4. Романсы А. С. Даргомыжского
Шумит, бежит Гвадалквивир.
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (р.1813 – 1869), родился в селе Даргомыжл, что находилось в Тульской области и которое принадлежало бабушке будущего композитора. Он рос болезненным ребёнком и заговорил только в пятилетнем возрасте. Однако, вскоре обнаруживается его музыкальная даровитость.
Даргомыжский А.С. получил широкое домашнее образование, общее и музыкальное. Он знал несколько иностранных языков, играл на скрипке и фортепиано и проявлял большой интерес к творчеству.
После переезда семьи в Петербург у будущего композитора проявляется необыкновенная тяга к композиции. В петербургских аристократических салонах он появляется в 30ых годах и обретает славу талантливого пианиста и исполнителя романсов.
Решающей в его становлении как музыканта была встреча с М.И. Глинкой, с которым подружился. О первой их встрече Глинка М.И. с долей юмора рассказывает:
«Приятель мой, огромного роста капитан (теперь генерал – майор…), любитель музыки, привёл мне однажды маленького человечка в голубом сюртуке и красном жилете, который говорил писклявым сопрано. Когда он сел за фортепиано, оказалось, что этот маленький человек был очень бойкий фортепьянист, а впоследствии весьма талантливый композитор - Александр Сергеевич Даргомыжский».
После попытки создания оперы «Эсмеральда» Даргомыжский обращается к жанру романса. В тридцатые годы появляются его романсы «Юноша и дева» на сл.А. Пушкина, «Шестнадцать лет", сл. Дельвига., где следует своему девизу:
«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». В мелодиях романсов появляется декламационность. Известны его романсы сатирического содержания:-«Мельник», «Титулярный советник», «Червяк». В них особенно проявилось его мастерство мелодекламации.
Его романсы и песни звучат в аристократических салонах, кружках, в чиновничьей среде, привлекая правдой и остротой.
«ЛИХОРАДУШКА», сл. народные, по характеру и содержанию - лирико-бытовая народная песня. Соединение в ней распева с танцевальностью (Ой, люли) придаёт романсу драматический характер:
1. Голова ль моя, ты головушка,
Голова ль моя, ты буяная!
Ой, лю-ли, лю-ли, ты буяная!
2. Выдал батюшка за немилого,
За немилого, за ревнивого.
Ой, люли, люли, за ревнивого!
Это произведение - пример творческого переосмысления Даргомыжским русской темы в романсах.
Над романсами «Я помню глубоко», сл. Д. Давыдова, «Я все еще его люблю», сл. Ю. Жадовкой, «Расстались гордо мы», сл. В. Курочкина я работала уже давно.
Постепенно в репертуар вошли «ЧАРУЙ МЕНЯ,ЧАРУЙ», сл. Ю. Жадовской,- лирическая, спокойная мелодия в начале, «отвечая» на кипение ритма в аккомпанементе второй части переходит в страстное, устремлённое движение к кульминации в финале романса: «Чаруй меня, чаруй!»
1.С какою тайною отрадой
Тебе всегда внимаю я!
Блаженства лучшего не надо,
Как только слушать бы тебя!
Романс красив и развивающейся мелодией, и вокальным текстом.
«НОЧНОЙ ЗЕФИР СТРУИТ ЭФИР», сл. А. Пушкина, - романс в стиле испанской серенады, драматургически красиво выстроенной. Роль рефрена в нём выполняет мягко льющаяся непрерывная волна в сопровождении:
Ночной зефир струит эфир
Шумит, бежит Гвадалквивир
Неожиданно наступает первый эпизод в сопровождении гитарных переборов:
Вот взошла луна златая
Тише… чу… гитары звон…
Вот испанка молодая
Оперлася на балкон.
Рефрен прерывает действие, продолжая отражать весь природный фон происходящего. Новый эпизод – лирическая сцена объяснения в любви, жанровая сцена:
Сбрось мантилью, ангел милый,
И явись как майский день!
Сквозь чугунные периллы
Ножку дивную продень!
После него снова возникает образ могучей реки. Образ Гвадалквивира в романсе главный, пронизывающий всю ткань музыкально-поэтического повествования.
«НЕ СКАЖУ НИКОМУ», сл. А. Кольцова. - лирическая песня с ритмически рАзвитым аккомпанементом и гармонией.
1. Не скажу никому, отчего я весной
По полям и лугам не сбираю цветов.
2. Та весна далеко, те завяли цветы,
Из которых я с ним завивала венки!
«БУШУЙ И ВОЛНУЙСЯ, ГЛУБОКОЕ МОРЕ». на сл. Е. Растопчиной - яркий пример
пейзажной лирики композитора., сопоставления могучей стихии моря со страданиями сердца.
Бушуй и волнуйся, глубокое море,
И рёвом сердитым грозу оглушай!
О, бедное сердце, тебя гложет горе,
Но гордой улыбкой судьбе отвечай!
Пусть небо дивится могучей пучине,
Пусть спорит с упрямой и равной себе!
Ты сильно, о сердце! Не рабствуй кручине,
Разбейся, но вживе не сдайся в борьбе!
Петь ромасы А.С Даргомыжкого - большое творческое удовольствие: они полны тонкого лиризма, яркого эмоционального высказывания, напевны, разнообразны, красивы. Исполнение их требует большой отдачи творческих сил.
Продолжение: http://www.proza.ru/2011/05/18/1160
Свидетельство о публикации №211051701194