Глава 2. 11. Убийца найден

2.11.  Убийца найден.
Пока все это происходило, следователь продолжал свои исследования. Почему-то он привык ко мне, и у него появилась потребность делиться со мной.
И при первой же встрече он поделился
- А вы зря выгораживаете Корхина. Уже много свидетелей говорят, что видели его в последний момент рядом. Да и отпечатки его пальцев  на перилах есть.
Для меня это была новость.
- Я даже не могу предположить, что он может быть вольным или невольным убийцей. – протянул я.
- Все преступники когда-то были нормальными людьми.
Я решил вспомнить, что же представлял  собой Володя Корхин. Это был один из персонажей типа Ломоносова.
Он появился у меня прямо из цеха. И с места брякнул:
- Хочу заниматься наукой.
Это было понятно, наука это небольшие деньги, но,  по мнению большинства, можно ничего не делать, сидеть в приличных условиях, не иметь гонки, когда кончается срок изготовления, не слышать ругани мастера и вечных намеков:
-Что-то чешется под мышкой, не послать ли за малышкой?
- Не послать ли нам гонца за бутылочкой винца?
И другие столь же понятные присказки, активно претворяемые в действительность.
Он почему-то называл меня только по отчеству:
- Михалыч! Мне надоело чего-то пилить и строгать. Я хочу думать.
--Ну, думай! - И я ему поручил область  контрольных программ и алгоритмов.
Если нормальные процессы предсказуемы, то ошибки и неправильные действия оператора это бесконечное пространство и думать, что ты их предусмотришь, дело безнадежное.
У меня была идея обучить машину человеческим действиям. Оснастив ее небольшим количеством диагностических тестов, можно было сделать так, что не найдя ошибки, машина вызывала оператора – человека, а потом не отключалась, а фиксировала его действия. И после того, как ошибка была найдена, включала эти действия в  следующий поиск. Это был алгоритм с самообучением автомата.
 Он взялся с энтузиазмом за это дело. Взяв на вооружение мою методику и программы, разработанные Ниной, он уже через некоторое время предъявил первые результаты.
Они вызывали невольный смех. Все без труда узнавали почерк людей.
Программа так же, как Нина, надо или не надо ставила временные задержки, чтобы можно было посмотреть процесс растянутым во времени. Хотя её скорости позволяли это делать и без задержек. Программа также скурпулёзно по параграфам инструкции (а как же еще может неодушевленная программа). В общем, в конце обучения надо было чистить программу, оставляя только нужное.
При этом мы поняли один важный принцип. Я его потом не раз наблюдал в обычной жизни.
 Поскольку программа наивна как ребенок, она может быть подвергнута отрицательному обучению, т.е. неправильному или вредному. После чего  она применяет его жестче и  тщательнее, чем создатель.
При этом математические расчеты показывали, что тогда процессы разрушения при отрицательном обучении идут почему-то с большой скоростью, чем  без него.
Володя быстро добился первых положительных результатов.  И даже с моей помощью написал диссертацию.
Он был упорный человек. За месяц до защиты он заболел воспалением легких. Все кто писал диссертации или был около этого дела, понимают, что заключительный этап самый ответственный.
Но Володя ни минуты не лежал в постели. Он успешно защитил диссертацию, но сразу после защиты его отвезли в больницу в высокой температурой. Врачи буквально вернули его с того света, но он заработал астму.
Борьба с астмой сопровождала его всю жизнь. Опять же будучи творческим человеком, он не мог смириться, что существует  что-то с чем не может справиться ум человека.
- Михалыч!- говорил он мне. Эти медики погрязли в стандартных решениях. Надо искать, что-то новое.
Его поиски свелись к увлечению какими-то сверхъестественными методами влияния на подсознание. При этом дома он монтировал приемники и датчики этих полей.
 Втянул в это дело свою племянницу. Девчонка была без ума от него и свято ждала, когда можно будет читать мысли, корректировать их и восстанавливать организмы.
Через некоторое время у Володи развилась привычка при разговоре сосредотачиваться взглядом на собеседнике, не слушать, а читать его мысли.
Однако, одно событие сбило его на другие рельсы, правдолюбие и правдоискательство.
Я не могу понять, но творчество всегда встречается подлостью и мошенничеством. Но если творец вступает с этим в борьбу, то это конец творчеству.
У подлецов перед творцом всегда преимущество.
Делать подлость – это их профессия, этому они посвящают все свое время. А голова творца забита вечно отвлеченными мыслями.

