Глава 2. 5. Новый начальник

Глава 2.5. Новый начальник
 Следователь:
     - Говорят, что перед своим  карьерным взлетом,  он занял вашу должность.
- Причем это к делу?
- Просто информация. Высокие начальники каждый день не погибают.
Нужны какие-то причины. Кто-то ему завидовал, кто-то плел интриги.
Мне было безразлично, что из этого следует, в мою голову опять врывалось прошлое

Хорошая женщина – это всегда поддержка и стимулирует жить в любой непростой ситуации. Но мне надо было найти себе начальника. И тут меня осенило – «Это он!».
Нас никогда не связывали дружеские отношения. Но жизнь нас всегда сводила вместе, чтобы это понять опять заглянем в начало моей карьеры.

Контора.
 Надо сказать, что после института мне и моим товарищам по курсу крупно повезло – нас взяли в конструкторское бюро (КБ). Это было время, когда многие инженеры погибли на войне или прошли войну, а мы были новое поколение, способное впитать в себя новые решения. Страна, разбитая войной, очень нуждалась в этом.
Кроме того, во время войны создали довольно действенные структуры. Особенно в авиационной промышленности КБ.
Мы попали в атмосферу, где разработка и  её воплощение были рядом. Наше КБ числилось при мощном заводе. А у нас было опытное производство, которое ждало от нас заданий и готов была воплотить  в «железе» любые наши задумки.
В лабораториях при отделе были механики, и они работали  бок о бок  с нами. За каждым из нас были закреплены девочки – техники. Они из наших грязных записок делали документацию. И так мы сразу были вознесены на вершину, на нас смотрели все и ждали, когда мы дадим работу.
Первое испытание я прошел  сразу. Начальник отдела призвал меня к себе и сообщил: « В лаборатории стоит образец. Он только прибыл из цеха, надо его запустить».
Для него это было обыденно, а для меня  это звучало так же, как бы Б-г возложил на меня задачу создания Земли: «Надо бы создать мир, желательно за неделю».
Такого типа аппаратуру мы проходили в институте. Я просто благоговел перед преподавателями. Они, развесив за спиной плакаты во всю стенку, разбирали, не глядя, все, что было у них за спиной. Аппаратуру такого масштаба нам объясняли целый семестр, а тут я впервые вошел в зал, где она стояла.
Там меня встретил «бывалый» инженер, имевший стаж 3 года. Он меня поразил своими оригинальными мыслями.
«Значит так» - начал он – «Им это очень нужно. Поэтому они за ценой не постоят. Надо просить за запуск такой аппаратуры 2 недели отгула».
Обалдевший  я кивнул головой. Через некоторое время, бывалый вышел от начальника и сказал: «Все договорился».
Мое бормотание: «Мы же вообще ничего не настроим»  – было с презрением отвергнуто.
И началась великая работа и днем и ночью.
Это была работа для Шерлока Холмса.
Это только не работавшие в этом деле могут думать, что можно сразу включить аппаратуру, которая прибыла из цеха, и она заработает.
Никогда он этого не сделает.
Аппаратура и программа – это кокетливые и ревнивые женщины. Они упрямятся и преподносят сюрпризы на каждом шагу. Особенно, когда ты твердо уверен, что тебе удалось овладеть ситуацией. Поэтому опытные люди всегда настраивают по частям и делают постепенную сборку частей. Только тогда можно  точно и быстро уловить причину того или иного поведения этой капризницы.
Наконец, мы победили ее, она заработала  и нам дали первый отгул.
Я его использовал на полную катушку - купил путевку  на тур по Прибалтике.
Это тоже был первый опыт. И я познал, что такое одинокий молодой мужчина, совершающий путешествие в группе и на маршруте, где многие люди встречаются на время остановки максимум на два дня.
Началось все раньше самого путешествия.  Оказывается, я прибыл на день раньше срока. Было лето, и меня разместили в физкультурном зале школы, там по всем залу стояли кровати. Оказалось, что не я один такой рассеянный. В  зале уже была девушка и, несмотря на то, что зал был большой, ночью мы нашли друг друга. Дальше не буду описывать путешествие. Разговор касается другого – истории  конструкторского бюро КБ и  в дальнейшем Научно-исследовательского института (НИИ), учреждений, которые на сленге назывались «конторой».
После прибытия из путешествия я узнал, что нас всех ожидает новая работа, связанная с появлением полупроводников. До этого мы имели дело только с реле.

