Алла Пугачева

Иногда мои друзья спрашивали у меня, зная, что я занимался в ГИТИСе одновременно с Пугачевой - Какая она, Алла?

С тех пор прошло много лет, но и сейчас, как и тогда, я затрудняюсь однозначно ответить на этот вопрос. Хотя о ней
известно так много и столько всякого, что сам этот вопрос, в чем-то уже, становиться банальным. Но правильнее
всего, все же отвечая на него, можно сказать классически - Она женщина, которая поет. И этим сказать все, если
мой читатель постарается понять, что такое Женщина, которая поет. Она полноценно живет, когда поет. Она
само-реализуется, когда поет. Она становиться прекрасной, недосягаемой, во всех смыслах, когда поет. Она превращается
во все, что ей угодно, когда поет. Она превращается, во все, что в состоянии увидеть и представить ее зритель и это
тогда, когда она поет. Именно живет, когда поет. Все остальное - это только прошлое, и будущее, а между ними тот
единственный миг, который называется ее жизнь, когда она поет, та единственная женщина, которая так поет...

Познакомился я с Пугачевой, как и многие миллионы советских людей, слушая ее песни, глядя ее выступления на
телевидении. На реальный, живой ее концерт я попал тогда, когда мы занимались на втором курсе и зимой сдавали
зимнюю сессию. Но об этом позже. Сегодня все знают, что с первых ее появлений на ТВ, она обратила на себя внимание,
понравилась многим.
Появлялись ее пластинки, которые становились в общий ряд эстрадной популярной музыки. Но каждая ее новая песня,
как бы поднималась на ступеньку выше. Выше по многим параметрам, и я не говорю о талантливости или
мастерстве исполнения. Изначально талант присутствовал в этой женщине. Но она тогда еще была одной из поющих на
эстраде женщин. Но, как я сказал раньше, с каждой новой песней, вернее с каждой новой пластинкой, она
поднималась вверх по ступеням к вершинам, покоряя одну высоту за другой. Опять, это не вершины мастерства и
славы, это ступени чего то другого, что сделало ее Женщиной, которая поет, Примадонной или просто для всех
узнаваемой - АЛЛОЙ.

      У каждого человека наступает свой час истинны, когда он открывает то ли замечательного писателя,
то ли артиста, режиссера, художника. К тому моменту у меня были и свои любимые книги, писатели, любимый музей,
целый свой любимый московский театр имени Ермоловой с его замечательной труппой, или правильнее будет сказать,
своя любимая, целая театральная труппа, любимые спектакли, художники и даже любимый дирижер Федор Глущенко.
Настало время и для певицы. Однажды, это было осенью, из Болгарии в Киев приехала моя бывшая сотрудница. Она
вышла замуж за болгарина и жила в Софии. По случаю ее приезда, она собрала своеобразный девичник, единственным
исключением в нем был я. Так сложились обстоятельства в нашей работе, что я очень дружил с четырьмя сотрудницами.
Это были экскурсоводы Киевского бюро путешествий и экскурсий. Мы собрались после работы у нее дома. Пока женщины
на кухне готовили ужин и понемногу пробовали красное болгарское вино и естественно немного "сплетничали", я
поставил пластинку. Я не помню, что я тогда выбрал, но с кухни пришла Данна и сказала, что она купила пластинку
Пугачевой и что бы я ее поставил. Вот именно тогда, слушая ее, до меня дошла вся глубина ее песен. Я был просто
ошарашен. Я слушал ее песни и у меня впервые, что -то перевернулось внутри. Это было настоящее душевное -
духовное потрясение.  Что-то новое вошло в меня с ее песнями и если быть до конца честным, осталось во мне
на всю жизнь. Я ее песни, я говорю о тех наших, самых любимых и ставших самыми популярными, не могу
спокойно слушать даже сейчас, практически через 30 лет. Ну а тогда я просто влюбился в ее песни, если так можно
выразиться, и надеюсь, что меня многие поймут правильно. Я сам часто говорил, что любить можно только женщин,
все остальное может нравиться, но так уж устроен человек, он стирает грани между совершенно разными
явлениями своего бытия. Мы уже тогда перешли на 2-ой курс ГИТИСа. За год до этого мы с Пугачёвой одновременно
сдавали вступительные экзамены. И если не ошибаюсь, в одном большом зале писали сочинение. Но тогда еще,
она была просто популярная певица Алла Пугачёва. С ней на курс режиссуры эстрады поступала и потом
занималась и Екатерина Шаврина и другие эстрадники. После того девичника, я собрал все пластинки и записи с
ее песнями. А когда зимой приехал в Москву на сессию, спросил у нашего методиста Аллы Юрьевны, как можно увидеть
Аллу Пугачеву. На что она мне отвечает, вон она сидит в комнате у Ренаты. Зайди и увидишь. Рената
Анатольевна была методистом факультета режиссуры эстрады.. Это практически за стенкой, в соседнем кабинете. Вот
так сбылось мечта влюбленного.
В это время в Москве в театре эстрады проходили концерты Пугачевой. Я заранее, за несколько дней купил
билет в театральной кассе станции метро на Пушкинской площади. Когда я шел на концерт, уже от метро и на подходах
к театру Эстрады спрашивали лишние билеты. В самом этом факте не было бы ничего сверхъестественного, на
ее концерты уже тогда надо было заранее покупать билеты, но возле самого театра Эстрады стоял мужчина и
предлагал за один билет очень редкую и дорогую тогда книгу романов М. Булгакова. Купить ее в магазинах
практически было невозможно, а на рынке она продавалась за 60-70 рублей. Я имел такую книгу, купленную
точно также на книжном рынке и поэтому обратил на него внимание. Этот концерт в театре Эстрады был еще
одним потрясением.  Она в конце концерта пела песню, а у меня на глазах были слезы и я был в этом не одинок.
Если перед началом концерта, я думал зайти к ней после концерта за кулисы, то после концерта я был в таком
состоянии, что сам не помнил, как доехал до гостиницы. Спать не мог, в сознании звучал ее голос. И я сел за свою
пишущую машинку, которая всегда была со мной и начал писать. В результате получился рассказ - Алла, который
я вместе с детской книжкой для Кристины передал ей в институте, через Ренату Анатольевну. Время
занятий и зачетов у нас не всегда совпадали.

