Замок или колода? На чужбине

Только сейчас я увидела, как болен мой муж. Не то, чтобы он скрывал болезнь, он никогда не жаловался. Считал, что врачи сделают то, что надо. Ходил регулярно сдавать кровь на анализы, принимал таблетки строго по указаниям врачей, даже бросил выпивать, потому что наличие алкоголя в крови искажает общую картину. Эту самую картину созерцают только врачи и он, сам пациент. А близкие ничего не знают, соблюдается то ли врачебная  тайна, то ли неразглашение личных данных – к ним ведь относятся и результаты анализов, то ли просто выдерживается принцип этой страны: каждый бьется сам за себя.

Какая она, эта страна? На уроках русского я спрашиваю у иностранцев: «Какого цвета Москва?» Подростки кричат: «Красная!» Еще бы они не знали, подростки ведь всегда все знают, тем более я замучила их демонстрацией видов Кремля с красной звездой. Если Красная площадь, красный флаг, то значит – красная она, Москва, как и вся «Руссия».
 
Чужая страна, то есть Суоми, для меня – чистая, прозрачная, не случайно на национальном флаге обозначены два цвета: «белый и синий». Холодные цвета, правда? В этой стране живут немногословные люди, замкнутые, какие-то не такие, как на моей Родине. Наверное, Похъёла, страна мрака и молчания, отложила отпечаток на характер ее обитателей.
Так вот муж, финн, никогда не жаловался мне на плохое самочувствие. Если я просила отправиться всей семьей в путешествие, Тапио говорил, что нет денег. Когда я стала зарабатывать и по-прежнему настаивала на совместных вояжах, он ссылался на сотню причин, кроме основной: ему самому было тяжело передвигаться, а, возможно, и страшно, что вдруг что-нибудь случится в дороге. Поэтому я стала ездить одна. На протяжении лет пятнадцати я путешествую по разным городам Финляндии, вижу ее не как турист, а изнутри, потому что нахожусь или на работе в финских учреждениях, или на учебе. Меня до сих пор поражает однообразность страны. Это единообразие, принятое и поддерживаемое всем населением страны и есть тот стандарт, что обеспечивает порядок. Несбыточная греза всех русских нацлидеров, сколько их ни было. Ведь когда все отрегулировано до мелочей, подведено под общий знаменатель, легче управлять единым механизмом.

Эта страна так и не открылась мне, хотя и приняла в свою механическую утробу. Я стала винтиком, но ведь мне этого недостаточно, я бы хотела быть частью народа, мыслящего, чувствующего, любящего свою Родину. Как же можно любить то, что удобно? Это все равно, что пылать страстью к какой-нибудь вещи, предназначенной для бытового использования. Возможно, я несправедлива к неласковой, суровой порой, Похъёле. Так хочется сказки или мифа!

Пустынный город Миккели удобен для проживания, приятен для прогулок, полезен для здоровья. Его чистый сосновый воздух продлевает жизнь обитателям. Порядок и чистота освобождают от стрессов, ненужных проявлений эмоций.
 
Лютеранский собор Святого Микаэля немного подавляет величественной мрачностью. Предполагаю, что в минуты отчаяния или наступающего безумия этот строгий, непоколебимый силуэт можно возненавидеть. Весь облик собора как бы поучает: «Живи правильно, не делай лишних движений, не суетись, работай, оставайся самим собой и ... будь один, как я, этого достаточно, чтобы крепко стоять на ногах, а что еще нужно?» Он действительно красив своей прямотой, гордостью за себя. Он выдержит всё!

На вокзале я увидела милую пепельницу: обычный цветочный горшочек приспособлен для окурков. Как просто и гениально! Не надо устанавливать гигантские тумбы для мусора, надо всего лишь вовремя опустошать маленький горшочек. И надо всего лишь отправить окурок по назначению!

Миккели – город для людей, умеющих кропотливо, изо дня в день, из часа в час выполнять одни и те же поручения. Это на самом деле совсем не скучно!

Вот например, как работает почтальон. Ежедневно он приезжает в одно и то же время на вокзал, чтобы получить корреспонденцию, доставленную поездом. Финские поезда, увы, опаздывают, особенно зимой, во время морозов или снегопадов. Почтальон весь год, в любую погоду, курсирует между вокзалом и почтовым отделением на велосипеде. Так дешевле, надежнее, да и вообще очень по-фински. Человек на своем месте много лет, ни разу не заболел, не подвел, он нужен городу.