Во время ожидания произошел эпизод, вписавший нас в коллектив. Как я говорил, в составе лаборатории был механик. В его задачу входило изготовление металлических конструкций для реле и электроники. Мы заметили, что он давно посматривал на нас.
Однажды он подошел и прошептал тихо, чтобы не слышно было в лаборатории.
«Ребята вы уже тут давно, а еще не угостили» .
Бежать за водкой и потом нести ее через проходную, никто из нас не осмелился. Я, подумав, вспомнил, что в конце лаборатории стоит шкаф – сейф. В нем, как драгоценность хранился в 3-х литровой банке спирт.
Ключи от сейфа были у женщины, ведавшей хозяйственными делами лаборатории.
Утром я подошел к ней и попросил бутылку спирта, поскольку настроенную аппаратуру должны были отправлять и надо прочистить для надежности контакты. Хотя она и не разбиралась в технике, но у нее появилось сомнение, что нужно такое количество спирта. Она дала полбутылки со словами – «Только ему не давайте», подразумевая под «ему» - механика.
Конечно, весь спирт перекочевал в его шкаф. У него был свой закуток.
Мы, молодые специалисты, сели в этом закутке и он расставил круглые аллюминивые корпуса  из-под конденсаторов.
Я один заупрямился: «Без воды пить не буду». Принесли воду и мы выпили за успех нашей карьеры.
Далее не помню всех. Сам я пребывал в хорошем настроении и казался себе чрезвычайно трезвым, кидал шутки,  от которых сам сотрясался от смеха, с умным видом смотрел какие – то отчеты. В это время из-за своего стола смотрел на меня начальник. Потом он взял трубку и позвонил в НИИ:  «Присылайте скорей исходные материалы, у нас молодые специалисты запили».
Когда на другой день я протрезвел, я начал вспоминать, что в нашу дружную компанию молодых просочился белокурый мальчик.
Мы все были из одного выпуска, он оканчивал другой Университет и был нам не известен. Вчера он проявил себя очень деятельно – он принес стаканчики из-под конденсаторов, он притащил для закуски  какой – то кусок колбасы. Несмотря на свой почти детский вид  пил наравне со всеми.
Нас следующий день он подошел ко мне и представился «Кирилл!». После  разговора с ним я выяснил, что он был большой знаток литературы.
Но с некоторой спецификой.
Это было время, в которое было мало хороших книг. Все ресурсы уходили на печатание классиков марксизма и другую пропагандистскую литературу.
Хорошие книги можно было достать (термин того времени, не путать с глаголом «купить») в обмен на бумажную макулатуру. Кроме того, был «черный рынок». На нем продавались хорошие книги. Торговцы такими книгами назывались спекулянтами (население их называло «фарцовщики», и преследовались милицией).
Где эти фарцовщики добывали книги было загадкой. Хотя было известно, что далеко от Москвы местные издательства брали на себя ответственность и издавали книги, пользующиеся спросом 
Так вот прояснилось, что Кирилл занимался фарцовкой. Это было сочетание его большой любви к книгам и метода зарабатывать деньги. Эти две страсти он пронес через всю жизнь до момента нелепой смерти.
После того как он вошел в наш коллектив, стало понятно, что это человек другой формации или как сказала одна из сотрудниц, человек не из нашего детского садика.
Нас всех интересовал результат – под этим мы понимали конкретную аппаратуру, которая была полезна людям и быстро уходила в  жизнь.
У него на первом месте стояла показуха. Все должно было  оформлено так, чтобы производить впечатление.
Впервые он проявил свои деловые качества, когда мы пускали важное оборудование. Такое важное, что проинспектировать ход работ приехал Председатель Совета Министров.
Когда прошел первый показ, все были удовлетворены. И довольный Председатель задал важный вопрос достойный его ранга.
- Что нужно для ускорения процесса настройки?
У меня в голове крутились не поставленные  элементы, нужные измерительные приборы. Но меня опередил Кирилл:
- Нужен 80 –квартирный дом и ключи на стол Игорю.
Председатель Правительства помедлил и сказал секретарю:
- Запишите, надо это обсудить.
Стоящие рядом даже не успели среагировать на это заявление. Квартирный вопрос, как давно известно, был и остается в стране основным. Люди стояли за квартирами десятки лет. Все из нашего коллектива просто загорелись.
Сопровождающая свита не успела отреагировать. Только министр, курировавший наши работы, сказал:
-Этот вопрос позвольте решить мне.
А потом, проходя мимо меня, пробормотал сквозь зубы:
- Ты ничего не получишь.
Я это понимал на 100 процентов. Но Кирилл был весел и уверен, как маленький мальчик.
-Игорь! Пожалуйста, сделай так, чтобы поехал я  в Москву по этому делу.
Хотя директор нашей конторы был недоволен, поскольку в те времена такая инициатива должна была пройти по инстанции,  но все - таки подписал командировку.
Кирилл готовился к этой командировке тщательно. Его гардероб был обновлен, конфеты закупались в массовом количестве.
Я его спросил –« Ты, что будешь конфетами подкупать министров?»
- Нет только симпатичных девочек – секретарей
Он уехал. Периодически он звонил из Москвы, в основном продлевал командировку.
Наконец он вернулся, очень гордый собой и привез большую папку.
- Это проект постановления Совета Министров по поводу строительства дома. Дополнение к контракту на станцию.
Все ахнули. Эта была важная бумага.
Более опытные люди, такие, например, как я  и директор, знали цену этим бумагам. Они также легко не выполнялись, как и принимались.
В дальнейшем и эта бумага забылась, а дело о доме было, как говорили, спущено на тормозах.
Но  в карьере Кирилла она сыграла большую роль. Он встретился с большим числом чиновников большого ранга, быстро освоил кухню получения виз на документах, а главное, запомнился начальникам.
Обаяние этого светловолосого мальчика, написанная на его лице готовность понять и помочь всем людям, не могла не запомниться.
И после этого по приезде чиновников из Москвы они обязательно вспоминали его, и просили его участия в делах.


