Совесть и демография

               
               

     В любом обществе, равно как и в отдельно взятой личности, всегда присутствуют определённые моральные ценности. Особое место среди них занимают категории долга и совести, которые относятся к высшим моральным ценностям. Именно от их правильного понимания во многом зависит наша нравственность: наши поступки, оценки.
 
Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральную самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Человек осознает и переживает по поводу невыполненного долга, недостойного поведения, оценку которому «выставляет» сам, чувствует себя виноватым.

Иными словами, это нравственная ответственность, в частности,  перед обществом и будущими поколениями за продолжение рода.

Совесть это также и смысловое «со-весть», где сочетовающая приставка "со" плюсует смысловой корень "весть", производный от понятия "ведать", то есть, "знать", что есть «добро» и что есть «зло».

Отсюда, смысл слова «совесть» по русски может пониматься и как призыв к эмоциональному резонансу с некоторым привходящим Знанием.

Конечно, понятия добра и зла не застывшие абсолютные категории. Например, в демографическом плане, для Индии и Китая «доброе», «добро», думается, связано с уменьшением численности населения и приведением его в соответствие с занимаемой экологической ёмкостью территории. 

Для России же, как и для стран, где идут процессы депопуляции, напротив, надо бы, при решающей поддержке государства, увеличивать численность населения, чтобы заполнить наследуемую россиянами экологическую ёмкость территории.

Таким образом, соответствие численности населения занимаемой этим населением территориальной экологической ёмкости и должно стать мерилом «добра» и «зла» в демографии. 

В настоящей статье заключена попытка сопрягать  совесть и общественную озабоченность демографическими проблемами.

Как известно, демографическая проблематика, переживаемая современным мировым сообществом, характеризуется увеличением населения мира ежедневно на 250 тыс. человек. Считается, что 12 октября 1999 года появился шестимиллиардный житель Земли. Предполагается увеличение численности населения Земли к 2025 – 2070 гг. до 14 млрд. человек.
 
В то же время известно, что в Европе в 2002 году дефицит рождаемости охватил 12 стран.  Если в  1990 г. он отмечался только в Германии, Болгарии и Венгрии, то  к 2050г. ожидается в  55 странах. В них будут доминировать малодетные семьи, чаще  с  1 ребёнком. В среднем в семье станет менее 2-х детей. Пока что такие страны выручают эмигранты из стран Африки и Азии.

Следующим фактом является знание того, что, если 50 лет назад белое население на  земном шаре составляло 22%, то теперь - 12%. К 2050 г. по прогнозам ООН оно будет составлять около 6%.

Что касается России, то  по прогнозам ООН  депопуляция здесь продержится до 2050 года. Нам же, судя по недостаточной эффективности материнского капитала, даже  для достижения «нулевого прироста» населения, необходимо продолжить поиск мер, предотвращающих вялотекущую депопуляцию России.
    
В целом  следует сказать, что, если в 19-20 веках  Европа боролась с перенаселённостью путём «контроля рождаемости» и «планирования семьи», то в 21 веке ей грозит расовое  перерождение.
    
Также демографами отмечается все большее распространение в мире явления малодетной семьи (1-2 ребёнка), неполной семьи, также гражданского сожительства и однополых браков.

В то же время, в область производства человека (процесс продолжения рода) приходят: искусственное оплодотворение (инсеменация), экстракорпоральное оплодотворение, институт наемного договорного материнства (суррогатные матери), широкое применение методов генетической экспертизы и элементов генной инженерии.

Очевидно, что в формирующейся современной системе производства человека (продолжения человеческого рода) все чаще приходится считаться с репродуктивной свободой и возрастающей (решающей?) ролью женщины.

А эмансипированная женщина предпочитает жить в своё удовольствие. Экономический расчёт подводит её к мысли о том, что дети – большая роскошь. Дети  требуют больших, в том числе финансовых, затрат.

И здесь обращаться к совести женщины не имеет смысла -  многодетность очевидно и явно воспринимается современной женщиной как угроза её личному благополучию (здоровью) и самосохранению. Женщины не хотят «плодить нищету».

Если же тенденцию малодетности принять за основную линию развития современной семьи, а к тому есть немало оснований, то можно думать, наступит время, когда положительная динамика естественного движения населения во всём мире сменится на отрицательную.  То есть, уровень смертности людей, хоть и незначительно, но превысит уровень их рождаемости.

Правда к этому времени на европейской части евразийского материка может произойти замена коренного населения пришлым, что обусловлено действием закона неравномерности развития регионов планеты. Как говорится, пока толстый сохнет, тощий сдохнет. Ведь в Китае и Индии население исчисляется  даже не миллионами - миллиардами.

Как же нам сохранить существующее расовое разнообразие мира, которое, надеемся, ценно не меньше, чем разнообразие растительных и животных форм жизни планеты?

Ответ есть. Нужно для начала объективно посмотреть на экономический смысл такого рычага демографической политики, как материнский капитал.
   
Дело в том, что денежное вознаграждение женщин за репродуктивный труд в форме пособия ни в одной из многих стран (Италия, Франция, Россия, Финляндия и др.) не достигает цели -  нулевого роста населения – суммарного коэффициента рождаемости 2,2.

Этот коэффициент в данном случае не превышает отметки 1,7/1,8 и обуславливает существование вялотекущей депопуляции европейского (белого) населения.

Материнский капитал есть устаревшая форма денежного вознаграждения за репродуктивный труд. Ведь беременной женщине нельзя его потратить на приобретение  детских коляски, одежды, кроватки, питания, наконец, на перешивание собственной одежды хотя бы! К тому же, материнский капитал, являясь, по сути, единовременным пособием, не отвечает духу постиндустриального времени, требующему найма.

Время требует, чтобы  выплачиваемое государством единовременное денежное вознаграждение женщины за репродуктивный труд носило форму помесячной заработной платы.

Наёмное суррогатное материнство указывает на появление капиталистических производственных отношений в сфере воспроизводства населения.

Поэтому не лишено здравого смысла  предположение о том, что, когда государство начнёт выплачивать матерям  за «произведение на свет ребёнка» не разовое пособие в виде материнского капитала, а ежемесячную заработную плату, а также засчитывать эту работу в стаж - тогда отношение женщин к репродуктивному труду позитивно изменится.

Тогда и начнёт быть отношение общества к женщине по совести, а у женщин сформируется необходимая отзывчивость на запрос общества в рождении детей.

Возможно, контрактная форма найма станет способствовать повышению здоровья новорожденных, если одним из условий договора между государством и женщиной станет искоренение вредных привычек у будущих отцов и матерей.

Оплачивать можно работу по произведению на свет не только второго, но и третьего ребёнка, если в этом будет нуждаться общество.


Рецензии
Всё правильно. Цифр не знал многих. Узнал. Не утешили.
Как говорила одна киногероиня: "Мне мужчина нужен два раза в неделю для здоровья".

Всего доброго,
Игорь.

Игорь Исетский   22.11.2011 13:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.