Биография. Глава 1

Годы берут своё.Я всё чаще и чаще ловлю себя на мысли взять в руки перо и написать нечто вроде биографии,прожитой жизни.Тут же останавливают мысли.Зачем?Кому это нужно?Да,многое уже и забыто..Родился я через десять лет после смерти В.И.Ленина 2 мая 1934 года.Моя мама Нюйблом Зинаида Фёдоровна дочь русского мастера-стеклодува Фёдора Ефимовича Маршунова и гордой интеллигентки,домохозяйки,немки из Малой Вишеры.
Итак родился я в г.Чудово.Детство своё раннее помню заплатками,но яркими,сочными.Вот отец везёт меня в д.ясли на деревянных,ясно помню самодельных санках.Я помню его высокую и очень тощую фигуру,с высоко задраной вверх головой.Таким остался он в моей памяти потом, на всю жизнь.Отец Нюйблом Григорий Иванович-сын шведа (Ижорца) Нюйблом Ивана Александровича и исконно русской женщины Фроловой Ирины.Отчества уже теперь и не помню.Ежели говорить о моих бабушках и дедушках, думаю нужно начать по мужской линии с отца.
Дед очень рано умер.Ему было только сорок пять лет.Но до этого он успел многое сделать.Главным памятником ему до сих пор существует железная дорога, названная в последствии "Кировская", которую он строил от Чудово через Тушино, Зеленцы, Лезно, Волховстрой и так до Рыбинска.Из его жизни по рассказам отца я и пишу воспоминания.Характер у деда был суров.Он не любил попов, но любил ходить в церковь, любоваться церковными обрядами.Носил чёрную окладистую бороду, скрывая за ней свою худобу.Дети рождались у дедушки с бабушкой ежегодно и ежегодно они умирали от какой то там болезни по несовместимости крови.Мой отец Гришенька родился кажется восьмым или девятым.И вдруг выжил, когда уже не было никакой надежды, немало удивив этим не только своих уже кстати, натерпевшихся похоронных дел родителей.
Как и полагалось в то время, снарядили тройку лошадей, укутали малютку Гришу, была зима, "хватанули" на дорожку, гурьбой вышли из маленькой хатки, сели в сани с родными и близкими и под звон бубенцов, с песней, помчались за двенадцать вёрст в сторону старого Величавого Волхова, за древнее и знаменитое имение бывшего графа Аракчеева, в храм на крестины.Этого хотела моя бабушка Ирина.Чудовская церковь её не устраивала.
Мчались на тройках Чудовские гуляки на кристины яркой, лунной, зимней ночью.А когда взмыленные лошади остановились у ворот храма и настоятель вышел встречать гостей, родители Гришеньки не смогли отыскать младенца в санях.
Обратная дорога была мучительной и страшной.Предыдущая пьяная, бессонная ночь дала о себе знать.Но люди, едва стоявшие на ногах, метр за метром, по звериному обнюхивали почти все двенадцать вёрст обратной дороги, отыскивая в сугробах обочины заветный кулёк с младенцем.
Его нашли тогда,когда уже не было никакой надежды.Его нашли тогда, когда мать его уже выла волчицей на всю округу, почти двумя ночами стоя над бездной сумасшествия!Гришка,безмятежно спал в морозной, снежной люльке сугроба, в полуверсте от окраины Чудово, на обочине Грузинского тракта.
Отныне дед мой Иван Александрович Нюйблом перестал посещать церковь.А сын его Григорий так и остался нехристем на всю свою оставшуюся жизнь.Дед же с той памятной ночи никогда больше не брал в рот спиртного.Позже он стал работать десятником на строительстве железной дороги от Чудово до Рыбинска.В конце пути, когда уже были в Рыбинске, в один из вечеров с шумом распахнулась дверь жилища и в неё ввалилось несколько человек с саблями нагало.Революционный террор захлестнул страну и несдобровать бы человеку с окладистой бородой и его семье, с их корявой и не понятной фамилией,но видимо спасла их-их же нищета и скудность семейного быта.Обыск было делать негде и не в чем у десятника.Люди ушли,унося с собой взятые под расписку по одной тетради и карандашу.Дорога была построена.В тех краях, по возвращении, где то в селении на Волхове, дед купил сруб дома, сплотил его и по Волхову, а затем и по реке Кересть пригнал плот в Чудово.Но поставить дом он не успел.В одну из ночей дико заржали лошади в конюшне.Лошади были уже не понять чьи и какого государства, но пренадлежали железной дороге.Дед выскочил с фонарём на двор, распахнул ворота канюшни и получил прямой, и сильный удар копыта в грудь.Ему сделали несколько операций.Безуспешно.Быстро развивался рак пищевода.В одно из посещений его сыном, он сказал:"Ну вот,сынок,ждите в воскресение меня домой!"
