Глава. 2. 1. Удар1. Борис

Глава.2.1. Удар1.  Борис
 Первый удар был нанесен  судьбою, там, где намечалась самая красивая, самая благотворительная сказка.
Моя первая самая интересная глава жизни закончилась. Всегда интересней идти вверх. Когда достигаешь плоской площадки, то приходит смятение, куда двигаться дальше,  вроде  достигнуто все. Но вдруг открывается следующая вершина.
Эта вершина открылась мне после того, как я прочитал, что доказана теорема о существовании универсальной программы.
В это время мы начинали новую работу. У меня был коллектив, готовый к разработке программного обеспечения с помощью традиционных языков программирования.

Вот тут, как всегда. Меня резанула мысль об универсальной программе. Но любовь к нарушениям «здравого смысла» заставила меня почитать об этом подробно.
Итак, теория утверждает, что есть программа, которая в некотором смысле  реализует все программы. При более подробном изучении оказалось, что это возможно, только эта программа не должна включать в себя все другие программы, а уметь их создавать по исходным данным. Это было очень близко к тому, что я делал раньше.
Теперь нам нужно немного углубиться в историю математики и даже философию. Поскольку в мировой истории этому открытию предшествовала действительно революционная теорема Геделя, которая теперь во всю используется как для обоснования религии, так  и для её опровержения. Она показала ограниченность человеческих возможностей. В конце 19-ого века назрел кризис математики.
Работы математиков Ньютона, Лейбница, Лагранжа и многих   других (можно продолжать до бесконечности) создали впечатления, что математика может все. И даже Лейбниц сказал, что скоро исчезнут войны. Если люди несогласны с чем-то, они сойдутся и решат: «Давай докажем математически!»  и математика покажет кто прав.
Были попытки доказать существование Б-га. Даже Гегель в ранних работах не миновал этого веяния.
Немного погодя, оказалось, что не все доказывается, а то, что доказывается, не всегда верно. И тут стал простой и нелегкий вопрос. Что значит доказать? И что такое математика?
Наиболее массовое мнение было, что математика – это объекты и правила обращения с ними. Это как шахматы. Почему король в шахматах это король? Его можно сделать из золота или бумаги, но неизменные правила диктуют обращение с ним. И вся увлекательная игра шахматы построена на правилах обращения с объектами.
Великий немецкий математик Гильберт в 1900 году на Всемирном Конгрессе по математике сформулировал задачи, решение которых заняло весь 20 век и еще осталось на 21-ый.
Одна из задач – аксиоматическое обоснование математики.
Сам Гильберт занялся созданием аксиом и правил, определяющих математику.
В 1931 году эти же занялся австрийский ученый Гедель.
Идея его была простой, он решил перенумеровать все объекты математики и знаки, применяемые в ней. Далее из этих номеров он составил другие номера – формулы, состоящие из этих знаков.
Сама такая нумерация дело не простое. Далее было еще сложнее, надо было узнать какие из составленных формул правильные.
Тут был большой соблазн назначить, как Б-г, чистых и нечистых, но Гедель пошел дальше. Он пронумеровал возможные следствия из этих формул. Теперь надо каждой формуле сопоставить ее ответ. И тут грянул гром.
Оказалось, что по одним и тем же исходным формулам могут быть сопоставлены разные результаты. Как только Вы исключаете их и оставляете один, то Вы не учитываете какую-то ситуацию.
Отсюда было сделано революционное заключение.
«Любая формальная система либо неполна, либо противоречива».
Вот тебе и доказательства наличия высшей силы, которая позволяет отделить агнцев от козлищ.
Что это такое Б-г или  талант, которые могут сказать: «Это истинно, а это неправильно»,- это  решать не мне.
Только прав Гамлет: «Нет правды на Земле, но нет её и выше». Даже если кто-то произнесет: «Я создал навек прекрасную систему», - тот лжец и жизнь обязательно покажет это.
Используя методику Геделя, можно создать все программы настоящего и будущего.
Познавая эти доказательства теоремы об универсальной программе, я понял, что создать все программы  на заданном языке просто.
Надо только записать все команды данного языка в столбик, далее записать их по две, потом по три и т.д.
В жизни это трудно из-за их большого количества, а  в математике это просто. А если при этом пронумеровать их, то последовательности этих команд можно определять по формуле.
Далее та же трудность, как у Геделя. Надо определить какие последовательности правильные. Хотя конкретный язык и указывает правила написания формул, но изымать «правильные» формулы из последовательностей оказалось трудно.
Более того, надо было выбрать, какие из этих следствий соответствуют текущему заданию.
Вот такие проблемы стояли передо мной.
Известно, что моделью научного открытия является открытие Колумбом Америки.
1. Он долго не мог доказать, что идея этого исследования реальна.
2. Он долго не мог найти финансирования.
3. С большим трудом и риском он дошел до Америки и чудом вернулся обратно.
4. И самое главное, когда он вернулся, то оказалось, что Америку давно открыли другие (например, норманны)
Вот так было и со мною.
Но прежде чем двигаться далее, надо ознакомиться с моей командой, которая должна была воплощать столь нестандартную идею.
За время первого успеха у меня уже появился коллектив, который, честно говоря,  для создания новых идей не нужен. Он нужен, когда уже что-то придумано и нужна реализация.
Как гениально это выразил Равель в своем «Болеро», а далее в языке балета Бежар и Плисецкая.
Тихо звучит одна флейта, играющая мелодию под неумолимый такт барабанов, и  высвечивается одинокая фигура, повторяющая какие – то движения. Потом подключаются другие инструменты. Через некоторое время  к одинокой танцовщице присоединяются 4 партнера, движения их еще неуверенны, но они уже следуют, покоренные ведущей.
А число инструментов, играющих мелодию, возрастает, и она становится громче.
Вот уже танцовщица поддержана партнерами, которые обрели уверенность. А потом вступает толпа и весь оркестр. И казалось, из простой мелодии разрастается трагическое действие.
Конечно, словами описывать музыку и балет бесполезно. Также бесполезно следить, как одинокая идея, рожденная одним ученым,  входит в душу других людей и как она разрастается и захватывает мир. Например, как покорили весь земной шар компьютеры и программирование

