Звёздные часы фронтовика Харина

      Славен наш город талантливыми художниками. В их числе – заслуженный деятель культуры РБ, ветеран Великой  Отечественной войны Григорий Ефимович Харин (1924-2005).
      Когда Григорий Ефимович ещё учился в уфимской школе, у него обнаружились большие способности и тяга к рисованию и появилась  мечта стать художником. Но в его становление художника вторглась война… В 1942 году по окончании средней школы 17-летним мальчишкой он был направлен на призывной пункт, а оттуда, после срочных курсов разведчиков – рядовым в действующую армию на Белорусский фронт. В задачу его как разведчика входило определение маршрутов передвижения и мест дислокации войск противника; при зарисовке боевых позиций очень пригодилось его умение рисовать. Его боевой путь – от Москвы до Кенигсберга. В 1943 году в боях за Оршу он получил ранение в шею, но от госпиталя отказался, а после недолгого пребывания в полковой медсанчасти снова встал в строй. С 1943 года началось победное шествие армии, в которой он служил: в этом году он участвовал в освобождении Орла и Смоленска, в 1944 году – в освобождении Витебска и в прорыве обороны немцев в Восточной Пруссии, а в 1945 году – во взятии городов Инстербург, Пиллау и Кенигсберг. За безупречное служение Родине Григорий Харин был удостоен благодарности маршала И.Х.Баграмяна, двух орденов Красной звезды, ордена Великой Отечественной войны и нескольких медалей, включая медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1945 году он принял  участие в Параде победителей на Красной площади в Москве (сохранились кадры кинохроники); и это был его звёздный час, когда он – статный и бравый воин, в парадном военном обмундировании гордо и победно чеканил шаг по Красной площади…
      Вернулся на родину в Башкирию он только в 1947 году (в должности старшего сержанта), прослужив до этого ещё два года в Польше. Он до самой смерти хранил свою фронтовую гимнастерку, в которой проходил несколько лет и после войны (когда нечего было носить). С 1947 года началась его трудовая биография: сначала – как преподавателя в одном из уфимских училищ, а затем,  до самой пенсии – как художника-оформителя на Уфимском моторостроительном заводе (сначала в цехе, а потом в бюро эстетики). А ещё он серьёзно и на всю жизнь увлёкся живописью. С 1949 года начал активно посещать открывшуюся при УМЗ первую в республике народную студию изобразительного искусства в д/к имени М.И.Калинина (ныне здесь находится один из учебных корпусов уфимского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова) под руководством ветерана Великой Отечественной войны, замечательного художника, педагога и подвижника Г.В.Огородова.
      С того времени началось и творческое становление Григория Ефимовича. Эту изостудию он посещал до 1958 года, а затем стал обучаться станковой живописи у прекрасного художника, преподавателя и человека энциклопедических знаний П.М.Лебедева. Он постоянно занимался самообразованием, много читал об искусстве. Из художников ему особенно были близки К.А. Коровин, И.Э.Грабарь, Б.Ф.Домашников, А.А.Кузнецов. В 1970 году он закончил факультет изобразительного искусства Всесоюзного Московского заочного народного университета искусств имени Н.К.Крупской, а чуть позже – вечерние курсы этики и эстетики.
      Живопись превратилась в смысл его жизни: ей он посвящал весь свой досуг, годами, десятилетиями пытаясь разгадать её великую тайну и оттачивая свое мастерство живописца. Обучаясь в самодеятельных по сути студиях, тем не менее, сумел добиться большого профессионализма. Его работы участвовали в большинстве коллективных выставок студийцев, включая республиканские, зональные, всесоюзные выставки и выставки произведений башкирских художников в ГДР (1975 г.) и в Японии (1975, 1976 гг.). В 1974 за большой вклад в культурную жизнь изостудий и завода он был удостоен звания заслуженного работника культуры республики; в том же году состоялась его первая персональная выставка. И это снова был его звёздный час, когда люди узнали и оценили его творчество. В связи с этой выставкой народный художник России Борис Фёдорович Домашников сказал о нём: «Григорий Ефимович как художник по призванию тонкий лирик. Он работает, сомневается, ищет, советуется с более опытными мастерами…Живопись его приобретает определенную культуру, появляются любимые мотивы и темы, любимые цвета и линии – он стремится к большей самостоятельности... Он ещё не раз порадует зрителей искренними художественными произведениями…» (Б.Ф.Домашников «Григорий Харин. Живопись». Каталог. Уфа, 1974). Григорий Харин – простой человек своего времени, живший жизнью родного завода, одновременно жил напряжённой внутренней жизнью, позволившей ему достичь в живописи духовных вершин. И звёзды сошлись, и в 70-е годы родилась его удивительная картина «Синий вечер»…
     За свою жизнь художник создал более 500 зрелых картин маслом: они имеются в фондах Башкирского художественного музея им. М.В.Нестерова («Снегири», «Верхотор. Овцы», «Весна в Юматово», «Вечер в горах»,  «Лед проходит»), в Японской национальной галерее, в частных коллекциях Москвы и зарубежья. Картин на военную тему у него, правда, нет (как и у ряда других художников-фронтовиков): видимо, душа не зажила… Он и рассказывать о войне не любил. Нам, наверное, трудно себе представить, как сильно тосковал на фронте юный боец по тишине, по мирной жизни, по родной земле, и тема мирной родной земли впоследствии широко развернулась в его спокойных, лирических полотнах, на большинстве из которых – природа Урала: её  красотой он не переставал  восхищаться всю свою жизнь, снова и снова наивно и чистосердечно удивляясь весеннему ледоходу, цветущим деревьям, пухлым ярким снегирям… Сам сдержанный по характеру, особенно после войны, он открывал свою душу живописи, долгие годы ведя с ней искренний диалог. Художник много писал с натуры; за свою жизнь объездил с этюдником весь Урал, регулярно в тёплое время года в выходные и отпуска выезжая с друзьями-художниками на природу на этюды.   