      Вот этот рассказ -Алла - http://proza.ru/2011/06/12/159

Навсегда запомнилась мне наша встреча через некоторое время в холле института после занятий. Мы стояли возле
стены и разговаривали. Я спросил о рассказе. Она просто и очень искренно ответила -
- Я была тронута.
В это время после занятий расходились студенты. Мимо нас шел незнакомый мне молодой мужчина в сопровождении
нескольких девушек. Увидев Пугачеву, он подскочил к ней поздороваться и поцеловал ей протянутую руку. В самом
этом факте не было бы ничего особенного, если бы Алла, как и я, не поняла, почему он это делает на глазах у своих
спутниц. И вот здесь Алла превратилась в ту Пугачеву, которую многие и знают и боятся. Она язвительным голосом
говорит ему -
Что то ты сегодня такой галантный?
После этих слов он сразу ретировался к наблюдавшим за этой сценой его спутницам. А я подумал, не дай бог,
такое услышать от Аллы в свой адрес.

А через 10 лет мне пришлось быть самым активным участником в проведении самого грандиозного ее концерта
тех лет.Это был ее концерт на республиканском стадионе в Киеве. Мне кажется, что это был первый ее концерт на
100 тысячном стадионе. До этого, по разным причинам, она много лет не выступала в Киеве. Негласный запрет на ее
гастроли наложил тогдашний первый секретарь ЦК компартии Украины - всесильный Щербицкий, который не взлюбил
Пугачеву, за ее независимый нрав. Это был один из подобных концертов на стадионе в те годы. Отличие его было в том,
что это было на стадионе сто-тысячнике, таких огромных аудиторий у нее до этого не
было и то, что сделать этот
концерт надо было всего за 10 дней до его начала. С того момента, как было принято решение делать этот
концерт и до его начала было всего десять дней. Все технические вопросы за это время решить можно было, а вот
самое главное, собрать такое количество зрителей за 10 дней практически было не реально.
У меня спросили буду
ли я это делать. Я дал согласие. Перед этим я сделал концерт Кузьмина на четверти стадиона, это примерно
20-25 тысяч. Такой концерт в Киеве был впервые. Кузьмин давал тогда 3 или четыре концерта. И несмотря на проблему
с первым, само все мероприятие прошло грандиозно. Вот и пришлось тот опыт
переносить на стотысячную
аудиторию. Я смог это сделать. Тогда я отнесся к этому совершенно нормально. Я очень хотел, что бы Алла
выступила в Киеве. Я зашел к ней в перерыве концерта на одну минуту.
А вот после концерта
не смог с ней увидеться и очень потом жалел об этом, мне надо было заканчивать работу с многими уполномоченными,
которые до самого начала концерта распространяли билеты. Недавно я просмотрел видео - фильм этого грандиозного
концерта и почувствовал своеобразную гордость - Это сделал я.

