4. Романсы А. С. Даргомыжского

Иллюстрация из ин-нета.    Ночной зефир струит эфир
                Шумит, бежит Гвадалквивир.
         

      
      ДАРГОМЫЖСКИЙ  Александр Сергеевич (р.1813 – 1869), родился в селе Даргомыжл, что находилось в Тульской области и которое принадлежало бабушке будущего композитора. Он рос болезненным ребёнком и заговорил только в пятилетнем возрасте. Однако, вскоре обнаруживается его музыкальная даровитость.

      Даргомыжский А.С. получил широкое домашнее образование, общее и музыкальное. Он знал несколько иностранных языков, играл на скрипке и фортепиано и проявлял большой интерес к творчеству.

      После переезда семьи в Петербург у будущего композитора проявляется необыкновенная тяга к композиции. В петербургских аристократических салонах  он появляется в 30ых годах и обретает славу талантливого пианиста и исполнителя романсов.

      Решающей в его становлении как музыканта была встреча с М.И. Глинкой, с которым подружился. О первой их встрече Глинка М.И. с долей юмора рассказывает:

      «Приятель мой, огромного роста капитан (теперь генерал – майор…), любитель музыки, привёл мне однажды маленького человечка в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил писклявым сопрано. Когда он сел за фортепиано, оказалось, что этот маленький человек был очень бойкий фортепьянист, а впоследствии весьма талантливый композитор  -  Александр  Сергеевич Даргомыжский».

      После попытки создания оперы  «Эсмеральда» Даргомыжский обращается к жанру романса.  В  тридцатые годы появляются его романсы «Юноша и дева» на сл.А. Пушкина, «Шестнадцать лет", сл. Дельвига., где следует своему девизу:

      «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». В мелодиях романсов появляется декламационность. Известны его романсы сатирического содержания:-«Мельник», «Титулярный советник», «Червяк». В них особенно проявилось его мастерство мелодекламации.

      Его романсы и песни звучат в аристократических салонах, кружках, в чиновничьей среде, привлекая правдой и остротой.

      «ЛИХОРАДУШКА», сл. народные, по характеру и содержанию - лирико-бытовая народная песня. Соединение в ней распева с танцевальностью (Ой, люли) придаёт романсу драматический характер:

                1. Голова ль моя, ты головушка,
                Голова ль моя, ты буяная!
                Ой, лю-ли, лю-ли, ты буяная!

                2. Выдал батюшка за немилого,
                За немилого, за ревнивого.
                Ой, люли, люли, за ревнивого!

       Это произведение - пример творческого переосмысления Даргомыжским русской темы в романсах.
         
       Над романсами «Я помню глубоко», сл. Д. Давыдова, «Я все еще его люблю», сл. Ю. Жадовкой, «Расстались гордо мы», сл. В. Курочкина я работала уже давно.

       Постепенно в репертуар вошли «ЧАРУЙ МЕНЯ,ЧАРУЙ», сл. Ю. Жадовской,- лирическая, спокойная мелодия в начале, «отвечая» на кипение ритма в аккомпанементе второй части переходит в страстное, устремлённое движение к кульминации в финале романса: «Чаруй меня, чаруй!»

                1.С какою тайною отрадой
                Тебе всегда внимаю я!
                Блаженства лучшего не надо,
                Как только слушать бы тебя!

       Романс красив и развивающейся мелодией, и вокальным текстом.
               
       «НОЧНОЙ ЗЕФИР СТРУИТ ЭФИР», сл. А. Пушкина,  - романс в стиле испанской серенады, драматургически красиво выстроенной. Роль рефрена в нём выполняет мягко льющаяся непрерывная волна в сопровождении:

                Ночной зефир струит эфир
                Шумит, бежит Гвадалквивир
         
       Неожиданно наступает первый эпизод в сопровождении гитарных переборов:
                Вот взошла луна  златая
                Тише… чу…  гитары звон…
                Вот испанка молодая
                Оперлася на балкон.
 
       Рефрен прерывает действие, продолжая отражать весь природный фон происходящего. Новый эпизод –  лирическая сцена объяснения в любви, жанровая сцена:

                Сбрось мантилью, ангел милый,
                И явись как майский день!
                Сквозь чугунные периллы
                Ножку  дивную продень!

       После него снова возникает образ могучей реки. Образ Гвадалквивира в романсе главный, пронизывающий всю ткань музыкально-поэтического повествования.
               
       «НЕ СКАЖУ НИКОМУ», сл. А. Кольцова. - лирическая песня с ритмически рАзвитым аккомпанементом и гармонией.

                1. Не скажу никому, отчего я весной
                По полям и лугам не сбираю цветов.
               
                2. Та весна далеко, те завяли цветы,
                Из которых я с ним завивала венки!

 

 «БУШУЙ И ВОЛНУЙСЯ, ГЛУБОКОЕ МОРЕ». на сл. Е. Растопчиной -  яркий  пример
пейзажной лирики композитора., сопоставления могучей стихии моря со страданиями сердца.

                Бушуй и волнуйся, глубокое море,
                И рёвом сердитым грозу оглушай!
                О, бедное сердце, тебя гложет горе,
                Но гордой улыбкой судьбе отвечай!

                Пусть небо дивится могучей пучине,
                Пусть спорит с упрямой и равной себе!
                Ты сильно, о сердце! Не рабствуй кручине,
                Разбейся, но вживе не сдайся в борьбе!
 
           Петь ромасы А.С Даргомыжкого - большое творческое удовольствие: они полны тонкого лиризма, яркого эмоционального высказывания, напевны, разнообразны, красивы. Исполнение их требует большой отдачи творческих сил.
               
              Продолжение: http://www.proza.ru/2011/05/18/1160


Рецензии
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.