Так что команда в начале работы  мне была не нужна. Но я уже сроднился с ребятами, и они поверили в меня.
Каждый из них был дорог мне. Но особенно выделялся один из них Борис Федоров. Его генератор идей работал четко, и я даже не успевал за ним. Спокойно разбирался  в действующих программах и даже мог  их дописывать. Так что все его идеи мгновенно переходили на компьютер.
Поражали его грустные глаза. Он был обычный парень и любил пошутить, но всегда глаза оставались неподвижными. В отношении ко мне было что-то нездоровое. С начала я думал, что это уважение к моим достижениям. Я ошибался. Он меня сопровождал с работы. Мы шли минут 40 до метро. Мы любили эти прогулки, хотя у меня и у него были машины. Мы их оставляли внутри нашего предприятия. Отмечу для ясности, что его марка была гораздо престижней моей.
Мы шли  и говорили о разном. Об искусстве. Его и меня увлекали импрессионисты – Ренуар, Гоген, и другие. Мы говорили о науке. Тут он забирался в небеса фантазии, и оказалось, что программирование начало и конец науки. Чего я не считал.
Я видел, что мальчик – юноша был хорошо воспитан и много читал.
Однажды нас на улице у проходной меня встретила пожилая женщина. Она вызвала  у него неожиданно резкую реакцию.
 -Я тебя просил не приходить! Иди домой!
Она бросилась ко мне: «Спасибо  за мальчика! Он же у меня сирота!».
Он мгновенно оттолкнул от меня. Она успела мне сунуть, что – то вроде подарка. Он затолкал ее в свою машину и увез.
На следующий день я спросил:
-Почему ты так грубо обращался с бабушкой?
- Да она совсем спятила».
- Ты, что сирота? - задал я некорректный вопрос.
- Да, нет, не слушайте ее.
Далее наши отношения развивались спокойно.
Но однажды я вышел с работы и увидел эту женщину на другой стороне.
Она бросилась ко мне и повисла на руке. «Выслушайте меня!».
 Мы  зашли   в ближайшее кафе. Ее рассказ потряс меня.
Отец у него был богатый человек, но бросил свою семью.  Женился на другой женщине и больше не приходил в старую  семью.
Мать долго расстраивалась, а через некоторое время вышла замуж за обеспеченного человека. С тех пор сын был не нужен ни отцу, ни матери. Вторые половинки родительских семей протестовали против «готового» сына. Тем более, что скоро там появились свои дети.
Его родители не были звери, они как - то его любили и отдали матери отца - бабушке. Они ему купили квартиру и обеспечили прекрасную с их точки зрения жизнь. Бабушка была воспитанная и образованная женщина.
У него было всё, родители купили ему даже где-то за городом конюшню, где стояла его любимая «лошадка». Она стоила в  несколько раз больше автомобиля, и он иногда выезжал к ней, и его обучали верховой езде.
Родители явно откупались и не жалели денег. Ему же нужно было другое, и я понял, что его привязанность ко мне была отсветом его тоски по родителям.
После встречи с бабушкой я начал присматриваться к нему, и наша связь стала еще более тесной.
Однажды ночью  раздался звонок. Я спросонья не сразу подошел к телефону.
Там я узнал голос Бори, какой-то грустный  и безразличный.
-Боря, что случилось?
-Бабушка умерла – сказал он тихо и без всякой грусти.
- Ты звонил отцу, маме.
- Звонил. Но они не могут приехать.
Я присел на табуретку. Мне стало тоскливо за этого мальчика и за этот жесткий мир.
- Дай мне адрес. Я приеду.
Я вызывал специальную бригаду, она ехала медленно, а мы молча сидели и думали о своем. Не знаю, о чем он думал, а я делал вывод, что хорошие способности и таланты растут там, где не все в порядке.
Другие дни ушли на организацию похорон. Это взял на себя отец. Он и его бывшая жена пришли на похороны, стояли отдельно и не подошли к сыну. Для меня это было дико и вот – вот должны были появиться слезы.  Людей было мало в основном – это соседки. Они подошли ко мне – «Не покидайте его! Он совсем один».