Ну а с нашей первой встречи прошло 30 лет, с той зимы 1979 года. Многое изменилось за эти годы. Изменились и мы
все, некоторые кардинально. Нет уже того нашего Союза, который оказался в итоге рушимым. Многих из нас разбросало
по разным странам и континентам и все равно, где бы мы ни были по прежнему с удовольствием вспоминаем и
слушаем опять песни этой уникальной женщины, которая по прежнему поет, по прежнему всех удивляет, и по прежнему
продолжает всех эпатировать, находя для этого разные варианты и поводы. Был период, когда она не могла
адекватно воспринимать отношение к себе, как некоторых официальных чиновников, так и прессы, стоявшей за ними,
людей которые сами возложили на себя функцию блюсти общественную нравственность,
добропорядочность, а
проще говоря, что бы все были одинаковыми и не выбивались из серого строя посредственности. Именно за
то, что она не хотела быть, как все, вести себя как все, провоцируя тем самым и других к такой же духовной свободе.
А для, них значит к не повиновению. Они понимали, чем это чревато, а Алла, к сожалению, эту свою борьбу воспринимала
чисто по женски, как актриса, как творческая личность. Не зная тогда еще, что она есть носитель более значимого,
сравнимого с духовным миссионерством. Наверно правильнее было было бы совсем на них не реагировать. Но иногда это
легко сказать, а не сделать. Периоды ее некоторого молчания были в основе своей связанны именно с тем, что это были
периоды, когда в российском обществе значительно менялись некоторые гражданские и человеческие приоритеты.
Люди боролись не только за свои физические жизни, но и за свои души. Она, как живой реальный представитель
этого общества, тоже прошла через все перипетии того нелегкого времени. Во всем
была приставка - псевдо.
Псевдо -демократия, псевдо - рынок, псевдо - культура и так далее. Она прошла этот нелегкий путь вместе
и рядом со своим любимым слушателем - зрителем. Как всегда, не всем и не все нравилось, что она делала.
Искала новые мелодии, ритмы, новые формы, тексты, новые способы общаться со
зрителем. Но она имела
право на все это, потому, что она всегда была Алла Пугачева и всегда поступала по своему, не оглядываясь
на кого-то и на что-то. А скажите пожалуйста, на кого она могла оглянуться, на кого она могла опереться,
с кем она могла посоветоваться в нашей огромной стране сплошных "Советчиков".
Те советы и ту помощь
она отвергла уже давно, поняв, что рассчитывать может только на себя. Но она же женщина, да еще при этом, которая
поет, должен же кто-то ее услышать, как простую женщину.. Но именно того, что больше всего в этой жизни ей
хотелось, с ней не происходило. Не нашелся на ее пути мужчина, который бы понял ее, Ее женскую душу, оценил
бы в ней просто женщину, протянул бы ей свою мужскую руку и сказал, что за ее спиной всегда будет его.
Простому обывателю не знакомо, что значит пробивать себе дорогу в советском искусстве,
где всегда правили
" бал " мужчины, где председатели, начальники, управляющие, директора и прочие, в независимости от того
были они сами женщины или мужчины, всегда строго блюли статус первенства мужчин. И при таком положении,
противоборстве ей удалось сперва отвоевать свое маленькое пространство,
потом понемногу больше и
больше. И в конечном счете стать вровень с самыми маститыми, титулованными - не коронованными мужчинами на
эстраде. Взойдя на этот своеобразный Олимп, она начала активно помогать многим, создавая тем самым свою команду. Упрекать
ее в этом нет смысла. Именно ее команда, ее театр помогли ей остаться на этом Олимпе, окончательно укрепиться,
и построить на нем
свой Храм песни. В этом Ее подвиге Она опиралась только на своего любимого зрителя, который ей платил
искренней любовью и преданностью. Много чего было связанно со всем этим. И Ее личные, человеческие проблемы и
взаимоотношения с властью, с прессой и прочее не сломали, не уничтожили эту уникальную женщину. Все люди на свете
имеют право на ошибки, все знают, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, а Она всегда делала очень
много, и мне кажется больше, чем некоторые. Но почему же некоторые ее действия, причем совершенно личного
свойства, какие бы они небыли на самом деле, получают статус ошибки, и даже незначительные, сразу становятся
 предметом обсуждения, достоянием нечистоплотных представителей прессы, которые на этом создают себе антураж.
