9. Дополнение и послесловие к романсовому циклу

На фото: Павлова В.К. - вокал, Бычкова Т.Ю. - партия фортепиано.
Чайковский - Апухтин - "День ли царит".

                Дополнение к романсовому циклу


      Кроме романсов композиторов - классиков в репертуаре у нас были и романсы неизвестных авторов: темпераментная цыганская песня «Что это сердце», лирический романс «Калитка», задушевные ансамблевые – «Луны волшебной полосы», «Белой акации гроздья душистые».

      Целое отделение концерта составили народные песни: «Над полями да над чистыми», «Родина», «Зачем тебя я, милый мой, узнала», «Улица, улица широкая моя», «То не ветер ветку клонит», «Калинка», «Не корите меня, не браните», «Под дугой колокольчик поет», «Дивлюсь я на  небо», «Вдоль по улице метелица метет».

      Исполнение этого репертуара относится ко времени работы в школе преподавателя баяна и аккордеона Степанченко Л.М, окончившего в прошлом Ленинградскую консерваторию.

      Леонид Михайлович - талантливый исполнитель, изумительный аккомпаниатор. Технических сложностей на баяне для него не существовало. Он с легкостью импровизировал, создавал обработки пьес, с которыми постоянно выступал в концертах.
      
      В программах концертов звучали и популярные советские авторские песни: Блантера «Лучше нету того цвету», «Черноглазая казачка», «Катюша», «Огонек»; Аверкина «На побывку едет молодой моряк»; Богословского - «Темная ночь»; Петербуржского -«Синий платочек».

      Целый пласт в репертуаре составляли старинные авторские и «забытые» романсы. Их было много, и мы с И.В. Одарчук исполняли их сборниками.

      В вокальном дуэте с Бычковой Т.Ю. мы спели русские народные песни «Пряха», «Вот мчится тройка почтовая», «Меж крутых бережков», Глинки - «Вы не придете вновь», Гурилева - «Радость-душечка», Рубинштейна «Горные вершины», Даргомыжского «Ванька-Танька».
               
                Послесловие
 
      Работая над своим голосом и романсовой темой, я увлеклась и начала систематически заниматься с восьмидесятых годов, когда повалил этот шквал вокальной несуразицы по радио, затем и по телевидению, а сейчас он агрессивной волной льётся и из каждого мобильника в качестве звонка или ответного зуммера.

      Работа над романсами и его активная пропаганда со сцены стала, с одной стороны,  противопоставлением неудержимому потоку вокальной безграмотицы, с другой, - желанием привлечь к этому замечательному пласту русской культуры как можно большего числа людей, а, главное, школьников, которые, как самый податливый «материал», оказались в плену этого воинствующего вокально-эстетического негатива.

      Наверно, кто-то задавал себе вопрос, а кто-то не задумывался над этим: почему в последние 20-25 лет у нас постепенно исчезла культура массового пения? Почему не звучат профессиональные хоровые коллективы?

      Куда подевались государственные детские хоровые коллективы, чьими звонкими голосами озвучивались детские утренние передачи? Исчезла из репертуара массовая песня. Современные «шедевры» озвучиваемые с эстрады, антивокальны и противоречат физиологической (природной) культуре пения.

      Первый симптом таких «песен» - нежелание их петь, запоминать, воспроизводить. Это –подсознательный уровень, на котором отбивается желание петь вообще. К этому и пришли. Это один из негативнейших результатов западного музыкального влияния. Теперь подумаем, чем же так привлекательны романсы и почему?
 
      Они красивы – да. В них лучшие тексты и, чаще, лучших поэтов – да. Главное - романсы удобно петь. А почему? Потому что композиторы прошлого формировались на фоне профессиональной вокальной культуры, которая в девятнадцатом веке была на большой высоте.

      Все композиторы, создававшие романсы, или имели хорошие голоса, или пели в хорах,  в хоровом училище, или сотрудничали с хоровыми коллективами. А творческое сотрудничество композиторов с выдающимися певцами, оперными театрами и хорами вообще было примечательной особенностью того времени.

      Благодаря общей певческой культуре они априори знали возможности певческого голоса и писали вокальную музыку, ЗНАЯ и интуитивно чувствуя тембр и диапазон каждого голоса. (сопрано. альт, тенор, бас). Нынешние самодеятельные «композиторы» понятия не имеют ни о природе певческого голоса, ни определённых закономерностей и правил пользования  диапазоном голоса в связи с переходными зонами от регистра к регистру.

      В настоящее время существует сильнейший профессиональный разрыв между попэстрадой и  вокальным исполнительством. В Советское время эстрадные певцы обладали культурой пения, необходимыми вокальными навыками, сценическим обаянием. В то время ни один номер нынешнего вокального шабаша, за исключением нескольких имён, не прошёл бы на большую сцену, аудиторию: радио, телевидение, праздничный концерт.

      Мы пожинаем плоды «революции» девяностых, точнее, начала восьмидесятых, времени тотального внедрения пресловутой горбачёвской «демократии» в массы и во все сферы жизни. Лозунг всех этих лет – «можно всё, что не запрещено», повлек за собой цунами профессиональных безответственности, вседозволенности и безнаказанности. Всё это мы с вами переживаем сейчас - так же - во всех сферах жизни.

              Как же гениален А.С. Пушкин, оставаясь современным всегда:
 
                «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья,
                Россия вспрянет ото сна…»!

           Продолжение - Мои видеоромансы: http://www.proza.ru/2011/07/20/1361

           Продолжение мемуаров: http://www.proza.ru/2011/07/09/545   


Рецензии
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.