Дед слово сдержал.В первое воскресение он уже лежал в красном углу своего маленького старого домика на столе, с догорающей в его мёртвых руках свечёй.Ему было только сорок пять лет.А Григорию шёл пятнадцатый год от роду.Но отца своего по возрасту он переживёт только на два года.
Но это всё впереди, а пока сразу сильно сникла и постарела мать.Она пошла работать на стекольный завод вязалкой, а Гриша пригласил мастера плотника и вдвоём они начали собирать новый, пригнаный по Кересте ещё отцом, дом.Дом получился на славу, а старый мастер обещал прийти и умереть в своём,как он считал последнем детище.Через несколько лет, в самом начале Великой Отечественной Войны, когда мой отец Григорий Иванович был уже на фронте, когда умерла и бабушка Ирина, с великим трудом, под бомбёжкой, похороненная на Троицком кладбище в Сябреницах, рано утром в дверь нашего дома постучали.Через дверь, т.е. через щель, моя мама увидела страшное, безносое лицо старого человека, который просил впустить его.Мама не впустила, а ещё через год, от вернувшегося калеки отца с фронта, далеко в Сибири, мать узнала, что это приходил мастер из Трегубова, поставивший дом в Чудово.Ему видимо не суждено было, как он хотел умереть в этом доме.
Если деда своего я не видел, то бабушку помню очень хорошо и отчётливо.С моей мамой отношения у них были , можно сказать молчаливые.Да и бабушка была особого склада характером.Она была очень набожной, но отец,ударившийся сначала в идеи Комсомола, а потом став членом ВКПБ, сразу запретил дома Бога.И большая великолепная бабушкина икона Богоматери, в серебряном окладе, перекочевала на чердак по настоянию отца, немало обидев этим бабушку Ирину.Иконе было разрешено вернуться в дом после трёхлетноего периода моего рождения.Бабушка Ирина души не чаяла во внуке своём Виталике.Чуть только забрезжит рассвет, ставила ведёрный самовар, заваривала чай, потом забирала меня из постели родителей и сажала на кухне, за стол, у окна в "дедушкино место".
В печи уже трещали в жарком пламени, догорая, берёзовые поленья и бабушка пекла блины.Родители после завтрака уходил и на работу, я перекочёвывал на кровать и играл с "Богоматерью", а бабушка принималась мыть и чистить всё вокруг в доме.Большой страстью бабушки был лес.Дома постоянно были грибы, ягоды и все лесные богатства.Ещё она знала великое множество сказок.И мне казалось, что она неисчерпаемо богата ими.В то же время жила как то скромно, неслышно - тихо.Перед самой войной её разбил паралич.В доме, бабушка жила в так называемой спальне на одно окно.У неё был небольшой столик, кровать, кованый сундук, икона и портрет дедушки.
Я с пяти летнего возраста очень любил бегать с соседской девочкой Алькой Никитиной в кино.Приходил к бабушке, просил на кино.Она открывала этот заветный сундук, копошась доставала медяки.Я говорил:"А Альке?"Она добавляла и на Альку.Потом совала в руку мне большой кусок сахара.По дороге в кино-дом культуры "Красный маяк", мы с Алькой заходили к другой бабушке, по маминой линии.Она отбирала у нас сахар, крошила на мелкие кусочки, усаживала нас за стол и наливала чай и только после этого, можно было идти дальше.Но об этой бабушке чуть позже.
Продолжение следует...


Рецензии
Буду с удовольсвием читать продолжение. Написано увлекательно, лёгким, воздушным языком. И как же они Гришку потеряли!? Я бы точно, как вы пишете, сошла бы с ума. Спасибо!

Валентина Апанасенко   31.05.2011 17:03     Заявить о нарушении
Спасибо вам:)Сама удивляюсь,как потеряли,но это абсолютно точно не выдуманная история:)))Буду стараться писать,как смогу,к сожалению мало времени.

Виталий Нюйблом   03.06.2011 13:11   Заявить о нарушении