет так и норовят яблоки красть.

Тут я Меером громко на-разные голоса кричать начинала, как бы не одни мы здесь.
И собака,что с нами была громко лаять начинает.

Так мы и урожай и сберегали. А потом в большие корзины собирали и брат-вывозил на базар в Ошмянах. помню базары у нас большие были.
Много людей приезжало с окрестных селений .
Лучшие покупатели были с Вильнюса.-

В семье моей мамы Ханы Лапидус один из её братьев занимался садоводством. Землей своей он не владел, а рентовал у крестьян за определённую сумму, за право на будущий урожай.

- Мне и торговать доверяли,я смекалистая была девочка.- продолжает мама. - А на праздник твоя бабушка, Роза - мама моя, бедным людям яблоки дарила .
У брата моего Иёсела, кто имел это дело, мечта была жить в Израиле.
Но он был кормильцем в семье, мы ведь без отца росли, вот он и остался с нами .

Помню с какой радостью он читал письма от друзей с Израиля.

Мы знали, как им там нелегко было обрабатывать землю,засевать поля,сады разводит.

Одержимые большой мечтой о своём государстве люди там жили. Писали также ,что саженцы ,что ты Иёсель прислал, прижились и уже цветут ,скоро и плоды давать будут.

А перед самой войной Иесел вдруг заявил,что ему пора женится и что хочет навестить брата который учился в университете в Вильнюсе.

Как сейчас помню как мать сказала " Езжай сынок, и с девушку хорошую в семью приведи. "

Больше мы его не видели. Началась война. Уже после войны люди рассказали он с братом был в Вильнеском гетто , а потом расстрел в Понарах."

Мама редко говорила о семье . А вот в тот день рассказала.

Я с тех пор яблоню так и назвала Иёселева яблоня.
Внуки её тоже так и называли Иёселева яблоня.

С тех пор прошло ещё пару лет в моей семье от второй дочери ещё трое внуков появилось.
Трое мальчишек - один из под одного,озорные такие.
Мама ушла в другой мир, скучаю я по ней.

Как радовалась бы она глядя на них.
Правда двоих застала только меньшего, младшенького Максика не застала.

В этом году привела я их к себе и сказала новую яблоню сегодня садить будем.
День сегодня особый День Памяти И День Победы и день Израиля и день Матери.
Эти дни идут одни за другим.
Я хочу чтобы вы помнили о этих днях всегда.
Детки маленькие ещё, им бы только порезвиться,да и не очень понятен им мой сказ, рано им ещё.

Вот и решила написать я им о яблоневом дереве, о земле Белоруской,где родилась где зацветут сейчас сады, о земле моих предков моей второй родине о  Израиле,где уже снимают урожай с яблонь, возможно с тех саженцев которые посадили друзья Иосела.

О земле Канадской, где сейчас моя новая родина и где пускают свои корни молодая поросль моей семьи

-Чтоб только не было войны!- так часто говорила мама глядя на правнуков.

Так сегодня говорю и я.


Рецензии
Прекрасно!!
Тоже интересная судьба белорусской женщины )).
Прекрасная семья у вас,Роза.
Сумели передать то новое,
интернациональное, что вошло
в жизнь многих, помня о своих корнях.
Счастья и радости вам!!

Хорошо, когда с тобой товарищи,
Всю вселенную проехать и пройти.
Звёзды встретятся с Землёю расцветающей,
И на Марсе будут яблони цвести.

С добром.

Дина Иванова 2   22.05.2013 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо,Диночка!

Роза Левит   01.09.2015 23:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.