Достаточно, что это делали мужчины, которых она, так или иначе приближала к себе. Ей приходилось быть
одновременно и режиссером, и исполнителем и капитаном своего корабля. Но она же, в конечном счете ,не
администратор, ни менеджер, как сейчас говорят, она ничего этого не должна делать, она должна петь, тратить
свои силы, свою творческую энергию на песню. А ей приходилось, так или иначе, делать многое, решать многие
вопросы. Делала сама потому, что поняла, что доверять некому и положится по большому счету не на кого.
Мне могут возразить, что много лет рядом с ней был человек, как принято говорить, ее правая рука и более того.
По его собственному выражению, они были вместе - рядом 24 часа в сутки. Но сам факт - 24 часа в сутки не
раскрывает все, что происходит за это время в творческой кухне, такой певицы, как Алла. Мне меньше всего
хотелось бы говорить о ее личной жизни. Не случайно она называется личной или частной и что бы не происходило
в ней, это не должно никого касаться. Правильно было кем то сказано, что мы знаем и
должны знать только
то, что она сама захочет, что бы мы знали. Как есть на самом деле может знать только она сама, это ее жизнь и
она вполне заслуживает, что бы к этому все относились с уважением и не лезли к ней в душу своими, часто не
чистыми, руками. Как иногда мало надо человеку вообще и женщине в частности. И это малое есть самое важное,
главное - уважение. К отсутствию уважения в общественных сферах, в сервисе, на улице мы как-то привыкли, смирились
с этим, но смириться с этим у себя дома, в личной жизни, практически невозможно. Любовь
приходит и уходит, в
смысле страсть, а "кушать хочется всегда", в смысле духовного общения. Духовной пищей в отношениях между мужчиной
и женщиной как раз и является уважение. Без уважения, постоянно присутствующего в отношениях, никакие другие
факторы отношений не в состоянии объединять двух человек. Уважения требуют как достоинства, так и недостатки.
За красоту, талант и прочее легче всего любить, а вот понять недостатки, которые есть у всех, научиться прощать
их, а возможно и в недостатках, постараться увидеть некие достоинства или
особенности способны далеко
не все. Именно в таких, не всех и больше всего мы все нуждаемся, а наша Примадонна в этом тоже не исключение.
В мире так устроенно, что за все, что тебе дает природа - судьба, надо платить - за талант, за красоту, за все,
что сам хочешь иметь и даже за то, что само приходит. Есть еще одно феноменальное явление в природе бытия -
чем больше ты отдаешь, тем больше ты получаешь, тем больше возвращается тебе. Если вначале она стремилась
концерт превратить в спектакль, то сейчас она отдельную песню превращает в своеобразный моно- спектакль в котором
оживают любые предметы находящиеся на сцене и у нее в руках, и свечи, и микрофон ? бокал, и цветы и многое
другое. Пугачева своими песнями очень много отдает, свою энергию,(непонятно где она ее берет), свои чувства,
страсти. И так же много она получает от своего многочисленного зрителя. Это и есть тот движитель, который
способствует всем обстоятельствам с ней связанных. Когда мы приходим на концерт или
усаживаемся у телевизора,
мы получаем созданное Ею зрелище - красивый, "вкусный праздничный торт".Но за этим стоит трудная, точная работа
кондитера, в которой был и физический труд и горячая печь и грязная посуда и так далее. Вы когда нибудь слышали,
что бы это все обсуждали, съев торт. Нет? В крайнем случае можно услышать, как говорят -
Что бы у этого человека,
который сделал такую красоту и вкуснятину, руки не болели.
        В творчестве певицы, тем более такой как Алла, тоже своя кухня, своя "горячая печь", своя грязная посуда,
свои издержки производства. Но говорить надо не о них, а о самом главном, конечном результате - ее творчестве,
ее песнях. А конечный результат то, у нее намного лучше получается, чем у других. Возможно они не так
много отдают. Вот тут и проявляется маленькое человеческое качество, которое прорастает в
большие проблемы.
Я говорю о простой человеческой зависть. Как я понимаю, ей завидуют не только другие на эстраде, но и просто люди,
обделенные таким человеческим качеством, как добротой. Такие люди были, есть и всегда будут, но их к счастью
не большинство и к ним нужно относиться терпимо. В своем архиве я нашел страницу из журнала Огонек за 1987
год с ее фотографией и следующим текстом