К нам на работу пришла супружеская пара, они работали вместе и довольно плодотворно. Они схватили быстро методику Володи  И на основе этой методики писали  программы с невероятной скоростью. Но потом муж решил писать диссертацию, а поскольку он не был силен в дискретной математике, а упорства Володи в нем не было, то он просто переписал его диссертацию. Но сложность была в том, что перед защитой надо было опубликовать  несколько статей. Он нашел журнал, где никто не знал о наших работах. Рецензенты, не читая подмахнули отзывы, которые были написаны предполагаемым автором, и статьи вышли.
Володя имел привычку почти каждый день по часу сидеть в библиотеке и просматривать статьи по теме. И надо же случиться (о, жизнь, поставщик маловероятных сюжетов) ему на глаза попалась эта статья.
Он с большим вниманием начал читать, но чем дальше, тем больше он узнавал свой текст.
Он прибежал ко мне в ярости.
- Михалыч! Это что же! Обокрали. Более того, они пытаются выдать мои старые идеи за новые. Я подам на них в суд.
Я  знал цену советским судам – это была чистая тягомотина. Кроме явных дел о воровстве или грабеже, они не способны были разобраться ни в чем. Бесконечные экспертизы, судебные заседания со свидетелями. Последние ничего не уточняли, а только портили отношения между людьми.
-Володя! Напиши в Ученый Совет, где он должен защищаться.
Я знал, что все Ученые Советы не любили кляузных дел.
- А напишу!.
И написал. Приложил копии статей диссертанта и свои статьи и диссертацию. Плагиат был явным. Диссертацию сняли с защиты. Самое странное, что попало за это Кириллу.
И по партийной линии- «за низкую моральную дисциплину». В Министерстве начали говорить – о плохих научных результатах и скандалах в фирме.
Кирилл вызывал Володю и сказал несколько крепких слов, предупредил об увольнении.
- Михалыч! За что же меня хотят уволить,- канючил Володя.
Мне было не до него. Уже сверху требовали сокращений. Не утверждали никаких новых работ.
Под каким –то предлогом я перевел супружескую пару в отдел на другой территории.
Кириллу сказал, что он был не прав. Но и ему было не до того. Он безуспешно добивался заказа от Министерства обороны.
Время было напряженное.
Но вот настала тишина. Собственно тишина настала в смысле, что все, кто был наверху, рядом с Кириллом поняли, что это конец.
Я пришел к нему поговорить и увидел интересную картину. Директор солидной фирмы, Кирилл, сидел у себя в кабинете без пиджака. В белой не заправленной рубахе, в «дымину пьяный».
- Садись Игорек! Ты не думай, я в порядке. Вот позвонил, завтра деньги будут в банке. Наливай.
Я понимал, что он врет. Взял бутылку. Вынул из шкафа еще одну запасную и вышел. Только дошел до места – звонок.
Секретарь Кирилла  произнесла:
-  Вас срочно вызывают.
Я вошел в кабинет.  Он властно встал из-за стола.
- Как ты посмел унести то, что принадлежит мне. Я тебя засужу.
Но его запала строгости не хватило и он заныл.
- Отдай бутылки. Но только до завтра. Я завтра буду в норме. Сегодня не могу.
И он сел.   закрыв голову руками. Я вышел.
- Ну, все! - Рычало во мне. Надо отсюда сматывать.
- И дальше я обнаглел. Не дожидаясь краха, связался  с теми, кто давно приглашал на работу и дал согласие. Меня должны были принять через неделю.
А через три дня Кирилла не стало. Он промелькнул передо мной в пролете лестницы.
Все –таки меня заинтриговал следователь и я обратился в Корхину.
- Когда Кирилл спрыгнул с лестницы . ты был рядом?
- А что? Был!
- Можешь поподробнее?
- Слушай Михалыч. Стою я и думаю об алгоритме. Вдруг он выходит из кабинета, как –то по -деловому. Быстрым шагом к перилам и одним махом через них.. Я только посмотрел вниз и испугался.
- А дальше что?
- _ А дальше я пошел думать дальше.
Это же он повторил следователю.
После чего следствие сформулировало:
«Причиной смерти стало самоубийство. В крови была обнаружена значительная доля алкоголя».
Вот таков эпилог блестящего начала блестящей фирмы и её конец, а заодно и человека.


Рецензии
Дорогую цену приходится платить за все эти алгоритмы и программы, цена жизнь, "лишь только жизнь одна, жизнь одна..."
Сколько жизней всосал пылесос ВПК, но что-то и осталось?

Лео Киготь   21.11.2011 20:55     Заявить о нарушении
Лео!
Я думаю, что не столько ВПК, а человек попал под колесо истории.
До сих пор существуют осколки этих КБ, где люди не получают годами зарплаты, где уже нет специалистов, а существуют они за счет сдачи помещений в аренду.
Когда это происходило немногие начальники ранга Кирилла понимали, что это конец. И если не успевали "приватизировать" часть собственности (пионерские лагери) базы отдыха, то они опускались.
А открытый рынок добивал их, поскольку они не выдерживали и не выдерживают конкуренции.
Немногим специалистам, не впадая в коммерцию, удалось сохранить себя. Это большая трагедия конца 90-ых годов 20 -ого века.Об этом и повесть.

Игорь Коровин   22.11.2011 18:53   Заявить о нарушении