Я знаю, как почтальон Пекка проводит свободное время, я знаю, о чем Пекка думает перед сном.

Рабочий день заканчивается в 16.00, через пятнадцать минут Пекка уже дома. Он живет в небольшом коттедже из двух комнат: одной гостиной и спальной. С женой развелся давно, сын работает в строительной компании в Оулу, далековато от Миккели. Иногда звонит, поздравляет с Днем отца, во время Юханнуса, выпив чего покрепче, интересуется, где отец отмечает летний праздник. Как будто не знает, что батя всегда дома.
 
После работы почтальон пьет кофе, съедает два карельских пирожка, запивает простоквашей, ложится вздремнуть. Вечерком выходит во двор размяться: поскрести газоны, собрав прошлогодние листья грабельками, летом можно воспользоваться газонокосилкой, а зимой уж непременно выходит Пекка с лопатой для расчистки дороги от снега. Обязательно перекинется парой слов с соседом, о погоде, футболе, не затрагивая глобальных событий. Зачем обременять мозг перед сном? Пекка ложится спать рано: в 20.45, после вечерних новостей, которые ежедневно показываются по первому бесплатному каналу в 20.30
Это самая надежная программа новостей для всех истинных финнов*!
 
Железная дорога Финляндии славна своими традициями. Первая железнодорожная линия в стране была проложена в 1862 году. Эта дорога соединила Хельсинки и Хямеэнлинна. Сообщение между столицами Финляндии и России было налажено еще раньше, но именно достижения техники позволили управлять Великим Княжеством более эффективно. Из Санкт-Петербурга, с Финляндского вокзала, отправлялись поезда с российскими чиновниками, с финскими работниками, служившими в русской столице.

Почти в каждом городе или поселке на вокзале красуется местная достопримечательность: паровоз или старинный правительственный поезд. Современные поезда очень разные: есть скоростные, типа «Аллегро» и «Пендолино», а есть и попроще. Они курсируют между поселками. Все финские поезда очень уютны, в них путешествовать приятно.
Из Миккели я добралась на скоростном поезде «Интерсити» до Коувола, из Коувола на поезде попроще, который можно назвать «электричкой», до Лахти. Из Лахти опять на суперсовременном, навороченном, до Тампере.

В каждом городке я должна была сделать пересадку, спуститься по лестнице в подземный переход и подняться на нужную платформу. На перроне приходилось ждать следующего поезда не более 10 минут. Все объявления звучат в Финляндии на трех языках: финском, шведском и английском.

Пассажиры – самые разные. Здесь и ухоженные, деловые пенсионерки, и студенты непременно с ноут- или нетбуками, и такие, как я: иностранцы и иностранки, у которых назначены интервью в каком-нибудь городе.
 
Я поехала в Тампере на очередное собеседование по поводу курсов. У меня заканчивается работа учителем в начале июня, и я хочу снова окунуться в рабочую обстановку, хочу почувствовать себя винтиком. За это мне заплатят.

Если меня спросят во время интервью, как я себя чувствую в Финляндии, я, конечно, буду хвалить страну и замечательных гостеприимных ее коренных жителей, «истинных финнов».
Но на русском языке я напишу в блоге: «Черненькая собачка свернувшись лежит: не лает, не кусает, в дом не пускает. Отгадайте, что это?»

Это эмиграция. Чужой воздух, чужая свобода, замок. Но ведь замок – это безопасность, стабильность, это когда ты закрыт с головы до ног, а это значит – ты сам по себе, ты самодостаточен, не так ли?

Нет, я не жалуюсь и не ностальгирую. Обратно, в Россию, не хочу. Если бы меня спросили, как я представляю ее, я бы опять обратилась к русскому фольклору: «Лежит баран – не столько шерсти на нем, сколько ран». Как вы думаете, что это?

По мнению народа, это колода, на которой дрова рубят.


 
*”Perussuomalaiset” – «Истинные финны» – так называется партия, победившая на последних выборах в Финляндии. «Финляндия для финнов» - ее девиз. «Истинные финны» – «политкорректный» перевод на экспорт, а сути названия соответствует «Коренные финны», почувствуйте разницу!

Отчет с фотографиями на моем сайте:

http://elkipalki.net/author/1milla/2011-05-21.409

И неожиданное продолжение темы ровно через год:
http://proza.ru/2012/05/19/1025


Рецензии
Всё абсолютно точно!

Кирилл Кособрюхин   24.09.2013 23:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.