- Вы не утратили до сих пор способности влюбляться с первого взгляда?
- О чем вы думаете, идя по улице и глядя на простых смертных?

Это вопросы из писем наших читателей адресованных народной артистке республики Алле Пугачевой. После того
давнего о ней репортажа в Огоньке - 11. 1977 года в редакцию пришло много писем. Благодарили, возмущались
( как солидный журнал позволил себе публиковать о такой певице хвалебную статью), просили прислать ее автограф
и так далее. Еще тогда в 1977 году мы задумали собрать все читательские вопросы к Алле Борисовне и когда
поток иссякнет, попросить ее на них ответить. Ждать пришлось 10 лет.?

Я думаю, что тысячи тысяч писем в редакции и самой Пугачевой лучше всего говорят
о том, что такое явление
на эстраде, как Пугачева, давно вышло за рамки обычного понимания популярности, известности, знаменитости
Многие, кого часто называют известными, знаменитыми оказавшись на улице, в транспорте, в общественных местах
просто окажутся неузнаваемыми. Истинная популярность - известность не на бумаге и в комментариях, а душах простых людей.

     Ну а вся многочисленная армия эстрадников, так или иначе, должны проявлять к ней корпоративную симпатию
и благодарность. Многие лавры, которые они пожинают сегодня, являются результатом ее творчества, ее деятельности.
С ее приходом в большую эстраду изменились многие формы и обстоятельства функционирования этой эстрады
и многое распространилось на всех представителей этого творческого цеха. Есть еще один аспект в творчестве Пугачевой,
который многим знаком по творчеству литераторов. Хорошо известно, что когда литератор не может в реальной
жизни, по разным причинам, что -то сказать или сделать, он заставляет это говорить
и делать своих литературных
героев. То, что Пугачева не может сказать прямо в лицо, часто говорят героини ее песен. Это делает их еще более
узнаваемыми, более реальными. Ну а некоторые слушатели, как это она сама высказала, принимают слова ее героинь
в свой адрес. Слушаешь песню и ощущаешь, что это она к тебе обращается. Хочется все бросить и мчаться к ней.
Что бы до конца понять феномен этого явления - Алла Пугачева, необходимо обратиться к такому феномену в русской
культуре, как песня, к ее истории, месту, значению. Понять все это можно только окунувшись в глубину русской-
славянской Язычности. Что бы понять природу этого феномена - надо почувствовать
всю силу и мощь той
народной стихии, с ее языческими корнями, традициями, которые несмотря на многовековые гонения и притеснения,
всегда продолжали жить, развиваться и постоянно давали новые побеги на этом уникальном дереве русской культуры и
самобытности. Надо вспомнить, какое место всегда занимала песня и ее огромное значение в жизни человека на Руси
и тогда становиться понятней, почему ее песням все возрасты покорны, а об национальной принадлежности вообще не
имеет смысла говорить. Нет такой культуры, на носителей которой ее песни не производили свое незабываемое
действие. Для этого даже нет необходимости перечислять страны и народы. Впечатление и восприятие везде было и
будет одинаковым. Пугачева превратила, а вернее сказать вернула песне с помощью
своих концертов ее
изначальную функцию - ритуала. Ее концерты уже переросли даже понятие спектакля, превратившись незаметно
в ритуал, в самом хорошем смысле этого слова, ритуал, который создает коллективное сопереживание, помогает
очищению, заставляет становиться чище, светлее, духовней и при этом не отсылает нас к каким то
сверхъестественным силам или существам, в не зависимости кто бы это ни был. Она как настоящая жрица,
говорит нам - Вы сами вершите свою судьбу, сами решаете быть счастливыми или несчастными, вы имеете
право на ошибку и на ее исправление, на все вы имеете право, и только от вас самих зависит, как вы этим
правом распорядитесь. Она ко всем своим зрителям обращается на Вы, никому ничего не навязывает, не требует,
не заставляет. Все, что с нами происходит делают ее песни. Ко всем ее титулам, начиная с Женщины которая поет,
Примадонны и вплоть до Королевы Российской эстрады она сама, своим
трудом и талантом добавила
самый главный и возможный титул - Жрица в храме Песни. Именно этой своей Богине - песне она верно служила всегда.
Несмотря ни на какие препятствия, шла не сворачивая с этого тернистого пути. Постоянно
поднимаясь все выше и
выше к порогу, к алтарю этого храма и в итоге заняла в нем самое почетное место - Ее жрицы. В этих словах,
по-настоящему, нет никакого пафоса, это простая констатация реального, свершившегося факта.

П.С. Это все сказано о Женщине которая поет и при этом Женщина, которая живет в ней имеет полное право на
свою личную жизнь,  которая должна быть и оставаться только ее личной, как и у всех нас.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.