Рецензии
Я всё пытаюсь определить время с точностью до года. 56 - 59 год, лет почти на двадцать старше меня. Есть закон такой, что каждое следующее поколение хуже и жиже предыдущего, увы...

Лео Киготь   21.11.2011 19:21     Заявить о нарушении
Лео!
О дате. Вы почти точно определили время. Хотя рассказ начинается в это время. Но он расстянут по времени. Если писать о каждом годе , то это будет "Война и мир."
Визит Председателя уже был в 60-ые годы. уже старый Косыгин и более молодой и энергичный Устинов).
Насчет людей то это был расцвет КБ. Наверное, Вы заметили, что если первая часть "Страданий" содержит много практических дел, то во-второй уже их меньше. КБ превратились в отстойник,где можно было делать вид, что ты что-то делаешь. Я очень хотел показать как расцветала и умирала сеть КБ.
Люди подобные Кириллу, мне нравятся, когда они идут в ногу с задачами, но часто особенно теперь, они просто пользуются ситуацией и сами пропадают независисмо от накопленной суммы, когда фонтан первоначальных идей заканчиается. Мне более симпатичен Фомич, который работал руководясь идеей.
Сегодня таких быть не может.
Могут быть только энтузиасты в науке.
Остальные мои откровения буду писать к другим Вашим комментариям.

Игорь Коровин   22.11.2011 18:17   Заявить о нарушении