Большинство его картин – это лирические пейзажи. Очень трогательны уже сами их названия:  «Скоро весна», «По тонкому льду», «Весна в окно стучится», «Первая зелень», «Цветущая полянка»… Художник не копирует натуру: его пейзажи одухотворены; в них мало людей, но они «очеловечены». Особенно много у него пейзажей с высокими тонкими деревцами, которые живут своей особой жизнью: встречают первый снег («Первый снег»), дружно противостоят осенней непогоде («Снег в октябре»), с надеждой ждут весны («Ожидание весны»). А весна радостно заявит о себе розоватым перламутром мартовского снега и стволов берез («Весна в Ключарёво»), белым цветением апрельских деревьев («Апрель в Юматово»). Весеннее пробуждение природы не переставало волновать его всю жизнь.
      Г.Е.Харина отличает очень тонкое восприятие цвета и света: многим его работам свойственен мягкий и нежный колорит – пишет ли он растительность, небо или воду. Даже в его горном пейзаже «Уральские горы» открытые светлые слоистые горные породы так тонко выписаны, что напоминают пастельную радугу. Что бы ни писал художник, он пишет душою.
      В ряде его работ цвет становится более смелым и насыщенным («Синий вечер», «Изумрудный полдень», «Муллакаевская пристань», «Каменная россыпь», «Река Инзер»). В своей картине «Синий вечер» он показывает синий цвет во всей его красоте: на фоне зимнего ярко-синего вечернего неба возвышаются грациозные тонкие деревья с хрустальными шапками инея, словно связные между небом и землёй, словно хранители тайны красоты, безмолвно призывающие нас оторваться от текучки жизни, остановиться: вслушаться в загадочную тишину, всмотреться в удивительную красоту… Художник как бы иллюстрирует строки Николая Гумилева:
                Я знаю, что деревьям, а не нам
                Дано величье совершенной жизни.
                На ласковой земле, сестре звездам,
                Мы на чужбине, а они в отчизне…
Именно для таких картин справедливо следующее высказывание друга Григория Харина, заслуженного художника РБ Сергея Литвинова: "Чем больше каких-то подсознательных чувств, каких-то синих толчков из души во время работы, тем она лучше".
      Свои «плавные» пейзажи Григорий Ефимович нередко оживлял птицами («Грачи прилетели», «Летний день», «Сороки на льду», «Ласточки», «Март» и другие), которых любил слушать и за поведением которых любил наблюдать – но осторожно, чтобы не спугнуть. А его цикл "Снегири" можно назвать его «визитной карточкой». Один из пейзажей со снегирями даже приобрела Японская национальная галерея: видимо, Япония нашла его вполне для себя «экзотичным».
      Есть у художника и динамичные пейзажи (например, «Инзер.Пороги», «Инзер.Рябина»), показывающие мощь разбушевавшейся водной стихии. Ещё одна из граней его таланта – «эпичность» его гор в ряде пейзажей (««Столбы» Малого Явмантау», «Верхотор.Овцы», «Урал», «Урал. Утро», «Вечер в горах»). На его большом полотне ««Столбы» Малого Явмантау» суровые скалы даже напоминают сказочные замки. Древностью, незыблемостью, мудростью и тайной веет от них. А мчащийся внизу поезд кажется по сравнению с ними игрушечным. Имеются у художника и сюжетные работы («На лыжах», «Сенокос», «Зимняя рыбалка», «Сдача норм ГТО на УМЗ», «Воскресный день.УМПО»): они, возможно, незамысловаты, но это гармоничные, жизнеутверждающие и искренние произведения художника. Писал он и натюрморты, большинство из которых очень лиричны («Весеннее окно», «Весенний натюрморт», «Сирень», «Цветы», «Красная рябина», «Осенний натюрморт»). Трепетен его большой натюрморт «Сирень»: это настоящая лирическая картина, выполненная очень нежно и бережно, чтобы ничем не нарушить созданную на холсте целостность и гармонию. Белые и сиреневые цветки на густых ветках в матовом высоком кувшине на столе трепещут и мерцают, как маленькие звездочки…
      При жизни у Григория Ефимовича были всего две персональные выставки: излишне требовательный к себе, он редко отваживался на них, считая, что для них нужно ещё работать и работать. Хотя сам всегда был фанатично предан живописи, буквально «одержим» ею. По признанию его сына Александра Григорьевича, всю свою жизнь отец, исполнительный и добросовестный работник, тем не менее, жил небогато и так и не смог завести себе приличный дорогой костюм, тратя большую часть средств на краски и холсты… Вторая  и последняя прижизненная персональная выставка Григория Ефимовича в Уфе состоялась спустя целых тридцать лет забвения, в 2005 году, в канун 60-летнего юбилея Великой победы. А через полтора месяца его не стало: сердце…81-летний художник ушёл, повинуясь неумолимому времени. Одно поколение художников сменяется другим. Так, как Григорий Харин, уже не пишут. Но пусть звёзды его высокого творчества светят нам всегда!


Рецензии
Да, выставки художников из республик СССР в ГДР были. У меня сохранилось несколько каталогов из тех лет. Что касается картины "Синий вечер", то есть картина "Синие деревья" дрезденской художницы Lea Grundig из старшего, уже ушедшего поколения.

Жарикова Эмма Семёновна   10.11.2013 07:33     Заявить о нарушении
А мне известна ещё одна картина под названием "Синий вечер", тоже местного художника.

Эмма Соловкова   12.11.2013 02:13   Заявить о нарушении