Таганка
ВЕСНА И ГОЛУБЯТНИ ТАГАНКИ
Но всегда по весне в майские праздники побеждаемые буйством пьянящего аромата распускающейся первой листвы , над которой кружились в небесно-облачном танце стаи белых голубей. Голубятни и их владельцы-голубятники –шпанистые ребята, обычно в кепках и донашиваемых пиджаках по моде 50-х годов. Их колоритные лица с тем особым налетом приблатнённой независимости и поведения на грани эпатажности в своей аполитичности один из ярких штирихов того времени. Их свист, которым он собирали или подгоняли ввысь свою стаи – особое и очень личностное искусство, их язык с голубями –дивный и завораживающих небесных цветов московских небес начала 60-х.Свист голубятников тех лет …без этого звучания невозможно представить голос той Москвы.
Кружащиеся стаи голубей в московском небе тех лет на праздничными демонстрации навсегда остались в воспоминаниях , как особое знамя свободы, без лозунгов , но абсолютное и прекрасное чьё-то волеизъявление. Ведь кто , не спрашивая разрешения, строил во дворах эти голубятни из всякой немыслимой рухляди, до странности напоминающие современные перформансы и дарил городу эту дикую и своевольную красоту. Сверкающую особой породистой белизной и отрешенную , от всего происходящего внизу в мире людей, жизни города.
ПРОСУШКА БЕЛЬЯ ВО ДВОРАХ
С этой белизной порхающих в небе голубей могло сравниться только развешенное здесь же во дворах белье -бесконечные белые простыни . Белье после стирки вывешивали во дворах , потому что в тесноте коммуналок это было невозможно, да и для свежести))) белья это было необходимо. И действительно в той Москве тех лет можно было вывешивать белье «для свежести» -не было нынешней загазованности, не было столько машин. В голосе города – еще преобладал голос человека.
ПРАЗДНИКИ ТАГАНКИ
Там, на деревянных улочках Таганки кипели страсти, комичные и драматичные одновременно. В праздник над улочками - переулочками тосковали о чём-то своём немецкие оккупационные аккордеоны, звучащие то в одном дворе , то в другом - словно перекликались. Так на всю жизнь и остался образ предельной тоски: «аккордеон на закате» и запах старых деревянных домов прежней Москвы. Завершение праздников, часто вытекающих на простор московских двориков из тесноты коммуналок тех лет и продолжалось на деревянных столах для домино, за которыми жил своей жизнью мужской клуб двора. Домино и шашки были властителями дум многочисленных в тех годы инвалидов войны и пенсионеров.Поскольку в те годы в русле борьбы с «Нетрудовыми доходами» лютовало знаменитое ОБХС , которое боролось с «проявлением частнособственнических инстинктов, как наследия капитализма»,то работать в свободное время считалось преступлением против устоев социализма, что-то вроде «подрывной деятельности». За это по решению суда присуждались реальные тюремные сроки. По доносам соседей даже швеям не разрешалось зарабатывать частно сверх зарплаты. То есть ругательство-присказка «чтоб тебе жить на одну зарплату» было рождено самой жизнью.
Это приводило к незанятости людей в нерабочее время. А при отсутствии и неразвитости культурного досуга в обществе тех приводило к тому , что все дворы были забиты мающими от безделья мужиками, играющими в бесконечное домино на деревянных столах , соседствующих с песочницами под ржавыми мухоморами, где играли в куличики дети. Здесь же на глазах детей за «ДОМИНО» «раздавливался мерзавчик», «опрокидывалась чекушка или поллитра», «на троих» т.д.
То есть в этом вопросе выстраивание преемственности поколений прерывалось только сильными морозами. Этот звук с куражем прихлопнутой фишки домино заскорузлой ладонью уже «разогретого» и «поддатого» пролетариата об скверно обсруганный деревянный дворовый стол - тоже очень точный звук в голосе города тех лет.
ПРАЗДНИКИ ТЕХ ЛЕТ
Как в обветшалом театре , где в конце спектакля вместе с занавесом падала вся конструкция на голову актеров-участников действия , так и праздники вырываясь из тесноты коммуналок , обживая дворы - заканчивались выплескиванием застарелых обид.
Поэтому своеобразный этикет – приглашение на драку тоже появился.
Это была фраза : «Пойдем , выйдем!» И это много значило; что сейчас быть может не только понадобиться все мужество и сила, но и…возможно , что это окажется последним , что пришлось услышать в этом мире.
И начиналась драка- неизменная часть праздников тех лет, без которой не обходились и свадьбы. Нет , не подлая драка исподтишка , а полновесная , шумная, сродни полыхающему пожару , на который тоже всегда с любопытством зевак сбегалась вся округа.
А незабываемое пестрое мелькание колоритных лиц участников тех событий... Словом, рисовать и рисовать! И писать конечно. Но я человек обстоятельный - решила сначала учиться рисовать. А писать уж ладно - как жизнь научит... Если сочтет нужным.
Свидетельство о публикации №211060801060
Обратите: "исподтишка"!
С добрыми пожеланиями, Людмила
Людмила Комарова Сабирова 08.06.2011 18:57 Заявить о нарушении
Белякова Надежда 08.06.2011 20:31 Заявить о нарушении