У Бори не было никаких эмоций. Он подошел ко мне:
- Давайте я вас подвезу.
- Поехали ко мне пообедаем.
- Да, я есть не хочу.
- Тогда поговорим, как жить дальше.
- Устроюсь как – нибудь. Я же большой мальчик и последние годы жил сам.
Я знал, что он берег бабушку и на деньги, которые давали ему родители организовал быт – уборку, готовку, стирку.
Так что он был в этом смысле «вооружен». Но он был один.
Через некоторое время я заметил, что он появляется с девушкой. При серьезном знакомстве (а у него было все серьезно), меня тронуло, как она относилась к нему. Это была материнская любовь со слепым  восхищением его способностями. Она же ничего не понимала в его деле.
Его отношение к ней было непонятно. Это была копия отношений его родителей. Он заботился о ней, но никоим образом не проявлял эмоций. Только наблюдая внимательно за ним можно было понять, как для него было ценно наличие рядом человека, живущего его интересами.
Тут  в стране произошли известные события, и начались отношения с зарубежными странами.
И были намечены закупки оборудования в Италии.
Поездка в Италию была лакомым кусочком. Делегация  была составлена из руководителей и неизвестных мне работников райкома. Поскольку закупка была по нашей теме, мне подсунули список этой делегации. Именно подсунули. Никого не интересовало мое мнение.
Первая мысль была: «Черт с Вами!»
Второй уже был поступок. Я снял трубку и позвонил в райком партии. Секретарь знала меня и соединила.
Для всех партийных работников было характерно свойское обращение.
- «О! Кто мне звонит. Чем обязан?».
- У меня один вопрос? Вы покупаете оборудование в Италии?
- Это делаю не я, а  Ваше Министерство.
Не замечая маневра, я продолжаю: « В утвержденном вами списке делегации нет ни одного специалиста. Настраивать купленную аппаратуру будете Вы?»
- Я просто согласился с предложением Вашего руководства.
Я молчал.
-Что молчите?
- Я сказал все.
После чего повесил трубку.
Через полчаса раздался звонок. Меня вызвали к директору.
Первая его фраза была:
- Ты что не знаешь, кому надо звонить? Забудь навсегда этот телефон!
Садись!
 В кабинете все было по типовому, - стол директора и к нему, образуя ножку буквы Т стоял еще один стол. Я подсел поближе. Он сердито рылся в  столбике бумаг на столе.
Наконец, нашел нужную папку, раскрыл там страницу и подал мне.
- Решай, кого удалить!
Большинство фамилий в списке были для меня почти неизвестными.
Мой ответ был:
 -Решайте сами, Вы это сделаете лучше меня. Мне только нужно, чтобы там были добавлены две фамилии.
Две фамилии были зафиксированы у меня на бумажке. Это был Борис и еще одна ведущая девушка программистка, которая знала не только профессию, но свободно владела английским языком.
Прошла неделя и секретарь директора, позвонила мне:
- Зайди, распишись
В комнате приема директора она дала мне новый список отъезжающих в Италию, в котором были добавлены две фамилии.
Потом я вспоминал этот момент  и понимал, что поступил правильно. Но, к сожалению, как гласит народная мудрость любое доброе дело  должно быть наказано.
Вся группа поехала в Италию. Основная нагрузка по изучению аппаратуры и ее характеристик легла на Борю. Часть делегации осталась на месяц в Италии, а через месяц Боря получил предложение от фирмы, и принял его. Он оказался практичнее, чем я думал. Через некоторое время там появилась его девушка, дальше я их судьбу не отслеживал.
На моей судьбе это сказалось сразу.
Меня вызвали к начальству и обвинили в пособничестве. Опять сработал военпред. И  меня не уволили. Об этом чуть позднее. Поскольку все неприятности приходят пачками. Жизнь, как полосатая зебра: то белая полоса, то черная. Далее до смягчения обстановки в стране ко мне относились настороженно.
Я никогда не винил Борю, я винил страну. Но это был первый удар по мне.

