Трирема

 Кроме торговых судов (http://www.proza.ru/2011/01/30/325) финикийцы строили  много боевых кораблей, оснащенных мощными таранами. Они первые задумались над тем каким образом можно увеличить скорость судна. В то время, когда парус играл лишь вспомогательное значение, в бою и во время погони  приходилось рассчитывать прежде всего на весла. Таким образом, скорость корабля прямо зависела от числа гребцов. Сначала длину корабля выбирали, исходя из нужного числа весел. Однако беспредельно увеличивать ее было невозможно. Выход был найден в строительстве кораблей с несколькими рядами весел. Сначала стали строить корабли, у которых весла располагались друг над другом в два яруса. Самое раннее изображение двухъярусного корабля обнаружено во дворце ассирийского царя Саннахериба. Нижний ряд гребцов на нем скрыт под палубой, а верхний располагался прямо на ней. Позже появились трехъярусные корабли - триремы.  По свидетельству Климента Александрийского именно финикийцы построили первые триремы, которые, как показала история, оказались наиболее оптимальным вариантом гребного судна. Это был корабль весьма значительных размеров, имевший три ряда весел, расположенных один над другим в шахматном порядке.  Весла были различной длины, смотря по рядам, в которых находились их гребцы. Самые сильные сидели на верхней палубе, так как им приходилось управлять самыми длинными веслами. Триремы были очень легки на ходу, маневренны и обладали хорошей скоростью. По примеру финикийцев их стали строить все морские народы Средиземного моря.

  Разумеется, не раз делались попытки увеличить число гребных ярусов. У македонского царя Деметрия Полиоркета были корабли с 6 и 7 рядами гребцов. У египетского царя Птолемея Филадельфа было два корабля с 30 рядами весел, а другой египетский царь Птолемей Филопатр имел корабль с 40 рядами весел. По размерам он не уступал большому современному лайнеру, имел 4 тысячи гребцов, 3 тысячи человек экипажа и 400 человек прислуги. Но все подобные корабли были громоздкими и неповоротливыми. Позже римляне вернулись к хорошо зарекомендовавшим себя триремам, которые и оставались основным типом морского судна на протяжении всей античности.

Оглавление раздела «Сирия, Палестина, Финикия» http://www.proza.ru/2013/10/06/1576

Хронология великих изобретений http://www.proza.ru/2011/03/26/354

Военное дело в Древней Греции http://proza.ru/2015/01/08/2451


Рецензии
Сорок рядов это сорок этажей, даже если каждый этаж по 1 метру, это уже 20 метров высоты. Какой длины должно быть весло, чтобы достать им до воды - метров сорок.

Да иногда встречаются гигантские сосны высотой в 40 метров. Но грести такой сосной пупок развяжется, а обстрогать её потоньше, так она сама сломается под собственной тяжестью.

Намой взгляд, ларчик открывается гораздо проще.

Полагаю, что все гребцы триеры сидели не друг над другом, а рядом друг с другом, на одной палубе, на каждой скамье сидело по три человека. И у каждого было своё весло. У тех кто сидел у борта - покороче, у тех, кто сидел ближе к середине корабля - подлиннее. Вот и вся хитрость.

Позднее венецианцы создали галеру, судно, на котором все три гребца гребли одним общим веслом.

Михаил Сидорович   25.04.2025 12:32     Заявить о нарушении
Насчет 40 рядов действительно есть сомнения. Не помню сейчас источника этих сведений. Кажется, Плутарх упоминает о таком корабле в жизнеописании "Антония". Что до триеры, то 3 ряда - не 40. Тут проблем быть не должно. Ваша гипотеза маловероятна.

Константин Рыжов   25.04.2025 19:34   Заявить о нарушении