Среди моей бригады (лаборатории) большинство программистов были женщины.
Две из них вели группы.
Одна из них возглавляла основную группу программистов.
В первый же день своего появления  она ошарашила меня.
У меня была привычка, когда я находил ошибку, а таких моментов было много, восклицать: «Какой я дурак!».
Услышав эту реплику, она хладнокровно добавила: «Не буду спорить, Вам виднее».
  Она владела несколькими языками программирования и иностранными языками. В дальнейшем она была самым рьяным моим оппонентом.
Вторая, Нина вела в основном алгоритмы и вспомогательные программы.
 Опять хочу сказать, как причудливо создана женщина. Это была до предела легкомысленная особа. Она меняла каждый день широкие юбки на узкие, короткие на длинные. Ее туфли вызывали вздохи всей женской, да и мужской части населения.
Она поощряла ухаживания за собой любого представителя мужского пола и очень любила красивые комплименты. Она побывала уже замужем, или, как выразились девочки, «сходила замуж». У  неё был сын, который находился под внимательным контролем её мамы.
С другой стороны, четкий математический ум (она закончила математический факультет Ленинградского Университета), неограниченная память, не позволявшая ей делать ошибки. Безукоризненное владение коллективом. Когда я поработал с ней подольше, меня эти качества восхищали больше внешних. Тем более, наблюдая ее много часов в день, я понял, что она весьма точно и избирательно выбирает  себе окружение.
 О других рассказывать не буду, поскольку только эти определяли дальнейшую судьбу моих теоретических предложений.


Рецензии
Внимательно и с интересом продолжаю читать.

Лео Киготь   20.11.2011 21:21     Заявить о нарушении
Очень этому рад.

Игорь Коровин   20.11.2011 23:02   Заявить о нарушении